Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 19.05.2017. Последняя правка: 17.05.2017.

Современное состояние системы государственно-частного партнерства в России

Шилина Софья Валентиновна

ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.Семенова-Тян-Шанского

студент

Березина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры


Аннотация:
Данная статья посвящена развитию системы государственно-частного партнерства России в условиях современной экономики. Автор подчеркивает необходимость детальной проработки новой стратегии развития данного сектора, его значимость в общем развитии экономики государства в качестве важного направления взаимодействия государства и предпринимательства. Именно реализация всех предложенных целей стратегии будет способствовать эффективной работе в системе государственно-частного партнерства.


Abstract:
This article is devoted to development of system of public-private partnership of Russia in the conditions of modern economy. The author emphasizes need of detailed study of the new strategy of development for this sector, its importance for the general development of economy of the state as the important direction of interaction of the state and business. Realization of all offered purposes of strategy will promote effective work in system of public-private partnership.


Ключевые слова:
государственно-частное партнерство; современное состояние; пути развития.

Keywords:
public-private partnership; current state; ways of development.


УДК 334.7

Цель данной работы – проанализировать состояние системы государственно-частного партнерства в России на современном этапе.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

- исследовать существующие проблемы развития системы государственно-частного партнерства;

- выявить факторы, негативно сказывающиеся на состоянии системы государственно-частного партнерства в России.

На сегодняшний день Россия находится  в стадии реализации новой экономической политики, которая позволит оптимизировать существующую систему отношений и выведет страну на небывалый ранее уровень развития. Безусловно, данная философия будет опираться на уже достигнутые экономические результаты, использовать научные теории прошлого и учитывать допущенные предыдущими поколениями ошибки.

Одним из основополагающих направлений данной философии будет выступать качественно новый этап в реализации политики государственно-частного  и муниципально-частного партнерства. Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» этот термин определяется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с федеральным законом №224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [5]. Несмотря на существующее определение этого термина, сами формы взаимодействия государства и частного сектора в настоящее время регулируются достаточно слабо, поэтому задача разработанной Центром развития государственно-частного партнерства Стратегии формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в РФ на период до 2020 года по расширению данных форм требует первоначально принятия узко направленных нормативных актов, которые касались бы уже существующего государственно-частного партнерства [4]. Примером такого законодательного документа может служить Федеральный закон от 21.07.2005 г.  №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который конкретизировал концессию как форму ГЧП (государственно-частного партнерства), установив определенные рамки функционирования и развития этого элемента экономики страны.

Эффективное функционирование системы ГЧП позволит решить целый ряд существующих в стране задач:

1) укрепит взаимодействие всех существующих секторов экономики, что будет способствовать росту ВВП и общему экономическому развитию страны;

2) даст возможность малому и среднему бизнесу развиваться в условиях конкурентной среды;

3) улучшит ситуацию на рынке труда как всего государства, так и отдельно взятых регионов, в которых данная проблема стоит достаточно остро;

4) обеспечит развитие определенных, государственно значимых отраслей экономики;

5) привлечет инвестиции в решение наиболее острых социально значимых вопросов, тем самым снимет значительные нагрузки на федеральный, региональные и местные бюджеты.

Представленный список являет собой лишь часть существующих проблем, без кардинального решения которых невозможен рост экономики в целом, а также сохранение стабильности в будущем.

Несмотря на очевидную необходимость серьезного продвижения экономики в этом направлении, закон, регулирующий деятельность в области государственно-частного партнерства, вступил в силу лишь с 1 января 2016 года. Таким образом, нормативная база, обеспечивающая взаимодействие субъектов данной сферы, существует пока в пилотном режиме и требует детального изучения. Кроме того, Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации претерпевает постоянные изменения, связанные с постоянно происходящими новациями  и нестабильностью развития данной области. Постоянно происходящие изменения в экономическом, политическом, социальном направлении требуют постоянного мониторинга в сфере ГЧП, учета и внесения этих изменений в существующую Стратегию. Разработка отраслевых стратегических планов и программ ГЧП  будет связывать в единый комплекс бюджет государства, стратегический план развития, принимаемые нормативные акты по отдельным формам взаимодействия государства и частного сектора, прогнозируемые показатели экономики в её различных секторах, а также нормативные акты регионов России с учетом существующих особенностей и рейтинговых значений субъектов. Работа с вышеперечисленными факторами определенным образом позволит предотвратить торможение в уже существующей системе ГЧП и  поможет реализовать новые идеи, необходимые для решения принципиально важных задач в данной сфере.  

На сегодняшний день, исходя из исследования, проведенного Министерством экономического развития России, можно утверждать о стремительном росте в сфере государственно-частного партнерства. Темп роста числа реализуемых проектов за 2016 год составил 48%, что на 4% больше, чем в 2015 году (рис.1) [1, с.7].

Рисунок 1. Число проектов государственно-частного партнерства, прошедших стадию коммерческого закрытия
Рисунок 1. Число реализованных проектов государственно-частного партнерства

При данном количественном росте проектов ГЧП требуется создание комплекса по выявлению преимуществ и недостатков их эффективной работы, разработка системы оценивания, в рамках которой осуществлялся бы постоянный контроль за актуальностью, своевременностью, социальной значимостью этих проектов. Необходимо привлечение экспертов при работе с инициаторами и партнерами проектов как на уровне  страны, так и на уровне региональных инициатив.

В планах на 2018 год количество проектов ГЧП должно превысить 5000, что позволит решить множество проблем в сфере инфраструктуры страны, повысит приток инвестиций в экономику, даст толчок в эффективном становлении инновационного сектора. При разработке и реализации проектов необходимо опора на существующие практики ГЧП, к коим можно относить Центр экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии Самарской области в сфере здравоохранения,  строительство дошкольных и образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере образования, строительство ледового дворца спорта города Ульяновска в сфере спорта и другие. Ориентация на данные проекты позволит создать не только экономически выгодные, но и эффективно функционирующие отношения.

Нельзя не отметить существенный рост числа проектов такого рода именно на муниципальном уровне, что позволит сократить разницу в социально-экономическом положении отдельных территорий и может стать отправной точкой развития определенных отраслей производства, что является важнейшей целью в условиях импортозамещения.

 При рассмотрении  государственно-частного партнерства в различных отраслях, наибольшее число проектов ГЧП приходится на коммунальную и социальную инфраструктуры, что является положительной тенденцией, поскольку именно данные сферы представляются наиболее проблемными. Исходя из расчетов Центра развития ГЧП, можно судить о реализации партнерских проектов  во всевозрастающем количестве различных областей, однако представляется необходимым ещё большее расширение этого спектра.

Изучение рейтинга регионов позволяет сделать вывод о существенном разрыве в уровне развития государственно-частного партнерства в субъектах России. Так, лидирующие позиции занимают Москва и Санкт-Петербург, что вполне объяснимо особым значением данных субъектов в государстве. Кроме того, среди наиболее успешных в сфере ГЧП можно выделить Самарскую, Новосибирскую и Нижегородскую области, показатели рейтинга которых превышает 50% [3]. Наименьшее значение в данном рейтинге имеют республики Северо-Кавказского федерального округа, что подтверждает достаточно слабое  развитие предпринимательства в этом округе. При попытках улучшения показателей разработанного рейтинга необходимо использовать уже существующие региональные рекомендации, согласно которым следует при разработке прогноза ориентироваться на сложившуюся инфраструктурную среду, закреплять в программах и стратегиях целевые показатели по ГЧП, а также конкретные мероприятия по применению и развитию ГЧП в регионе, определить модель управления сферой ГЧП в субъекте, создать информационную среду для успешного взаимодействия с участниками ГЧП, проводить регулярное обучение специалистов в этой области  [2, 15]. Также важен межрегиональный обмен опытом в реализации проектов, в достижении высокого уровня нормативно-правовой базы по государственно-частному партнерству, в институциональном обеспечении создания и разработки идей данной сферы.

Таким образом, России, находясь по значению отношения частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП ниже уровня Нигерии, Индонезии и Мексики, необходимо пройти  ещё значительный путь развития в сфере государственно-частного партнерства, решить ряд существующих  в данном взаимодействии проблем, устранить все возможные барьеры и усовершенствовать набирающую обороты систему ГЧП.  Развитие данной системы на всех уровнях государства существенным образом скажется на показателях ВВП, на развитии целых отраслей и регионов, на разрешении ряда существенных социальных проблем и повышении уровня благосостояния граждан страны.

Библиографический список:

1. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» [Текст]/ Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 36 с.
2. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП-стандарт». – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.- 52 с.
3. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП 2015-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru (дата обращения: 05.03.2017).
4. Стратегия формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]/ Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 27 с.
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]//Российская газета, 2015. - №6727(156).




Рецензии:

19.05.2017, 20:57 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья представляет качественный обзор проблемы. ее можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх