Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология
Размещена 05.08.2017. Последняя правка: 07.08.2017.

Искусство колокольного звона

Склянская Кристина Сергеевна

-

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова»

юрисконсульт

Аннотация:
В статье рассматривается значение русского колокольного звона, как элемента церковной культуры. Затрагиваются вопросы сравнительной характеристики звучания разных колоколов; анализируются особенности их музыкального строя.


Abstract:
The article discusses the importance of Russian bell-ringing, as part of the Church culture. Issues of comparative characteristics of the sound of different bells; analyzes the peculiarities of their musical structure.


Ключевые слова:
колокол; колокольный звон; Церковь; колокольня.

Keywords:
bell; bells; Church; bell tower.


УДК 78

Введение

  Колокол – это музыкальный инструмент, звуковой спектр которого представляет собой сложное сочетание гармонических и негармонических обертонов.

Актуальность темы

В связи с тем, что колокола, которым присущ особый ритуальный статус, известны практически у всех народов мира, «Искусство колокольного звона» является весьма актуальной.

Объект

Объектом является русский колокольный звон, являющийся православным элементом и наделенный церковной функцией.

Цель статьи

Определить роль колокола и колокольного звона в жизни человека.

Теоретико-методологические основы исследования.

Использовались такие методы исследования, как наблюдение, сравнительный анализ, сопоставление, методы аналогии и идеализации.

Основная часть

Колокол, появление которого связывается с именем Св. Павлина, Епископа Ноланским, является необходимой принадлежностью православного храма. Согласно одному из сказаний, епископу приснились полевые цветы – колокольчики, после чего, он распорядился отлить колокола и придать им форму цветов. В VII веке Римским Папой Савинианом придано христианское значение колоколам. С тех пор они начали применяться в Богослужении, являясь его атрибутом.

Являясь символом Православия, сигналом, веками организующий ее размеренный жизненный уклад, колокольный звон в качестве сигнального инструмента был ассимилирован русской культурой из Западной Европы, он  корнями восходит к глубокой древности.

Почтительное отношение к колокольному звону, монументальным колоколонесущим сооружениям и высокотехнологическому колокололитейному производству сохранилось с Древней Руси. Русский народ назвал ударную часть колокола языком, уподобив этим колокольный звон звуку живого человеческого голоса.

Церковный звон выполняет сакральную, семантическую функцию.  Звон колоколов является одним из первых средств массового информирования. Он предупреждал об опасности, нападениях врагов, пожарах, военных победах.

Призывая людей на богослужения, звон в колокола начинает церковную молитву, и он же её оканчивает. Возвещая в ходе богослужения об известных молитвословиях и чтениях, колокольный звон призывает и находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме и стать единым соборным организмом[2].  А. Мень сравнивал звон колокола с музыкальной проповедью, которая вынесена за порог Церкви, призывая всех верующих к соборному духовному единству.

Не случайно колоколам выбрана именно такая сферическая форма. Она отливается таковой не только потому, что стенки металлических цилиндров служат резонаторами, усиливая звук, но потому, что форма эта символизирует небесный свод и, располагая к поярусной его декорировке, дает онтологическую картину подлинной иерархии ценностей по образу и подобию иерархии церковной: «священство – дух, народ, хор – душа, колокола – тело», воплощает соборную храмовую идею [4].

На Западе, колокола, как и младенцев, крестили, соблюдая все обряды. Восприемники, держась за веревку, обвязанную вокруг колокола, повторив вслед за священником, данное ему имя, одевали на колокол крестильную рубашку. Затем священник обмывает колокол и изнутри, и снаружи, священным елеем помазывает колокол и читает молитвы. После всей этой церемонии, колокол окуривается ладаном, ему дают его собственное имя, которое отныне он должен носить. Священник и восприемники ударяют в колокол по три раза.

Колокола несли ответственность наравне с людьми. К ним применялись такие меры наказания, как сбрасывание с колокольни, вырывание  языка, отрубание уха. Их принародно на площади наказывали ударами плетью и даже отправляли в ссылку.

Так, например, колоколу в Пскове были отрублены уши, из-за того что своим звоном, колокол испугал коня на котором ехал царь.

Размер первых символов Богослужения был не большим, и при храмах их было не много, по 2, по 3 колокола.

С появлением заводов по отливке колоколов, их размеры значительно увеличиваются. Вес первых колоколов составлял несколько сот фунтов, а последующие отливались свыше 1000 пудов.  "Царь Колокол" является самым большим и по размеру, и по весу.

Многие факторы влияют на звучание колокола: рельеф окружающей местности, близлежащие строения, температура. Хоть и температурного порога зимой колокольная бронза не имеет, однако звонари к звону в сильные морозы должны подходить с разумением. Издавна, старые звонари зимой слабыми ударами раззванивали колокола, как бы разогревали их[5].

Также на прочность и звук оказывает влияние и сплав колокола. Так, в XIX веке, люди проявляют большой интерес заменить бронзовый сплав для колоколов более дешевым металлом. Однако попытка была увенчана провалом. Звук резкий, а колокол не прочный.

Весьма редко, но все - таки, заменялся колокольный металл и в древности. Колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Пекине имеется чугунный колокол, в Тотьме стеклянный, в Брауншвейге деревянный колокол, в Абиссинии глиняный, в Соловецком монастыре каменный.

Сохранность колокола зависима от умения литья. Если при литье колокола была допущена техническая ошибка, данные дефекты в скором будущем могут дать трещину, и колокол при ударе разобьётся. Реставрации, треснувшие колокола не подлежат, они идут на переплавку.

Колокольню с подбором колоколов, в качестве музыкального инструмента, на Руси начали воспринимать в конце XVII в. Ростовским митрополитом Ионом Сысоевичем  укомплектована звонница Ростовского Успенского собора большими колоколами, звуковысотное соотношение которых составляло мажорное трезвучие [6].

Колокольный звон в XVII в. отличался от современного. Звонили «многократно», т.е. по несколько раз в каждый колокол отдельно от малого до самого большого; ударяли во все колокола разом и после этого звонили одиночно. При этом звонари работали не только пальцами рук, но и локтями и ногами.

Колокольная музыка представляет собой музыку тембров, так как каждый колокол имеет свой индивидуальный обертоновый ряд. При ударе слышится аккорд всех обертонов. Общая звуковая мощь и яркая тембровая окрашенность являются выражением как сигнальных свойств звонов, так и музыкальных. Русский колокол богат палитрой звука. 

Все русские колокола подразделяются на роды: большие колокола – праздничные, воскресные, полиелейные и вседневные, средние – тенора и альты; малые – зазвонные [8].

В России существовали так называемые «исторические звоны», передаваемые из поколения в поколение. Например, в XVIII ростовские звоны именовались «концертами».[6]

В XIX веке колокольный звон становится важным компонентом творчества русских композиторов. Колокольный звон обладал определенными жанровыми особенностями. Для московского региона были характерны подвижные ритмы танцевального характера. Ростовским колоколам были присущи следующие особенности: мажорный аккорд (до) (колокол Сысой) – ми (полиелейный) – соль (Лебедь) большая октава[9].

Современный колокольный звон обладает следующими признаками: массовостью, эмоциональностью, новаторством, ритмичностью [8].

В настоящее время осуществляется реконструкция соборов и монастырей. На колокольне Покровского собора был сооружен звонарский помост как оригинальный инструмент, который осуществляет управление пятнадцатью колоколами [1].

Ростовские колокола звонят в большинстве русских киносказок и исторических фильмов. В звучании колоколов ростовской звонницы прослеживается стремление к установлению или мажорного трезвучия – тоники си-бемоль мажора, или – тонического квартсекстаккорда ре мажора, в зависимости от силы удара, за счет небольшой модуляции основных тонов. Нижние тоны колоколов ныне – ля-диез (-26 центов) контроктавы, ре (-35 центов) и фа-диез (-44 цента) большой октавы.

Заключение

Итак, колокольный звон распространяет святость и вселенский порядок на все пространство,  где он слышен.  Сакрализуя пространство,  звон колоколов участвует в созидании и расширении границ иеротопии.

Звоны колоколов никого не оставляют равнодушным и позволяют почувствовать эмоциональное состояние русской души. Колокольный звон представляет собой особую разновидность музыкального искусства, которая  вызывает большой интерес у представителей всех поколений.

Трудно и представить нашу землю без церквей, без звучания колокольного звона, являющийся важной частью церковного сакрального действа.

Как было сказано Протоиереем Константином Харитошкиным: «Колокольный звон нужен для созидания определенного настроя и для извещения всех знающих, какой момент богослужения: чтение Евангелия, Евхаристический канон. Особенно это необходимо в праздничные дни»[7].

 

Библиографический список:

Библиографический список: [1]. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. – М.: Издательство: Государственный исторический музей, 2002. – 112 с. [2]. Гоголь Н.В. Размышление о Божественной Литургии. М.: Палом-ник, 1990. - 76 с. [3]. Гусева А.Н. Разнося благую весть // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 11. – С.15-17. [4]. Ильин В. Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. - 466 с. [5]. Колесова И. С. Философия соборности в ее развитии. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2007. 397 с. [6]. Мартынин В.С. Колокольные звоны России. – М.: Советская Рос-сия, 1990. – 112 с. [7]. Протоиерей Константин Харитошкин, настоятель храма Николая Чудотворца г. Москвы. – Интернет журнал о колоколах и звонах [http://www.kolokola.com/archives/3249] [8]. Пухначев Ю.В. Колокола: история и современность. – М.: Наука, 1993. – 228с. [9]. Пыляев М.И. Знаменитые колокола России. – М.: Отечество – крайтур, 1994. – 224 с.




Рецензии:

5.08.2017, 11:58 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Данная статья посвящена достаточно актуальной теме - искусству колокольного звона. Однако, судя по статье, автор недостаточно четко представляет, что же из себя представляет колокольный звон в русской культуре. В аннотации заявлено: "В статье рассматривается история русского колокольного звона, как элемента народной и церковной культуры". Однако в тексте статьи нет указаний на значение колоколов в народной культуре, кроме как упоминания о "языке колокола" и указания на то, что "Часто колокольный звон звучит во время фольклорных праздников" (что, кстати, вызывает большие сомнения и требует пояснения). В разделе "актуальность" нет ее обоснования. Не ясно, что автор подразумевает под фразой "К одному из таких видов относится искусство колокольного звона." (поясню - перед этим ни о каких видах не шла речь, только о музыкальных произведениях духовного плана). Опять-таки не понятно, относит ли автор колокольный звон к этим самым музыкальным произведениям или, как указано в объекте "православным элементом и наделенный церковной функцией". Вызывает сомнение формулировка объекта исследования. Цель статьи (описание колокольного звона) не коррелирует с аннотацией (описать историю колокольного звона). смелым является заявление автора о том, что "Колокольный звон сопровождает православного человека в течение всей его жизни, стал частью его повседневной культуры". Видимо, стоило все-таки указать на исторические рамки этой повседневной культуры, когда ее неотъемлемой частью был колокольный звон. Как такового, нет описания истории колокольного звона. Скорее, отдельные факты, без должной систематизации, обобщения, анализа, характерных для научных статей. В разделе "Заключение" цитата приводится без ссылки на источник. По данным системы Антиплагиат.ру около 13% данной статьи заимствовано из статьи И. С. Колесовой "Духовное содержание русского колокольного звона", однако ее нет даже в списке литературы. Ключевые слова не отражают содержание статьи. Статья рекомендуется к существенной доработке.



Комментарии пользователей:

11.08.2017, 11:28 Поваляев Сергей Анатольевич
Отзыв: В статье практически отсутствует авторский концепт, скорее констатация фактов, похоже заимствованных из других источников. Искусство колокольного звона имеет не только культурологическое содержание, но и, безусловно,особое религиозно-философское значение. Об этом можно и нужно было бы сказать в статье и интересно развернуть эту мысль. Вот тогда бы "зазвучала" и новизна и открылась бы авторская мысль. А так, даже трудно что-то сказать. Возможно - только доработка статьи с учётом высказанных замечаний, но это, если автор будет в состоянии это сделать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх