Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 17.03.2017. Последняя правка: 18.03.2017.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Дмитрик Владимир Николаевич

Магистр психологии

Херсонский Государственный Университет

Психолог

Аннотация:
В статье рассматриваются психологические особенности развития эмоционально-моральной зрелости студентов.


Abstract:
In the article psychological features of development of emotional-moral maturity of students are considered.


Ключевые слова:
юношеский возраст; эмоциональная культура; толерантность; эмоциональная сензитивность; мировоззренческие чувства; эмоциональный отклик.

Keywords:
youthful age; emotional culture; tolerance; emotional sensitivity; ideological Feelings; emotional response.


УДК 159.95

Введение.

В современном мире угроза психотравмирующих факторов неуклонно растёт. Расширяется круг фрустрирующих и стресогених факторов, изменяется темп жизни, разнообразие и многообразие мира. Человек всё чаще оказывается в ситуации неопределенности, что само по себе является самостоятельным фрустрирующим фактором. Сокращается время на межличностное общение, которое всегда было средством разгрузки и доступной общечеловеческой терапии.

Эмоциональная культура включает в себя такие основные черты, как: эмоциональный отклик на явления общественной жизни, проявления творчества, мир нравственных ценностей; способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним уважение; как способность сопереживать чувствам других людей; умение разделять свои переживания с близкими; чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.[2]

Актуальность.

Изучению эмоций, психоэмоциональных состояний личности уделяли внимание отечественные и зарубежные ученые: Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев, Леонид Александрович Китаев-Смык, Павел Васильевич Симонов, Януш Рейковский, Павел Максимович Якобсон, Кэррол Эллис Изард, Ричард Лазарус, Роберт Платчик, Маргарет Сингер, Сильван Томкинс и другие.

В нашем исследовании мы исходили из теорий эмоций Павла Симонова, Уильяма Джемса, Роберта Платчика, Кэррол Изард, которые определяют функции детерминант поведения личности в зависимости от психоэмоциональных состояний в широком диапазоне от насилия, с одной стороны, к самопожертвованию - с другой.

Цель исследования - определение взаимосвязи между эмоциональным состоянием студентов и видами толерантности: этническим, социальным и личностным.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические основы психоэмоциональной сферы студентов - будущих психологов;

2) исследовать особенности эмоционально - толерантной зрелости современных студентов специальности «психология»;

3) установление взаимосвязей между личностной сформированности эмоциональной сферы будущих психологов и показателей толерантности:
эмоциональной, этнической, как черты характера.

Эмоциональное состояние как психический механизм регуляции

Характерная особенность эмоций и чувств состоит в том, что они полностью захватывают личность. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в целое всех функций организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм, благодаря чему имеют универсальное значение для жизни организма. Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмируемых страданий или высоких форм радости и социального ощущения жизни, эмоции становятся как положительным фактором в жизнедеятельности, прибавляя активность организма, так и отрицательным, подавляя все его функции. Известный физиолог Пётр Анохин считает, что эмоции, а именно долговременные негативные эмоции (страх, переживания боли), играют решающую роль в развитии так называемых неврогенных заболеваний [1].

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоций или чувств называется вдохновением, наиболее низким - апатия. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная негативным влиянием, - состояние огорчения.

Итак, эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений и аффектов [4].
Настроение - это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на некоторое время деятельность человека, характеризует ее жизненный тонус. 

Различают настроения позитивные, которые проявляются в бодрости, и негативные, которые угнетают, вызывают пассивность. Причины настроения самые разнообразные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и тому подобное.

Особое место среди причин, вызывающих настроение, занимает суеверие.

Аффект - это сильное, кратковременное возбуждение, возникающее внезапно, овладевает человеком так сильно, что она теряет способность контролировать свои действия и поступки. В состоянии аффекта нарушается саморегуляция организма, ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Иван Петрович Павлов, анализируя аффективное состояние, отмечал, что человек в состоянии аффекта, который превышает тормозную функцию коры, говорит и делает то, чего она никогда не сделает в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет аффект [3].

Юность - возраст эмоциональной интенсивности, обладающий «юношеской горячностью», «юношеский пылом». Для эмоциональной жизни присуще наличие юности предметных чувств, направленных на определенные события, явления, лица и формирование у молодежи чувств обобщенных: чувство прекрасного, трагического, юмора. Эти чувства проявляют уже общие, устойчивые мировоззренческие установки личности, их называют мировоззренческими чувствами. Юношеская потребность в самораскрытии часто превышает интерес к раскрытию внутреннего мира другого. Юношеская мечта о любви, прежде всего, выражает потребность людей в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Студенческий возраст - это возраст формирования у юношей и девушек общего направления, основ эмоциональной культуры.

По определению Павла Якобсона эмоциональная культура рассматривается как воспитанность эмоций, как уровень их развития, предполагает эмоциональный отклик и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. Эмоции рассматриваются как основная мотивирующая система и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.

Согласно теории эмоций Павла Симонова - сила и качество эмоции, возникающее у человека определяется прежде всего силой актуальной в данный момент потребности и оценкой способности ее удовлетворить в этой ситуации. Эмоция включается при разногласиях между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения [6].

Лица с высокими показателями «психотизма» часто эгоцентричны, эмоционально холодные агрессивные, импульсивные и антисоциальные.

Те, кто показал низкий уровень «психотизма», имеют склонность к сочувствию, заботы о других, сотрудничество к более социально адаптированным.

Исследования показали, что личности присуща ментальная гибкость, коммуникативная толерантность, альтруизм, межличностное и социальное доверие, умение брать на себя ответственность, внутренний локус контроля и др.

При проведении эмпирических исследований и разработки практических технологий психологи Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Т. Ю. Прокофьева, А. А. Кравцова рассматривают толерантность как интегральную характеристику личности, включая такие компоненты как:

- Психологическую устойчивость;

- Систему положительных установок;

- Совокупность индивидуальных качеств;

- Систему личностных и групповых ценностей.

Анализ теорий и эмпирических исследований психоэмоциональных состояний и толерантности личности в отечественной и зарубежной психологии позволяет в нашем исследовании предположить, что показатели психофизиологической устойчивости личности является благоприятным фоном для развития различных аспектов толерантности.

Толерантность - интегральная характеристика студентов - будущих психологов

Воспитание толерантной личности можно рассматривать как отдельную социальную технологию, базовую относительно других технологий работы с молодежью в коммуникативном обществе.Поэтому актуальными задачами являются: психолого-педагогическое исследование механизмов идентификации, интериоризации, социальной адаптации и коммуникации, реализуемых представителями различных этнических групп; экспертная оценка тенденции развития социально-педагогической ситуации в поле культурной среде, а также создания целостной концепции системы воспитания толерантности в многонациональном обществе.

В рамках социальной педагогики центральным вопросом такой концепции является воспитание личности - носителя конкретных характеристик, ориентирован на конструктивное взаимодействие с другими. Такой интегративной характеристикой может быть толерантность личности. Основными путями воспитания толерантности в поликультурном обществе образование - процесс, в котором человек знакомится с историей своего народа, этноса, рода, семьи, осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Золотое правило нравственности - Не желай другому того, чего не хотел бы себе, - должен стать нормой человеческих коммуникаций.

Непременным условием формирования толерантного сознания является знание культур других народов, проживающих в различных регионах.

Ценность культуры, чувства причастности к ней, ощущение себя частью целостного мира - вот те мотивы, которые обеспечивают толерантное поведение личности.

Важным аспектом является образование в области этнопсихологических и етнопедагогичних особенностей личности.

Ведь понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, адекватное реагирование на нее - путь к конструктивному взаимодействию с ней.

Просветительскую работу можно проводить во всем спектре организационно-педагогических форм: лекции, беседы, уроках, выставках, конкурсах, клубах, фестивалях. Кроме давно и хорошо известных форм воспитательной работы, в современной педагогической практике рождаются и новые, нетрадиционные.

Обучение толерантности предполагает серию психолого-педагогических тренингов, которые помогают решить следующие задачи:

- Ознакомление с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания;

- Стимулирование собственных поисков и активности в освоении этих понятий;

- Приобретение навыков толерантного поведения, толерантного взаимодействия в семье, школе, на улице, в других сферах жизнедеятельности [5].

1. Формирование сознания - через образование и воспитание; использование конкретных методов обучения и воспитания.

Цель: формирование толерантного самосознания, ценностных установок на толерантное общение, других положительных социальных установок.

2. Воспитание чувств - с помощью механизмов сопереживание, сочувствие.

Цель: создание эмоциональной готовности к толерантному существования.

3. Формирование поведенческих моделей.

Цель: формирование навыков толерантного поведения, привычек.

Проблему воспитания толерантной личности нужно рассматривать как комплексную социально-педагогическую проблему. Она может быть решена при условии

соблюдения в обществе таких общих принципов и условий:

- Уважительное отношение к представителям других национальностей и религий;

- Ознакомление молодежи, населения с традициями, культурой, историей своего народа,

- Наличие соответствующей педагогической культуры воспитателей;

- Возможность национальной и религиозной образования для каждого народа,

- Создание функционирования национально-культурных, религиозных и других организаций;

- Поддержка государством национально-культурных инициатив;

- Отсутствие давления со стороны международных, национальных и религиозных организаций.

В области социальной психологии и педагогики возникла необходимость решения таких проблем подрастающего поколения:

- Социальная (в частности этноконфессиональная, национально-культурная) идентификация;

- Воспитание толерантности во взаимоотношениях в поле культурной среде;

- Воспитание патриотизма и гражданской позиции в комплексе с развитием национально-культурного самосознания на фоне этноконфессиональных ренессанса.

Стремление человека активно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды формирует у нее механизм создания определенного «банка данных» о людях и их поступки, дает возможность в актуальных условиях формировать свою линию коммуникативного поведения в соответствии с условиями среды.

Это называют установками коммуникативного поведения, готовностью субъекта к актуализации четко направленной коммуникативной деятельности.

Установки создаются в течение всей жизни на основе опыта общения и взаимодействия с другими людьми и является для людей теми ориентирами, которые позволяют «быть в определенной готовности» в определенных ситуациях. Установки формируются через контакты в семье, социальной группе, социуме.

Итак, установка является продуктом воздействий, которым человек подвергается от раннего детства, ее опыта и взаимодействия с другими людьми.

Поэтому возраст детства и юности необходимо определить как период для формирования толерантности во взаимоотношениях.

Характеристика выборки и общая процедура проведения исследования.

Наше исследование проводилось на базе Херсонского государственного университета, выборку которого составили студенты 2 курса Института психологии,

истории и социологии в возрасте от 19 до 21 года. Общее количество испытуемых - 30 человек.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:

1) Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, А.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровои;

2) методика «Диагностики общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко;

3) методика «Толерантность к неопределенности» С. Баднера;

4) опросник оценки нервно-психической устойчивости (ЛВМА им. С.М. Кирова)

5) методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Х. Холмса и Р. Х. Раге;

6) методика «Самооценка уровня фрустрации, агрессивности, тревожности и ригидности»;

7) математико-статистическая обработка данных и корреляционный анализ результатов по Пирсону.

Для исследования мы предоставляли каждому изучаемому текстовые бланки с методиками и бланки для ответов.

С помощью методики «Индекс толерантности» нам удалось проанализировать уровень этнической толерантности, социальной толерантности, терпимости как черты характера и общего уровня толерантности испытуемых.

Таким образом, нами было выявлено, что 56,6% испытуемых имеют средний уровень этнической толерантности. Это свидетельствует о том, что большинство студентов, в зависимости от ситуаций, могут проявлять как терпимость к представителям других этнических групп и установление отношений в сфере межкультурного взаимодействия, так и не принятие определенных представителей этнических групп и не желание поддерживать отношения в сфере общения.

Для 36,6% испытуемых характерен высокий уровень этнической толерантности, что свидетельствует об их принятии представителей различных этнических групп и межкультурное взаимодействие. Мы можем предположить, что именно эти испытуемые принимают уникальность другой личности, независимо от этнического происхождения.

Меньшинство студентов - 6,7% проявляют негативное отношение к представителям других этнических групп, не желают с ними общаться и проявляют нетерпимость.

Результаты исследования социальной толерантности указывают на то, что большинство студентов - 43,3% имеют высокий уровень социальной толерантности, 36,6% - средний уровень и 10% - низкий.

Таким образом мы обнаружили, что большинство студентов (43,3%) второго курса имеют высокий уровень социальной толерантности. Данные студенты имеют установку на поддержание отношений с различными представителями социальной меньшинстве, терпимы к личностям, которые имеют психические заболевания.

На наш взгляд, данные испытуемые могут стать в высокой степени квалифицированными психологами.

36,6% исследуемых имеют средний уровень социальной толерантности. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев студенты терпимы к определенным социальным группам, но некоторых личностей, которые имеют определенные дефекты или патологии не принимают.

10% студентов проявляют низкий уровень социальной толерантности. Они ведут себя агрессивно по отношению к различным социальным группам и меньшинства, проявляют не терпимость к психически больных людей.

Большинство студентов, 56,6% имеют средний уровень толерантности, как черты характера. Они в равной степени могут совмещать толерантные и интолерантные характеристики.

В зависимости от ситуаций, они могут проявлять терпимость, уважение, а в других случаях - агрессивно воспринимают то, что им не нравится.

26,6% испытуемых имеют высокую степень положительных установок, которые определяют отношение студентов к окружающему миру. Они терпимы к чужим мнениям и поступкам, способны относиться к ним без раздражения, уважают убеждения других, не пытаясь доказать свою исключительную правоту.

16,6% испытуемых студентов имеют низкий уровень толерантных черт характера. Они проявляют нетерпимость к мыслей и поступков других, проявляют агрессию и раздражение.

Анализируя полученные данные по методике «Индекс толерантности» мы обнаружили общий уровень толерантности наших испытуемых.

Нами было установлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень толерантности (73,3% испытуемых). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных рис. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

20% испытуемых имеют высокий уровень толерантности. Они обладают выраженными чертами толерантной личности. В это же время необходимо понимать, что результаты, которые приближаються к верхней границе (115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанные с психологическим инфантилизмом, тенденциями к либерализму. Также необходимо учитывать, что респонденты, которые имеют данный диапазон результатов, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности.

Только 6,6% испытуемых имеют низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности личности и наличия у нее выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

Таким образом, нами было выявлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень толерантности, что характеризует их как гибких личностей, которые время от времени, в зависимости от ситуации, могут проявлять толерантные и интолерантные черты характера.

По результатам методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко нами было выявлено следующее:

1) По первому шкале большинство испытуемых (40%) имеют средний и низкий (40%) уровень коммуникативной толерантности. Это указывает на то, что исследуемые принимают и понимают индивидуальность другой личности, характеризующий их терпимость к окружающим. 20% испытуемых имеют высокую нетерпимость, а именно не принимают индивидуальность другой личности;

2) По второй шкале большинство испытуемых имеют высокий уровень нетерпимости (40%), это свидетельствует, что они используют себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей, то есть, сравнивают других с собой. 30% имеют средний и низкий уровень (30%) нетерпимости, а значит они либо не используют себя в качестве эталона при оценке поведения других, или ориентируются на определенные обстоятельства ситуации и в зависимости от нее реагируют на них;

3) По третьей шкале большинство испытуемых (43,3%) имеют низкий уровень нетерпимости, характеризующий их терпимость в оценке других людей, принятие знаковости других. 40% исследуемых имеют высокий уровень нетерпимости, который свидетельствует об их консерватизм и категоричность при оценке других. 30% испытуемых в зависимости от ситуации могут проявлять консерватизм или терпимость при оценке других людей;

4) 53,3% испытуемых имеют низкий уровень нетерпимости, а значит они умеют сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами других людей. 26, 6% имеют высокий уровень нетерпимости, а следовательно не могут сдерживать свои чувства, характеризующий их импульсивные черты характера. 30% имеют средний уровень коммуникативной нетерпимости, в зависимости от ситуации они могут сдерживать чувства или проявлять их

5) 63,3% испытуемых не хотят перевоспитывать и переделывать других людей, 3,3% - хотят, и 33,3% исследуемых стремятся в зависимости от ситуации и от определенных людей;

6) 76,6% не хотят подгонять партнеров по общению под себя, делать их «удобными», 6,6% испытуемых - стремятся перерабатывать окружающих под себя, 16,6% - в зависимости от ситуации;

7) большинство испытуемых - 76,6% умеют прощать другим ошибки, непластичнисть, причинение неприятности, 3,3% не умеют прощать и 20% исследуемых прощают в зависимости от ситуации;

8) 40% испытуемых проявляют нетерпимость к физического или психического дискомфорта, который создают другие люди. 30% проявляют терпимость и 30% исследуемых в зависимости от ситуации могут проявлять терпимость или не проявлять;

9) 93,3% проявляют умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей, 3,3% - не умеют и 3,3% - в зависимости от ситуации.

Таким образом, нами было выявлено, что большинство испытуемых принимают и понимают индивидуальность другой личности; умеют сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами других людей, не хотят перевоспитывать и переделывать других людей; не хотят подгонять партнеров по общению под себя, делать их «удобными», умеют прощать другим ошибки; проявляют гибкость, умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей. В то же время используют себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей, сравнивая других с собой, проявляют нетерпимость к физического или психического дискомфорта. Следовательно, можно предположить, что исследуемые в зависимости от ситуации могут проявлять терпимость к другим людям, а могут и не проявлять терпимость к окружающим.

Методика «Толерантность к неопределенности» С. Баднера позволила нами выявить источник толерантности и интолерантности испытуемых:

Большинство исследуемых имеют толерантность к неопределенности. Новизна, сложность, нерешенность НЕ вызывает интолерантных черт характера испытуемых. Личность, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуациях высокой энтропии. Она способна продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостаточной информации часто берет на себя ответственность, способна принимать решения без долгих сомнений и страха неудачи. В необычной ситуации она видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.

Опросник оценки нервно-психической устойчивости (ЛВМА им. С.М. Кирова) позволил нам оценить нервно-психическую устойчивость исследуемых.

Итак, 73,3% имеют высокую нервно-психическую устойчивость, малую вероятность приступов. При наличии других положительных данных студентов можно рекомендовать на специальности, требующие высокой нервно-психической устойчивости.

В 26,6% испытуемых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключений о профессиональной пригодности.

Ни один испытуемый не имеет высокой вероятности нервно-психических срывов.

Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Х. Холмса и Р. Х. Раге позволила нам выявить, что большинство (83,3%) испытуемых имеют высокую степень сопротивления стресса и социальной адаптации, поскольку обладают способностью противостоять стрессогенным ситуациям и оставаться в равновесии.

16,6% испытуемых имеют пороговую степени сопротивления стресса. Это указывает на то, что объем сопротивления стрессовым ситуациям зависит от самих этих ситуаций, которые могут иметь разную степень тяжести переживания.
Ни один исследуемый студент не имеет низкого сопротивления стрессовым ситуациям, характеризует их как сильных личностей, которые могут решить различной сложности ситуации.

Результаты методики «Самооценка уровня фрустрации, агрессивности, тревожности и ригидности» свидетельствуют, что большинство испытуемых - 50% имеют средний уровень тревожности, 67% исследуемых имеют низкий уровень фрустрации, 66,6% низкий уровень агрессивности и 73,3% имеют низкий уровень ригидности.

По полученным результатам нами было выявлено, что 53,3% испытуемых имеют средний уровень тревожности, то есть они склонны время от времени, воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируют на такие ситуации состоянием тревоги, в зависимости от ситуации имеют невротические конфликты с эмоциональными и невротическими болезнями, вызывает нарушение внимания и тонкой координации.

По показателю «фрустрация» выявлено, что большинство испытуемых (66,6%) имеют низкий уровень, а это свидетельствует о том, что испытуемые имеют адекватную реакцию при возникновении трудностей, такие личности могут решить фрустрирующими ситуацию.

Большинство испытуемых исеют низкий уровень агрессивности (66,6%), что может говорить о том, что исследуемые испытывают агрессию в основном только в тех случаях, когда очень разгневаны, когда ситуация истощает, и тогда, когда другие люди проявляют к ним агрессию.
И за последний показателем, имеют также средний уровень ригидности (73,3%), а значит при трудностях, которые возникают при достижении цели, в зависимости от ситуации, исследуемые или пытаются преодолеть препятствия, или же считают, что ситуация не может решиться.
При проведении корреляционного анализа по формуле Пирсона нами была установлена ​​зависимость между проявлением этнической толерантности и уровнем фрустрации (r = - 0,38 при p ≤ 0,05).

Итак, испытуемые, которые имеют высокий уровень этнической толерантности, принимают представителей различных этнических групп, проявляют низкий уровень фрустрации, имеют адекватную реакцию при возникновении трудностей и пытаются их преодолеть.

Студенты, которые положительно и терпимо относятся к представителям различных этнических групп (r = -0,47 при p≤0,01), проявляют лояльность к оппонентам по общению, не имеют категоричности и консерватизма в принятии и оценке других.

Мы считаем, что данные результаты свидетельствуют именно о том, что проявления этнической толерантности способствуют межкультурному взаимодействию, принятии других людей и развития уверенности в себе при возникновении трудностей. Именно личности с низким уровнем категоричности и фрустрации имеют склонность к этнической толерантности. Итак, при формировании у молодежи адекватной этнической толерантности следует уделять внимание на снижение уровня фрустрации личности и формирования в ней установки на низкую категоричность (возможность принять другую точку зрения, рассмотреть альтернативные варианты и др.).

Чем выше будет уровень социальной толерантности испытуемых, тем в большей степени они будут проявлять толерантные черты характера к новизне. Установка на поддержание отношений с различными представителями социальной меньшинства связана с проявлениями толерантности к неопределенности (r = 0,42 при p ≤ 0,05).

Студенты, которые проявляют высокий уровень социальной толерантности проявляют низкий уровень ригидности (r = 0,41 при p ≤ 0,05). Терпимость к окружающим способствует формированию установки, что трудности, которые возникают в ходе деятельности невозможно преодолеть, не стоит уделять активность и искать различные способы решения ситуации. Чаще всего такие люди имеют сложившуюся стратегию поведения в определенной ситуации, которую они используют даже тогда, когда она является малопригодной. Возможно это связано с тем, что терпимость к окружающим людям приводит к уменьшению активности и средств преодоления препятствий.Терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к людям без раздражения, уважение убеждений других способствует общей терпимости исследуемых к окружающим (r = 0,40 при p≤0,05). Это свидетельствует о том, что толерантные черты характера влияют на формирование общего уровня коммуникативной толерантности исследуемых студентов.

Высокий уровень толерантности как черты личности способствует увеличению уровня стрессоустойчивости (r = 0,42 при p ≤ 0,05). Терпимость и уважение к окружающим приводит к тому, что исследуемые могут в большей степени противостоять стрессовым ситуациям и оставаться в равновесии.

Так, общий уровень коммуникативной толерантности исследуемых способствует увеличению толерантности к неопределенности, а именно ситуация затруднения не вызывает интолерантных черт личности (r = 0,40 при p ≤ 0,05). При терпимости к окружающим во время общения проявляется и терпимость к сложным ситуациям. Испытуемые не обращают внимание на языковые особенности оппонентов, общаются с представителями различных групп, и эти особенности способствуют увеличению терпимости к сложным ситуациям, возможности их решать.

Чем выше уровень коммуникативной толерантности, тем в большей степени проявляются ригидность и в меньшей степени агрессивность. А именно, терпимость и уважение к людям, принятия людей различного уровня общения, способствуют формировании установки на то, что при возникновении трудностей ситуацию невозможно решить (r = 0,38 при p ≤ 0,05), такие испытуемые не имеют возможности переключаться с одной ситуации на другую.

Высокий уровень толерантности способствует снижению уровня оценки собственной агрессивности (r = -0,39 при p ≤ 0,05). Терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к людям без раздражения влияет на снижение оценок агрессивных черт личности, которые могут мешать проявлениям толерантности.

Следовательно, такие испытуемые не имеют возможности переключаться с одной ситуации на другую, но в то же время не имеют выразительности к проявлению агрессивных черт характера, импульсивности и раздражительности.

Увеличение уровня оценок агрессивности связано с высоким уровнем ригидности, а значит чем более показательна личностная ригидность, тем больше уровень агрессивности присуще личности по ее оценкам (r = 0,46 при p ≤ 0,05). Более агрессивными оценивают себя те, которые не пытаются решать ситуации различными средствами, имеют тенденцию к использованию определенной стратегии, имеют установку, при трудностях ситуацию невозможно решить.

Таким образом нами было выявлено, что общий уровень толерантности и толерантные черты характера имеют связи с эмоциональными состояниями личности.

  • проявления этнической толерантности связаны с низким уровнем выраженности категоричности и консерватизма;
  • высокий уровень этнической толерантности связан с низким уровнем фрустрации личности;
  • высокий уровень социальной толерантности связан с выраженностью определенных толерантных черт характера, а именно толерантностью к новизне;
  • высокий уровень оценки собственной ригидности наблюдается у лиц с высоким уровнем социальной толерантности;
  • толерантность как черта личности проявляется в молодежи, имеет более выразительную склонность к стрессоустойчивости;
  • высокий уровень общей коммуникативной толерантности связан с низким уровнем оценки собственной агрессивности;
  • личности с более высоким уровнем ригидности проявляют склонность к более высокому уровню общей коммуникативной толерантности;
  • высокий уровень коммуникативной толерантности связан с высоким уровнем толерантности к сложности.

Заключение.
Анализируя теоретические основы взаимосвязи психоэмоциональных состояний с толерантностью будущих психологов, можно сказать, что каждый человек как субъект практической или теоретической деятельности, познает и изменяет мир, не является свидетелем того, что случается каждую минуту вокруг нее. Действуя, она не только вызывает те или иные изменения в природе, предметном мире, но и влияет на других людей и сама переживает это влияние, который идет от них и от своих поступков, которые меняют ее взаимоотношения с окружающими; человек переживает, что с ней действительно случается и им осуществляется; она относится к тому, что его окружает. Переживания этих отношений человека к окружающему миру, как раз и составляет сферу чувств и эмоций.

Эти чувства проявляют мировоззренческие установки личности, юношеская потребность в их самораскрытии часто превышает интерес к раскрытию внутреннего мира другого. Ведь именно в студенческий возраст у юношей и девушек происходит формирование общего направления, основ эмоциональной культуры.

Эмоциональная культура вбирает в себя, в свою очередь, такие основные черты, как эмоциональный отклик на явления общественной жизни, проявления творчества, моральные ценности; способность раскрыть, уважать и ценить других людей, проявлять к ним уважение, способность сопереживать чувствам других людей; умение разделять свои переживания перед собой и окружающими.

Итак, воспитание толерантной личности через влияние на нее психоэмоциональных состояний можно рассматривать как отдельную социальную технологию, базовую относительно других технологий работы с молодежью в коммуникативном обществе.

Подведя итог проведенного эмпирического исследования следует отметить:

Большинство испытуемых имеют средний уровень толерантности (73,3%). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных рис. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

56,6% испытуемых имеют средний уровень этнической толерантности. Это свидетельствует о том, что большинство студентов, в зависимости от ситуаций, могут проявлять как терпимость к представителям других этнических групп и установление отношений в сфере межкультурного взаимодействия, так и не принятие определенных представителей этнических групп и не желание поддерживать отношения в сфере общения. 43,3% студентов второго курса имеют высокий уровень социальной толерантности. Данные студенты имеют установку на поддержание отношений с различными представителями социальной меньшинстве, терпимы к личностям, которые имеют психические заболевания. На наш взгляд, данные исследуемые могут стать в высокой степени квалифицированными психологами. Большинство студентов, 56,6% имеют средний уровень толерантности, как черты характера. Они в равной степени могут совмещать толерантные и интолерантные характеристики. В зависимости от ситуаций, они могут проявлять терпимость, уважение, а в других случаях - агрессивно воспринимают то, что им не нравится.

Новизна, сложность, неопределенность не вызывает интолерантных черт характера испытуемых. Испытуемые, толерантные к неопределенности, могутт чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуациях высокой энтропии. Они способны продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостаточной информации часто берут на себя ответственность, способные принимать решения без долгих сомнений и страха неудачи. В необычной ситуации они видят возможность развития и проявления своих способностей и навыков.

Во время корреляционного анализа нами было выявлено, что общий уровень толерантности и толерантные черты характера имеют связи с эмоциональными состояниями личности: проявления этнической толерантности способствуют снижению категоричности и консерватизма; уровень социальной толерантности способствует проявлениям толерантных черт характера; толерантные черты способствуют увеличению уровня стрессоустойчивости; высокий уровень общей коммуникативной толерантности способствует снижению уровня агрессивности.

Итак, испытуемые, которые имеют высокий уровень этнической толерантности, принимают представителей различных этнических групп, проявляют низкий уровень фрустрации, имеют адекватную реакцию при возникновении трудностей и пытаются их преодолеть.

Студенты, которые положительно и терпимо относятся к представителям различных этнических групп не имеют категоричности и консерватизма в принятии и оценке других людей.

Мы считаем, что данные результаты свидетельствуют именно о том, что проявления этнической толерантности способствуют межкультурному взаимодействию, принятии других людей и развития уверенности в себе при возникновении трудностей. Именно личности с низким уровнем категоричности и фрустрации имеют склонность к этнической толерантности. Итак, при формировании у молодежи адекватной этнической толерантности следует уделять внимание на снижение уровня фрустрации личности и формирования в ней установки на низкую категоричность (возможность принять другую точку зрения, рассмотреть альтернативные варианты и др.).

Чем выше будет уровень социальной толерантности испытуемых, тем в большей степени они будут проявлять толерантные черты характера к новизне. Установка на поддержание отношений с различными представителями социальной меньшинства связана с проявлениями толерантности к неопределенности.

Студенты, которые проявляют высокий уровень социальной толерантности проявляют низкий уровень ригидности. Терпимость к окружающим способствует формированию установки, что трудности, которые возникают в ходе деятельности невозможно преодолеть, не стоит уделять активность и искать различные способы решения ситуации. Чаще всего такие люди имеют сложившуюся стратегию поведения в определенной ситуации, которую они используют даже тогда, когда она является малопригодной. Возможно это связано с тем, что терпимость к окружающим людям приводит к уменьшению активности и средств преодоления препятствий.

Терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к людям без раздражения, уважение убеждений других способствует общей терпимости исследуемых к окружающим. Это свидетельствует о том, что толерантные черты характера влияют на формирование общего уровня коммуникативной толерантности исследуемых студентов.

Высокий уровень толерантности как черты личности способствует увеличению уровня стрессоустойчивости. Терпимость и уважение к окружающим приводит к тому, что исследуемые могут в большей степени противостоять стрессовым ситуациям и оставаться в равновесии.
Общий уровень коммуникативной толерантности исследуемых также способствует увеличению толерантности к неопределенности, а именно ситуация затруднения не вызывает интолерантных черт личности. Чем выше уровень коммуникативной толерантности, тем в большей степени проявляются ригидность и в меньшей степени агрессивность. А именно, терпимость и уважение к людям способствует формировании установки на то, что при возникновении трудностей ситуацию невозможно решить, такие испытуемые не имеют возможности переключаться с одной ситуации на другую.

Высокий уровень толерантности способствует снижению уровня оценки собственной агрессивности. Терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к людям без раздражения влияет на снижение оценок агрессивных черт личности, которые могут мешать проявлениям толерантности.

Следовательно, такие испытуемые не имеют возможности переключаться с одной ситуации на другую, но в то же время не имеют выразительности к проявлению агрессивных черт характера, импульсивности и раздражительности.

Увеличение уровня оценок агрессивности связано с высоким уровнем ригидности, а значит чем более показательна личностная ригидность, тем больше уровень агрессивности присуще личности по ее оценкам. Более агрессивными оценивают себя те, которые не пытаются решать ситуации различными средствами, имеют тенденцию к использованию определенной стратегии, имеют установку, при трудностях ситуацию невозможно решить.

Таким образом нами было выявлено, что общий уровень толерантности и толерантные черты характера имеют связи с эмоциональными состояниями личности.

Анализ теорий и эмпирических исследований психоэмоциональных состояний и толерантности в отечественной и зарубежной психологии позволил в нашем исследовании предположить, что показатели психофизиологической устойчивости личности является благоприятным фоном для развития различных аспектов толерантности, которая во все времена считается человеческим достижением и означает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободу, не нарушая прва и свободу других. Толерантность также выступает основой демократии и прав человека. Ведь каждый человек как субъект практической или теоретической деятельности не только вызывает изменения в природе, в предметном мире, но и влияет на других людей и сама переживает это влияние, который идет от них и от своих поступков, которые меняют ее взаимоотношения с окружающими. Переживания этих отношений человека к окружающему миру как раз и составляет сферу чувств и эмоций, которые проявляют мировоззренческие установки студентов второго курса, обучающихся по специальности «Психология». Ведь именно в студенческом возрасте у студентов происходит формирование общего направления основ эмоциональной культуры, которая проявляется в истоках творчества, моральных ценностях, способностях, уважении к другим людям, в умении разделять свои переживания с окружающими; начинается новый период - период принятия ответственности за свой социальный выбор и социальную роль. Психологическое пространство личности в этом возрасте исследователи характеризуют неоднородностью, нестабильностью, продолжением активной социализации. На этот возраст также приходится формирования двух важнейших психологических новообразований: постоянства я-концепции и концепции жизни. В этих новообразованиях толерантность занимает место уже не просто качества или по принципу взаимоотношений с людьми, а интегративного базиса определяет мировоззрение личности, ее место и роль в жизни.

Проведенное теоретико - эмпирическое изучение взаимосвязи между эмоциональными состояниями студентов - психологов и чертами толерантности показало:

  • студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (83,3%) обладают более выраженными чертами толерантной личности. 20% исследуемых имеют высокий уровень толерантности; 73,3% - средний;
  • выявлено, что большинство исследуемых принимают и понимают индивидуальность другой личности; умеют сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами других людей, не хотят подгонять партнеров по общению под себя, умеют прощать другим ошибки;
  • изучение проявлений толерантности позволяет утверждать, что 36,6% студентов - психологов имеют высокий уровень, а 56,6% - средний уровень этнической толерантности;
  • 43,3% испытуемых показали высокий, а 36,6% средний уровень социальной толерантности;
  • высокую степень положительных установок, которые определяют личностное отношение студентов к окружающему миру, терпимых к чужим мнениям и поступкам обнаружили 26,6% испытуемых;
  • большинство студентов проявляют высокую степень нервно-психической устойчивости, социальной адаптации и степень сопротивления стрессовым ситуациям;
  • для студентов характерен средний уровень тревожности, низкий уровень ригидности, фрустрации и агрессивности;
  • по корреляционной анализом нам удалось обнаружить, что общий уровень толерантности и толерантные черты характера имеют связи с эмоциональными состояниями личности: проявления этнической толерантности способствуют снижению категоричности и консерватизма; уровень социальной толерантности способствует проявлениям толерантных черт характера; толерантные черты способствуют увеличению уровня стрессоустойчивости; высокий уровень общей коммуникативной толерантности способствует снижению уровня агрессивности;
  • большинство исследуемых имеют толерантность к неопределенности. Новизна, сложность, нерешенность не вызывает др толерантных черт характера испытуемых. Личность, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуациях высокой энтропии;
  • таким образом, нами было выявлено, что общий уровень толерантности, уровень социальной, этнической толерантности и толерантные черты характера имеют связи с эмоциональными состояниями личности, подтверждает гипотезу исследования.

Библиографический список:

1. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика. – М.: Наука, 1990. – 395 с.
2.​ Изард К.Э. Эмоции человека. - М. : из-вл МГУ, 1980. - 112с.
3.​ Психические сотояния: хрестоматия / Под ред.. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002. – 457 с.
4.​ Семиченко В.А. Психічні стани. – М.: Магістр – S, 1998. – 208 с.
5.​ Толерантность в химии и жизни: Разработка внеклассного мероприятия / В. Семин, О. Золотова, Е. Детинская и др. // Химия: Еженед. газ. изд. Дома «Первое сентября». – 2003. - № 2. – с. 14 – 15.
6.​ Толерантность действий / Под ред.. Кронина С.И. – М.: СФЕРО, 2005. – 56 с.




Рецензии:

18.03.2017, 5:54 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Рецензия: Статья основана на результатах эмпирического исследования с математической обработкой данных и качественным описанием результатов и фактически является обобщением магистерской диссертации. Но, несмотря на существенный вклад исследователя в проведенное исследование, имеется ряд недочетов. Рекомендуется употреблять полные инициалы отечественных физиологов и психологов, сократить список научных источников исключительно до употребляемых ссылок в тексте с правкой нумерации ссылок внутри скобок, а также исправить имеющие место неправильные падежные окончания в отдельных словах (во второй задаче - "особенности эмоционально-толерантного зрелости"). При устранении выделенных недочетов, а также редактировании текста статьи в целом материалы можно рекомендовать к публикации.

18.03.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Дмитрик Владимир Николаевич:
Здравствуйте Спасибо за замечания. Отредактировал всё, как вы сказали.

19.03.2017, 15:59 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: А я не рекомендую это к публикации. Основания следующие:1. Не ясность научной новизны, что установил лично автор и что нового выявил, разработал, предложил лично он. 2. Отсутствие достижения цели исследования: Автор пишет: "определение взаимосвязи между эмоциональным состоянием студентов и видами толерантности: этническим, социальным и личностным". И в чем же в итоге взаимосвязь? Не ясно. 3. Не соответствие задач исследования цели исследования. Что же авто считает, что для того чтобы установить взаимосвязь необходимо сделать то, что он написал? По-моему нет. 4. Крайняя сомнительность постановки самой проблемы и методов ее решения. Эмоциональное состояние является крайне не стабильным показателем, оно разное в разный промежуток времени у каждого человека, и это очевидно, а исследовать его планируется при помощи тестов, и хочется спросить автора. А что же он в итоге исследует? Нельзя динамическую характеристику исследовать при помощи статического среза. Это в принципе не допустимо. Сам вопрос об "эмоциональном состоянии" не верен по сути, нет никакого "эмоционального состояния", а есть "эмоциональные состояния" их много, они разные. Исходя из этого, если уж автор так поставил вопрос, то он должен бы каким-то образом отслеживать динамику состояний и влияние этой динамики на толерантность. Но этого нет, вместо этого есть использование многих опросников, не разработанных автором. И не понятно как связанные с целью исследования выводы. Поэтому я и против публикации данного текста.
21.03.2017 12:12 Ответ на рецензию автора Дмитрик Владимир Николаевич:
Здравствуйте в статью вошла только часть исследования всё подробно описано в моей магистерской работе Вот ссылка на неё на яндекс диске Она на украинском языке https://docviewer.yandex.ua/?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%92%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%20(%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC).doc&name=%D0%92%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%20(%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC).doc&c=58d0f7147352 Посто в статью не помещается вся информация с магистерской и пришлось много чего сократить и упустить.

21.03.2017, 13:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Но это же детский лепет. Вы пишите научную статью. У Вас очевидно есть научный руководитель, так пусть он Вам поможет выстроить текст так, чтобы он смотрелся как научная статья. Вопрос то стоит так, что этот текст воспринимается как законченная научная работа. А уж на основании чего он сделан, нам то не все равно.
21.03.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Дмитрик Владимир Николаевич:
Здравствуйте, эту научную работу я защитил на отлично ещё в 2011 году, так что все претензии не ко мне, а к научному руководителю.

24.03.2017, 7:14 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Однако, ведь статья идет за Вашим авторством.
24.03.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Дмитрик Владимир Николаевич:
Потому что я сам проводил исследование и всё делал сам. Научный руководитель вообще сейчас не имеет отношения к этой статье. Я выпускник университета ещё с 2011 года и теперь это моё дело кого указывать в авторстве, а кого нет.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх