Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 26.04.2017.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НЕДР И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Мирзаева Елена Владимировна

магистрант

ФГБОУ ВО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

студент 1 курса института экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Князева Ирина Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета


Аннотация:
Анализируя институт административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, автор вносит и обосновывает предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования.


Abstract:
Analyzing the institution of administrative responsibility for offences in the sphere of subsoil protection and subsoil use, the author makes and proves suggestions for improvement of the legislation on administrative offenses in the sphere of subsoil protection and subsoil use


Ключевые слова:
юридическая ответственность; законодательство об административных правонарушениях; административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования.

Keywords:
legal responsibility; legislation on administrative offenses; аdministrative responsibility for offences in the sphere of subsoil protection and subsoil use.


УДК  342.951

Правовым нормам общеобязательный характер придает именно наличие юридической ответственности, таким образом, само понятие «юридическая ответственность» служит одной из основных правовых категорий.

Видами юридической ответственности, вместе с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной выступает административная ответственность.  Административная ответственность хотя и во многом схожа с вышеперечисленными видами юридической ответственности, но все же имеет свои цели и в системе нормативно-правового регулирования занимает свое определенное место.

Необходимо отметить особенности административной ответственности. К ним относятся,  во-первых, основание привлечения к данному виду ответственности. Этим правонарушением является административное правонарушение, то есть такое противоправное виновное деяние, за которое применяются наказания, предусмотренные законодательством. Необходимо отметить, что административное правонарушение само по себе несет меньший вред, чем служащее основанием наступления уголовной ответственности, совершенное преступление.

Одним из эффективных средств по борьбе с правонарушителями является административная ответственность. Во избежание установленных санкций необходимо следовать и соблюдать обязательные нормы и правила. В противном случае, при несоблюдении соответствующих требований деятельность будет рассматриваться как административное правонарушение.

Актуальность. Административная ответственность является развивающимся и меняющимся правовым институтом. Одним из элементов (блоков) административной ответственности является административная ответственность в области охраны недр и недропользования. Но вопреки этому, законодательство о недрах, которое существует с начала 90-х гг.  оставалось и остается практически без значительных изменений. Два основных нормативно-правовых акта в части установления административной ответственности Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  [1] (далее КоАП РФ) и Закон РФ «О недрах» находятся без взаимосвязи, как терминологической, так и системной. Это, в свою очередь, конечно, ведет не только к теоретическим вопросам, но и практическим проблемам.

Целью настоящей работы является комплексный и системный анализ института административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, а так же разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм, регулирующих административную ответственность за правонарушения в данной сфере.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить роль административной ответственности в обеспечении рационального недропользования и охраны недр;

- разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования.

Методы исследования. Методологической основой работы является совокупность общенаучных и специальных (конкретно-научных) методов научного познания, применение которых обусловлено спецификой предмета и объекта исследования.

Справедливо отметить, что цель административной ответственности в рассматриваемой области схожа с административной ответственностью в целом, а именно борьба с одним из распространенных видов правонарушений – административными правонарушениями в области охраны недр и недропользования.

Созданная и действующая в данный момент нормативная база в сфере недропользования и охраны окружающей среды хоть и подвергалась неоднократным изменениям, но все же не до конца соответствует требованиям современного социально-экономического развития страны и нуждается в модернизации.  Основным отраслевым законом является  – Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах»[2].

Сферой пристального внимания со стороны государства является область охраны недр и недропользования. Таким образом, одной из приоритетных государственных задач является не только добыча и использование, но так же и охрана этого природного ресурса.  Именно поэтому важно комплексное правовое регулирование, для изначального формирования  необходимого подхода и отношения недропользователей к данной деятельности, а не только борьба с уже имеющимися последствиями несоблюдения отдельных норм законодательства по рациональному использованию и охране недр. Данная проблема актуальна не только для Федерального законодательства, но и для законодательства субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, необходимо поддержание доминирующего государственного регулирования и сохранения исключительно государственной собственности на недра, в противном же случае при передаче государством своих прав на недра другим субъектам, может произойти  бесконтрольное и небезопасное пользование недрами.

Необходимо совершенствование  правовых форм и методов управления государственной собственностью. Для решения поставленной задачи,  важное значение имеет увеличение эффективности государственного управления в сфере природопользования, так как большинство природных ресурсов, в первую очередь недра и залегающие в них полезные ископаемые, находятся в собственности государства и являются важнейшим потенциалом его развития.

Таким образом, отношениям недропользования и охраны недр, а в частности законодательству о недрах должна отводится не последняя роль.

Любое нарушение прав в данной области имеет непосредственный объект посягательства. Как известно, недра выполняют следующие функции: это экономическая, экологическая и рекреационная. Безусловно, экономическая функция недр является бюджетообразующей для нашей страны. Но не стоит отодвигать на второй план и экологическую функцию, так как   от состояния природной среды зависят и все остальные функции.

Следовательно, недропользование включает в себя как экологические, так и экономические аспекты, что приводит к множеству объектов охраны, а значит, и объектов посягательства в данной сфере.

Нужно еще раз заострить внимание на том, что  административные правонарушения среди всех остальных видов правонарушений наиболее распространенные, таким образом, законодателям в данной сфере нужно более четко формулировать некоторые статьи, в частности в КоАП РФ для реализации принципа законности и установления правовой определенности.

Так как процесс недропользования и охраны недр носит комплексный характер, то и административной ответственности в этой области свойственен большой охват сфер регулирования. При проводимом анализе глав КоАП РФ можно выявить, что статьи, которые предусматривают административную ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования, находятся в разных главах КоАП РФ.

Так в ст.23 Раздела III «Основные требования по рациональному использованию и охране недр» Закона «О недрах» освещены базовые требования по рациональному использованию и охране недр. С учетом того, что только ст.23 Закона «О недрах»  содержит 11 основных требований по рациональному использованию и охране недр, а нормы КоАП РФ посвященных данным вопросам значительно меньше, то на наш взгляд, считается возможным дополнить нормы КоАП РФ недостающими статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр.

Национальная стратегия социально-экономического развития страны должна основываться на долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которая заключается в балансе потребления и воспроизводства минерального сырья.

Выводы. Таким образом, в связи с тем, что недра являются стратегически важными для социально-экономического развития нашего государства, то представляется возможным усовершенствование и доработка законодательства в этой сфере, а именно: создание одной главы, посвященной только административным правонарушениям в сфере охраны недр и недропользования. Кроме того, необходима четкая взаимосвязь, в частности, Закона «О недрах» и КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за конкретные правонарушения в области охраны недр и недропользования.

Такой подход позволит внести большую ясность в правовое регулирование в данной сфере,  а также еще раз подчеркнет всю значимость такого важнейшего природного ресурса и компонента природной среды как недра. Данные шаги должны осуществляться в комплексе с совершенствованием культуры граждан нашей страны, в первую очередь экологической и природоохранной, а так же с применением современных, более щадящих и экологически чистых технологий по добыче природных ресурсов.

Библиографический список:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.09.2012 г.) // Российская газета. 2001. - № 256. - 31 декабря.
2. «Собрание законодательства РФ». -1995.- № 10.- Ст. 823.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх