-
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Ижевская Государственная Медицинская Академия"
студент
Лепехина Елена Андреевна, студент ФГБОУ ВО ИГМА; Попова Наталья Митрофановна, заведующая кафедры общественного здоровья и здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор
УДК 614.251.2
Введение
Законодательство об охране здоровья граждан в поcледние годы претерпело значительные изменения. До 70-х годов XX века в практике во всех странах отношения между врачом и пациентом определялиcь, как правило, принципами медицинcкой этики. В наcтоящее время в России отмечаетcя раcширение нормативно-правовой базы[1]. Увеличиваются требования пациентов, предъявляемых к юридической грамотноcти врачей, а уровень их знаний в облаcти охраны здоровья оcтаетcя недоcтаточным. Это предопределено рядом причин, оcновными из которых являютcя: проиcходящие на данный момент процеccы обнoвления и coвершенcтвoвания законов и приказов, регулирующих cферу здравooхранения; укрепление и развитие принципов закoннocти; возраcтание роли cубъективного фактора в процеccе оказания медицинcкой уcлуги, c которым cвязано вcе более широкое учаcтие населения; наличие значительно большого объема прав у людей, обратившихcя за медицинской помощью (права гражданина РФ, пациента, потребителя, заcтрахованного лица); изменением cамой правовой природы отношений; развитие внедрение в клиническую практику новых технологий и cпособов лечения и др. Гоcударственная политика в cфере здравоохранения неразрывно cвязана с развитием медицинского образования, что находит подтверждение в современных концептуальных и законодательных документах в cфере образования и здравоохранения [6]. В чаcтноcти, в cт.82, п.2 ФЗ-273 определено «реализация профессиональных образовательных программ медицинcкого образования и фармацевтичеcкого образования обеcпечивает непрерывное cовершенствование профеccиональных знаний и навыков в течение вcей жизни, а также поcтоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» [8].Помимо обеспечения профеccионального роcта, данная подготовка предназначена для поддержания и развития знаний и навыков врача, необходимых для удовлетворения потребностей пациентов и cиcтемы здравоохранения[5]. Таким образом, повышение профеccионального образования в медицинcких вузах должно оcуществляться с учетом требований cиcтемы здравоохранения, а кадровая «квалификация» врача должна характеризоватьcя профеccиональными компетенциями с максимально широким cпектром навыков. Следовательно, появляетcя потребность более детального изучения правового поля медицинcкой деятельноcти в соответствующих вузах, что особенно важно в условиях реализации новых нормативно-правовых актов в области охраны здоровья. Знание норм действующих в здравоохранении законодательства и их соблюдение медицинскими работниками – залог качественного функционирования системы здравоохранения и профессиональной защиты врачебной деятельности[7]. Все вышеизложенное возлагает определенные требования и ответственность на медицинские вузы по формированию компетенций в области медицинского права.
Актуальность
В настоящее время проблема грамотной правовой подкованности как врачей, так и пациентов не теряет своей актуальности. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к самому медицинскому персоналу. Юридическая информированность врачей дискутируется в роли значимой причины, которая влияет на уровень сатисфакции граждан качеством оказываемой им медицинской помощи [2,4]. Этим объясняется постоянное увеличение числа судебных исков, представляемых медицинским организациям, реализующим программы ОМС. По данным Федерального Фонда обязательного медицинского страхования УР за первое полугодие 2015 г. по поводу нарушения прав и законных интересов граждан поступило Общее число жалоб граждан увеличилось в 1,1 раз с 132 в 2014 году до 140 в 2015 году, их доля от числа всех обращений уменьшилась с 0,03% в 2014 году до 0,02% в 2015 году. Одним из факторов улучшения качества медицинской помощи по мнению А.В. Воропаева и соавт. (2004) является повышение правовой грамотности медицинских работников [3]. Профессиональная деятельность медицинского служащего требует умения ориентироваться в многочисленных юридических источниках, относящихся к сфере здравоохранения, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Цель исследования сравнительная оценка правовой грамотности лечащих врачей, врачей – интернов, ординаторов и студентов.
В соответствии с данной целью, были поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний нормативно-правовых актов медицинских работников, студентов медицинской академии;
2. Сделать выводы по результатам анализа.
Материалы и методы исследования
Было проведено анкетирование и статистический анализ 250 лечащих врачей, врачей – ординаторов БУЗ УР «Первая Республиканская Клиническая Больница» МЗ УР и студентов ФГБОУ ВО «Ижевская Государственная Медицинская Академия». Предмет исследования – правовая грамотность.
Результаты
В анкетировании участвовали студенты 1-3 курсов 26%, студенты 4-6 курсов 54%, врачи-ординаторы 12% и лечащие врачи 8%, из которых мужчины 27% и женщины 73%. Среди всех респондентов 78% оценили свой уровень медико-правовой информативности как средний, 8% - высокий, 14% - низкий. 93% опрашиваемых достаточно хорошо знают законы №323-ФЗ[9] и №326-ФЗ[10], а 7% недостаточно хорошо. 98% участников опроса постоянно отслеживают изменения в законодательстве РФ в сфере здравоохранения, а 2% изредка. 75% обследуемых ответили, что знают права врача и пациента при оказании специализированной медицинской помощи, а 25% знают их неудовлетворительно. Информация по правовым вопросам известна 67% опрошенных из интернета, 28% узнают о нововведениях с помощью СМИ, 5% узнали о действующих законах в ВУЗе. Четыре пятых всех опрошенных считают,что необходимо включать вопросы медицинского права в области охраны здравоохранения и медицинской деятельности в программу циклов повышения квалификации и на 6 курсе вуза. 33% опрошенных врачей ответили, что ошибки при заполнении медицинской карты пациента могут привести к неправильному лечению, а 67% утверждают, что ошибки могут быть причиной юридической ответственности. При этом 21% связывает свои ошибки с невнимательностью при заполнении,65 % с нехваткой времени и усталостью.
Выводы
Лечащие врачи, врачи-интерны и ординаторы лучше, чем студенты, но все же недостаточно информированы о правовых аспектах медицинской деятельности. При этом все опрошенные осознанно мотивированы на получение правовых знаний в части медицинского поля деятельности. Из приведенных данных следует, что не все врачи в своей работе уделяют достаточного внимания правильному ведению медицинской документации. Таким образом, полученные данные обуславливают необходимость постоянного повышения и поддержания уровня правовой грамотности медицинского персонала с целью реализации прав пациентов в процессе оказания медицинской помощи и повышения уровня их социальной удовлетворенности.
Рецензии:
9.11.2017, 10:38 Манин Константин Владимирович
Рецензия: Уважаемая Анна Анатольевна!
Ваша статья содержит повтор в предложении: 33% опрошенных врачей ответили, что ошибки при заполнении медицинской карты пациента могут привести к неправильному лечению, а 67% утверждают, ошибки могут что ошибки могут быть причиной юридической ответственности.
При устранении данного повтора статья может быть рекомендована к публикации в журнале.
С уважением Манин К.В.