Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Биология, Медицина, Психология
Размещена 20.07.2017. Последняя правка: 20.07.2017.
Просмотров - 8787

Синестезия – новые возможности для развития человека

Кривоносова Ольга Андреевна

-

Тюменский Государственный Медицинский Университет

студентка, 1 курс, лечебный факультет

Жукова Татьяна Владимировна, преподаватель дома детского творчества Радуга г. Кургана


Аннотация:
В данной статье будет кратко, но довольно точно описано такое явление, как синестезия и его проявления, особенности. В настоящее время синестезия – очень малоизученный феномен и не воспринимается учеными в полной мере серьёзно. Однако я надеюсь, что на основе анализа полученной информации, многие, как и я, работая над этой статьей, придут к выводу о том, что это действительно очень важное явление, которое требует большего изучения, ведь раскрыв множество тайн и загадок, которые оно в себе содержит, мы можем применить это в будущем для развития многих сторон науки и человечества в целом.


Abstract:
In this article, a phenomenon such as synaesthesia and its manifestations, features will be briefly but fairly accurately described. At the present time, synaesthesia is a very little studied phenomenon and is not taken seriously seriously by scientists. However, I hope that on the basis of the analysis of the information received, many, like me, working on this article, will come to the conclusion that this is indeed a very important phenomenon, which requires more study, after revealing the many secrets and mysteries it is in We can apply it in the future for the development of many aspects of science and humanity as a whole.


Ключевые слова:
Синестезия; нейроны; ощущения; восприятие; патология; явление; память; феномен; чувства.

Keywords:
Synaesthesia; neurons; sensations; perception; pathology; phenomenon; memory; phenomenon; feelings.


УДК 2788

Введение

Психика – это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает в себя различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности. Необычность психики заключается в то, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя передать другому человеку. Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. в этом и заключается сущность человека.

Человек, как существо, наделенное разумом, постоянно стремится познать окружающий мир. Но прежде, чем изучать все, что окружает нас вокруг, необходимо узнать, что такое есть сам человек, и как он может повлиять на окружающие его процессы. А для этого нужно узнать, как устроен мозг человека и какими способностями он обладает. Одна из таких возможностей мозга – синестезия.

Синестезия – одновременное ощущение, совместное чувство, восприятие, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Например: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов и т.п.

Синестезия открывает новые возможности, как в науке, так и в искусстве.

Актуальность

Актуальность данной темы, я считаю, заключается в следующем:

1) Изучение подобных явлений, таких, как синестезия и т.п., помогает проникнуть в тайны работы человеческого мозга и разобраться с загадками нашего сознания.

2) Возможно, появятся какие-либо способы лечения болезней с помощью синестезии.

3) Появятся новые формы обучения на основе знаний о синестезии.

4) Эта тема интересна творческим людям в связи с появлением новых направлений в искусстве.

Поиск человеком новых возможностей в своем историко-эволюционном развитии – это всегда актуально. Синестезия – одна из таких возможностей.

Интересуясь биологией, психологией и услышав о синестезии, я задумалась: а что же известно об этом явлении? Можно предположить, что, если лучше изучить такое явление, как синестезия, то появятся новые возможности в развитии человека.

Считается, что синестезия является лишь простым феноменом, однако на основе изученной мною литературы, хочется сказать, что данная тема действительно обладает научной новизной, ведь данное явление содержит в себе несметное множество загадок, открытых вопросов, которые можно применить на благо развития человечества и науки в целом. Будучи являясь студенткой медицинского ВУЗа, синестезия для меня интересна конечно же с медицинской точки зрения, а именно со стороны анатомии. Учитывая то, что данное явление возникает в результате слияние цепочек нейронов, отвечающих за различные органы чувств, мы можем более подробно изучить строение человеческого мозга, функционирование отдельных участков мозга между собой и всего организма в целом. 

Цели данной статьи:

  • описание такого малоизученного явления, как синестезия; 
  • на основе полученных знаний сделать вывод о том, как синестезию можно применить в различных аспектах жизни человечества.

В статье будут кратко, но относительно подробно изложены ниже перечисленные пункты пункты и решены следующие задачи:

- описание необычных ощущений людей и способы их определения;

- выявление положительных и отрицательных сторон синестетических способностей людей;

- анализ достижений учёных в изучении синестезии;

- определение практического значения синестезии для появления новых возможностей в развитии человека.

Итак, приступим к рассмотрению данной темы.

Основная часть
Что такое синестезия?

Явление синестезии появилось примерно 300 лет назад и еще практически не изучено учеными.

Первыми, кто открыл это явление, официально считаются Мелисса Саэнс и Кристофор Кох – ученые из Калифорнийского технического института.

С целью доказать, что это действительно сенсорный феномен, а вовсе не плод воображения человека, в двадцатом веке индийский невролог Рамачандран и коллеги разработали один тест.

Суть его заключается в следующем: на экране компьютера появляются расположенные в случайном порядке чёрные пятёрки и двойки. Обычному человеку очень трудно выделить очертания, которые образуют двойки. Синестет же легко увидит, что цифры образуют треугольник. Восприятия разных органов чувств человека смешиваются, синтезируются, в результате чего образуется цветное видение цифр.

Струп - тест был предложен американцем Джоном Ридли Струпом (1935 год). Тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и его название). С тех пор Струп- тест является так называемым "золотым стандартом" для психологов [2, стр. 15 ] .

Суть теста такова: предлагаются сочетания названий основных цветов, где значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью нет. Нужно быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. То есть: написано красным "синий", а сказать надо – красный. 

Синестезия – лишь пример сенсорных феноменов, изучение которого позволило учёным продвинуться в понимании того, как устроен и каким образом функционирует мозг человека.

Легко ли быть синестетом? 

Пик интереса к синестезии пришелся на рубеж 19 - 20 веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только ученые и медики, но и люди искусства: художники, музыканты, поэты. Например, были очень популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета [1, стр. 6 ] .

Известными синестетиками являются Владимир Набоков (известный писатель, поэт, энтомолог), Василий Кандинский (выдающийся русский живописец, художник), Александр Скрябин (талантливый композитор и пианист).

Непроизвольной, то есть не зависимой от сознания, синестезией обладали физик Ричард Фейнман и философ Людвиг Витгенштейн, композиторы Ференц Лист, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, музыкант Константин Сараджев, Дюк Элингтон.

Феномен Соломона Шеришевского 

Москва(1926 год, июль). В лабораторию молодого психолога Александра Лурии пришел мужчина лет 35 и попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия был весьма поражен. Казалось, что молодой человек запоминает абсолютно любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал обычным газетным репортером. Редактор обратил внимание, что Шерешевский никогда не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шерешевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Соломон слово в слово тут же повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил своего работника на обследование. Сам репортер не видел ничего особенного в том, что помнил буквально все: Соломону казалось, что так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шерешевского более 30 лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный, незаурядный человек может запомнить за раз не больше 10 несвязанных между собой слов, а Шерешевский запоминал тысячи, делая это без каких-либо усилий. Таким образом, выяснилось, что Шерешевский обладает так называемой синестезической памятью.

Шерешевский по сути видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как обычные люди. И часто возникающие образы не совпадали со значением слова.

Несмотря на то, что это было поистине необычайное явление, феноменальные способности не были Соломону Шерешевскому в радость. Например, читать газету для него было просто физически невозможно, и вкус слов перебивал вкус пищи.

Также Шерешевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и затем попросили воспроизвести. С этой задачей он справился без проблем. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили - «тиф». Шерешевскому же потребовалось целых 2 минуты, чтобы выполнить это задание.

У Шерешевского была еще одна довольно серьезная проблема - очень плохое забывание и вытеснение информации из памяти. Получалось так, что человек может запомнить абсолютно все, но только радости это ему не приносило, так как забыть что-либо из хранившейся в его голове информации он не мог.

Шерешевский пытался придумать всевозможные приемы и методики забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот - записывал то, что хотел забыть. Однако все было тщетно. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия оставляли следы в памяти.

Шерешевский выступал с концертами, демонстрируя свою феноменальную память. Но как-то раз после 3-его подряд выступления произошло чудо. Шерешевский сильно устал, но ему нужно было уже 4-ый раз выходить на сцену, и он побоялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел, и картинки ушли из памяти, то есть он забыл часть информации, хранящейся в его памяти.

В детстве мы все запоминали, как Шерешевский, так как именно тогда человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться ею всю свою жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения.

Такое запоминание идет до 3-5 лет. После этого память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной, то есть памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл и вычленять суть прочитанного и услышанного. Однако у Шерешевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть [1, стр. 45 ] .

Как видно из примера, феноменальная память помогает людям в основной профессии, и даже может являться основой для нового вида деятельности. Но также есть и обратная сторона синестетических способностей.

Многие люди считают, что видеть цвет звучащих нот, чувствовать вкус услышанной речи или прочитанных слов - это необыкновенное ощущение, к тому же постоянное.

Однако синестетические связи в случае врожденной синестезии не меняются на протяжении всей жизни, а появляются они в раннем детстве (5-6 лет). То есть и в 5, и в 55 лет у человека неизменно возникает одна и та же реакция на один и тот же стимул!

Рассмотрим пример: звуки пианино вызывают у синестета ощущение небесно-голубой дымки, и такую реакцию он переживал и будет переживать всегда. У обычного же человека звуки пианино могут каждый раз вызывать абсолютно новые ощущения.

В случае врожденной синестезии человек привыкает к ощущению, которое другим кажется необычным, и оно для него не значит ничего экстраординарного. Для него это просто обычное, повседневное чувство.

Синестезия проявляется индивидуальным образом, у каждого синестета по-своему: у одних “приятные” стимулы сочетаются с “приятными” реакциями, у других - “неприятные” - с “неприятными”, а у третьих – «приятные» стимулы сочетаются с «неприятными» реакциями и т.п.

Стимул, который синестету очень нравится (яблоко), может вызывать у него как по-настоящему приятные ощущения (нежный зеленый цвет), так и неприятные (скрип двери), но более вероятно то, что это будет что-нибудь такое, к чему синестет более или менее равнодушен. То же самое можно сказать и о стимуле, который синестету не нравится. То есть в синестезии нет обязательного сочетания “приятного с приятным” и “неприятного с неприятным”.

Из данных примеров можно сделать вывод о том, что на самом деле жизнь синестетов не такая уж простая и легкая. Вот поэтому и сложно решить, что все же лучше: быть синестетом или обычным человеком?

Кто и как изучает синестезию?

Понятие «синестезия» известно всему земному шару, и данное явление в мире изучают около сотни психологов и нейрофизиологов и несметное множество специалистов в лингвистике, дизайне, литературоведении и т.д., а также огромное количество ученых других областей. Каждый выбирает свою перспективу и, применяя присущие его науке или направлению методики и способы, пытается понять результат синестезии, восприятие сочетаний цвета, освещения и объема и тому подобные явления.

Например, психологи и ученые, как и при работе с другими явлениями познавательной активности человека, исследуют синестезию несколькими способами: психологическими и инструментальными. Они используют методы наблюдения, интервью, анкетирования, общие и индивидуально построенные тесты, главные из которых - это тесты на постоянство и последовательность.

Главная цель при исследовании синестезии – это поиск механизмов нервной системы человека, лежащих в основе синестетических особенностей восприятия. Для этого ученым необходимо для начала взять одну большую цель, а затем разделить ее на несколько задач и подзадач, ближайших к основной цели.

В настоящее время синестезию исследуют как бы «по крупицам», то бишь фрагментарно. То есть, выбрав одно конкретное явление, ученый или группа ученых пытаются в нем разобраться подробнее: кто-то исследует характер внимания и памяти у синестета, кто-то изучает анатомию мозга, кто-то – возможную склонность синестетов к образности мышления…

На сегодняшний момент появились различные классификации и сопоставления, а также выяснились определенные строгие закономерности. Например, известно, что у синестетов есть особенный характер внимания (как бы «досознательный») к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. А также считается, что у синестетов немного иная анатомия мозга [5, стр. 57 ] . Известны следующие причины появления синестезии у человека:

  • генетический характер, в данном случаем имеется в виду передача по наследству; 
  • появление синестезии вследствие болезни или травмы при аварии, а также какой-либо катастрофы;
  • вследствие принятия каких-либо галлюциногенных препаратов.

В настоящий момент времени общей теории о синестезии (а именно научно доказанного и универсального представления о ней) еще нет. Однако существует ряд интересных фактов, замеченные и открытые учеными о синестетах.

Итак, как правило, большинство синестетов:

  • не особо сильны в математике, то есть не обладают математическим складом ума, творческие личности;
  • являются левшами;
  • обладают своей собственной, уникальной цветовой палитрой;
  • часто очень рассеянные, и хуже, чем остальные люди, ориентируются в пространстве;
  • для большинства синестетов буква “О” белого цвета;
  • синестеты зачастую являются перфекционистами, и им довольно некомфортно, если на его рабочем месте беспорядок, он просто на просто не может сесть и начать спокойно работать, пока не воцарится нужный для него порядок.

Но можно подметить, что и у многих людей, явно не обладающих синестетическими способностями и особенностями, также наблюдаются вышеперечисленные явления. То есть это внешние признаки, которые свойственны как синестетам, так и обычным людям. Чем же они различаются?

На различных этапах исследования в зарубежной нейронауке с 80-х 20 века годов выдвигались всевозможные версии объяснения тех или иных проявлений синестезии.

Одна из них заключалась в том, что у синестета в определенном участке головного мозга длинные отростки нервных клеток – аксоны, утрачивают слой миелиновой оболочки, которая защищает отростки от повреждений. Из-за истонченного слоя миелиновой «изоляции» нервные клетки начинают непреднамеренно обмениваться электрическими возбуждениями, импульсами, и тем самым вызывая фантомные ощущения, соединенные между собой образы цветов, запахов и т.д.

Следующее наиболее популярное объяснение проявления синестезии, до сих пор сохраняющее свою силу, заключается в том, что в мозге у синестетов еще с самого раннего детства сохраняются определенные цепочки нейронов, способствующие связям между органами чувств.

Предположительно, такие связи в полной мере развиты у младенцев, которые воспринимают окружающий мир словно хаотичную картинку, где цвета, звуки, прикосновения и «сигналы» других органов чувств перемешаны и слиты воедино.

Одним из критериев, определяющим наличие синестезии, является постоянство, то есть неизменность связи синестетической реакции и стимула. Рассмотрим следующий случай в качестве примера: если шорох осенних листьев вызывают у синестета запах жареной картошки, то такую реакцию он переживал и будет переживать всегда, она останется неизменной.

Как уже упоминалось ранее, синестезия может быть и генетической, и приобретённой (вследствие болезни, травмы и др.). Врождённая синестезия проявляется в пять-шесть лет и сохраняется в течение всей жизни человека. Приобретённая же синестезия может исчезнуть как временно, так и навсегда. Чаще всего такое происходит в переходный, переломный период и, скорее всего, связано с глобальными изменениями функций организма, в частности нервной системы. Считается, что даже недолговременное исчезновение синестезии может вызвать очень долгий и интенсивный, сильный стресс. Также известно, что синестетические реакции могут несколько ослабевать и затухать с возрастом, а к глубокой старости и вовсе исчезнуть.

Синестезия – норма или патология?

Американская Медицинская Ассоциация и Американская Психиатрическая Ассоциация охарактеризовывают синестезию как нейтральное состояние без каких-либо признаков, которые сопровождают данную патологию. Сопутствующая, или как ее еще называют, посттравматическая синестезия может в качестве одного из симптомов сопровождать определенное расстройство, такое как опухоль, инсульт, пулевое ранение в голову и т.д., но и в таком случае медикаментозного вмешательства требует не синестезия как таковая, а только вызвавшая её травма [4] .

Синестезия может быть симптомом неврологического расстройства, но сама по себе она не является патологией.

Известно, что время от времени любой обычный человек может испытывать нечто похожее на синестезию: кратковременное, мимолетное переживание, при котором захвативший наше внимание образ, явление вызывает у нас новое, необъяснимое переживание.

Например: после просмотра грустного и мрачного кинофильма можно действительно ощущать гнетущее физическое состояние, а после просмотра комедий - легкость и некую раскованность.

Все дело в том, что, скорее всего, смысл фильма оказался для нас настолько значимым, что вызвал бурную эмоциональную реакцию и буквально захватил нас физически, как говорится, «захлестнул» наши чувства и эмоции. Вероятнее всего, именно это переживают люди творческого склада при погружении в вопросы о смысле той или иной ситуации и, будучи вовлеченными в неё буквально всем своим существом, переживают её настолько эмоционально, что это вызывает в них новые ощущения, для которых они подбирают оригинальный, необычный и уникальный образ.

Каким будет этот образ: зрительным, телесным, слуховым и т.д., какую сферу ощущений заполнит это чувство, зависит в равной степени как от особенностей, предпочтений самого поэта или художника, так и от принятых в его культурной среде способов переживания и выражения: запахи утра – мелодия (звуковой образ), признание в любви – танец (телесный), звуки музыки – цвет (зрительный).

Так в чем же заключается сходство и различие в этих видах синестезии?

Следует помнить о том,что врожденная синестезия - термин условный, который должен восприниматься как ориентир.Хотя гены и могут быть определенным влияющим фактором, другими немаловажными факторами могут оказаться также и культурная среда, особенности воспитания, способы общения, характер питания, присущие данному обществу стили познания, мышления и т.д. Некоторые генетические исследования, направленные на выявление факторов наследственности синестезии, уже принесли и приносят утвердительные ответы на вопросы о наличии таких связей.

 Кроме того, нельзя и забывать о том, что унаследование генов от родителей не всегда ведет к их автоматическому проявлению.

Данный факт отчасти объясняет, почему родители синестетов сами не являются синестетами и, наоборот, почему дети синестетов могут не наследовать синестезию.

Считается, что, так называемый, «ген синестезии» может «дремать» в организме человека до какого-либо определённого момента, а затем под влиянием благоприятных (или же неблагоприятных факторов) начинает активно себя проявлять, хотя он может и не проявить себя вовсе. Таковым является механизм очень многих уже изученных болезней, в основе которых лежит генетическая наследственность. Таким образом, вывод о существовании так называемых "генов синестезии" пока еще нельзя считать окончательным и полностью доказанным, что оставляет вопрос о степени генетической предопределенности синестезии открытым для обсуждений и проведению дальнейших исследований.

Психотропную и посттравматическую синестезию нельзя ставить в один ряд с синестезией врожденного характера. Для этого есть ряд оснований.

Во-первых, у непроизвольной врожденной синестезии связь между стимулами и сопровождающими их синестетическими реакциями неизменна. При принятии наркотических веществ подобные связи обычно проявляются по-разному от приема к приему и могут меняться даже во время одного употребления.

Во-вторых, следует учитывать качественное различие между врожденным и психотропным видами проявления синестезии. То есть если врожденный синестет прожил 30 лет своей жизни и каждый день неизменно испытывал синестетические реакции, то стоит ожидать того, что они будут качественно отличаться от синестетических реакций 25-летнего не синестета, в первый раз пробующего ЛСД.

Последний (25-летний не синестет), впервые испытывая синестетические ощущения, будет, скорее всего, находиться в состоянии эйфории. Врожденный же синестет своё ощущение новизны и необыкновенности оставил далеко в прошлом, если эти ощущения у него вообще когда-нибудь были. Не стоит забывать, что для синестета синестезия – это неотъемлемая и естественная часть восприятия мира, и большая часть синестетических реакций успела стать для него обыкновенной и привычной, а чаще – была таковой всегда.

В случае же с сопутствующей посттравматической синестезией всё ещё проще. Стоит лишь устранитьопределенное расстройство такое, как опухоль, инсульт, пулевое ранение в голову – и синестетические ощущения тут же исчезнут. В таком случае медикаментозного вмешательства требует не синестезия, а только вызвавшая её травма. А вопрос, что произойдёт с человеком, если основное заболевание не удаётся до конца вылечить (в силу его тяжести) - по прежнему остаётся открытым. Исчезнут ли в этом случае признаки синестезии совсем, немного утихнут или останутся неизменными - всё это ещё предстоит нам узнать в будущем.

Заблуждения о синестезии

Синестезия, как явление, которое является ещё не изученным полностью, обрастает большим количеством слухов и домыслов. Один из них звучит примерно так: «Все синестетики – талантливые люди». Так ли это на самом деле?

Вся суть в том, что в мире существует более семидесяти разновидностей синестезии, а самые распространенные из них - "пространственные последовательности" и "олицетворения символов".

По одним из последних данных, врожденной синестезией, по крайней мере, одной из её разновидностей, обладают около 4,4% населения земного шара, т.е. приблизительно один из 23 человек на планете, что является слишком большой долей для "одаренности" [2,  стр. 34] .

Естественно, что внимание к себе всегда привлекают такие одаренные синестеты, как Ричард Фейнман, Оливье Мессиан и Владимир Набоков. Однако все эти люди, на мой взгляд, могли стать такими же талантливыми и без синестетических способностей, хотя, возможно, эти способности в какой – то мере помогают более глубоко и полно раскрыться их великому таланту.

Широкую публику привлекает талант, известность этих людей, а не наличие у них синестетических способностей. Именно поэтому хотелось бы знать о знаменитых синестетах-художниках, синестетах-гениях, а не о том, что в действительности синестетами могут быть безвестные троечники, домохозяйки, слесари, кассиры и официанты.

 

Как бы там ни было, рассмотрим такой пример: если бы синестезия действительно была «даром», помогающим проникать в истинную сущность вещей, то все синестеты видели бы одно и то же в ответ на одинаковые стимулы (или практически одно и то же). То есть, все они согласились бы с тем, что цвет звука саксофона - ярко-неоново-фиолетовый или что цифра "3" - красная. Однако это далеко не так. Известно, что синестетические ощущения каждого глубоко индивидуальны, и вряд ли вам удастся найти хотя бы двух синестетов, у которых совпадают цвета хотя бы 3 букв из алфавита или же двух дней недели.

Заключение

Результаты: за время проведенной работы мною было прочитано и изучено большое количество материала, и в ходе анализа при описании синестетических способностей выяснилось, что они индивидуальны, отличаются и качественно друг от друга и количественно, и чёткой классификации соощущений пока нет. Но уже известны некоторый механизмы появления признаков синестезии у людей, есть способы их определения, поэтому, я думаю, в ближайшее время учёные смогут найти ответы на поставленные вопросы.

В своей работе я выделила положительные и отрицательные стороны синестетических способностей. Несомненно, хорошо то, что синестетические способности помогают талантливым людям полнее раскрыть свой творческий потенциал, профессионально реализоваться. Но жизнь синестетов, как выяснилось, непростая: зачастую соощущения мешают людям в обычной бытовой жизни, при общении с другими людьми. И учёные тоже пока не могут существенно помочь синестетам в решении определённых проблем.

Несмотря на то, что синестезия – это малоизученное явление, и многое ещё предстоит в этой области сделать, несомненно, что изучение синестезии помогает проникнуть в тайны работы человеческого мозга и разобраться с загадками нашего сознания.

По-моему, есть все основания предположить, что практическое значение синестезии очень велико для появления новых возможностей в развитии человека в разных сферах жизни.

Перспективы развития синестезии и способы ее применения:

В области медицины и психологии – это возможность узнать новое о процессах и функциях головного мозга человека, психических процессах в целом, найти новые пути в лечении различных психических и физических болезней, тяжёлых психологических состояний людей.

В области педагогики – это новые формы и методы обучения, вследствие чего – открытия в образовании, в том числе и профессиональном.

В искусстве – это новые направления в живописи, музыке, литературе и других видах искусства.

Возможно, это повлияет и на создание принципиально новых компьютерных технологий и программ.

Изучение синестезии может пролить свет не только на частные вопросы об особенностях памяти, внимания или восприятия человека, но и, учитывая символический характер синестезии, а также её слитность с бессознательными механизмами психики, способствовать пониманию таких проявлений, как символизация, абстрактное мышление, связь мышления и ощущений, их закономерное взаимодействие. То есть изучение синестезии может позволить людям избавляться от средовой зависимости, и в то же время держать человека в адаптивном напряжении и не позволять окончательно оторваться от реальности.

Таким образом, мы рассмотрели столь малоизученное явление, как синестезия. Было бы неплохо, если бы этой темой заинтересовались многие люди, в том числе и молодёжь. Возможно, кому-то эта информация поможет с выбором профессии, ведь синестезия – малоизученная тема, а значит, это тема будущего людей.

Библиографический список:

1. Алексеева А. В. Синестезия в искусствознании. Специфика интерпретации термина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. С. 363—367. — ISSN 2312—2129
2. Заиченко А.А., Картавенко М.В. Синестезия – феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011. — С. 48-60.
3. Прокофьева Л.П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. — 2010. — № 1. — С. 3-10. — ISSN 1817-7115
4. Статьи о синестезии на сайте научной электронной библиотеки Elibrary
5. De Cordoba. Synaesthesia: Theoretical, artistic and scientific foundations. — Granada, Spain. — P. 372. — ISBN 978-84-939054-9-1




Рецензии:

21.07.2017, 8:14 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат.Не понятно какую проблему решает автор, в чем научная новизна статьи.К публикации не рекомендую.

3.08.2017, 21:50 Пешиков Олег Валентинович
Рецензия: Автор затронул интересную тему, но как уже написал Леонид Борисович, по стилю изложения получился реферат. Рекомендую изменить стиль работы, оформить список литературы по ГОСТу и единообразно. В тексте оформить библиографические ссылки с указанием на источники литературы. Хотелось бы в работе увидеть не только точку зрения автора, но и взгляды других ученых. Требует доработки

4.08.2017, 12:54 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Серьезно доработать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх