Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №45 (май) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 24.05.2017. Последняя правка: 24.05.2017.

Проблемы регионального налогового администрирования на примере Липецкой области

Халилова Аида Ракифовна

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ

Студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, кафедра экономики и финансов, ЛФ РАНХиГС


Аннотация:
В статье изучена проблематика регионального налогового администрирования, проведен анализ показателей налогового администрирования в Липецкой области, а также предложены рекомендации по совершенствованию администрирования региональных и местных налогов.


Abstract:
In the article the problems of regional tax administration were studied, the analysis of the indicators of tax administration in the Lipetsk region was carried out, and recommendations for improving the administration of regional and local taxes were proposed.


Ключевые слова:
налоговое администрирование; региональные и местные налоги; региональное управление налогами.

Keywords:
tax administration; regional and local taxes; regional tax administration.


УДК 336.221

Введение.

Система регионального налогового администрирования представляет собой совокупность организационно-экономических отношений в сфере налогообложения на территории региона, основанных на нормативно-правовом регулировании в части установления, введения, взимания налогов и сборов, налогового контроля за соблюдением налогового законодательства. 

Актуальность. Региональное налоговое администрирование осуществляется на основе системы мероприятий по реализации налогового контроля за соблюдением в конкретном субъекте РФ налогового законодательства со стороны налогоплательщиков и привлечению к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц [1, с. 138].

Современная особенность регионального налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов региона в целях исполнения доходной части бюджета. Однако в современных кризисных экономических условиях уровень собираемости налогов в целом по регионам России снижается, поэтому особую актуальность имеет анализ состояния системы налогового администрирования в регионах для разработки направлений его совершенствования [2].

Целями проведенного исследования являлись изучение проблематики регионального налогового администрирования и проведение анализа показателей налогового администрирования в Липецкой области. Задачами исследования являлись изучение динамики поступивших в консолидированный бюджет Липецкой области налогов, характеристика выявленных тенденций и разработка рекомендаций по совершенствованию администрирования региональных и местных налогов.

Научная новизна данного исследования заключается в проведении сравнительного анализа поступлений в бюджет исследуемого региона за 2015-2016 гг. и оценка эффективности налогового администрирования в Липецкой области.

Рассмотрим полученные результаты исследования.

В 2016 г. в целом повысилась эффективность налогового администрирования в Липецкой области по сравнению с 2015 г. По итогам 2016 года поступления налоговых платежей в федеральный бюджет выросли на 106% и составили 9,7 млрд. рублей. Поступления в консолидированный бюджет Липецкой области выросли на 112,5% и составили 43,5 млрд. рублей.  Основными источниками доходной части консолидированного бюджета являются налог на прибыль и НДФЛ, прирост поступлений по которым составил 136,8% и 105,8% соответственно [4].

Говоря о налоговом администрировании в отношении резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», выделим главную особенность, заключающуюся в том, что для резидентов ОЭЗ на законодательном уровне регламентированы гарантии от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Это означает, что в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности компании не применяют ухудшающие их положение законодательные акты. Исключение в данном законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров [3, с. 448].

Особое внимание налоговыми органами уделяется увеличению поступлений НДФЛ в бюджет. В результате многоплановой работы, проводимой с целью легализации заработной платы и ликвидации задолженности по НДФЛ, в бюджет региона дополнительно поступило более 450 млн. рублей.

Благодаря реализации мер принудительного взыскания задолженности налоговыми органами в 2016 г. было взыскано 1,8 млрд. рублей налоговых платежей, что на 28,5% выше, чем в 2015 г. (1,4 млрд. руб.). Самая значимая часть (57% или 1,0 млрд. руб.) поступила по направленным в адрес налогоплательщика требованиям, 30% было взыскано со счетов должников, остальные 13% взысканы службой судебных приставов или оплачены в процедуре банкротства. Собираемость налоговых платежей составила 81 %.  Для взыскания задолженности налоговыми органами было направлено 17 тысяч исковых заявлений на взыскание задолженности в судебном порядке на сумму более 217 млн. рублей [4].

Заключение.

Оценивая эффективность налогового администрирования в Липецкой области в течение последних двух лет можно сказать, что его состояние характеризуется определенными недостатками. К числу главных проблем можно отнести недостаточный контроль за поступлением налоговых доходов бюджета от муниципальных образований. Для муниципальных образований Липецкой области характерны следующие проблемы:

1) недостаточный уровень сбора налогов на доходы физических лиц;

2) неисполнение бюджета по налогам на имущество из-за несвоевременных выплат данного налога собственниками имуществ;

3) недостаточный объем получения налога на совокупный доход, что связано со  снижением налогооблагаемой базы, ликвидацией организаций малого бизнеса или их реорганизацией.

Налоговое администрирование в Липецкой области предполагает ведение работы по различным направлениям. Прежде всего – это декларирование доходов физическими лицами и экономическими субъектами. На сегодняшний день в налоговые инспекции Липецкой области представлено около 65 тысяч налоговых деклараций о полученных доходах. В сравнении с прошлым годом  количество деклараций увеличилось более чем на 6 тысяч. Выросло не только количество деклараций, но и заявленная в них сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет.  Помимо привлечения к декларированию, в рамках налогового администрирования налоговыми органами Липецкой области проводится кампания по легализации теневой заработной платы. Мероприятия по выводу из тени незарегистрированных предпринимателей и юридических лиц,  осуществляющих деятельность в сфере торговли и оказания услуг,  также проводятся налоговыми органами Липецкой области  на постоянной основе. 

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на повышение активности налогового администрирования в Липецкой области, существуют недостатки данной системы. Органы власти, помимо усиления контроля за налогоплательщиками, должны создавать комфортную налоговую систему в виде гибкого механизма и совершенствовать технологии налогового администрирования для стабильного поступления доходов в бюджетную систему.

Библиографический список:

1. Куклина Т.А. Теоретические основы и классификация налогового администрирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – С. 136-142.
2. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс]. URL: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref13.htm (дата обращения: 9.04.2017)
3. Рамазанова Б.К. Основные подходы к определению понятия «Налоговое администрирование» // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №1. – С. 447-449.
4. Сайт Федеральной налоговой службы РФ: Липецкая область. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/news/activities_fts/5965806 (дата обращения: 18.04.2017).




Рецензии:

24.05.2017, 9:49 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: анализ за один год не проводится. нужно более длительное время брать. это надо в дальнейшем учесть автору. в порядке обсуждения данной проблемы статью можно опубликовать

24.05.2017, 10:30 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Согласен с предыдущим рецензентом



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх