Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №43 (март) 2017
Разделы: Экология
Размещена 16.03.2017. Последняя правка: 21.04.2017.
Просмотров - 3415

Направления совершенствования способов экологического просвещения в ботанических садах и дендропарках

Мусазаде Ольга Владимировна

специалист

фрилансер

инженер-эколог

Аннотация:
Статья посвящена такой функции ботанических садов и дендрологических парков, как экологическое просвещение. В статье кратко описываются способы такого просвещения и даются возможные варианты совершенствования применения таких способов.


Abstract:
The article is devoted to the function of Botanical gardens and dendrological parks, as environmental education. The article briefly describes how such education and provides possible options for improving the use of such methods.


Ключевые слова:
ботанический сад; дендропарк; ботаника; экология; просвещение; экскурсии.

Keywords:
Botanical garden; arboretum; botany; ecology; education; tours.


УДК 58.006

Введение
Современный мир характеризуется активным развитием экономики, промышленности. Увеличивается численность населения, потребления товаров и услуг. Ежегодно растут объемы выпускаемой продукции. Все это требует больших затрат и не только экономических, но и природно-ресурсного потенциала. Вместе с увеличением народонаселения растут города, расширяются. Территории населенных пунктов, промышленных зон, транспортной и иной инфраструктур занимают все большие территории. А это приводит к сокращению природных территорий, уменьшению и изменению биоразнообразия.

Однако в наши дни человечество озабочено не только ростом экономики, но и сохранением природы. Существует множество международных и общественных организаций, которые занимаются сохранением природы, редких и исчезающих видов, природно-ресурсного потенциала. Организации, правительства издают законы по охране природы, регулируют ее экономическое использование. Создаются различные заповедники, национальные парки и иные особо охраняемые природные территории. Они предназначены в первую очередь для сохранения уникальных ландшафтов и природных комплексов, биоразнообразия, исчезающих животных, используются также в научных целях для изучения природных сообществ и восстановления видов животных, растений, выполняют и иные функции.

Следует отметить, что животные и растения гибнут не только в результате неграмотной экономической деятельности, но и в результате небрежного отношения к природе обычных людей. Человек срубает деревья для своих нужд, собирает цветы, в том числе и краснокнижные, разводит костры в лесах и на торфяниках, бросает непотушенные окурки, выбрасывает мусор на лесной поляне или на тропинке. В результате происходит загрязнение природы бытовыми отходами, которые могут быть губительны для растений, случаются лесные пожары, беднеет местная флора. Часто человек, совершая подобные действия, не задумывается о последствиях, а иногда просто и не знает, что так может нанести сильный вред природе. В данном случае возникает функция особо охраняемых природных территорий – экологическое просвещение и воспитание.

Наиболее доступные для посещения особо охраняемые природные территории – ботанические сады и дендрологические парки. Они наглядно демонстрируют посетителям богатство растительного мира, разнообразие как местной флоры, так и растений других природных зон. Посетителям рассказывают о функциях растений, потребности в них и о том, почему мы должны бережно к ним относиться.

Актуальность . Все ботанические сады и дендропарки осуществляют функцию экологического просвещения и воспитания. Они осуществляют ее различными способами в зависимости от бюджетных и территориальных возможностей ООПТ. Однако при усовершенствованном подходе к организации функции просвещения можно повысить экологическую грамотность, улучшить экологическую культуру населения, что необходимо для сохранения природы и ее биоразнообразия. Таким образом, тема направлений по совершенствованию просветительской функции ботанических садов весьма актуальна. В особенности с учетом наступившего «Года экологии» в России.

Цель статьи – определить направления совершенствования просветительской функции в ботанических садах и дендрологических парках. Задачи работы – определить различные способы экологического просвещения в ботанических садах и дендрологических парках.

Методы исследования: анализ материалов официальных сайтов ботанических садов, синтез полученной информации, сравнение, анализ специальной литературы. Материалы для исследования: официальные сайты ботанических садов, специальная литература.

Специальной литературы по данной тематике достаточно мало, поскольку в науке такая проблема слабо освещена, что и послужило выбором данной темы.

Научная новизна работы заключается в том, что в статье впервые изучены способы совершенствования эколого-просветительской функции ботанических садов и даны направления для развития и совершенствования этой функции.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют экологическое просвещение различными способами.

Ботанические сады России можно подразделить на две большие группы: ботанические сады, как самостоятельные научные учреждения, находящиеся в ведомстве министерств, администраций или входящие в систему РАН, и ботанические сады учебных заведений.

Ботанические сады вузов создавались с целью обеспечения учебного процесса в вопросах практического освоения ботанических знаний, через учебные практические занятия, научно-исследовательскую работу студентов [1].

Студенты учебных заведений проходят в ботанических садах практику по самым различным специальностям: ботаника, биология, ландшафтоведение, садоводство и другие. Однако все ботанические сады осуществляют просвещение не только студентов профильных специальностей и научных работников, но и различных слоев населения: школьников, студентов не профильных специальностей и просто всех желающих.

В целях экологического просвещения ботанические сады проводят различные экскурсии, организовывают праздники, фестивали, акции.

Так, Тверской ботанический сад проводил конкурсы среди школьников на лучшие фотографии сада, сочинения о саде, театральные постановки, художественные поделки [5]. Подобные мероприятия позволяют заинтересовать детей коллекциями сада, помогают им расширить кругозор, в игровой форме увеличивают их знания по ботанике, биологии, природной истории своего края и географии различных уголков планеты. Стоить отметить, что проводить подобные конкурсы можно не только среди школьников, но среди взрослых, разделив номинации по возрастным группам. Наверняка среди взрослых найдутся любители и профессионалы фотографии, писатели, журналисты, просто люди с хорошим литературным слогом, дизайнеры и художники желающие поучаствовать в подобных конкурсах и акциях. Такие мероприятия привлекут внимание к ботаническому саду, к природе родного края, увеличат посещаемость садов, позволят заинтересовать население в бережном отношении к окружающей среде.

Самый популярный в ботанических садах способ экологического просвещения – проведение экскурсий. Так в ботаническом саду Ивановского государственного университета в целях внедрения и пропаганды современных методов ведения экологически безопасного овощеводства, садоводства, цветоводства с минимальными расходами на удобрения и химикаты заложен показательный огород и сад [7]. Такие тематические экскурсии будут весьма интересны и полезны для садоводов и огородников, как любителей, так и профессионалов, дачникам и лицам, постоянно проживающим за городом и ведущим личное подсобное хозяйство.

Также большинство ботанических садов проводит специальные тематические экскурсии по озеленению территории. На таких экскурсиях посетителям предоставляется информация о растениях, которые можно использовать при озеленении, о том, какие могут быть использованы растения местной флоры и интродуценты, которые являются перспективными для выращивания в данной местности, предоставляются результаты исследований селекционеров о выведении новых более устойчивых сортов.

В некоторых ботанических садах, например в Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета, проводят экскурсии для фармацевтов, на которых рассказывают о новых растениях, пригодных к использованию в лекарственных целях, или выявлению новых свойств у уже известных видов.

В Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета проводят экскурсии, специально предназначенные, для собирающихся в путешествие по горному Алтаю. На экскурсии слушателям предоставляют не только информацию о местной флоре и редких растениях края, но и дают также полезную в походе информацию о том, какие растения можно употреблять в пищу, какие являются ядовитыми и опасными, а какие растения можно использовать в лекарственных целях [8]. Посещением такой экскурсии будет весьма полезным перед осуществлением похода, так как полученная информация позволит избежать отравлений растениями, утолить голод или оказать первую медицинскую помощь. Посещение такой экскурсии рекомендуется включать в программу туров по горному Алтаю. Кроме того, подобный опыт возможно внедрять при организации туров по другим местностям в случае близкого расположения ботанических садов и дендропарков.

Ботанические сады осуществляют также разработку методов по борьбе с вредителями. В качестве примера можно привести использование моли вида D. Radiella для борьбы с борщевиком Сосновского в СибБС ТГУ [3]. В сочинском парке «Дендрарий» существует проблема уничтожения деревьев дендрофильными полифагами [4]. При посещении данного парка туристы смогут узнать о вреде, который наносят вредители древесной растительности.

Немало важную роль играют ботанические сады в просвещении детей и подростков. В данном случае ботанические сады ставят цель не просто преподнести детям ботаническую информацию, но и сформировать у них бережное отношение к окружающей среде, привить любовь к природе. Детей приводят на школьные экскурсии, они посещают ботанические сады с родителями, участвуют в познавательных мастер-классах, конкурсах, акциях. А в Ботаническом саду Иркутского государственного университета существует программа садовой терапии для трудных подростков, привлекавшихся к уголовной ответственности [5]. Использование метода садово-парковой терапии для лечения н является новым для ботанических садов. Еще в XVII-XVIII вв. такой метод использовался для лечения психических расстройств, а начало этому было положено еще в Древнем Египте [2].

В Полярно-Альпийском ботаническом саду существует целая программа «Экотерапия», которая основывается на релаксирующем, успокаивающем воздействии природы на человека. Эта программа применяется при лечении пациентов с психическими расстройствами. Успешность данной программы подтверждена специалистами Мурманской областной психиатрической больницы [2].

В России есть несколько ботанических садов, прикрепленных к лечебно-курортным учреждениям: Дендрологический парк курортного комплекса «Русь», Дендрологический парк ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе». Эти ботанические сады предназначены для отдыха, релаксации отдыхающих. Также их можно использовать не только для отдыха, но и активного экологического просвещения.

Для развития взаимодействия ботанических садов и посетителей необходимо составлять определенные банки данных по посетителям. В этом случае возможно применение зарубежного опыта, например США и Канады. Банки данных формируются по разным категориям посетителей. В них содержится информация о поведении и предпочтениях отдельных категорий посетителей: какие экспозиции предпочитают, как передвигаются по залам и территории, какие экскурсии и мастер-классы предпочитают и т.д. Это позволит управлению сада развивать нужные направления, структуру сада, создавать новые экскурсии и совершенствовать имеющиеся.

Также практически все ботанические сады издают специальные брошюры, каталоги и другую литературу по собственно самому саду, по ботанике, в том числе и краевой, местной, экологии.

Таким образом, способы экологического просвещения в ботанических садах можно подразделить на контактные, когда посетители общаются с экскурсоводами, специалистами и бесконтактные, когда посетители покупают специальную литературу. Контактные способы можно подразделить на проведение конкурсов, акций, фестивалей и других мероприятий и проведение экскурсий, как общих, так и тематических. Для наибольшей эффективности выполнения функции экологического просвещения ботаническим садам и дендропаркам следует использовать обе группы способов.

Ботанические сады и дендропарки могут проводить различные акции и мероприятия в силу своих возможностей. Так, небольшие сады и парки могут проводить фотоконкурсы, литературные и небольшие творческие конкурсы, проводить мастер-классы по поделкам из натуральных природных материалов. Крупные ботанические сады могут проводить экологические фестивали. Самое главное нужно подобрать такую тематику мероприятия, чтобы это было не только массовое развлекательное событие, но и преподнесение посетителям в доступной и легкой форме знаний в сфере ботаники и экологии. Такими мероприятиями могут быть, к примеру: сбор гербария, помощь в посадке растений, мастер-классы по использованию растений в качестве первой медицинской помощи, приготовление растений в пищу с пояснением целебных и полезных свойств растений, уборка территории и т.д.

Экскурсии в ботанических садах могут быть как общими, так и специализированными (для садовников, ландшафтных дизайнеров, озеленителей, фармацевтов и т.д). На общих экскурсиях посетители узнают о местной флоре и флоре других климатических зон, о видах растений, в том числе редких и исчезающих. При подготовке экскурсий внимание следует уделить таким материалам, которые дадут посетителям практические знания, а не только общие о биоразнообразии. К практическим знаниям можно отнести использование растений в лекарственных целях, флористика, косметология, организация огорода и сада, ядовитые и съедобные растения.

В некоторых ботанических садах и парках возможно организовать зону, которая наглядно бы демонстрировала последствия пожара, замусорения, вытаптывания, разлива химикатов, использования пестицидов. Такие зоны наглядно демонстрировали бы посетителям пагубные последствия некоторых своих неосторожных и необдуманных действий: непотушенные сигареты, оставление костров, мусора на привале и пикнике, использование пестицидов при ведении садоводства и огородничества.

Заключение.
Таким образом, можно выделить следующие направления для совершенствования эколого-просветительской функции ботанических садов:

- использование контактных и бесконтактных способов просвещения;

- проведение акций, конкурсов, мастер-классов и фестивалей в зависимости от финансовых и территориальных возможностей ботанического сада на экологическую тематику;

- при проведении экскурсий давать посетителям больше информации, которую они смогут применить на практике (пример: использование лекарственных растений, правила сбора растений, растения пищевые и ядовитые и т.д.)

- создание зон с реконструкциями возможных негативных последствий деятельности человека.

При грамотном подходе к организации мероприятий и проведению экскурсий можно значительно повысить экологическое сознание граждан, привить бережное отношение детей к природе и, как следствие, сохранение природы родного края.

Библиографический список:

1. Андреев Л.Н. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений.// Hortus Botanicus.- 2004.- №3. -С.5-27
2. Жиров В.К., Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Советова М.П., Мазуренко И.Н. Новое в просветительской деятельности Полярно-альпийского ботанического сада-института // Вестник Кольского научного центра. - 2010. - № 3. - С. 95-100
3. Кузнецова Н.П. Биологические особенности развития Depressariaradiella (Goeze) на борщевиках в Сибирском ботаническом саду ТГУ.// V Международная научная конференция, посвященная 130-летию Гербария им. П.Н. Крылова и 135-летию Сибирского ботанического сада Томского государственного университета (Томск, 20–22 октября 2015 г.). – Томск, 2015 г. - С.307
4. Ширяева Н.В. Дендрофильные полифаги сочинского «Дендрария» как основные факторы ослабления насаждений парка // V Международная научная конференция, посвященная 130-летию Гербария им. П.Н. Крылова и 135-летию Сибирского ботанического сада Томского государственного университета (Томск, 20–22 октября 2015 г.). – Томск, 2015 г. - С.162
5. Официальный сайт Ботанического сада Иркутского государственного университета [Электронный ресурс]// сайт. – URL: http://bg.isu.ru/ru (дата обращения: 18.01.2016)
6. Официальный сайт Тверского ботанического сада [Электронный ресурс]// сайт. – URL: http:// http://garden.tversu.ru/ecotropa_rus.html (дата обращения: 12.01.2016)
7. Официальный сайт Ивановского ботанического сада [Электронный ресурс]// сайт. – URL: http://ivanovo.ac.ru/pr/item/288 (дата обращения: 15.01.2016)
8. Официальный сайт Южно-Сибирского ботанического сада [Электронный ресурс]// сайт. – URL: http://ssbg.asu.ru/ (дата обращения: 11.012016)




Рецензии:

19.03.2017, 22:46 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Тема обладает определённой ценностью и актуальностью. Желательно разбить статью по разделам журнала, выделить заключение. Неплохо было бы добавить результаты экспертных оценок в проблемах адаптации к образовательным и просветительским целям. Литература также оформлена не по ГОСТу. Хорошо бы добавить ссылки по непосредственной теме статьи (кроме [2]). После реакции на замечания рецензента работа заслуживает публикации и развития.

28.03.2017 11:11 Ответ на рецензию автора Мусазаде Ольга Владимировна:
Уважаемый Эдуард Григорьевич, проверьте, пожалуйста, отредактированный вариант статьи.

17.04.2017, 19:01 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Желательно разбить статью по разделам (введение или постановка задачи и пр.), выделить заключение. Неплохо было бы добавить результаты экспертных оценок в проблемах адаптации к образовательным и просветительским целям, если таковые были. Литература также оформлена не по ГОСТу.После реакции на замечания рецензента работа заслуживает публикации и развития.
21.04.2017 11:11 Ответ на рецензию автора Мусазаде Ольга Владимировна:
Добрый день! Проверьте отредактированный вариант статьи. Результаты экспертных оценок отсутствуют, что являлось одним из оснований написания диссертации по данной проблематике.

23.04.2017, 8:17 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх