Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №43 (март) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 20.03.2017. Последняя правка: 08.04.2017.
Просмотров - 2422

УЧЕТ ЭФФЕКТА ОЛИВЕРА-ТАНЗИ И ИНДЕСКА ФИШЕРА В ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Фоминых Максим Андреевич

-

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

магистрант

Научный руководитель: Журавлева Татьяна Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова


Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема влияния учета фактора инфляции фирмой на ее ценообразование. Дается сравнение ожидаемой и непредвиденной инфляции. Основное внимание в работе автор акцентирует на втором ее типе, которая перераспределяет доход от одной группы лиц к другой и наоборот, тем самым играет в обществе двоякую роль. Автором предложено разработать методику управления ценообразованием, учитывающую влияние фактора инфляции согласно методике Фишера. В данной статье предпринята попытка раскрыть основную причину, по которой компаниям выгодно использовать эффект Оливера– Танзи. В качестве ключевого доказательства рациональности и надежности создания индекса цен фирмы по методике Фишера раскрываются способы его применения для достижения поставленной цели. В заключении приводится апробация и выводы.


Abstract:
This article considers the problem of influence of the inflation factor’s accounting by the firm on its pricing. The comparison of expected and unanticipated inflation is given. The author focuses on the second one which redistributes income from one group of persons to another and vice versa, thereby it plays a dual role in society. The author proposed to develop the pricing management methods taking into account the influence of the inflation factor according to the Fisher's methodology. This article attempts to reveal the main reason of using the Oliver–Tanzi effect by companies to get profit. As a key proof of the rationality and reliability of the firm's price index creation based on the Fisher's methodology the ways of using it to achieve the goal are revealed. In conclusion the approbation and the conclusions are given.


Ключевые слова:
эффект Оливера–Танзи, инфляционные издержки, ожидаемая и непредвиденная инфляция, индекс Фишера, индекс Фишера фирмы, инфляционная премия, налоговый щит.

Keywords:
Oliver–Tanzi effect, inflationary costs, expected and unexpected inflation, Fisher index, company’s Fisher index, inflation premium, tax shield.


 УДК 338.534

 Введение. 

Сегодня уровень инфляции и темпы роста цен являются не только объектом пристального внимания правительства и органов статистики, но и предметом беспокойства бизнеса и граждан нашей страны.

 Актуальность темы

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – инфляции, в условиях которой покупательная способность денег снижается – это означает, что в конце рассматриваемого периода мы сможем расплатиться по счетам той же номинальной суммой, но не реальной.

Объектом исследования данной работы является учет фактора инфляции в ценообразовании фирмы.

Предмет исследования – влияние фактора инфляции на ценообразование фирмы.

Целью работы является создание “налогово-инфляционного щита”  для любой фирмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • выявить и обосновать целесообразность (уместность) использования эффекта Оливера– Танзи в наши дни;
  • разработать методику управления ценообразованием, учитывающую фактор инфляции.

Научная новизна

Впервые было предложено учитывать влияние фактора инфляции согласно методике Фишера в ценообразовании и в прогнозировании лучшего момента времени для уплаты налогов фирмы, используя ее потребительскую корзину.

 Основная часть

В условиях инфляции покупательная способность денег снижается – это означает, что в конце рассматриваемого периода мы сможем купить на ту же сумму меньшее количество товаров или услуг. Иными словами покупательная способность денег в условиях инфляции подвержена инфляционному налогу, ставкой которого выступает темп инфляции. Крайней ситуацией данного налога является “бегство от денег”, которое ведет к разрушению благосостояния, краху финансовой системы, нарушению и разрушению инвестиционного механизма, росту социальной напряженности [1].

Издержки инфляции также зависят от темпа инфляции. Зависимость прямая. В экономической литературе выделяют такие инфляционные издержки: издержки “стоптанных башмаков” или трансакционные издержки, издержки ”меню”, издержки на микроэкономическом уровне, издержки связанные с искажениями в налогообложении, издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции [1].

В условиях инфляции также снижается реальный доход фирмы. В условиях инфляции превышающей 10% в год необходимо использовать уравнение Фишера, чтобы рассчитать не только реальную доходность по основной деятельности, но и оценить ее покупательную способность [1]: 

формула               (1) 

Где r – реальная доходность по основной деятельности (реальная цена контракта);
 инфляция– ожидаемый темп инфляции;
R – номинальная доходность по основной деятельности (номинальная цена контракта).
Инфляция классифицируется на 2 типа: ожидаемую и непредвиденную. В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут построить свое поведение так, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов. Например, рабочие могут заранее потребовать повышение номинальной ставки заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке % по уравнению Фишера.  Таким образом в условиях ожидаемой инфляции можно предпринять усилия, чтобы не допустить или хотя бы минимизировать падение реальных доходов[1].
Однако в условиях непредвиденной инфляции избежать падения реальных доходов у всех экономических агентов невозможно, поэтому  специфическим последствиям непредвиденной инфляции является перераспределение доходов и богатства. Непредвиденная инфляция обогащает одних экономических агентов за счёт других. Непредвиденная инфляция работает как налог на будущее поступление и как субсидия на будущее выплаты [1].
Если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент заключения контракта, то фирме как получателю будущих платежей хуже, потому что она получает деньги с клиента с более низкой покупательной способностью, чем те, которые она хотела бы получить.  Когда инфляция ниже, чем ожидалось, богатство перераспределяется от клиента к фирме. Непредвиденная инфляция применима к любому контракту, который продолжается во времени [1].
В данной статье рассматривается случай непредвиденной инфляции. Когда государство расплачивается за реальные ценности обесценивающимися деньгами, а население и фирмы стараются затянуть выплату налогов, что снижает реальные налоговые поступления. В экономической литературе это явление получило название эффекта Оливера– Танзи. В этом случае правительство, обычно, увеличивает частоту уплачиваемых налогов. Доходы перераспределяются от кредиторов к дебиторам,  от людей, имеющих накопления в денежной форме, к не имеющим, от пожилых к молодым, от клиентов к фирмам, от рабочих к фирмам,  а также от всех экономических агентов к государству [1].

В контексте данной работы под термином “налоговый щит” подразумевается не только “налоговый корректор” (налоговый выигрыш), когда расходы по обслуживанию заемного капитала (долга) целиком или частично подлежат вычету из базы налогообложения прибыли, освобождая компанию от бремени платить соответствующие суммы налогов (финансовый лизинг обеспечивает покрытие “на­логовым щитом” всего объема привлекаемого кредита; ли­зинговые платежи, обеспечивающие амортизацию всей суммы основного долга по привлекаемому кредиту, входят в состав издержек предприятия и уменьшают соответст­вующим образом сумму его налогооблагаемой прибыли; по банковскому кредиту аналогичный “налоговый щит” распространяется лишь на платежи по обслуживанию кре­дита, а не на сумму основного долга по нему; кроме того, определенная система налоговых льгот распрост­раняется и на лизингодателя). Что в основе компромиссной концепции понимается механизмом формирования структуры капитала и представляет собой условие управления левериджем фирмы с целью снижения уровня средневзвешенной стоимости капитала. Иными словами, налог платится меньше тогда, когда фирма имеет леверидж или увеличивает его до определенных пределов (не генерирующих риск возрастания угрозы банкротсва).
Также под термином “на­логовый щит” понимается использование в амортизационной политике фирмы повышенных норм амортизации активов (например, нелинейный метод и ускоренная амортизация), используемых в операционном процессе с целью формирования чистого денежного потока, что означает снижение  суммы прибыли от реализации, а, следовательно, и суммы налогов.
Кроме того, под этим термином также обозначается применение теории минимизации дивидендов (теории налоговых предпочтений), когда налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.д.). Иными словами, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.
Более того, в инвестиционной политике фирмы термин “на­логовый щит”  представляет собой использование портфеля, свободного от налогообложения (например, включающего отдельные виды государственных и муниципальных облигаций).

Но также под термином “на­логовый щит” понимается использование индекса цен фирмы по методике Фишера с целью прогнозирования лучшего момента времени для уплаты налогов.

В свою очередь под “инфляционным щитом” в трактовке данной статьи подразумевается прогнозирование собственного темпа инфляции фирмы через индекс цен по методике Фишера с целью корректировки будущей инфляционной премии на товар или услугу, которая должна быть заложена в  их стоимость (номинальную цену). 

С учетом вышеуказанных условий имеет смысл создать индекс цен фирмы по методике индекса цен Фишера или IFf, который рассчитывается по формуле 2. 

                                   индекс                     (2)    

Где IF– индекс цен Фишера фирмы;

CPIf – индекс Ласпейреса фирмы;

Df – индекс Пааше фирмы (дефлятор ВВП).

Чтобы создать IFв условиях непредвиденной инфляции можно использовать формулу 1, но вместо ожидаемого темпа инфляции необходимо взять IFf. Для каждой фирмы он будет своим, поскольку этот индекс это набор товаров, куда входят сырьевые ресурсы и услуги как издержки фирмы. Формула 1 трансформируется в следующий вид: 

                                   реальная дох                 (3)

Это объясняется тем, во–первых, что все фирмы являются потребителями. Во– вторых, CPIfне показывает изменение в размере текущей корзины по отношению к базовой и для устранения этой проблемы необходим Df, который бы показал это изменение. В–третьих, Dfтакже имеет недостаток, т.к. он не отражает изменение цен текущего периода по отношению к базовому – поэтому должен быть дополнен CPIf. Отсюда следует вывод применить формулу IFf, чтобы решить данную проблему [2].

Необходимо также помнить, что нужно менять корзину, иначе через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления, т.к.результаты не будут соответствовать изменению реальных затрат на потребление, не будут отражать их реальную динамику [3].

После чего, с помощью программы SPSS анализируем автокорреляционные и частные автокорреляционные функции по данным переменным (цене и запасам) с целью выявление только тренда (при объеме данных до 3 лет) и цикличности (при большем объеме данных от 3 до 5 лет) и учете его (их) в  будущей динамике этих переменных (цены и запасов). Возможны случаи отсутствия тренда и цикличности.
 
Далее в программе SPSS осуществляется прогноз цены и запасов на будущий период. С помощью методов экспоненциального сглаживания данная программа выдает тип использованной модели, ее точность прогноза (R2), математическое ожидание (μ) и дисперсию (σ2) (в т.ч. среднеквадратическое отклонение (σ)) по данной динамике переменных (цены и запасов), учитывая вышеупомянутые трендовую и циклическую компоненты.

После чего с помощью программы RISK прогнозируем на будущий период IFf с помощью моделирования методом Монте Карло (МММК), используя ранее полученные μ и σ2 (в т.ч. σ и не забывая про R2), получая на выходе возможный риск дефляции (инфляции). Нахождение риска дефляции (инфляции) необходимо для прогнозирования лучшего момента времени для уплаты налогов фирмы.  Важным моментом является, что если доходы от оборачиваемости не покрывают дефляционный риск (т.е. риск удорожания налогов), то фирме следует платить налог на прибыль в текущем периоде при условии наличия денежных средств. Если покрывают, то выплату налогов следует отложить. С помощью метода прямого дефлятирования происходит индексация суммы налогов к уплате и дохода от оборачиваемости на IFf помесячно, а при большом желании и ежедневно, с целью приведения в сопоставимый вид, т.е. без влияния ценового фактора. Оборачиваемость представляет собой количество операционных циклов за определенный промежуток времени. За счет  рентабельности бизнеса (ROM) определяется сумма полученного дохода от 1 операционного цикла. Алгоритм выглядит следующим образом:

  шаг 1  (4)   
шаг 2

Где НП – налог на прибыль в базовом периоде;
О1 -  оборачиваемость в предстоящем периоде;
R1 – рентабельность (ROM; номинальная доходность по основной деятельности) в предстоящем периоде;
T0 -  начисленный НП к уплате в базовом периоде;
- индекс цен фирмы по методике Фишера в предстоящем периоде.

 Задача 1 решена.

После чего, с помощью МММК прогнозируем будущую инфляционную премию фирмы по преобразованной формуле Фишера (3), которая будет выглядеть следующим образом:

 

 инфл прем(6)

Где  – инфляционная премия фирмы по методике Фишера;

Далее с помощью МММК используем прогнозный интервал значений инфляционной премии фирмы по методике Фишера  для прогнозирования будущей цены товара или услуги. Иными словами, на данном этапе будет найден интервал возможной цены на товар или услугу фирмы. Задача 2 решена.

Заключение

 Таким образом, чтобы создать “налоговый щит” фирме необходимо учитывать IFf, во– первых,  при формировании цен, благодаря чему у фирмы появляется инфляционная премия (индексация), соответствующая ее потребительской корзине. Также может появиться дефляционная премия, когда покупатели платят за услуги больше их реальной рыночной стоимости. Во– вторых, необходимо применить нелинейный метод начисления амортизации, что позволит фирме платить такую же номинальную сумму в установленный период времени в налоговый бюджет, но не реальную, поскольку в конце периода покупательная способность денег будет меньше. За счет оборачиваемости фирма должна получить доход. В– третьих фирма должна оставаться в рамках налоговой льготы (применять эффект Оливера– Танзи), когда налог на прибыль оплачивается поквартально (выручка за месяц не должна превышать 5 млн. руб.).

 А для того, чтобы рассчитать IFf нужны сведения о себестоимости – цены и количества закупаемого сырья, затраты на зарплату и многое другое. Такую информацию предоставляют соответствующие центры финансовой ответственности. Df в данном случае принимаем за переменную, т.к. за год изменение количества товаров в наборе на уровне фирмы может свободно меняется. 

Для расчета IFпредставлены неполные данные, чтобы читатель понял суть  таблицы 1.

Таблица 1 – Данные для расчета IFf 

Данные  

2016 г

Янв

Фев

Мар

Апр

Цены поставщиков:    

 

 

 

 

Камеры (т.р.)

35,1

35,4

35,5

35,6

Рации (т.р.)

20,3

20,6

20,8

21,1

Количество:

 

 

 

 

Камеры (шт.)

20

30

15

50

Рации (шт.)

12

15

17

20

Затраты внутренние

 

 

 

 

З/п (цена часа в р.)

50

50

50

50

З/п (тыс.чел/ч*чел)

14,1

13,6

12,5

12,2


Для прогноза цены и запасов на период с мая по декабрь 2016 представлены неполные данные (когда прогноз рассчитывается по 2 переменным – цене и количеству, например, камер от поставщика), чтобы читатель понял суть  рисунка 1.


рис 1

Рис. 1 – Исходные данные

На рисунке 2 изображены автокорреляционные и частные автокорреляционные функции по данным переменным с целью выявление тренда  и цикличности и учете их в  будущей динамике этих переменных. 

рис 2

Рис 2 – Выявление тренда и цикличности

В случае с ценой на камеру был выявлен тренд.

На рисунке 3 показано, какой тип модели был подобран для каждой переменной, а также их R2, μ, σ2,σ и прогноз до декабря 2016 г. Также имеются данные по остаткам данных переменных.


рис 3
Рис. 3 – Результаты прогнозирования

рис 3 (прод)

Рис. 3 (продолжение) – Результаты прогнозирования

Наличие корреляции в остатках означает, что мы не смогли полностью выделить трендовую, сезонную и случайную компоненты.

Далее вычисляем сам IFf в таблице 2.

Таблица 2 – Расчет IFf

Показатели  

2016 г

Янв

Фев

Мар

Апр

Индекс Ласпейреса фирмы

1,01

1,00

1,01

1,00

Индекс Пааше фирмы

1,15

1,32

0,80

1,52

Индекс цен Фишера фирмы

1,08

1,15

0,90

1,23

Анализ данных таблицы 2 показал, что Df и CPIf не обладают стационарностью по отношению друг к другу. В таких случаях крайне важно применять IFf, который бы усреднил эти тенденции. Таким образом, IFf  учитывает изменение корзины фирмы и обладает меньшей колеблемостью.  

После чего прогнозируем IFf на май (для простоты понимания) с помощью МММК, используя ранее полученные μ и σ2 по двум конкретным переменным (также, для сравнения приведен пример расчета IFf с 4 и 6 переменными, чтобы читатель увидел, что индексы Df и CPIf показывают совершенно разную картину на предприятии, т.е. Df и CPIf не обладают стационарностью по отношению друг к другу), что представлено на рисунке 4.

рис 4

Рис. 4 – МММК IFf на май

На рисунке 4 также можно сделать вывод о том, что риск дефляции от 22,3% до 8,9% составляет 90%. А также 5 % вероятность, что дефляция будет менее 8,9%. Наибольшая частота (мода) равна  11,9% риску 12% темпу дефляции.

Чтобы определить лучший момент времени для оплаты налогов сделаем допущение, что O1 и R1 будут постоянной величиной, равной 19 дней и 14,7% соответственно. Пусть также начисленный НП в базовом периоде будет равен 100 тыс. руб. А IFf будущего периода возьмем из рисунка 4 для ситуации с  6 переменными.  Результаты представлены на рисунке 5.

рис 5

Рис. 5 – МММК решения по оплате НП на апрель-май

На рисунке 5 имеем 90% риск удорожания НП в интервале от 28,5 до 9,8 тыс. руб., а также доход от оборачиваемости суммы НП с 90% вероятностью в пределах от 25,1 до 29,3 тыс. руб. Делаем вывод, что данная ситуация по алгоритму соответствует на шаге 1 варианту 2, на шаге 2 – варианту  2. Иными словами, не платим НП в мае и его на более поздний момент времени. Задача 1 решена.


 Теперь прогнозируем будущую инфляционную премию фирмы по формуле Фишера (6). Пусть R на апрель было равно 14.7% и 50 тыс. руб.. IFf апреля берем из таблицы 2. IFf мая берем из рисунка 4. Результаты представлены на рисунке 6.

рис 6

Рис. 6 – МММК решения по установлению инфляционной премии на май

Если будет принято решение оставить R на уровне прошлого месяца, тогда фирма получит дефляционный выигрыш в размере от 16 387 до 5 623 рублей с вероятностью 90%. Далее компания может скорректировать на  прогнозный интервал значений инфляционной премии фирмы свою цену на товар или услугу. Задача 2 решена.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для создания “налогово-инфляционного щита” уместно рассчитать индекс цен Фишера фирмы. Считаю, что данный индекс позволит эффективно учитывать в практической деятельности фирмы: эффект Оливера– Танзи; инфляционную премию в методике ценообразования товаров и услуг; реальную стоимость активов и дохода от оборачиваемости.

Результаты исследования

В результате исследования было проанализировано использование индекса цен Фишера фирмы и изложены основные действия фирмы по созданию “налогово-инфляционного щита”.
 

Библиографический список:

1. Кожекин Ю.П. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / Ю. П. Кожекин, И. Н. Сычева. – Алт. гос. техн. ун–т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд–во АлтГТУ, 2012. – C. 274 – 281.
2. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/ – Мировая экономика. – (Дата обращения: 2.12.2016).
3. Индекс потребительских цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/– Энциклопедия. – (Дата обращения: 2.12.2016).




Рецензии:

4.04.2017, 18:18 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Замечание 1: уточните термин "налоговый щит", т. е. введите свое понимания этого термина, т. к. под налоговым щитом понимается малость другое, например - http://economic_mathematics.academic.ru/2754/Налоговый_щит. Замечание 2: задача - разработать методику управления ценообразованием, учитывающую фактор инфляции в данной статье не решена, поэтому эту задачу либо уберите, либо дополните статью. Замечание 3: Измените название статьи, ибо оно не соответствует "телу" статьи - там рассматривается эффект Оливера-Танзи. Рекомендация - сузьте тему статьи до исследования эффекта Оливера-Танзи. Кроме того измените объект исследования с фактора инфляции, т. к. получается, что вы показываете причину(-ы) инфляции, хотя исследуете эффекты инфляции. После устранения замечаний рекомендую статью к публикации.

04.04.2017 23:23 Ответ на рецензию автора Фоминых Максим Андреевич:
постараюсь исправить в кратчайшие сроки

10.04.2017, 10:53 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.
10.04.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Фоминых Максим Андреевич:
спасибо



Комментарии пользователей:

8.04.2017, 15:40 фоминых максим андреевич
Отзыв: Рамиль Могатович проверьте пожалуйста, надеюсь, что все замечания исправил


10.04.2017, 10:57 Ямилов Рамиль Могатович
Отзыв: И замечание на будущие статьи, если вы допускаете множество значений понятия (в данной статье речь идет о налоговом щите), всегда уточняйте, о каком значении этого понятия вы говорите в конкретном предложении, иначе появляется некоторая многосмысленность.


Оставить комментарий


 
 

Вверх