Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Архитектура
Размещена 25.11.2017. Последняя правка: 25.11.2017.

УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО САДА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Малышева Софья Константиновна

Студент

Томский государственный архитектурно-строительный университет

реконструкция и реставрация архитектурного наследи

Казанцева Евгения Александровна, ассистент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Томский государственный архитектурно-строительный университет


Аннотация:
В данной статье прослеживается процесс развития ландшафтной архитектуры Древней Греции. Выявляются её основные принципы, характерные для садово-паркового искусства на данной территории. На их основе выделены пункты, позволяющие разработать проект современного сада в «греческом» стиле.


Abstract:
This article traces the process of development of the landscape architecture of Ancient Greece. Its main principles, characteristic of landscape art in the territory, are revealed. On the basis of these principles, the schedules of the points allow us to carry out the stylization of the modern garden in the "Greek" style.


Ключевые слова:
ландшафтная архитектура; сад; Греция.

Keywords:
landscape architecture; garden; Greece.


УДК 72(72.03)

Древнегреческая культура – Это уникальное явление, затроновшее все виды человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Оно имеет яркие  отличительные черты, которые невозможно спутать с другими. Греки достигли не малых высот в архитектуре, скульптуре, и ландшафтном проектировании. Их достижения представляют большой интерес и на сегодняшний день. Основные черты греческих садов берут во внимание и применяют в современном проектировании [3]. В данной статье авторами выделяются основные принципы, которые позволяют разработать проект сада в «греческом» стиле с применением современных материалов в любом климатическом поясе.

Греция – Страна Южной Европы, расположенная в части Балканского полуострова. Её положение на материке определяет основные климатические особенности. Здесь преобладает средиземноморский климат с жарким засушливым летом и теплой, влажной зимой. На территории Греции преобладают горы и плоскогорья. Данные характеристики являются благоприятными для произрастающих здесь растений. Как правило, это низкорослые деревья в горной местности: сосна, дуб, платан, кедр, инжир, миндаль, кипарис, лавр, олива. Из цветочных растений: хризантемы, анютины глазки, лантана, олеандр, гвоздики, водяные лилии, гибискус [1]. Все перечисленные особенности веками оказывали влияние на формирование уникального и узнаваемого греческого сада.

Именно в Древней Греции впервые применили приёмы ландшафтной архитектуры, в которой объединили природный естественный рельеф с антропогенными элементами [2]. Центры притяжения горожан, такие как театры, акрополи, рынки, храмы, а также сами города в целом, находились в гармонии с окружающим природным ландшафтом. Например, афинский акрополь, располагавшийся на скале с пологой вершиной, является её завершением. Для строительства использовали местные материалы имеющие белый или светлый оттенок, например пентелийский и другие виды мрамора. Пентелийский мрамор также применяли для строительства Парфенона.

Садово-парковое искусство Греции зародилось в X–VIII вв. до н.э. Начиная с III-го в. до н.э. на территориях храмов стали по трем сторонам садить деревья в 2 ряда. В первом ряду –гранат или айва, во втором – лавр или самшит. Также появились рядовые посадки деревьев вдоль главных улиц, а небольшие внутренние дворики – перистили, начали украшать цветами, фонтанами и скульптурой.

Древнегреческие сады имели строго пропорциональные формы. В основе их композиции применялись правила равновесия и симметрии, многие из них построены по принципам «Золотого сечения». Также в это время начали применять такой архитектурный приём как террасирование - устройство площадок в виде широких ступеней на склонах и рельефных участков. На них высаживали цветы, большие деревья, создавали фонтаны. Важно отметить, что в Греции одним из самых развитых ремёсел было гончарное дело. У греков имелось более 50 видов форм кувшинов и ваз, в зависимости от их предназначения, и часть из них выставлялись в садах – одни выполняли чисто декоративную форму другие использовались для посадки цветов.

С развитием общества в Греции изменялась культура и искусство, в том числе и ландшафтно-архитектурное. Развитие садов можно разделить на 5 видов, каждому из которых свойственны определённый тип озеленения и его мифологическое и функциональное значение:

1) Нимфей – это небольшое святилище или священная роща, обычно дубовая, кедровая, оливовая. Главной чертой нимфей являлось наличие водного источника – водоёма или фонтана, который украшался скульптурой, колоннадой, алтарём и другими небольшими сооружениями. Нимфей считался местом обитания нимф и муз (Рис.1).

 

Рис.1. Нимфей дома Марка Лукреция в Помпеях

 2)Героон – изначально, это была роща посвящённая герою, и могло быть местом его захоронения, что придавало героону мемориальный характер. В дальнейшем – священная роща посвящалась не только героям, но и выдающимся личностям, которым в Древней Греции поклонялись, как богам [1]. Позже здесь создавались ипподромы и спортивные сооружения. Таким образом, герооны всё больше преобразовывались в современные спортивные парки и стадионы (Рис.2). В последующем они преобразовались в ещё один тип сада – «философские сады».

 

Рис.2. Склеп героон в Анапе

3)Философский сад – рощи засаженные платаном, тополем и маслинами. В них философы вели дискуссии и лекции.

4)Гимнасии –образовательные учреждения в Древней Греции, где обучали письму и чтению, а так же проводилась физическая подготовка. Гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей, далее строился комплекс необходимых для обучения помещений. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади (Рис.3). Городские гимнасии были небольших размеров. Не редко на их территориях размещали философские сады. В качестве малых архитектурных форм использовали скульптуру, фонтаны, колоннады, алтари, выкладывали мозаику, высаживали клумбы.

 
Рис.3. Археологический парк Академии Платона Археологический памятник Керамикос

5) Частновладельческие сады, перистили - небольшие внутренние дворики с утилитарной функцией. Могли быть декорированы фонтанами, водоемами, скульптурой. Двор чаще всего окружался колоннадой с навесом, для затенения территории (Рис.4).

 

Рис.4. Перистиль Дома позолоченных Купидонов. Помпеи

Садово-парковое искусство Древней Греции является уникальным явлением в ландшафтной архитектуре, оказавшем воздействие на развитие мировой архитектуры, паркостроения и градостроительства в целом. Уникальные природные условия в совокупности с древнегреческой культурой сформировали характерные особенности ландшафтной архитекторы.

  1. Использование горной местности для устройства террас;
  2. Установка искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
  3. Наличие в парках малых архитектурных форм и скульптур;
  4. Цветочно-декоративное оформление территорий;
  5. Применение принципов «Золотого сечения» при проектировании садов и парков.

Особенности греческого паркостроения продиктованы в первую очередь климатическими условиями страны. Не малую роль в декоративном оформлении также играют культура и искусство, которые являлись неотъемлемым элементом каждого сада [2]. Однако, если выделить основные характерные черты, то становится возможным воссоздать «греческий» сад в другой стране, несмотря на климатические и ландшафтные различия. Стиль сада или, по-другому, стилистика – это, прежде всего, единство форм, узоров, правильное сочетание цветов.

Выделим несколько пунктов, позволяющих стилизовать сад в «греческом» стиле:

1. Нейтральные, белые цвета построек или использование белого мрамора. В Греции  расположены большие залежи мрамора. Он активно применялся, в том числе и из-за своих эксплуатационных и эстетических свойств. Белый цвет актуален для средиземноморского климата так как отражает солнечные лучи от поверхности. 
2. Яркие акценты. На фоне нейтральных архитектурных сооружений и зелёных засухостойких растений должно быть и яркое пятно – это может быть цветок с красным окрасом (маки, гибискус, т.д.).
3. Наличие оливковых деревьев. Именно это дерево вызывает  больше всего ассоциаций с греческой культурой. Они могут выполнять как декоративную роль, так и использоваться для получения плодов и масла. 
4. Цитрусовые деревья: лимоны, лаймы, апельсины, мандарины. Цитрусовое дерево, как и олива, основа греческого сада, так как.
5. Засухостойкие растения. В Греции в связи с жарким климатом можно часто встретить такие растения как: розмарин, тимьян, шалфей. 
6. Комнатные цветы. Согласно археологическим исследованиям, древние греки украшали свои сады и перестили декоративными цветами. Сейчас в домах не имеющих приусадебных участков возле подоконников и входных дверей, на небольших площадках устраивают цветы в глиняных горшках.
7. Глиняные горшки. Гончарство – один из видов греческого искусства, которое имеет свой неповторимый и всеми узнаваемый  стилистический образ.
8. Симметрия. В композиции сада соблюдается симметричное расположение различного благоустройства: клумб, скамеек, скульптур. Это  одно из свойств которое греки применяли  в месте с принципами «Золотого сечения» и гармонии. 
9. Затенённая терраса или патио. В жарком климате необходимо создание тени в садах. Для этого предпочитают использовать навесы лёгкой конструкции и растения: вьющийся плющ, жасмин и т.д.

Подводя итоги отметим, что становление ландшафтной архитектуры Древней Греции происходило постепенно, соответственно культурной эволюции общества. Сады преобразовывались, включая в себя новые функции, вследствие чего появлялись новые виды озелененных территорий. Анализ развития древнегреческих садов позволил выделить их характерные особенности, которые учитываются при создании современных садов в «греческом» стиле.

Библиографический список:

1. Лазарев А. Г. Ландшафтная архитектура, «Феникс», 2005 – 282 с.
2. Сотникова В. О. ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА Учебное пособие 2-е издание, Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 145 с.
3. Сокольская О. Б., Теодоронский В. С., Вергунов А. П. Ландшафтная архитектура специализированные объекты, «Академия», 2007 – 224 с.




Рецензии:

19.01.2018, 16:11 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия:  Изучение древний ландшафтный дизайн среды весьма актуально, с точки зрения использование их элементы в современном проектировании Собран, систематизирован и проанализирован очень объемный и хороший материал. Выводы убедительны Считаю, что можно опубликовать. А студентку и ее научному руководителю удачи в достижении новых вершин науки



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх