Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №44 (апрель) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 20.04.2017. Последняя правка: 14.04.2017.
Просмотров - 3956

Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Орляк Юлия Юрьевна

студентка 4-го курса

Полесский государственный университет

Кафедра Банковское дело

Гончарик Екатерина Викторовна, Ливенский Валентин Михайлович, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе рассмотрена экономическая сущность формирования доходов бюджета, проанализирована динамика и структура налоговых доходов республиканского бюджета. Выделены проблемы, связанные с формированием доходов бюджета в Республике Беларусь.


Abstract:
This article describes the economic essence of forming budget revenues, the dynamics and structure of tax revenues of the republican budget is analyzed. The problems connected with the formation of budget revenues in the Republic of Belarus are pointed out.


Ключевые слова:
республиканский бюджет; налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления; структура доходов; налоги.

Keywords:
republican budget; tax revenues; non-tax revenues; gratuitous receipts; structure of income; taxes.


УДК 336.14

Республиканский бюджет Республики Беларусь в своём формировании сталкивается с определённым кругом проблем, касающимся как эффективного формирования доходной его части, так и последующего распределения полученных средств. Полное и своевременное финансирование важнейших направлений деятельности государства, регулирование размера государственного долга страны, недопущение образования дефицита бюджета требуют образования достаточной денежной базы. Исходя из этого, первоочередной задачей в регулировании республиканского бюджета является выявление существующих проблем и недостатков механизма формирования доходов бюджета и поиск путей их решения, что и обуславливает актуальность данной работы.

Объект исследования – республиканский бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – доходы республиканского бюджета Республики Беларусь.

Цель работы: выявление проблем формирования доходов республиканского бюджета.

Задачи исследования:

  1. Изучение теоретических основ формирования доходов республиканского бюджета в Республике Беларусь;
  2. Анализ состава, структуры и динамики налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета за 2011-2015 гг.;
  3. Выявление проблем формирования доходов республиканского бюджета.

Определяющая роль в финансовой системе любого государства принадлежит государственному бюджету. Существует множество трактовок данного понятия. Государственный бюджет можно определить как крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства [1, с. 408] или как план доходов и расходов государства, составляемый на определённый период времени (как правило, на год) и содержащий источники поступления государственных доходов и направления расходования средств. Общеизвестно, что республиканский бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой денежных средств. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц.

Доходы бюджета можно определить, как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд [2].

Формированию рациональной структуры республиканского бюджета в Республике уделяется особое значение, так как его состояние играет исключительную роль в обеспечении стабильности экономики и определяет качество и условия жизни общества. По этой причине ежегодно разрабатывается Закон «О республиканском бюджете», определяющий планируемый уровень республиканских доходов и расходов на следующий год (рисунок 1). 

Рисунок 1 – Основные планируемые составляющие республиканского бюджета Республики Беларусь согласно Законам «О республиканском бюджете»

Источник: собственная разработка на основе [3-9]

В результате анализа диаграммы видно, что уровень республиканских доходов с каждый годом растёт, что непосредственно связано с необходимостью финансирования соответствующих групп расходов, а также с планируемым бюджетным профицитом, необходимым, в основном, для исполнения гарантий правительства и погашения государственного долга.

Фактическое исполнение республиканского бюджета в 2011-2015 гг. отличалось от планируемых показателей (рисунок 2).
Рисунок 2 – Фактическое исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10-13]

На основании сопоставления плановых и фактических показателей республиканского бюджета можно сделать вывод, что действующая система формирования доходов бюджета не отлажена до конца и требует доработки, так как достичь равенства доходов и расходов в 2012-2013 гг. не удалось, что привело к возникновению дефицита бюджета. Приблизиться к плановым показателям Республика Беларусь смогла в 2014-2015 гг., что свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер в области государственных финансов в данном периоде.

Для характеристики масштабов перераспределительных процессов в экономике страны посредством государства рассчитаем уровень доходов республиканского бюджета (таблица 1).

Источник: собственная разработка на основе [10-13, 14]Таблица 1 – Уровень доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

За рассматриваемый период увеличение уровня доходов республиканского бюджета по сравнению с предыдущим годом наблюдалось только в 2014 и 2015 годах. Данное превышение уровня доходов образовалось только за счёт увеличения суммы доходов республиканского бюджета, которое составило 2,9 и 4,5 п.п. соответственно. При росте ВВП в 2014 году на 129 трлн. руб. условная величина уровня доходов в ВВП оказалась ниже величины уровня доходов на 2,7 п.п., в 2015 году – при росте ВВП на 91,6 трлн. руб. снижение составило 1,7 п.п.

Изучение доходной части республиканского бюджета базируется на анализе динамики и структуры её составных частей. Налоговые поступления занимают центральное место в системе доходов бюджета, так как именно они составляют более 70% от всей их совокупности (рисунок 3). 
Рисунок 3 – Структура доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Источник: собственная разработка на основе [10-13] 

Исходя из анализа диаграммы, можно сделать вывод, что структура доходов республиканского бюджета изменяется с каждым годом. Так, если в 2011 году удельный вес налоговых доходов составлял 82,3%, то в 2015 году он сократился на 6,1 п.п. и составил уже 76,2%, что свидетельствует о постепенном уменьшении доли налоговых платежей в пользу неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Структура налоговых доходов республиканского бюджета также постепенно изменяется (таблица 2).

Таблица 2 – Структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг. (в %)

Источник: собственная разработка на основе [10-13]          

Наибольшую долю в структуре налоговых доходов республиканского бюджета из года в год занимают налоги на товары (работы, услуги). Наибольший удельный вес данная группа налогов имела в 2014 году – 72%, однако в 2015 году данный показатель снизился до своего постоянного среднего значения (58,9%). Также значительное место в представленной структуре занимают и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (около 30%). В целом, структура налоговых поступлений в течение рассматриваемого периода претерпевала незначительные изменения и в 2015 году приблизилась к значениям 2011-2012 гг.

Ещё одним важнейшим показателем является уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь (таблица 3).

Таблица 3 – Уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10-13, 15]

Уровень налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении 2011-2015 годов практически не изменялся. Наибольшее изменение в части увеличения данного показателя произошло в 2015 году и составило 1,5 п.п., в части понижения – в 2013 году  (-1,3 п.п.). В целом, уровень налоговой нагрузки в 2015 году приблизился к уровню 2011 года (расхождение составляет 0,4 п.п.).

Немаловажное значение имеет также анализ динамики бюджетных доходов в реальном выражении. В связи с этим приводим показатели в сопоставимый вид и на этой основе рассчитываем темпы роста и прироста реальных величин (таблица 4).

Таблица 4 – Расчёт аналитических показателей динамики величины налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в реальном выражении за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10-13, 16]

Темп роста доходов республиканского бюджета в реальном выражении значительно отличается от аналогичного показателя в номинальном выражении. Так, в 2013 году наблюдался значительный прирост реальных доходов в сравнении с предыдущим годом (50,2%), в то время как прирост доходов в номинальном выражении составил всего 11,6%.

Наряду с налоговыми доходами основу доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь составляют и неналоговые поступления. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания также имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определённых действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. Так, доходная часть республиканского бюджета Республики Беларусь в 2011-2015 гг. была профинансирована в следующих пропорциях (рисунок 4).


Рисунок 4 – Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10-13]

На представленной диаграмме видно, что в формировании республиканского бюджета неналоговые доходы участвуют гораздо в меньшем объёме, нежели налоговые поступления, что, однако, не означает отсутствия заинтересованности государства в улучшении значения данного показателя.

Для наиболее полной и справедливой оценки динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за рассматриваемый период проведём её анализ посредством аналитических показателей динамики (таблица 5).

Таблица 5 – Расчёт аналитических показателей динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 


Источник: собственная разработка на основе [10-13]

На основании рассчитанных показателей можно сделать вывод, что величина неналоговых доходов республиканского бюджета увеличивается с каждым годом, что, в основном, обусловлено теми же причинами, что и увеличение налоговых поступлений. Наибольший прирост произошёл в 2015 году, когда неналоговые доходы в сравнении с предыдущим годом увеличились на 11,9 трлн. долларов или на 61,3%, наименьший – в 2013 году (прирост – 1,3 трлн. руб. или 9,1%).

Величина неналоговых доходов в реальном выражении за рассматриваемый период характеризуется следующими показателями (таблица 6).

Таблица 6 – Расчёт аналитических показателей динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в реальном выражении за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10-13, 16]

Темпы роста неналоговых доходов в реальном выражении за анализируемый период свидетельствуют о положительной динамике данного показателя.  Так, темп роста данной составляющей бюджета в 2015 в сравнении с предыдущим годом составил 167,9%, что говорит о направленности бюджетной политики в сторону увеличения неналоговой составляющей республиканского бюджета.

Как уже отмечалось ранее, запланированные показатели республиканского бюджета не всегда совпадают (либо даже не близки) с фактически сложившимися значениями за определённый период времени, что свидетельствует о наличии круга проблем, связанных с формированием доходов республиканского бюджета в Республике Беларусь. Основными из них являются:

  1. Абсолютное преобладание налоговых доходов над другими составляющими доходов республиканского бюджета. Тесная зависимость размера доходов республиканского бюджета от функционирования налоговой системы Республики Беларусь сказывается на невозможности значительного увеличения доходов, так как чрезмерное увеличение количества налогов повлечёт чрезмерное увеличение налоговой нагрузки населения, что, в свою очередь, отрицательно скажется на уровне реальных доходов населения.
  2. Невозможность существенного увеличения налоговой нагрузки населения. Как было указано выше, доходы бюджета в значительной степени зависят от налогов. Следовательно, их увеличение позволило бы одномоментно увеличить и уровень доходов. Однако применение данной меры сопряжено с такими неблагоприятными последствиями для экономики Республики Беларусь, как снижение стимулов к труду и сбережениям, увеличение доли теневой экономики, снижение эффективности использования перераспределяемых ресурсов.
  3. Существенное различие доходов республиканского бюджета в реальном выражении от их номинального выражения. Высокий уровень инфляции, сложившийся в Республике Беларусь в анализируемом периоде, повлёк за собой значительное снижение уровня реальных доходов бюджета в сравнении с их номинальным выражением, что, естественно, отрицательно сказалось на покупательной способности полученных доходов и увеличении расходов.

Заключение:

Таким образом, учитывая проведённый анализ, можно сделать вывод, что эффективность проводимой бюджетной политики государства зависит от многих факторов и характеризуется множеством показателей. Поэтому для установления рациональных значений доходов республиканского бюджета необходимо продолжать работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве, усиливать стимулирующую функцию бюджетной политики государства.

Библиографический список:

1. Экономическая теория: учебник для вузов / И.А. Добрынин [и др.]; под ред. И.А. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 янв. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
3. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
4. О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011 г. N 331-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
5. О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
6. О республиканском бюджете на 2014 год: Закон Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 95-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
7. О республиканском бюджете на 2015 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 225-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
8. О республиканском бюджете на 2016 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 341-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9. О республиканском бюджете на 2017 год: Закон Респ. Беларусь от 18 октября 2016 г. № 431-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
10. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2012 года. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2012.pdf – Дата доступа: 09.03.2017.
11. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2013 года. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2013.pdf – Дата доступа: 09.03.2017.
12. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2014 года. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2014.pdf – Дата доступа: 09.03.2017.
13. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2015 года. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2015/yd2015.pdf – Дата доступа: 11.03.2017.
14. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2016: Статистический сборник / Ред. колл.: И.В. Медведева, И.С. Кангро [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. – 519 с.
15. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Налоговая политика / Информация о докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса». – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/info_about_report/. – Дата доступа: 11.03.2017.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Макроэкономика и окружающая среда / Цены / Годовые данные / Индексы потребительских цен. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/tseny/godovye-dannye_3/indeksy-potrebitelskih-tsen/. – Дата доступа: 14.03.2017.




Рецензии:

13.05.2017, 20:11 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Статья показывает состояние доходов республиканского бюджета.Проведенный анализ позволяет увидеть отношение доходов к расходам.Также информация изложена кратко и точно.Выбраны данные,наиболее четко характеризующие состояние республиканского бюджета. Поставленные задачи выполнены. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх