Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 24.04.2017. Последняя правка: 03.05.2017.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Волчкевич Юлия Леонидовна

Полесский государственный университет

студентка 3 курса

Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье выявляются ключевые проблемы формирования пенсионной системы в Республике Беларусь. Обозначены основные аспекты совершенствования и пути реформирования пенсионной системы Республики Беларусь.


Abstract:
The article identifies key problems of formation of the pension system in the Republic of Belarus. Outlines the key aspects of improving and reforming the pension system of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
пенсионная система; распределительная пенсионная система; пенсионный возраст; продолжительность жизни; принцип солидарности.

Keywords:
pension system; distributive pension system; retirement age; life expectancy; the principle of solidarity.


УДК 364.35(476)

Введение. Усовершенствование пенсионной системы - проблема особенной общественной важности в любой стране. Всевозможные изменения в данной области получают сильный социальный резонанс и в нашем государстве.

Актуальность: Каждый четвертый житель Беларуси пенсионер, и в ближайшие годы ожидается массовый «приток» граждан в пенсионную систему. Одной из рекомендаций Правительству Республики Беларусь от Всемирного банка является реформирование пенсионной системы для того, чтобы осуществить комплексную реформу бюджета и сократить государственные расходы.

Цели: изучение и оценка состояния пенсионной системы Республики Беларусь.

Задачи: проанализировать динамику и структуру трудоспособного населения и населения пенсионного возраста.

На сегодняшний день пенсионные системы в большинстве случаев являются сочетанием распределительной и накопительной пенсионных систем.

При этом, в случае если в одних странах основной упор производится на государственное финансирование пенсионной системы, то в иных, напротив, базу формируют пенсионные накопления амого населения [1].

В Республике Беларусь действует распределительная пенсионная система, в основе которой лежит принцип солидарности поколений, — средства, полученные за счет налогов от работающих граждан, идут на выплату текущих пенсий. Эффективность применения такой системы зависит от демографической ситуации, размера средней заработной платы и налоговой системы [2].

Оценивая состояние пенсионной системы Республики Беларусь, можно сделать общий вывод о том, что действующая распределительная система не справляется с главным вызовом ХХI в. — старение населения.

Главной проблемой стало увеличение пенсионной нагрузки на экономику из-за быстрого старения жителей и невысокого года выхода на пенсию, и ещё повышение количества преждевременных пенсий и неимение значительных ограничений на пенсионные выплаты, работающим людям пенсионного возраста.

Результатом развития экономики, политики, а также медицины стало повышение уровня продолжительности жизни. Мировым лидером по этому показателю является Япония, где средняя продолжительность жизни составляет 83,6 года. Для Беларуси этот показатель — 69,9 года. Изменения в продолжительности жизни повлияли на соотношение количества трудоспособного и нетрудоспособного населения. В 2006 г. доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 21,5 %, то к 2016 г. она повысилась до 29,7 %. В 2006 г. на 1 пенсионера приходилось 2,87 работающих, а в 2016 — уже 2,3. Сокращение трудоспособного населения будет наблюдаться и дальше, что без внесения изменений в пенсионное обеспечение приведет к дефициту бюджета[4].

Значительный удельный вес в общей структуре расходов ФСЗН составляют пенсионные выплаты, при этом с 2010 по 2015 год данный показаетль уменьшился на 4 процентных пункта, а численность пенсионеров ФСЗН увеличилась на 5%. Расходы на выплату пособий за выбранный промежуток времени в общей стуктуре расходов бюджета ФСЗН возросли с 16,8% в 2010 году до 20,8% в 2015 году. На основании проанализированных данных можно утверждать, что просиходит перераспределение средств ФСЗН в пользу выплат на социальное страхование в ущерб пенсионному страхованию. Данный вывод потверждает и пропорциональное уменьшение удельного веса расходов на выплату пенсий в общих расходах  на социальные выплаты (с 17,1% до 21,2%) за исследуемый период. Это свидетельствует о дисбалансе финансовых потоков бюджета ФСЗН в пользу выплат  пособий, которые проявляется в том, что проведение индексаций трудовых пенсий во времени отстаёт от роста средней заработной платы и темпов пересчёта отдельных видов пособий: пересчёт размеров пенсии осуществляется только на основании разрешительного указа Президента Республики Беларусь, в то время как индексация размеров социальных выплат осуществляетс с ростом средней зароботной платы. Данная ситуация приводит к тому, что доля средств бюджета ФСЗН, направляемых на финансирование выплат пенсий, ежегодно уменьшается в условиях роста численности пенсионеров и снижения коэффициента замещения (отношения размера средней пенсии к средней заработной плате).

Негативное явлением в системе пенсионного обеспечение является снижение коэффициента замещения с 2010 года (0,48) по 2015 год (0,418). В рамках реализации распределительной модели данное обстоятельсто свидетельствует об образовании демографических диспропорций  в структуре населения, которые проявляются в росте численности населения в нетрудоспособном возрасте (пенсионеры и дети) и снижение количества граждан в трудоспобном возрасте. Данная ситуация сказывается на итогах работы ФСЗН, и, по нашим подсчётам, субвенции из республикансокго бюджета составили 5274,2 млрд.руб., что состовляет 0,6% валового внутреннего продукта.

Из всех возможных вариантов решения именно повышение пенсионного возраста является наиболее рациональным вариантом реформы, так как оно приводит к нормализации соотношения трудоспособного и нетрудоспособного.

Повышение пенсионного  возраста укрепит финансовую устойчивость пенсионной системы. Однако в государственной политике должен быть сделан акцент, прежде всего, на увеличение численности работающего населения, чем на уменьшение числа пенсионеров (привлечение трудовых мигрантов, репатриация уехавших граждан).Данное предложение объясняется  большим влиянием на финансовую устойчивость пенсионной системы роста количества работников, чем снижения численности пенсионеров [3].

Для устранения дисбаланса бюджета ФСЗН в пользу выплат пособий потребуется образование обособленного пенсионного фонда. Однако, по нашему мнению, это полностью не решит назревшие социально-демографические проблемы, т.к. наметится дефицит средств на выплату пособий и потребуется увеличение процента отчислений на социальное страхование.

Сегодня реформирование пенсионной системы Республики Беларусь является одним из актуальных вопросов социально-экономического развития Республики Беларусь. Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» предусматривает с 1 января 2017 г. поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы и социально приемлемого уровня пенсионных выплат с учетом финансовых возможностей государства будет продолжена работа по адаптации пенсионной системы к изменяющимся экономическим и демографическим условиям путем:

  • разработки в 2016 году стратегии постепенного повышения пенсионного возраста и дальнейшей ее реализации;
  • подготовки нормативных правовых актов, направленных на поддержание сбалансированности бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

 Вывод: Таким образом, пенсионный возраст в современных реалиях уже не только показателем трудоспособности, а так же механизмом приведения пенсионных систем к равновесию. Для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема нахождения компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров, поддержанием умеренной фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, достижением сбалансированности пенсионной системы.

Библиографический список:

1. Мясникович, М. В. Государственное регулирование социальной сферы : учеб. пособие / М. В. Мясникович, Н. Б. Антонова, О. Б. Хорошко. — Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011. — 231 с.
2. Лузгина, А. Н. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социального страхования / А. Н. Лузгина // Банк. весн. — 2015. — № 11. — С. 41–48.
3. Мойсейчик, Г. И. Стратегия и тактика пенсионной реформы для Беларуси / Г. И. Мойсейчик // Банк. весн. — 2015. — № 11. — С. 49–55.
4. Численность и естественный прирост населения [Электронный ресурс] // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://www. belstat.gov.by./ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/ chislennost-i-estestvennyi-prirost-naseleniya. — Дата доступа: 20.02.2017.
5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх