Полесский государственный университет
Студент
Левчук Вероника Юрьевна, студентка, Полесский государственный университет; Ливенский Валентин Михайлович, доцент, Полесский государственный университет.
УДК 336.14
Состояние государственных финансов - один из самых значительных экономических показателей любой страны. При планировании государством своих доходов и расходов возникает проблема их сбалансированности. Размер, состав, соотношение расходов и доходов бюджета воздействуют на осуществление программ социально-экономического развития, устойчивость финансового положения страны. В связи с этим тема эффективного управления бюджетными средствами была и остается актуальной на всех этапах существования государства.
Объект исследования – консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования – расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Цель – анализ расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, расходы бюджета - это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства. Роль бюджетных расходов заключается в том, что они должны обеспечить выполнение расходных обязательств органов власти всех уровней.
Рассмотрим динамику расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг.
Проанализировав расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016 г. следует отметить, что они выросли по сравнению с 2015 г. на 2 284,3 млн. руб., или на 9,12% и по сравнению с 2014 г. выросли на 6 206,6 млн. руб., или на 29,39%.
Относительно ВВП расходы бюджета в 2016 г. возросли на 0,18 процентных пункта по сравнению с 2015 г. ина 1,83 процентных пункта по сравнению с 2014 г. Удельный вес расходов консолидированного бюджета в ВВП в 2016 г. составил 28,97% (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика расходов консолидированного бюджета за 2014 – 2016 гг.
Основную часть расходов консолидированного бюджета за 2014 - 2016 г. занимают расходы на общегосударственную деятельность, образование и национальная экономика. Наименьший удельный вес из числа бюджетных расходов занимают расходы на охрану окружающей среды (таблица 1).
Таблица 1 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2014-2016 гг.,%
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Расходы |
100 |
100 |
100 |
Общегосударственная деятельность |
22,5 |
25,1 |
25,3 |
Национальная оборона |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
6,7 |
6,4 |
6,2 |
Национальная экономика |
15,9 |
15,5 |
15,6 |
Охрана окружающей среды |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
8,2 |
6,4 |
5,6 |
Здравоохранение |
14,1 |
14,0 |
14,5 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ |
3,2 |
3,1 |
3,2 |
Образование |
17,4 |
16,7 |
16,8 |
Социальная политика |
8,1 |
8,7 |
8,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных[2].
Исходя из данных, представленных в таблице 1, в структуре расходов государственного бюджета в 2016 году в сравнении с 2014 г. увеличился удельный вес расходов на общегосударственную деятельность (2,8%), национальную оборону (0,3%), здравоохранение (0,4%), социальную политику (0,7%). Снизился удельный вес таких показателей, как расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (0,5%), национальную экономику (0,3%), охрану окружающей среды (0,1%), жилищно-коммунальные услуги, жилищное строительство (2,6%) и образование (0,6%).
За 2016 г. расходы на общегосударственную деятельность были профинансированы на сумму 6 901,3 млн. руб. (25,3% от общей суммы консолидированного бюджета), что на 2 150,5 млн. руб., или на 45,27%, больше, чем за 2014 г.
В 2016 году 11840,5 млн. руб. или 43.4% от всей суммы расходов государственного бюджета было потрачено на финансирование здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, средств массовой информации, образование и социальную политику. Этот показатель увеличился на 30,8% по сравнению с 2014 годом.
За период 2014-2016 гг. расходы на национальную оборону также имеют положительную тенденцию роста. Их объем вырос на 307,7 млн. руб., или на 41,76%, и составил в 2016 г. 1 044,5 млн. руб.
В 2016 г. бюджетные расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности были профинансированы на сумму 1 687,9 млн. руб., что на 279,1 млн. руб., или на 19,81% меньше, чем в 2014 г.
Расходы бюджета по разделу «Национальная экономика» за 2016 г. составили 4 253,3 млн. руб., что на 896,5 млн. руб., или на 26,7% меньше, нежели за 2014 г.
Обратная ситуация наблюдается по финансированию охраны окружающей среды, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства. За 2016 г. расходы на охрану окружающей среды сократились на 2,1 млн. руб., или на 2,64%, и составили 77,3 млн. руб. Та же тенденция наблюдается и по расходам на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство (1 517,2 млн. руб. в 2016 г.). Их величина снизилась на 213,3 млн. руб., или на 12,3% (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2014-2016 гг, млн. руб.
В разрезе экономической классификации наибольшая часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 8 323,3 млн. руб. По сравнению с 2014 г. объем данных расходов увеличился на 25%, их удельный вес снизился на 1,5 п.п., составив 30,5% от общего объема бюджетных расходов.
На текущие бюджетные трансферты в 2016 г. было направлено 7 812,1 млн. руб., или 28,6%. По сравнению с 2014 г. их объем вырос на 42,9%, удельный вес также увеличился на 2,6 п.п.
На обслуживание государственного долга Республики Беларусь было выделено в 2016 г. 1 869,2 млн. руб. В сравнении с 2014 г. объем бюджетных расходов на обслуживание государственного долга вырос в 2,2 раза, их удельный вес увеличился на 2,8 п.п., и составил 6,8% от общего объема расходов бюджета.
На капитальные расходы было направлено 3 470,3 млн. руб. бюджетных средств, или 12,7% всех расходов. По сравнению с 2014 г. капитальные расходы уменьшились на 19,4% (удельный вес – на 7,3 п.п.).
На другие расходы было выделено 5 687,3 млн. руб. В сравнении с 2014 г. их объем увеличился на 40,4%, а удельный вес – на 3,4 п.п. (рисунок 3).
Рисунок 3 – Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета в 2014 – 2016 гг, % к итогу
Сопоставление бюджетных доходов и расходов за 2016 г., показывает, что консолидированный бюджет в этом периоде исполнен с профицитом в размере 1,2 млрд. бел.рублей, или 1,3 % к ВВП (за 2015 г. – 1,8% к ВВП, за 2014 г.- 1% к ВВП).
Полученный бюджетный профицит, исполненный в анализируемом периоде, свидетельствует о том, что государство неэффективно использует бюджетные средства, или осуществляет меры по экономии бюджетных средств.
Политика расходов консолидированного бюджета придерживается следующих задач:
- достижение качественного уровня социальных услуг, а также его сохранение;
- поддержка реального сектора экономики;
- повышение благосостояния граждан;
- стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов на всех уровнях;
- реализация социальных программ;
- исполнение обязательств государства перед обществом.
Вследствие проведенного анализа можно сделать соответствующий вывод: показатель расходов консолидированного бюджета ежегодно имеет тенденцию, преимущественно, к увеличению, что не может положительно воздействовать на доходную его часть. Основной объем расходов занимают расходы на общегосударственную деятельность, образование и национальную экономику. Снизился удельный вес таких показателей, как расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, национальную экономику, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, образование.
Для совершенствования и тем самым улучшения структуры государственных расходов будет разумным выборочно выделять бюджетные средства на их инвестирование в реальный сектор экономики, оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов управления, государственной власти и управления. Сокращать расходы консолидированного бюджета сложно, а также нельзя в некоторых случаях (расходы на страхование, социальные нужды и вооружение).
Рецензии:
16.05.2017, 12:19 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Рецензия на статью «Расходы консолидированного бюджета» Пивень Александра Ивановича студента Полесского государственного университета.
По статье имеются следующие замечания и недостатки:
1. Тема статьи не подходит к ее содержанию. Нам кажется, автор должен отбирать конкретную сферу экономики, например, финансирование, учет, анализ, контроль и.т.д.
Нельзя согласиться с определением автора: «Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска». Этот бюджет не консолидированный, а скорее всего сводный бюджет, а ведь они и по теории, методологии и практики консолидирования совсем разные вещи.
2. В статье ничего не сказано о методах консолидации бюджета, если речь идет о расходной части бюджета, а не о формировании бюджета, то с названия статьи нужно убрать слово «консолидация». Получается, как будьте это слово выбрано ради повышения актуальности или для подчеркивания важности. Если наоборот, тогда, желательно остановится на методах консолидации и сделать сравнительную таблицу сводного бюджета с консолидированным бюджетом, тогда всё будет ясно и понятно!
3. Заключительная часть носит чисто лозунговый характер, нужно с практикой связать, жизненными примерами обогатить, а то получается, мы даем команду правительству «сократить», «снизить» и т.д. Следовало бы, показать хоть один метод или механизм воздействия на этот процесс.
4. Необоснованным на наш взгляд, является утверждение автора о том: «Показатель расходов консолидированного бюджета ежегодно имеет тенденцию, преимущественно, к увеличению, что не может положительно воздействовать на доходную его часть».
Мы полагаем, что наши предложения носят рекомендательный характер, глубоко уважая труд молодых ученых и поддерживая их стремление, считаем статью сначала нужно логически и методически существенно доработать, а потом можно публиковать.
С уважением, доктор экономических наук,
профессор кафедры «Экономический анализ
и аудит» Ташкентского государственного
экономического университета Хасанов Б.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий