Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Научные публикации в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Журналистика
Размещена 10.10.2017. Последняя правка: 10.10.2017.

Специфика деятельности районных печатных СМИ (на примере муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово»)

Королькова Анна Олеговна

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

Магистрант

Научный руководитель: О.Н. Иванищева, доктор филологических наук, профессор


Аннотация:
В статье рассмотрена специфика деятельности районных печатных СМИ на примере муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово», представлены результаты анкетирования редакторов и журналистов издания. В процессе опроса редакторов и журналистов газеты выявляются их мнения о том, какие задачи стоят сегодня перед редакцией районной газеты, каким образом журналисты выстраивают отношения с читателями и учредителями.


Abstract:
The article discusses the specificity of the district print media on example of the Kola district’s newspaper «The word of Kola», presents the results of the questioning of the newspaper’s editors and journalists. In the process of interviewing opinions of editors and journalists are revealed about what tasks are facing the editorial office of the district newspaper and how journalists build relationships with readers and founders.


Ключевые слова:
районная пресса; газета; специфика; аудитория; взаимодействие

Keywords:
district press; newspaper; audience; specificity; interaction


УДК 316; 070

В условиях глобализации и жесткой конкуренции СМИ наблюдается и параллельное явление – локализация. Районной и городской прессе удается держаться «на плаву». В связи с этим значительно возрастает актуальность исследований, связанных с функционированием локальных СМИ. Несколько лет назад исследователь О. Н. Иванищева проводила работу по анализу медиапространства Мурманской области, изучению способов взаимодействия региональных средств массовой информации, аудитории и власти, принципа партиципарности в деятельности печатных средств массовой информации Мурманска и области. Целью данной статьи является  изучение специфики деятельности районных печатных СМИ на примере муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово».

Исследование было проведено среди журналистов издания. Методами нашего исследования стали анкетирование редакторов и корреспондентов газеты «Кольское слово» (в дальнейшем обе группы обозначены общим словом - «журналисты») и интервьюирование главного редактора издания Оксаны Валерьевны Погорецкой. Нами также было проанализировано 726 номеров издания в период с 1960-го по 2002 годы.

«Кольское слово» – общественно-политическая газета Кольского района Мурманской области. Она была создана 24 января 1933 года решением Кольского РК ВКП(б) и РИКа и носила название «Заполярный труд». Первым руководителем издания был И. Д. Козаченко.

В 30-е годы районной печати отводилась особая роль, ей вменялись организационная и воспитательная функции. Районная газета была «орудием партии по организации масс на осуществление задач сплошной коллективизации и ликвидации на ее основе кулачества как класса, по социалистическому воспитанию и культурному подъему масс»  [5, c. 78]. В «Заполярном труде» в те годы освещались события общесоюзного и международного масштаба, а событиям собственного района отводилось минимальное внимание. Газета состояла из 4-х страниц и выходила 2-3 раза в неделю. Тираж составлял 1100 экземпляров. В 1940 году издание стало органом Кольского районного комитета КПСС и районного Совета депутатов трудящихся.

Во время войны многие журналисты газеты ушли на фронт. Редактор газеты «Заполярный труд» П. А. Евсеев возглавил политическую работу во взводах партизанских отрядов, сформированных в области. В военное время финансовых средств на выпуск газеты не хватало. Периодичность выхода «Заполярного труда» снизилась до одного раза в неделю, а количество страниц до двух.

После военных лет Кольский район восстанавливался - строились новые жилые дома, объекты социально-культурного значения, открывались новые предприятия. Восстанавливалась и районная газета. К 1956 году тираж вырос до 1000 экземпляров и стал уверенно расти. В 1958 − 1400, 1961 − 2550, 1965 − 3700 экземпляров, максимум пришелся на 1988 год − 6332 экземпляра.

Вместе с тем росло и количество задач, стоящих перед сотрудниками районной прессы. В постановлении ЦК КПСС «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» 1968 года были указания «широко освещать экономическую и культурную жизнь районов, содействовать развитию производственной и политической активности трудящихся <…> Глубже раскрывать деятельность местных Советов и профсоюзных организаций <…> систематически рассказывать о связи  депутатов с трудящимися, регулярно информировать о выполнении наказов избирателей и отчетах депутатов перед населением <…> публиковать разностороннюю информацию о трудовых буднях районов и городов, о деятельности районных организаций, учебных заведений, учреждений культуры, участии трудящихся в общественной жизни, спортивной работе, художественном и техническом творчестве <…> Каждому работнику газеты необходимо прививать чувство глубокого уважения к письмам, поступающим в редакцию, рассматривать их как важное средство связи с массами, систематически публиковать в газетах, добиваться, чтобы по ним принимались необходимые меры» [7, c. 368-370].

На страницах «Заполярного труда» постоянно публиковались фотографии передовиков производства, приводились рекордные цифры, достигнутые районными сельскохозяйственными предприятиями, печатались агитационные плакаты. Постепенно сменилась и ориентация материалов. Хотя по-прежнему немало внимания уделялось освещению общесоветских достижений, события Кольского района вышли на первый план, читатели издания стали и его главными героями. Опора на потребности и интересы жителей локального района с учетом их социокультурных ценностей становиться главной спецификой работы районной прессы.

В 60-е, 70-е и 80-е годы газета «Заполярный труд» вела активную организационно-массовую работу со своей аудиторией. Журналисты были ориентированы на долгосрочное и плодотворное сотрудничество с жителями района, организуя своеобразный диалог на страницах издания. Письмам и обращениям граждан уделялось огромное внимание. В газете появились постоянные рубрики «Нам пишут», «Письма читателей», «По следам одного письма», «Из редакционной почты» и другие. Тематика писем была самая разнообразная — это и выражение благодарности, рассказы о людях или событиях района, обращения к общественности, редакции или руководящим органам, жалобы на социальные и бытовые проблемы. В газете осуществлялся и горизонтальный диалог. Под рубрикой «Отклики» печатались реакции граждан на ранее напечатанные письма читателей.

Читатели активно выступали и в роли авторов публикаций, экспертов, внештатных фотографов. Специальная тематическая полоса «Субботняя страница» содержала познавательные и развлекательные статьи, творчество читателей, включая авторские фотографии. В 80-х в каждом субботнем выпуске печатается колонка местных новостей «По городу и району». Примечательно, что ее авторами являются сами читатели. Над колонкой указано: «Информируйте нас о новостях по телефону 28-35».

В 1990-м году у газеты появились учредители − органы местного самоуправления. Выходные данные изменились, но направленность работы «Заполярного труда» осталась той же.

Газета реагировала на изменения, происходящие в стране. Ход перестройки и реформ 1990-х годов нашли отражение на страницах «Заполярного труда». «Живы будем − не помрем», «Обязательно выберемся», «Сами думаем о хлебе насущном», «Надоело», «Дожили», «Ох, эта жизнь» − заголовки говорят сами за себя.

В непростых условиях рыночной экономики газете пришлось выживать. Тираж «Кольского слова» упал ниже 2 тыс. экземпляров. Газета стала выходить два раза в неделю. На страницах издания появились первые рекламные материалы. К концу года практически в каждом номере публикуются активные призывы граждан к подписке. Заголовок «Читатель,  давай выбираться вместе» красноречиво свидетельствует о начавшемся кризисе. Аудиторию газеты привлекают разнообразными способами — заверениями о том, что «Заполярный труд» поможет в решении любых вопросов, перепечаткой современной художественной литературы, материалами о «необычном и загадочном». В каждом номере газеты теперь печатается кроссворд.

Решением малого совета Кольского районного Совета народных депутатов Мурманской области от 9 января 1992 года «Заполярный труд» был переименован в «Кольское слово». Решение было обосновано многочисленными обращениями жителей Кольского района. Новое название также было предложено читателем  - старшим машинистом котельной дробильно-сортировочной фабрики «Соловарака» Сергеем Гладковым, о чем сообщалось в первом переименованном выпуске газеты.

В конце 2000 года в редакции появился первый компьютер, а с января 2001 года газета перешла на компьютерную верстку. После 2002 года издание стало еженедельным.

В настоящее время учредителями газеты выступают Совет депутатов и администрация МО Кольский район. Выпускается газета раз в неделю объемом 16 полос и тиражом в 1000 экземпляров, распространяется по подписке и через розничную продажу. Журналистский коллектив редакции небольшой главный редактор, шеф-редактор и репортерская служба, в которой занята одна должность старшего корреспондента, вторая должность пока вакантна.

Тематика газеты – освещение событий в политической, хозяйственной и общественной жизни района, публикация официальных документов учредителя, а также публикация официальных документов муниципальных образований, входящих в состав Кольского района (на платной основе).

Информация в газете максимально локальная и частная. Основные рубрики – «Муниципалитеты», «Безопасность», «В Совете Депутатов», «Люди Кольского района», «Социум», «Культура», «Спорт», «Здоровье», «ЖКХ».

Аудитория районной газеты обычно не сегментирована по возрастным, профессиональным и другим признакам. Единственным объединяющим читателей типологическим признаком является локальная территория проживания аудитории. Это подтверждают и результаты исследования. Согласно проведенному опросу свою аудиторию журналисты «Кольского слова» определяют как массовую по полу, уровню образования и возрасту. Однако с оговоркой, что среди читателей молодежь представлена в меньшей степени.

Районная газета является одним из центров общественной и культурной жизни района своего распространения. Это подтверждают результаты анкетирования сотрудников редакции «Кольского слова». Главными задачами своего издания сегодня журналисты видят:

- информирование о важнейших событиях в жизни города и района;

- информирование о решениях и действиях органов местной власти;

-  информационная поддержка важных для города решений органов власти;

-  привлечение общественного внимания к  актуальным проблемам жизни города;

-  социальная защита людей и оказание помощи в конкретных житейских делах;

- содействие социально-экономическому развитию города. 

К важным задачам журналисты также отнесли пропаганду позитивных ценностей, морально-этическое воспитание и содействие развитию культурно-исторических традиций.

Единогласны сотрудники редакции «Кольское слово» в вопросе о сегодняшней значимой для читателя роли журналиста локального издания. Журналисты издания утверждают, что это осведомленный, знающий человек, помогающий разбираться в происходящих событиях и процессах, а также человек, помогающий решать сложные жизненные проблемы людей, добиваться справедливости. Кроме того, сотрудники «Кольского слова» выделили и некоторые другие роли - человек, с которым можно посоветоваться, и человек, привлекающий внимание к важным городским проблемам, а также выразитель официальной точки зрения.

Районные газеты отличаются тесным взаимодействием с читателями и нештатными авторами, работой с письмами и звонками жителей территории своего распространения. Редакторы газеты «Кольское слово» открыты и готовы к диалогу со своими читателями. В выходных данных газеты указаны номера телефонов, по которым возможно связаться с сотрудниками редакции. На официальной странице газеты в социальной сети имеются ссылки на личные страницы главного редактора и шеф-редактора, через которые к ним также можно обратиться.

Анкетирование выявило следующие формы участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово»:

- письма читателей;

- телефонные звонки;

- электронная почта;

- социальные сети;

-  «прямые», «горячие» линии;

- личные встречи с читателями;

- конкурсы среди читателей.

В редакцию «Кольского слова» приходит много писем от частных лиц и общественных организаций. Тематика писем разнообразна, это и поздравления, и отклики на опубликованные материалы, вопросы и обращения. Читатели часто обращаются к журналистам и через официальную группу в социальной сети Вконтакте, звонят по телефону и лично приходят в редакцию.

Коллектив редакции газеты «Кольское слово» использует также формат «Вопрос-ответ», когда человек пишет, звонит или приходит в редакцию со своей проблемой, не зная к кому обратиться. Журналисты или подсказывают, куда обратиться читателю, или самостоятельно перенаправляют вопрос компетентным лицам. Официальный ответ или комментарий затем публикуется в газете. Иногда журналисты лично звонят обратившемуся человеку. Среди самых частых вопросов – социальные проблемы, благоустройство города, жилищно-коммунальное хозяйство.

Конференции, круглые столы и иные формы массовых встреч с читателями не проводятся из-за отсутствия финансовых возможностей у редакции.

Читатели газеты «Кольское слово» регулярно выступают в роли внештатных авторов. В редакцию приходят письма о интересных событиях или людях Кольского района. Такие письма публикуются в специальной рубрике «Нам пишут» 2-3 раза в месяц или выходят под одной из традиционных рубрик, таких как «Культура», «Спорт», «Люди Кольского района» и другие.

Любой читатель имеет возможность просто предложить тему для публикаций, обратить внимание журналистов на тот или иной вопрос.

Анкетирование показало, что аудитория газеты «Кольское слово» имеет возможность для высказывания своей точки зрения, выражения своего мнения, широкого обсуждения общественно-политических вопросов.

Данный вопрос анкеты главный редактор издания прокомментировала следующим образом: «Конечно, тот факт, что учредителем газеты является администрация, накладывает некоторые ограничения. Крайне резкие, грубые, неконструктивные высказывания жителей района в газете не публикуются. Но группа в социальной сети дает нашим читателям дополнительные возможности высказаться». 

Районные газеты традиционно близки к власти, что дает дополнительные возможности как для читателей, так и для представителей власти. Власть занимает определенное положение на страницах издания – публикуются отчеты с мероприятий, официальные документы. Журналисты обращаются к представителям власти за компетентной информацией, а также по вопросам читателей. Газета является своеобразной площадкой, через которую можно не только выразить мнение, но и договориться - развивать дискуссионные практики между общественностью и властью. Руководство муниципальных образований понимает, что районная газета – это мощный ресурс, который широко освящает действия учредителей и помогает власти узнать реальные интересы граждан.

При этом учредитель негласно осуществляет контроль за содержанием материалов в газете, особенно касающихся своей деятельности. В администрации Кольского района нет отдела по связям со СМИ, поэтому контроль возлагается на сотрудников администрации, ответственных за то или иное направление деятельности. В исключительных случаях проверку осуществляют глава района или глава администрации района.

Согласно Уставу МАУ «Редакция газеты «Кольское слово» учредитель – администрация Кольского района и Совет депутатов Кольского района — имеет право на:

− назначение руководителя Автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним (в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 278 ТК РФ);

− формирование и утверждение муниципального задания для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности;

− принятие решения о назначении членов Наблюдательного совета или о досрочном прекращении их полномочий прекращении их полномочий.

Таким образом, обобщая полученные результаты исследования, констатируем, что для районных газет характерны:

— ориентация на массовую аудиторию, объединенную общими территорией проживания и социокультурными ценностями;

— преобладание информации локального местного характера;

— использование особых методов выстраивания диалога с читателями и властью. 

Библиографический список:

1. Верховская А.И. Письма в редакцию и читатель. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. – 185 с.
2. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник/В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2014. — 464 с.
3. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 288 с.
4. Иванищева О.Н. Диалог с читателем (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона): монография/О.Н. Иванищева. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 116 с.
5. История печати: учеб. Пособие / под ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой. – М: Аспект Пресс, 2001. – 420 с.
6. Кислая Л.И. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области): автореф. дисс. …канд. филол. наук: 10.01.10 / Л.И. Кислая, Екатеринбург, 2008.
7. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сборник документов и материалов / под ред. А.З. Окорокова, Б.П. Веревкина, А.И. Мельникова. – М.: Мысль, 1972. – 635 с.




Рецензии:

11.10.2017, 9:44 Ятчук Ольга Михайловна
Рецензия: Данная статья действительно написана на актуальную тему, структура,функционирование и прогнозирование будущего для региональных СМК являются актуальными доя иссоедований,особенно когда речь идет о странах объединяющих в себе большие территории и различные национальные меншинства. Автором статьи проделана огромная работа-собран материал охватывающий и большой и исторический период и фактические издания.В статье просоеживается четкость в построении материалов,вылелены методы,виден серьезный подход к теме. Но мне кажется,что этот материал не достаточно проанализирован, хотелось бы увидеть динамику функционированния издания,как учитывая современные медиатенденции издание выстраивает свою работу. Количественные показатели этого взаимодействия (какой процент отводится звонкам,какой письмам,какой интернету). И если эксраполировать результаты,то они должны быть релевантны. По-моему мнению, для того чтобы статья стала еще более серьезным результатом исследования,ей требуется доработка.

11.10.2017, 14:01 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Прочитав статью Корольковой Анны "Специфика деятельности районных печатных СМИ (на примере Кольского района Мурманской области "Кольское слово". Исследование Анны Корольковой охватывает большой период времени: с 1960-по 2002 годы, изучено свыше 700 номеров общественно-политического издания. На примере газеты "Кольское слово" отразились пройденные этапы формирования и развития многих изданий, в том числе районных, советского периода. Ценность исследования дополняет проведенное автором анкетирование среди журналистов г.Кольское слово". Хотелось бы увидеть 2-3 конкретных примера статей данной газеты в современный период. Данная статья Корольковой Анны с учетом этой рекомендации - рекомендуется к публикации. С уважением -Сауле Барлыбаева



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх