Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №47 (июль) 2017
Разделы: Маркетинг
Размещена 26.07.2017. Последняя правка: 27.07.2017.
Просмотров - 1836

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА (НА ПРИМЕРЕ МП «ЗЕЛЕНСТРОЙ ГОРОДА БИШКЕК»)

Туйбаев Бектур Омурбекович

Бакалавр

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики

Студент

Алыбаева Гульдана Джапаркуловна, кандидат экономических наук, доцент Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики


Аннотация:
Маркетинг в Кыргызстане только-только начал развиваться. Но подавляющее число муниципалитетов пока не считают нужным продвигать свои интересы и предпринимать усилия по восстановлению своего имиджа. Ситуация поменяется в скором будущем и необходимость муниципального маркетинга остро встанет перед Кыргызстаном, в частности с позиции социально-этического подхода.


Abstract:
Marketing in Kyrgyzstan has just begun to develop. But the vast majority of municipalities still do not consider it necessary to promote their interests and efforts to restore its image. The situation will change in the near future and the need for municipal marketing will rise sharply to Kyrgyzstan, particularly from the social-ethical approach.


Ключевые слова:
социально-этический муниципальный маркетинг; предприятие; маркетинговая политика; рекламная компания.

Keywords:
socio-ethical municipal marketing; enterprise; marketing policy; advertising company.


УДК 33

Введение. В Кыргызстане с переходом к рыночной экономике уделяется особое внимание маркетингу. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей[1]. Таким образом, маркетинг – это деятельность организации в интересах ее покупателей.

С муниципальным маркетингом все намного сложнее. Нужна ли маркетинговая стратегия, если дела в предприятии и так идут в принципе хорошо? Рыночная экономика подвержена колебаниям конъюнктуры, как со стороны производителей, так и со стороны покупателей. Для муниципального предприятия достаточно сложно быть гибким и своевременного реагировать на эти изменения. Однако это не означает, что на уровне муниципалитета нельзя использовать инструменты современного маркетинга. Более того необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии, что не только понадобится в будущем, но это и то, что нужно уже сегодня.

Исследовательский вопрос данной статьи заключается в том, есть ли социально-этический муниципальный маркетинг в Бишкеке и как его внедрять в жизнь. Какова будет экономическая и социальная отдача от данного вида маркетинга.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность социально-этического и муниципального маркетинга;
  2. Провести анализ МП «Зеленстрой города Бишкек»;
  3. Разработать концепцию социально-этического муниципального маркетинга

Актуальность данной статьи заключается в том, что на данный момент многие муниципальные предприятия города Бишкек не приносят прибыли мэрии и являются убыточными предприятиями. То есть из бюджета мэрии уходит большое количество денежных средств на поддержание и функционирование этих предприятий. Происходит неэффективное использование ресурсов мэрии Бишкека. Таким образом, данные средства могли бы быть использованы для эффективного разрешения проблем и задач, которые сейчас остро стоят перед мэрией.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции социально-этического муниципального маркетинга на примере конкретного муниципального предприятия, с целью дальнейшего развития и благосостояния данной организации. Объектом исследования является муниципальное предприятие «Зеленстрой города Бишкек» именуемое в дальнейшем «Предприятие». Предмет исследования – настоящая и будущая маркетинговая деятельность МП «Зеленстрой города Бишкек».

Методы. Интервью является основным средством исследования. Все исследования (результаты), представленные в таблицах являются авторскими и были разработаны на основе интервью.

1.      Сущность социально-этического и муниципального маркетинга

Маркетинг города – комплекс действий городского сообщества, направленных на выявление и продвижение своих интересов для выполнения конкретных задач социально- экономического развития города. В широком смысле это продвижение интересов города.

Причем потребляются не только обычные товары и услуги, но и особого вида услуги, оказываемые муниципальными органами власти и иными властными институтами для достижения устойчивого экономического роста муниципального образования и повышения уровня благосостояния местного населения [2].

Можно привести в пример ряд городов, для которых маркетинг является главной, сквозной идеологией развития. Норвежский городок Олесун – это город в стиле модерн или Шопрон в Венгрии – облик средневекового города с узкими улочками и красными крышами. К примеру, город Дубровник в Хорватии с населением в 70 тыс. человек восстановил средневековую часть города после сербских бомбардировок. Горожане настроены сохранить связь со своими древними корнями и поведать о своем наследии на мировом рынке путешествий [3].

Инициатор и «исполнитель» маркетинга – не администрация города, как ошибочно полагают многие. Субъектом продвижения городских интересов должно быть все местное сообщество. И каждый из его «слоев», будь то предприниматели, чиновники, общественные организации, журналисты, врачи и т.д., может найти в маркетинге города свой конкретный фронт работ. А задача администрации сводится к мобилизации и координации общих усилий. Только в этом случае маркетинг будет успешным.

Социально-этический маркетинг - это инструмент, позволяющий бизнесу не только воплощать в жизнь собственные социально-ориентированные программы, но и непосредственно вовлекать в их осуществление потребителей своих товаров и услуг.

2.      Анализ маркетинговой деятельности МП “Зеленстрой города Бишкек”

Для того, чтобы определить есть ли предпосылки у МП “Зеленстрой города Бишкек” к социально-этическому муниципальному маркетингу были проведены такие методы сбора информации, как измерение, наблюдение и интервью непосредственно в данном предприятии. Были собраны текстовые материалы, документы и статистические данные.

Целью интервью являлось получение качественной информации, которую невозможно извлечь из анализа статистики и городской документации. Фокус – группу составили заведующая сектором по кадровым вопросам Вересова А.А. и начальник планово-экономического отдела Байдалиева М.Т.

В данный момент численность работников МП “Зеленстрой города Бишкек” фактически составляет 405 человек, что показывает следующая таблица.

Таблица 1. Информация о численности работников МП “Зеленстрой города Бишкек” на 28.02.2017 г.

Наименование

Всего

Штат

Факт

АУП и ИТР

80

78

Зелёное хозяйство (бюджет)

214

109

Парки (бюджет)

91

70

Водное хозяйство (бюджет)

44

20

Отдел по поливочным системам и скважинам (бюджет)

12

8

Транспортный отдел

62

40

Оранжерея №1 (хоз.расчёт)

49

19

Оранжерея №2 (хоз.расчёт)

42

19

Питомник №1 (хоз.расчёт)

18

7

Отдел “Озеленение” (хоз.расчёт)

20

20

Всего

647

405

Вакантные места

 

242

Таким образом, из таблицы видно, что фактические данные не совпадают с плановыми. Сами сотрудники предприятия объясняют такую ситуацию, тем что бюджет предприятия не может позволить себе нанять столько рабочих, как было запланировано. Также таблица показывает, что работников очень мало, вследствии чего ожидаемо, что они не успевают выполнять все их функции по благоустройству города, так как это огромные территории. И это огромный минус для предприятия, портится его имидж  и растёт недоверие населения. Также в ходе интервью выяснилось, что из-за нехватки мастеров по благоустройству районов города, иногда принимаются на работу люди, которые только что прошли стажировку и им сразу же дают звание мастера. Таким образом, нанимается неквалифицированная рабочая сила из-за того, что нет желающих и это создаёт серъёзный урон репутации самого предприятия. Выяснилось, что средняя зарплата находится в районе 8000 тысяч сом в месяц. Поэтому нет стимула и желающих работать за такие деньги. На один район выделены: 1 агроном, 1 мастер по лесосъёму, 1 мастер гидротехник, 1 мастер по озеленению. Этого очень мало для обслуживания таких обширных территорий. Сотрудники уверены, что им нужны серъёзные изменения в текущей ситуации. Если у них будет больше клиентов, то и соответственно денежных средств, что приведёт к увеличению заработных плат и премиальных сотрудников и рабочих. Это послужит более эффективной работе самой организации, привлечению квалифицированных кадров и улучшению содержания городского зелёного хозяйства.

В бюджете заложены деньги на ставку маркетолога, но как выяснилось в предприятии этого маркетолога нет. Так происходит из-за низкой заработной платы, профессиональный маркетолог не будет работать за такие мизерные деньги, а предприятию нужна сильная маркетинговая компания и такой человек, который будет добросовестно работать и убеждать потенциальных клиентов предприятия купить у них ту или иную услугу или товар. Также на данный момент предприятие может оплатить из своего бюджета средства на рекламную компанию. Так как был задан вопрос о том, готово ли предприятие платить за рекламу (в СМИ, радио и т.д.). Сотрудники ответили, что в этом нет смысла, если нет маркетолога, который реально бы убеждал клиентов купить их товары или услуги. Согласно Положению МП “Зеленстрой города Бишкек”, предприятие может разрабатывать в пределах установленных расходов по затратам на отдельные культурно-массовые мероприятия, платные представления [4]. На данный момент, единственная рекламная компания в которой участвует предприятие это различные выставки, где также раздаются рекламные брошюры о предприятии. Таким образом, видно, что у предприятия есть предпосылки к маркетингу.

В ходе опроса выяснилось, что серъёзных конкурентов у МП “Зеленстрой города Бишкек” нет. Что они являются “естественной” монополией на рынке, так как мэрия всё равно будет заказчиком муниципальных работ по текущему содержанию и уходу за зелеными насаждениями города. В сфере предоставления платных услуг третьим лицам, клиентами предприятия являются частные и государственные учреждения. Но по признанию самих сотрудников, у них не так много заказов от третьих лиц из-за цен на их услуги, которые считаются дорогими у частных лиц, домохозяйств. Потому-что предприятие официально платит соответствующие налоги, вследствии чего цена на услуги и продукцию стоят выше, чем у частных компаний. Те частные и государственные учреждения, которые являются клиентами предприятия, заказывают его услуги, потому-что им необходимы официальные документы о предоставлении услуг от предприятия для отчетности. Таким образом, бюджет МП “Зеленстрой города Бишкек” состоит в основном из прибыли от  муниципального заказа.

Предприятие даёт 100% гарантию на акклиматизацию и отличную уживаемость растений, так как они выращиваются в теплицах в климатических условиях и почве города. В отличии от частных компаний, у которых привозные растения и не могут гарантировать уживаемость растений, потому-что неизвестно в каких условиях росли эти растения.

Также, предприятие могло бы выращивать овощи и фрукты, как это делают в некоторых странах. Это было бы и выгодно, и красиво, впоследствии продавая их. Но из-за большой загазованности города — это невозможно выполнить. Был опыт, когда предприятие решило сажать цветную декоративную капусту на клумбах города. Но вскоре эта практика остановилась, из-за того, что горожане посмеялись и критиковали предприятие. Они не могли поверить в то, что овощи выращиваются на клумбах. Хотя это было сделано в декоративных целях. Эта проблема произошла от того, что население не было информировано заранее об этом. Поэтому всё это приняло негативный характер.

Таким образом, на основе данных можно составить SWOT-анализ.

Таблица 2. Матрица SWOT - анализа МП «Зеленстрой города Бишкек»

SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1.  Финансовая поддержка мэрии

2.  Качество выполняемых работ

3.  Наличие муниципальных заказов

4.  Широкий спектр предоставляемых услуг

5.  Сформировавшийся имидж предприятия в Бишкеке

1.    Высокая текучесть рабочих кадров (низкая заработная плата)

2.    Отсутствие рекламных акций

3.    Слабая активность по привлечению потенциальных клиентов

4.    Отсутствие системы стратегического планирования

5.    Слабый маркетинг

6.    Устаревшее оборудование

Возможности (О)

SO - стратегии

WO - стратегии

1. Проведение рекламных компаний для привлечения клиентов

2.Увеличение ассортимента товара

3. Увеличение бюджета предприятия

4. Применение новых технологий

5. Привлечение квалифицированных кадров

1.  Завоевание рынка в Бишкеке

2.  Увеличение доли рынка

3.  Нахождение новых источников сбыта

1. Формирование и продвижение рекламно - информационных материалов о деятельности предприятии

2.    Расширение и оптимизация ассортимента древесной и цветочной продукции

3.    Создание отдела маркетинга на предприятии

4. Привлечение отечественных и иностранных грантов для покупки нового оборудования

Угрозы (Т)

SТ - стратегии

WТ - стратегии

1. Возникновение новых конкурентов

2. Ликвидация предприятия

3. Государственное ограничение деятельности предприятия

4. Климатические изменения

1.  Эффективный контроль за ресурсами предприятия

2.  Уменьшение постоянных и переменных издержек

3.  Предоставление большего объема услуг

1. Улучшение существующего сайта

2. Создание системы обратной связи с клиентами

3. Внедрение организации управленческого учета

4.  Оценка и мониторинг маркетинговой деятельности

 3.      Рекомендации и разработка концепции социально-этического муниципального маркетинга для МП “Зеленстрой города Бишкек”

В ходе исследования, на основе данных и интервью было выявлено, что на предприятии можно констатировать  замкнутый  круг проблем с позиции маркетинговой деятельности. То есть, если бы они смогли нанять маркетолога и построить уникальную маркетинговую деятельность для предприятия, то конечно же привлекались бы клиенты, которые приносили бы значительные финансовые ресурсы. За счёт этих финансов, можно было бы нанимать необходимое количество сотрудников и рабочих, увеличивать им заработные платы и премии, улучшать теплицы, оборудования и техники. Что в конечном счёте повлекло бы к более эффективному выполнению муниципального заказа, то есть в итоге выигрывают все: государство, мэрия, предприятие и жители города, как бенефициары и заинтересованные лица. В итоге благодаря улучшенному облику столицы, возвращению к статусу “Зелёного города”, можно было бы создать и муниципальный маркетинг для всей столицы. Но руководство предприятия не сильно заинтересовано в маркетинговой деятельности и надеется всегда на муниципальный заказ, поэтому происходит такая плачевная ситуация, когда сотрудники уходят, муниципальный заказ осуществляется слабо и неэффективно, привлечение потенциальных клиентов проблематично и т.д.

Исходя из теоретической и практической части данной статьи можно сформировать концепцию социально-этического муниципального маркетинга для МП “Зеленстрой города Бишкек”: “Эффективная работа предприятия благодаря маркетингу ради цветущего Бишкека”. 

Идея этой концепции состоит в том, что маркетинговая политика обязана обеспечивать приоритет общечеловеческих выгод, всех горожан и гостей города Бишкек. То есть, предприятию следует активно привлекать горожан и гостей города в свою деятельность, посредством этого организация будет учитывать их мнение и интересы. Маркетинг должен обеспечивать баланс между потребностями и желаниями различных групп потребителей, целями производителей и долгосрочными интересами общества в целом. Таким образом, предприятие может рассматривать социально-этический муниципальный маркетинг как важнейший инструмент реализации муниципальной социальной ответственности.
Инструменты социально-этического муниципального маркетинга:

  • Социальные;
  • Экономические.

К социальным инструментам можно отнести следующие:

1)      Привлечение студентов, как маркетологов-стажеров в предприятие. То есть, нужно наладить сотрудничество с вузами Бишкека, в том числе с профильными (например, Кыргызский национальный аграрный университет имени К.И. Скрябина);

2)      Организация экскурсий для школьников по территории муниципального предприятия, по теплицам, по городским паркам и скверам. Организацией данных мероприятий могут заниматься те же студенты-стажеры;

3)      Проведение различных тематических флешмобов, посвящённых озеленению города.

Эффективным способом озеленения и облагораживания облика столицы может быть привлечение граждан и их активная позиция в данном вопросе. Предприятие могло бы проводить различные акции, например высаживание цветов, кустарников и деревьев, привлекая при этом разные организации, школы, университеты Бишкека. Во время интервью было выявлено, что сотрудники стараются не прибегать к привлечению школьников и студентов на различных субботниках и других мероприятиях. Так как, они выполняют работу неохотно и уходит много времени на объяснение их задач. Поэтому, следует включить такие мотивационные средства, как призы, грамоты, подарки и т.д.

Результаты: Благодаря социальным инструментам будет привлекаться внимание общества, и в частности молодёжи о важности экологии, о том как важно беречь зелёные насаждения города. Культурное сознание людей будет меняться. Использование данных инструментов не приводит к большим издержкам для предприятия.

К экономическим инструментам данной концепции можно отнести следующие:

  • Усовершенствование сайта;
  • Реклама на телевидении, радио;
  • Реклама в прессе;
  • SMM (Продвижение продукта в социальных сетях);
  • Видеоролики.   

Также, предприятие может использовать такой эффективный инструмент, как разработка новых бонусов и системы скидок для стимулирования потенциальных клиентов. Если, у предприятия нет таких денежных средств на маркетинговые мероприятия, можно привлекать различные гранты от различных международных экологических организаций. Привлечением этих грантов могут заниматься студенты-маркетологи.

Результаты: Повышения уровня доверия населения к предприятию, увеличение клиентской базы. Увеличение бюджета предприятия, появившиеся денежные средства предприятие может использовать на развитие организации, покупку новой техники, дополнительного привлечения квалифицированного персонала и т.д.

Индикаторами успешности внедрения маркетинга могут служить, такие показатели как:

1)      Количество клиентов;

2)      Прибыль предприятия;

3)      Количество сотрудников и рабочих;

4)      Количество заказов;

5)      Средняя заработная плата в предприятии;

6)      Количество оборудования и техники;

7)      Количество теплиц.

Через определённый промежуток времени маркетолог предприятия, выражая надежду, что предприятие все-таки будет иметь его в своем штате, может сравнить индикаторы и выяснить эффективность нововведений.

Библиографический список:

1. Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая, Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая, Юго-Зап. гос.ун-т., 2016. – 202 с.
2. Алексеев А. В. Муниципальный маркетинг как составной элемент механизма управления развитием муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. - 2475 с.
3. Бианкина А.О, Казенков О.Ю., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Яковлев С.С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие для бакалавров. – МИСАО: 2015 г. - 269 с.
4. Положение МП “Зеленстрой города Бишкек”




Рецензии:

27.07.2017, 6:44 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Рецензия к.э.н., Безпаловой Анны Григорьевны доцента Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кафедра Маркетинга и рекламы Тема настоящей статьи представляет интерес для исследования и является актуальной для данного субъекта региона. Положительным в статье является: – четкая структура статьи; – прописанные цель, задачи, новизна; – выделенные результаты исследования. В недостатках статьи выделим: – нечетко прописана новизна исследования, так как понятие «социально-этический маркетинг», пусть даже и в муниципалитете, не является новым и открытым автором статьи; – не указано, кто является автором исследований (результатов), представленных в таблицах. Если исследование было проведено в форме «интервью», как пишет автор статьи, то, вероятнее всего, необходимо указывать, что и данные, собранные автором и структурированные в таблицах, являются авторскими; – в научной новизне автор пишет, что «разработана концепция социально-этического муниципального маркетинга», рекомендуется автору выделить в тексте или подчеркнуть авторство в том месте статьи, где эта концепция представлена. В таком виде – это не является авторством, давно и многими уже и описана, и сформулирована, и напечатана в разных источниках концепция социально-этического маркетинга, в том числе территорий. Исходя из теоретической и практической части данного доклада можно сформировать концепцию социально-этического муниципального маркетинга для МП “Зеленстрой города Бишкек”: “Эффективная работа предприятия благодаря маркетингу ради цветущего Бишкека”. Идея этой концепции состоит в том, что маркетинговая политика обязана обеспечивать приоритет общечеловеческих выгод, всех горожан и гостей города. Маркетинг должен обеспечивать баланс между потребностями и желаниями различных групп потребителей, целями производителей и долгосрочными интересами общества в целом. Таким образом, предприятие может рассматривать социально-этический муниципальный маркетинг как важнейший инструмент реализации муниципальной социальной ответственности. Инструменты социально-этического муниципального маркетинга – также рекомендуется убрать из статьи (в представленном нами фрагменте) слово «доклад». Очевидно, – это статья? – в списке использованных источников не корректно в 2017 году, тем более, по такому сложному региональному субъекту рынка, указывать книгу лекций 1999 года, то же самое можно отнести и книге 2008 года. Маркетинг территорий и отдельно взятой из них меняется каждый год, особенно в последнее десятилетие. После исправления статья может быть опубликована.

27.07.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Туйбаев Бектур Омурбекович:
Здравствуйте Анна Григорьевна! Благодарю Вас за рецензию к статье. Постарался исправить все недочеты, которые вы указали. Прописал научную новизну исследования, указал что исследование (результаты) в таблицах являются авторскими.Подчеркнул концепцию, заменил слово "доклад". Заменил литературу на более современную. Ещё раз большое спасибо за конструктивные замечания! Надеюсь на одобрение статьи с Вашей стороны! С уважением, Туйбаев Бектур

27.07.2017, 22:24 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Спасибо за своевременно внесение изменений по моим рекомендациям. Бектур Омурбекович,ваша статья рекомендуется мною к публикации.
27.07.2017 22:22 Ответ на рецензию автора Туйбаев Бектур Омурбекович:
Спасибо большое Анна Григорьевна! Очень признателен за Вашу рекомендацию. С уважением, Туйбаев Бектур



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх