Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 11.05.2017. Последняя правка: 10.05.2017.

РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

Пивень Александр Иванович

Полесский государственный университет

Студент

Левчук Вероника Юрьевна, студентка, Полесский государственный университет; Ливенский Валентин Михайлович, доцент, Полесский государственный университет.


Аннотация:
В данной статье рассмотрена расходная часть консолидированного бюджета Республики Беларусь. Проанализирована динамика и структура расходов бюджета. Сделан вывод о расходовании бюджетных средств.


Abstract:
This article describes the expenditure of the consolidated budget of the Republic of Belarus. The article analyses dynamics and structure of budget expenditures. The conclusion is made about the spending budget.


Ключевые слова:
бюджет; государственный бюджет; расходы консолидированного бюджета; бюджетный профицит.

Keywords:
budget; state budget; expenditures of the consolidated budget; budget surplus.


УДК 336.14 

Состояние государственных финансов один из самых значительных экономических показателей любой страны. При планировании государством своих доходов и расходов возникает проблема их сбалансированностиРазмер, состав, соотношение расходов и доходов бюджета воздействуют на осуществление программ социально-экономического развития, устойчивость финансового положения страны. В связи с этим тема эффективного управления бюджетными средствами была и остается актуальной на всех этапах существования государства.  

Объект исследования – консолидированный бюджет Республики Беларусь.  

Предмет исследования – расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь. 

Цель – анализ расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь. 

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает в себя  республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска. 

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, расходы бюджета - это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства. Роль бюджетных расходов заключается в том, что они должны обеспечить выполнение расходных обязательств органов власти всех уровней. 

Рассмотрим динамику расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. 

Проанализировав расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016 гследует отметить, что они выросли по сравнению с 2015 г. на 2 284,3 млн. руб., или на 9,12% и по сравнению с 2014 г. выросли на 6 206,6 млн. руб., или на 29,39%.  

Относительно ВВП расходы бюджета в 2016 г. возросли на 0,18 процентных пункта по сравнению с 2015 г. ина 1,83 процентных пункта по сравнению с 2014 г. Удельный вес расходов консолидированного бюджета в ВВП в 2016 г. составил 28,97% (рисунок 1). 




Рисунок 1 – Динамика расходов консолидированного бюджета за 2014 – 2016 гг.

Основную часть расходов консолидированного бюджета за 2014 - 2016 г. занимают расходы на общегосударственную деятельность, образование и национальная экономика. Наименьший удельный вес из числа бюджетных расходов занимают расходы на охрану окружающей среды (таблица 1). 

Таблица 1 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2014-2016 гг.,% 

Показатель 

2014 

2015 

2016 

Расходы 

100 

100 

100 

Общегосударственная деятельность 

22,5 

25,1 

25,3 

Национальная оборона 

3,5 

3,7 

3,8 

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 

6,7 

6,4 

6,2 

Национальная экономика 

15,9 

15,5 

15,6 

Охрана окружающей среды 

0,4 

0,3 

0,3 

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 

8,2 

6,4 

5,6 

Здравоохранение 

14,1 

14,0 

14,5 

Физическая культура, спорт, культура и СМИ 

3,2 

3,1 

3,2 

Образование 

17,4 

16,7 

16,8 

Социальная политика 

8,1 

8,7 

8,9 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных[2]. 

Исходя из данных, представленных в таблице 1, в структуре расходов государственного бюджета в 2016 году в сравнении с 2014 г. увеличился удельный вес расходов на общегосударственную деятельность (2,8%), национальную оборону (0,3%), здравоохранение (0,4%), социальную политику (0,7%). Снизился удельный вес таких показателей, как расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (0,5%), национальную экономику (0,3%), охрану окружающей среды (0,1%), жилищно-коммунальные услуги, жилищное строительство (2,6%) и образование (0,6%). 

За 2016 г. расходы на общегосударственную деятельность были профинансированы на сумму 6 901,3 млн. руб. (25,3% от общей суммы консолидированного бюджета), что на 2 150,5 млн. руб., или на 45,27%, больше, чем за 2014 г.  

В 2016 году 11840,5 млн. руб. или 43.4% от всей суммы расходов государственного бюджета было потрачено на финансирование здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, средств массовой информации, образование и социальную политику. Этот показатель увеличился на 30,8% по сравнению с 2014 годом.

За период 2014-2016 гг. расходы на национальную оборону также имеют положительную тенденцию роста. Их объем вырос на 307,7 млн. руб., или на 41,76%, и составил в 2016 г. 1 044,5 млн. руб. 

В 2016 г. бюджетные расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности были профинансированы на сумму 1 687,9 млн. руб., что на 279,1 млн. руб., или на 19,81% меньше, чем в 2014 г. 

Расходы бюджета по разделу «Национальная экономика» за 2016 г. составили 4 253,3 млн. руб., что на 896,5 млн. руб., или на 26,7% меньше, нежели за 2014 г. 

Обратная ситуация наблюдается по финансированию охраны окружающей среды, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства. За 2016 г. расходы на охрану окружающей среды сократились на 2,1 млн. руб., или на 2,64%, и составили 77,3 млн. руб. Та же тенденция наблюдается и по расходам на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство (1 517,2 млн. руб. в 2016 г.). Их величина снизилась на 213,3 млн. руб., или на 12,3% (рисунок 2). 



Рисунок 2 – Динамика расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2014-2016 гг, млн. руб.

В разрезе экономической классификации наибольшая часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 8 323,3 млн. руб. По сравнению с 2014 г. объем данных расходов увеличился на  25%, их удельный вес снизился на 1,5 п.п., составив 30,5% от общего объема бюджетных расходов.  

На текущие бюджетные трансферты в 2016 г. было направлено 7 812,1 млн. руб., или 28,6%. По сравнению с 2014 г. их объем вырос на 42,9%, удельный вес также увеличился на 2,6 п.п. 

На обслуживание государственного долга Республики Беларусь было выделено в 2016 г. 1 869,2 млн. руб. В сравнении с 2014 г. объем бюджетных расходов на обслуживание государственного долга вырос в 2,2 раза, их удельный вес увеличился на 2,8 п.п., и составил 6,8% от общего объема расходов бюджета. 

На капитальные расходы было направлено 3 470,3 млн. руб. бюджетных средств, или 12,7% всех расходов. По сравнению с 2014 г. капитальные расходы уменьшились на 19,4% (удельный вес – на 7,3 п.п.). 

На другие расходы было выделено 5 687,3 млн. руб. В сравнении с 2014 г. их объем увеличился на 40,4%, а удельный вес – на 3,4 п.п. (рисунок 3). 





Рисунок 3 – Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета в 2014 – 2016 гг, % к итогу

Сопоставление бюджетных доходов и расходов за 2016 г., показывает, что консолидированный бюджет в этом периоде исполнен с профицитом в размере 1,2 млрд. белублей, или 1,3 % к ВВП (за 2015 г. – 1,8% к ВВП, за 2014 г.- 1% к ВВП). 

Полученный бюджетный профицит, исполненный в анализируемом периодесвидетельствует о том, что государство неэффективно использует бюджетные средства, или осуществляет меры по экономии бюджетных средств. 

Политика расходов консолидированного бюджета придерживается следующих задач:  

- достижение качественного уровня социальных услуг, а также его сохранение;  

- поддержка реального сектора экономики;  

- повышение благосостояния граждан;  

- стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов на всех уровнях;  

- реализация социальных программ;  

- исполнение обязательств государства перед обществом. 

Вследствие проведенного анализа можно сделать соответствующий вывод: показатель расходов консолидированного бюджета ежегодно имеет тенденцию, преимущественно, к увеличению, что не может положительно воздействовать на доходную его часть. Основной объем расходов занимают расходы на общегосударственную деятельность, образование и национальную экономику. Снизился удельный вес таких показателей, как расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, национальную экономику, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, образование. 

Для совершенствования и тем самым улучшения структуры государственных расходов будет разумным выборочно выделять бюджетные средства на их инвестирование в реальный сектор экономики, оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов управления, государственной власти и управления. Сокращать расходы консолидированного бюджета сложно, а также нельзя в некоторых случаях (расходы на страхование, социальные нужды и вооружение) 

Библиографический список:

1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З [Электронный ресурс] / Статья 7. Консолидированный бюджет. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/kodeks/kod02/page3.htm. – Дата доступа: 01.05.2017.
2. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Электронный ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf. - Дата доступа: 01.05.2017.
3. БЕЛТА. Новости Беларуси [Электронный ресурс] / Доходы консолидированного бюджета Беларуси в 2017 году запланированы в размере Br30 млрд. – Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/dohody-konsolidirovannogo-bjudzheta-belarusi-v-2017-godu-zaplanirovany-v-razmere-br30-mlrd-213434-2016/. – Дата доступа: 01.05.2017.




Рецензии:

16.05.2017, 12:19 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Рецензия на статью «Расходы консолидированного бюджета» Пивень Александра Ивановича студента Полесского государственного университета. По статье имеются следующие замечания и недостатки: 1. Тема статьи не подходит к ее содержанию. Нам кажется, автор должен отбирать конкретную сферу экономики, например, финансирование, учет, анализ, контроль и.т.д. Нельзя согласиться с определением автора: «Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска». Этот бюджет не консолидированный, а скорее всего сводный бюджет, а ведь они и по теории, методологии и практики консолидирования совсем разные вещи. 2. В статье ничего не сказано о методах консолидации бюджета, если речь идет о расходной части бюджета, а не о формировании бюджета, то с названия статьи нужно убрать слово «консолидация». Получается, как будьте это слово выбрано ради повышения актуальности или для подчеркивания важности. Если наоборот, тогда, желательно остановится на методах консолидации и сделать сравнительную таблицу сводного бюджета с консолидированным бюджетом, тогда всё будет ясно и понятно! 3. Заключительная часть носит чисто лозунговый характер, нужно с практикой связать, жизненными примерами обогатить, а то получается, мы даем команду правительству «сократить», «снизить» и т.д. Следовало бы, показать хоть один метод или механизм воздействия на этот процесс. 4. Необоснованным на наш взгляд, является утверждение автора о том: «Показатель расходов консолидированного бюджета ежегодно имеет тенденцию, преимущественно, к увеличению, что не может положительно воздействовать на доходную его часть». Мы полагаем, что наши предложения носят рекомендательный характер, глубоко уважая труд молодых ученых и поддерживая их стремление, считаем статью сначала нужно логически и методически существенно доработать, а потом можно публиковать. С уважением, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ и аудит» Ташкентского государственного экономического университета Хасанов Б.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх