Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.03.2017. Последняя правка: 18.03.2017.

ОПЕРАТИВНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ФИРМЕ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Фоминых Максим Андреевич

-

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

магистрант

Научный руководитель: Журавлева Татьяна Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова


Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема влияния учета фактора инфляции фирмой на ее ценообразование. Дается сравнение ожидаемой и непредвиденной инфляции. Основное внимание в работе автор акцентирует на втором ее типе, которая перераспределяет доход от одной группы лиц к другой и наоборот, тем самым играет в обществе двоякую роль. Автором предложено разработать методику управления ценообразованием, учитывающую влияние фактора инфляции согласно методике Фишера. В данной статье предпринята попытка раскрыть основную причину, по которой компаниям выгодно использовать эффект Оливера– Танзи. В качестве ключевого доказательства рациональности и надежности создания индекса цен фирмы по методике Фишера раскрываются способы его применения для достижения поставленной цели. В заключении приводится апробация и выводы.


Abstract:
This article considers the problem of influence of the inflation factor’s accounting by the firm on its pricing. The comparison of expected and unanticipated inflation is given. The author focuses on the second one which redistributes income from one group of persons to another and vice versa, thereby it plays a dual role in society. The author proposed to develop the pricing management methods taking into account the influence of the inflation factor according to the Fisher's methodology. This article attempts to reveal the main reason of using the Oliver–Tanzi effect by companies to get profit. As a key proof of the rationality and reliability of the firm's price index creation based on the Fisher's methodology the ways of using it to achieve the goal are revealed. In conclusion the approbation and the conclusions are given.


Ключевые слова:
эффект Оливера–Танзи, инфляционные издержки, ожидаемая и непредвиденная инфляция, индекс Фишера, индекс Фишера фирмы, инфляционная премия, налоговый щит.

Keywords:
Oliver–Tanzi effect, inflationary costs, expected and unexpected inflation, Fisher index, company’s Fisher index, inflation premium, tax shield.


 УДК 338.534

 Введение. 

 Сегодня уровень инфляции и темпы роста цен являются не только объектом пристального внимания правительства и органов статистики, но и предметом беспокойства бизнеса и граждан нашей страны.

 Актуальность темы

 Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – инфляции, в условиях которой покупательная способность денег снижается – это означает, что в конце рассматриваемого периода мы сможем расплатиться по счетам той же номинальной суммой, но не реальной.

Объектом исследования данной работы является фактор инфляции.

Предмет исследования – влияние фактора инфляции на ценообразование фирмы.

Целью работы является создание “налогового щита” для любой фирмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • разработать методику управления ценообразованием, учитывающую фактор инфляции;
  • выявить и обосновать целесообразность (уместность) использования эффекта Оливера– Танзи в наши дни.

Научная новизна

 Впервые было предложено учитывать влияние фактора инфляции согласно методике Фишера в ценообразовании фирмы, используя ее потребительскую корзину.

 Основная часть

В условиях инфляции покупательная способность денег снижается – это означает, что в конце рассматриваемого периода мы сможем купить на ту же сумму меньшее количество товаров или услуг. Иными словами покупательная способность денег в условиях инфляции подвержена инфляционному налогу, ставкой которого выступает темп инфляции. Крайней ситуацией данного налога является “бегство от денег”, которое ведет к разрушению благосостояния, краху финансовой системы, нарушению и разрушению инвестиционного механизма, росту социальной напряженности [1].

Издержки инфляции также зависят от темпа инфляции. Зависимость прямая. В экономической литературе выделяют такие инфляционные издержки: издержки “стоптанных башмаков” или трансакционные издержки, издержки ”меню”, издержки на микроэкономическом уровне, издержки связанные с искажениями в налогообложении, издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции [1].

В условиях инфляции также снижается реальный доход фирмы. В условиях инфляции превышающей 10% в год необходимо использовать уравнение Фишера, чтобы рассчитать не только реальную доходность по основной деятельности, но и оценить ее покупательную способность [1]: 

формула               (1) 

Где r – реальная доходность по основной деятельности (реальная цена контракта);

 инфляция– ожидаемый темп инфляции;

R – номинальная доходность по основной деятельности (номинальная цена контракта).

Инфляция классифицируется на 2 типа: ожидаемую и непредвиденную. В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут построить свое поведение так, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов. Например, рабочие могут заранее потребовать повышение номинальной ставки заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке % по уравнению Фишера.  Таким образом в условиях ожидаемой инфляции можно предпринять усилия, чтобы не допустить или хотя бы минимизировать падение реальных доходов[1].

Однако в условиях непредвиденной инфляции избежать падения реальных доходов у всех экономических агентов невозможно, поэтому  специфическим последствиям непредвиденной инфляции является перераспределение доходов и богатства. Непредвиденная инфляция обогащает одних экономических агентов за счёт других. Непредвиденная инфляция работает как налог на будущее поступление и как субсидия на будущее выплаты [1].

Если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент заключения контракта, то фирме как получателю будущих платежей хуже, потому что она получает деньги с клиента с более низкой покупательной способностью, чем те, которые она хотела бы получить.  Когда инфляция ниже, чем ожидалось, богатство перераспределяется от клиента к фирме. Непредвиденная инфляция применима к любому контракту, который продолжается во времени [1].

В данной статье рассматривается случай непредвиденной инфляции. Когда государство расплачивается за реальные ценности обесценивающимися деньгами, а население и фирмы стараются затянуть выплату налогов, что снижает реальные налоговые поступления. В экономической литературе это явление получило название эффекта Оливера– Танзи. В этом случае правительство, обычно, увеличивает частоту уплачиваемых налогов. Доходы перераспределяются от кредиторов к дебиторам,  от людей, имеющих накопления в денежной форме, к не имеющим, от пожилых к молодым, от клиентов к фирмам, от рабочих к фирмам,  а также от всех экономических агентов к государству [1].

С учетом вышеуказанных условий имеет смысл создать индекс цен фирмы по методике индекса цен Фишера или IFf, который рассчитывается по формуле 2. 

                                   индекс                     (2)    

Где IF– индекс цен Фишера фирмы;

CPIf – индекс Ласпейреса фирмы;

Df – индекс Пааше фирмы (дефлятор ВВП).

Чтобы создать IFв условиях непредвиденной инфляции можно использовать формулу 1, но вместо ожидаемого темпа инфляции необходимо взять IFf. Для каждой фирмы он будет своим, поскольку этот индекс это набор товаров, куда входят сырьевые ресурсы и услуги как издержки фирмы. Формула 1 трансформируется в следующий вид: 

                                   реальная дох                 (3)

Это объясняется тем, во–первых, что все фирмы являются потребителями. Во– вторых, CPIfне показывает изменение в размере текущей корзины по отношению к базовой и для устранения этой проблемы необходим Df, который бы показал это изменение. В–третьих, Dfтакже имеет недостаток, т.к. он не отражает изменение цен текущего периода по отношению к базовому – поэтому должен быть дополнен CPIf. Отсюда следует вывод применить формулу IFf, чтобы решить данную проблему [2].

Необходимо также помнить, что нужно менять корзину, иначе через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления, т.к.результаты не будут соответствовать изменению реальных затрат на потребление, не будут отражать их реальную динамику [3].

Заключение

 Таким образом, чтобы создать “налоговый щит” фирме необходимо учитывать IFf, во– первых,  при формировании цен, благодаря чему у фирмы появляется инфляционная премия (индексация), соответствующая ее потребительской корзине. Также может появиться дефляционная премия, когда покупатели платят за услуги больше их реальной рыночной стоимости. Во– вторых, необходимо применить нелинейный метод начисления амортизации, что позволит фирме платить такую же номинальную сумму в установленный период времени в налоговый бюджет, но не реальную, поскольку в конце периода покупательная способность денег будет меньше. За счет оборачиваемости фирма должна получить доход. В– третьих фирма должна оставаться в рамках налоговой льготы (применять эффект Оливера– Танзи), когда налог на прибыль оплачивается поквартально (выручка за месяц не должна превышать 5 млн. руб.).

 А для того, чтобы рассчитать IFf нужны сведения о себестоимости – цены и количества закупаемого сырья, затраты на зарплату и многое другое. Такую информацию предоставляют соответствующие центры финансовой ответственности. Df в данном случае принимаем за переменную, т.к. за год изменение количества товаров в наборе на уровне фирмы может свободно меняется. 

Для расчета IFпредставлены неполные данные, чтобы читатель понял суть  таблицы 1.

Таблица 1 – Данные для расчета IFf 

Данные  

2016 г

Янв

Фев

Мар

Апр

Цены поставщиков:    

 

 

 

 

Камеры (т.р.)

35,1

35,4

35,5

35,6

Рации (т.р.)

20,3

20,6

20,8

21,1

Количество:

 

 

 

 

Камеры (шт.)

20

30

15

50

Рации (шт.)

12

15

17

20

Затраты внутренние

 

 

 

 

З/п (цена часа в р.)

50

50

50

50

З/п (тыс.чел/ч*чел)

14,1

13,6

12,5

12,2


Далее вычисляем сам IFf в таблице 2.

Таблица 2 – Расчет IFf

Показатели  

2016 г

Янв

Фев

Мар

Апр

Индекс Ласпейреса фирмы

1,01

1,00

1,01

1,00

Индекс Пааше фирмы

1,15

1,32

0,80

1,52

Индекс цен Фишера фирмы

1,08

1,15

0,90

1,23


Анализ данных таблицы 2 показал, что Dfи CPIf не обладают стационарностью по отношению друг к другу. В таких случаях крайне важно применять IFf, который бы усреднил эти тенденции. Таким образом, IFучитывает изменение корзины фирмы и обладает меньшей колеблемостью.  Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для создания “налогового щита” уместно рассчитать индекс цен Фишера фирмы. Считаю, что в практической деятельности фирмы данный индекс позволит эффективно учитывать эффект Оливера– Танзи, инфляционную премию в методике ценообразования товаров и услуг, реальную стоимость активов и дохода от оборачиваемости.

Результаты исследования

 В результате исследования было проанализировано использование индекса цен Фишера фирмы и изложены основные действия фирмы по созданию “налогового щита”.

Библиографический список:

1. Кожекин Ю.П. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / Ю. П. Кожекин, И. Н. Сычева. – Алт. гос. техн. ун–т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд–во АлтГТУ, 2012. – C. 274 – 281.
2. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/ – Мировая экономика. – (Дата обращения: 2.12.2016).
3. Индекс потребительских цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/– Энциклопедия. – (Дата обращения: 2.12.2016).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх