Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №49 (сентябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 28.09.2017. Последняя правка: 28.09.2017.
Просмотров - 2423

Экономические учения Древнего Востока и Античного мира

Лысенко Никита Вадимович

Бакалавр (неполное)

Югорский государственный университет

Студент, кафедра экономики

Яцкий Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент, кафедра экономики


Аннотация:
Цель статьи рассмотреть экономические учения Древнего Востока и Античного мира. В работе подробно рассмотрены законы Хаммурапи, труды Ксенофонта, Платона, Аристотеля, и другие экономические взгляды ученых. Обращение к истории учений являются неким примером развития цивилизаций. Многие идеи экономических учений применяются в настоящее время.


Abstract:
The purpose of the article was to examine the economic doctrine of the Ancient East and Antique world. In this paper we detail the laws of Hammurabi, the writings of Xenophon, Plato, Aristotle, and other economic views of scientists. An appeal to the history of doctrines are a kind of model of development of civilizations. Many of the ideas of economic doctrines apply now.


Ключевые слова:
экономика; Античность; Древний Восток; домашнее хозяйство.

Keywords:
economy; Antiquity; Ancient East; household.


УДК 330.8

Введение

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты.

Актуальность работы в том, что данная тема практически никем не изучена.

Цель данной работы изучить экономические учения Древнего Востока и Античного мира.

Задачи:

1)    изучить экономические учения Древнего Востока;

2)    Рассмотреть экономические учения Античного мира.

Научная новизна исследования в том, что в науке комплексного историко-экономического анализа, позволяет оценить наследие  экономического учения Древнего Востока и Античного мира.

Основная часть

Экономическая мысль Древнего Востока была довольно примитивной, она была направлена в основном на обоснование необходимых государственных регулирований экономической жизни, на разработку принципов и способов взимания государственных налогов и очень редко затрагивала принцип товарно-денежных отношений.

Закон Хаммурапи (1792-1750г до н.э.) (самый древний памятник) широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития.

В отличии от Древнего Востока природно-климатические условия Европы были более благоприятны и не располагали к коллективному труду. На Балканском полуострове любая крестьянская община и даже любая крестьянская семья могли вести самостоятельное хозяйство, не обращаясь за помощью к государству [3, с. 121].

В результате того, что в европейском государстве каждый производитель заинтересован в результате своего труда, он не сдавал свое зерно. Здесь рано стали развиваться товарно-денежные отношения. Европейские цивилизации возникли на 2000 лет позднее азиатских, но, тем не менее, вырвались вперед.

Особый интерес в этой связи представляла экономическая мысль первых европейских цивилизаций: древнегреческих, древне-итальянских или древнеримских. В середине 1-ого тысячелетия до н.э. в древней Греции сформировалась экономическая школа, важнейшими представителями которой были Ксенофонт Афийский, Платон (ученик Сократа) и Аристотель 4-й-3-й век до н.э. [2, с. 143].

Ксенофонт занимался учением домашнего хозяйства древних Греков, которое называлось Эйлос. На основании этого основал особую науку домашнего хозяйства «Экономика».

Платон вошел в историю как автор модели идеального государства, основанного на принципе демократии и всеравенства. Платон утверждал, что разница между богатым и бедным не должна превышать пятикратного выражения. В Швеции в наше время разница пятикратна.

Самый выдающийся вклад в истории экономической мысли внес Аристотель, которого иногда называли первым экономистом в истории науки. Это определяется двумя обстоятельствами: [4, с. 324].

  1. Тем, что на основе учений Аристотеля (Догмы) была сформирована вся Европейская экономическая мысль.
  2. Аристотель первым среди экономических мыслителей поставил вопрос, который до сих пор является предметом научного спора: «Чем определяются пропорции обмена товаров» («Что делает товары сравнимыми»)

В зависимости от этого экономисты разделились на два самых крупных течения в истории экономической мысли, на:

      1. Сторонников трудовой теории, согласно которой ценность любого продукта или товара определяется исключительно затратами труда на его изготовление.

      2. Сторонников альтернативных вариантов, согласно которым ценность любого продукта или товара является величиной относительной (субъективной) и выявляется человеком в зависимости от полезности того или иного товара или блага потребности в нем.

У самого Аристотеля нет четкого ответа на поставленный им вопрос, в некоторых местах утверждаются, что ценность продукта зависит от затрат труда, в других местах утверждаются, что ценность зависит от его полезности, а в некоторых местах говорится, что сравнимые товары делают деньги, которые являются всеобщей потребностью.

Особенностью экономического учения Аристотеля являлось его тесная связь с моралью. Он считал, что экономика должна быть нравственной. Безнравственную деятельность людей, по обогащению своему, Аристотель называл хрематистикой (имущество). Особенно негативно Аристотель относился к ростовщикам и утверждал, что деньги не могут размножаться «как кролики» [5, с. 201].

В отличии от древнегреческой, экономическая мысль древнего мира была более приземленной и прямом и переносном смысле. Римляне не утруждали себя морально-этическими проблемами. В основном разрабатывали рекомендации для эффективного ведения латифундийского хозяйства.

Одним из крупнейших экономических мыслителей был Марк Катон Старший (3-й-2-й век до н.э.). Он являлся автором шкалы доходности отраслей сельского хозяйства. Он считал, что доходным может быть такое рабовладельческое поместье (латифиндия), где ведется многоотраслевое хозяйство, где есть и оливковая луга, и дубовая роща, где растут желуди (для кормления поросят).

Дело в том, что природа капризна. Бывают жаркие, бывают дождливые сезоны и многоотраслевое хозяйство не проигрывает. Катон уделял важнейшее внимание оценки земельного поместья. Он считал оклады из трех показателей: [1, с. 170].

- Качество земли

- Близость поместья к городу

- Наличие хороших дорог.

Наиболее интересным экономиком до н.э. Юний Колумелла (1-й век до рождества Христова). Он вошел в историю как ученый, который первым разделил такие понятия как экстенсивный и интенсивный на пути развития хозяйства.

Экстенсивный путь развития хозяйства и других отраслей экономики, построенные исключительно на расширении производственных площадей он считал не эффективным, что ресурсы земли органичны.

Только интенсификация хозяйства может принести пользу, а для этого нужны дополнительные вложения труда и капитала. Проблема интенсификации производства особенно остро стало перед человечеством в 20-ом веке и сегодня это главное направление экономического развития.

Колумелла можно считать родоначальником доктрины человеческих отношений (сформулировав в научном плане 20-го века). Давал советы рабовладельцам как эффективнее организовать хозяйство. Он рекомендовал не только наказывать рабов за нерадивый труд, но и обмениваться с ними шутками и даже спрашивать у них совет. [2, с.89].

Заключение

Выявление принципов и методов государственного управления, которые находим в толковании законов, документах, трактатах Древнего Востока и Античности, порой не привлекает должного внимания, а ведь именно они являют собой пример непрерывных цивилизаций, несмотря на все изменения, продолжающиеся на протяжении многих тысячелетий.

Библиографический список:

1. Голубев, К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации [Текст] / К.И.Голубев. – Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2013. – 221 с.
2. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.И.Кабушкин. – Минск : Новое знание, 2012. – 336 с. – URL: http://www.oglibrary.ru/data/demo/3610/3610.html (дата обращения: 12.09.2017).
3. О царе Хаммурапи и основах его законов [Текст]/ . - М.: Наука, 2015. 368 с.
4. Маршев, В.И. История управленческой мысли [Текст] / В.И.Маршев. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 731 с.
5. Чудновская, С.Н. История менеджмента [Текст] / С.Н.Чудновская. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 239 с.




Рецензии:

28.09.2017, 17:33 Коколова Людмила Михайловна
Рецензия: Уважаемый Сергей Александрович,статья написан по актуальной теме, научная новизна исследования в позволяет оценить наследие экономического учения Древнего Востока и Античного мира. Работа может быть опубликовано. с уважением Людмила Михайловна Коколова



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх