Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 06.12.2017. Последняя правка: 07.12.2017.

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Арутюнян Анжела Гарниковна

Полесский государственный университет

Студент

Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет


Аннотация:
Данная статья включает в себя нормативно-правовую базу по оценке деятельности малого бизнеса. Проанализирована стоимость создания малого предприятия и выявлена оптимальное решение. В результате исследования, составлена пошаговая инструкция по оценке деятельности малого предприятия. На основании всей информации, произведен анализ по удельному весу и численности малого предприятия. В конце сделан вывод по всему исcледованию.


Abstract:
This article includes standard and legal base according to activity of small business. The cost of creation of small enterprise is analysed and revealed an optimal solution. As a result of a research, the step-by-step instruction on assessment of activity of small enterprise is made. On the basis of all information, the analysis on the specific weight and number of small enterprise is made. At the end the conclusion on all research is drawn.


Ключевые слова:
малый бизнес; оценка стоимости; оценка деятельности; оценщик; предприятие.

Keywords:
small business; cost assessment; activity assessment; appraiser; enter-prise.


УДК 338.27

Данная тема в настоящее время обуславливается актуальностью тем, что значение рыночной стоимости не заключается только в операциях купли-продажи. В будущем образовывается и другая потребность в оценке деятельности предприятия при максимальном количестве и возникающих трудностей при реализации стоимости следующих имущественных прав: акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчисле-нии налогов, использовании прав наследования и т.д.

Задачей данной работы является изучение оценки стоимости создания малого бизнеса, а также выявление оптимальных путей затрат на создание малого предприятия. Также изучение нормативно-правовой базы по оценке стоимости деятельности малого предприятия. Подвести итоги по роли данной услуги в деятельности малого предприятия.

Оценка бизнеса в Беларуси определяется процедурой, дающей возможность подробно оценить бизнес со всех сторон: имущество и активы, ком-мерческую эффективность компании и ее доходы, перспективы развития и многие другие аспекты. Объектом, для которого проводится оценка бизнеса в Республике Беларусь, может быть само предприятие как объект прав или имущественный комплекс, его акции, доля в уставном фонде, часть оцениваемого предприятия.

Но при оценке самого бизнеса, как уже было сказано выше, важную роль играет уточнение в отчетах затрат при регистрации самого предприятия. Это обуславливается тем, что при оценке бизнеса надо соотнести итоги, для того, чтобы заметить, окупаемо ли данное предприятие. Для оценки создания предприятия проанализируем затраты.

Существуют три вида пакета услуг при регистрации предприятия. Первый пакет услуг “Стандарт”, стоимость которого 150 белорусских рублей. Пакет услуг включает в себя ниже перечисленные собранные документы для сдачи их в регистрирующий орган:

- Устав;

- Протокол учредительного собрания;

- Заявление о государственной регистрации;

- Трудовой контракт с директором;

- приказ о вступлении в должность;

- Протокол о назначении руководителя.

Данный пакет услуг отличается от других тем, что подача собранный документов подается в регистрирующий орган лично юридическим лицом без сопровождения органов регистрирующих предприятие.

Следующий вид пакета услуг под названием “Стандарт плюс”, цена которого 250 белорусских рублей. Пакет услуг включает следующие заполнен-ные и готовые к подаче в регистрирующий орган документы:

- Заявление о согласовании наименования;

- Устав;

- Протокол учредительного собрания;

- Заявление о государственной регистрации;

- Трудовой контракт с директором;

- Приказ о вступлении в должность;

- Протокол о назначении руководителя.

Выше указанный пакет услуг является более полным, чем первый вид пакета услуг, и отличается тем, что документы в регистрирующий орган подаются при сопровождении регистрирующего органа.

Последний пакет услуг “Все включено” стоит 350 белорусских рублей. Он включает в себя:

- Подбор наименования;

- Заявление о согласовании наименования;

- Устав;

- Протокол учредительного собрания;

- Заявление о государственной регистрации;

- Трудовой контракт с директором;

- Приказ о вступлении в должность;

- Протокол о назначении руководителя;

- Открытие временного счета;

- Формирование уставного фонда;

- Согласование наименования;

- Подачу документов в регистрирующий орган;

- Получение зарегистрированных документов.

- Создание, регистрация и оценка бизнеса закреплены Постановлением.

При выборе данного пакета услуг все действия производятся по выданной учредителями доверенности без присутствия самого юридического лица[3].

Чаще всего юридическим лицам советуют третий вид пакета услуг, так как сами государственные органы сделают всю работу по регистрации малого бизнеса.

Однако существует и оценка самого бизнеса, когда предприятие уже начало функционировать. В оценку стоимости малого бизнеса входят затраты, которые указываются в бизнес-плане.

По оценке самого предприятия есть специальный уставный документ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.09.2008 №70 "Об утверждении Инструкции по оценке предприятий как имущественных комплексов (бизнеса)". В данной инструкции в главе 2 “Порядок проведения оценки” сказано, что данная процедура включает следующие этапы:

1) определение задания и заключение договора на проведение независимой оценки;

2) сбор и анализ информации;

3) обследование объекта оценки;

4) определение предпосылок и ограничений;

5) описание объекта оценки;

6) анализ экономического развития страны и региона;

7) анализ рынка и стратегия маркетинга;

8) анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

9) выбор методов оценки и методов расчета стоимости;

10) расчет стоимости выбранными методами;

11) обоснование итоговой стоимости объекта оценки;

12) составление и оформление отчета об оценке;

13) составление заключения об оценке.

Порядок проведения оценки методом балансового накопления активов осуществляется в соответствии с подпунктами 1, 2, 5, 10, 12, 13 настоящего пункта.

При оценке рыночным методом подпункты 6 - 7 настоящего пункта мо-гут быть исключены оценщиком в зависимости от особенностей объекта оценки.

Обязательная оценка должна проводиться до совершения с объектом оценки соответствующей сделки или иного значимого действия.

Перед заключением договора на проведение независимой оценки (далее - договор) оценщик формулирует задание на оценку, которое устанавли-вается договором и отражается в отчете об оценке.

В задании на оценку указываются цель оценки, вид определяемой сто-имости, дата оценки, объект (объекты) оценки и другие сведения по усмот-рению заказчика оценки и оценщика, снимающие любую двусмысленность, связанную с проведением оценки.

Основанием для проведения независимой оценки объекта оценки явля-ется договор, заключаемый между исполнителем оценки и заказчиком оценки, либо судебное постановление.

Договор заключается в простой письменной форме в соответствии с законодательством.

Дата оценки устанавливается на дату составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках объекта оценки, кроме случаев, когда объектом оценки являются пакеты акций, котирующиеся на фондовом рынке, при наличии информации о сделках купли-продажи долей, пакетов акций (для закрытых акционерных обществ), частей и предприятий в целом.

Все копии документов, представленные заказчиком, должны быть заверены уполномоченным лицом и скреплены печатью.

Заказчик должен обеспечивать осмотр и обследование объекта оценки на месте его расположения.

Исходная информация и документы анализируются, изучается состав и объем их представления, исследуется уровень цен, отраженный в документах. Информация должна соответствовать целям оценки, учитывать условия функционирования объекта оценки и подтверждать обоснованность сделанных выводов.

При анализе представленных документов и информации учитываются результаты осмотра объекта оценки на месте его расположения. В случае выявления в них несоответствий, противоречий или возникновения сомнений в их достоверности оценщик вправе уточнять исходные данные и применять их в дальнейших расчетах либо использовать для оценки другую достовер-ную информацию.

Оценщик вправе полагаться на данные из областей, выходящих за рам-ки его профессиональной компетенции, полученные от специалистов других профессий.

Обследование объекта оценки заключается в его осмотре на месте расположения с целью установления фактических данных о его основных видах деятельности, истории развития, активах, заемных средствах, собственном капитале и других сведений.

Предпосылки и ограничения определяются в зависимости от условий договора, исходной информации об объекте оценки, данных рынка, на котором осуществляет деятельность предприятие, экономической ситуации, выбранных методов оценки и методов расчета стоимости и других факторов, влияющих на определяемый вид стоимости.

Заключение об оценке подписывается оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скрепляется его личной печатью, а также подписывается руководителем и скрепляется печатью исполнителя оценки, если исполнителем оценки является юридическое лицо.

При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение об оценке должно быть подписано им и скреплено личной печатью оценщика[2].

Итак, на основании всего вышесказанного приведем пример оценки предприятия. Для этого составим пошаговую инструкцию:

Шаг 1. Выбор оценочной компании

Выбор оценщика является самым важным шагом, так как компания са-ма проведет оценку бизнеса и именно от профессиональных качеств оценивающей компании будет зависеть конечный результат.

Специалисты компании, которые будут направлены на объект оценки должны иметь разрешительные документы и страховку своей профессиональной деятельности.

В Республике Беларусь на данный момент лучшей оценивающей компанией является БелОценкаКонсалт.

Шаг 2. Предоставление нужных документов

Юридическое лицо, обратившиеся в оценочную компанию должно иметь при себе следующих наборов документов:

- Правоустанавливающие документы компании;

- устав предприятия;

- свидетельство о регистрации;

- список объектов недвижимости, имущества, ценных бумаг;

- бухгалтерские и налоговые отчеты;

- перечень дочерних фирм, если таковые имеются;

- справки о задолженности по кредитам (если есть долги).

Пакет документов может быть дополнен документами в зависимости от целей и особенностей процедуры.

Шаг 3. Согласование с исполнителем модель оценки бизнеса

Чаще всего клиент знает цель проведения оценки, но в большинстве случаев не имеет представления какую методику оценки лучшего всего применить. В процессе обсуждения и уточнения всех нюансов, оценщик и клиент сами разрабатывают план мероприятий, определяют способы оценки и обговаривают сроки её проведения.

Шаг 4. Ожидание итогов анализа отраслевого рынка экспертами

Сперва специалисты должны изучить ситуацию на отраслевом сегмен-те рынка, узнать актуальные цены, тренды и перспективы развития исследуемого направления.

Шаг 5. Отслеживание исследования рисков бизнеса

Исследование рисков – важный момент оценки бизнеса. Информация, полученная в ходе такого анализа, обязательно принимается при составлении отчета.

Шаг 6. Контроль определения потенциала развития предприятия

Профессиональные оценщики должны брать во внимание дальнейшее развитие бизнеса, но сами клиенты должны брать по свой контроль этот момент анализа и владеть информацией полученных данных. Для юридического лица полезно знать степень потенциала предприятия.

Шаг 7. Получение отчета об проведенном исследовании

Последний шаг в оценке бизнеса заключается в составлении итогового отчета. Полученный документ разделяется на отдельные части и имеет в своем содержании не только полученные цифры, но и анализ по полученным данным. Отчет, заверенный подписями и печатями, имеет официальную силу в решении имущественных споров и в судебных разбирательствах[4].

Показатели оценивающей компании базируются на статистических данных количества и удельного веса микро- и малых организаций. Таким образом, проанализировав данные за последние шесть лет, будет заметно влияние оценивающих компаний в деятельности малых предприятий. Это будет отражаться в их динамике, так как именно оценивающие компании способствуют росту численности малых предприятий и выбору направления деятельности организации. 

На рисунке 1 показана динамика количества микроорганизаций и малых предприятий по всей Республике Беларусь.

  
Рисунок 1 – Динамика микро- и малых предприятий за период 2010-2016 года по всей Республике Беларусь в целом
Примечание: Источник[4]
 

Темп роста микроорганизаций и малых предприятий по всей Республике Беларусь в 2011 по сравнению с 2010 годом численность микроорганизаций увеличилась на 6,22% либо на 4506 единицы, а малых предприятий в таком же периоде на 0,03% или на 3 единицы.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом численность микроорганизаций был зафиксирован рост на 11,28% или на 8686 единиц, а малых предприятий на 0,73% или на 85 единиц.

В 2013 годом по сравнению с 2012 годом численность микроорганизаций увеличилась на 13,04% или на 11176 единиц, количество малых предприятий в таком же периоде составила 0,59% или на 69 единиц.

В 2014 году по отношению к 2013 численность микроорганизаций увеличилась на 2,59% или на 2510 единиц, а малых предприятий  - на 5,01% или на 593 единицы.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом численность микроорганизаций снизилась на 6,33% или на 6684 единиц, а количество малых предприятий увменьшилось на 0,49% или на 61 единицу.

В 2016 году по отношению к 2015 году численность микроорганизаций увеличилась на 0,65% или на 604 единиц, а количество малых предприятий уменьшилось на 4,62% или на 584 единицы.

За последние 6 лет в общем численность малых предприятий увеличилось на 28,69% или на 20798 единиц, а количество малых предприятий  - на 0,9% или на 105 единиц.

По городу Минску в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество малых предприятий увеличилось на 6,62% или на 1746 единиц, количество малых предприятий снизилось на 1,02% или на 49 единиц. В 2012 году по сравнению с 2011 годом численность микроорганизаций и малых предприятий увеличилось на 12,38% или на 3481 единиц и 0,32% или на 15 единиц соответственно. В 2013 году по сравнению с 2012 годом численность микроорганизаций и малых предприятий увеличилось на 23,52% или на 3539 единиц и на 4,29% или на 77 единиц соответственно. В 2014 году по сравнению с 2013 годом на численность микроорганизаций и малых предприятий увеличилось на 2,89% или на 538 единиц и на 11,55% или на 216 единиц. В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество микроорганизаций снизилось на 3,93% или на 1516 единиц, а количество малых предприятий выросло на 4,17% или на 87 единиц. В 2016 году по сравнению с  2015 годом количество микроорганизаций выросло на 2,19% или на 386 единиц, а численность малых предприятий снизилось на 4,65% или на 101 единицу.  По прошедшим 6 лет в общей сложности количество микроорганизаций увеличилось на 52,41% или на 6188 единиц,  а количество малых предприятий увеличилось на 25,65% или на 423 единицы.

В Могилевской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество микроорганизаций увеличилось на 4,34% или на 269 единиц,  а количество малых предприятий снизилось на 2,32% или на 21 единицу. В 2012 году по сравнению с 2011 годом численность микроорганизаций увеличилось на 11,61% или на 751 единицу,  а количество малых предприятий увеличилось на 1,81% или на 16 единиц. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество микроорганизаций увеличилось на 13,63% или на 984 единицы, а количество малых предприятий снизилось на 3,88% или на 34 единицы. В 2014 году по сравнению с 2013 годом численность микроорганизаций увеличилось на 1,35% или на 111 единиц, а численность малых  предприятий увеличилась на 4,51% или на 39 единиц. В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество микроорганизаций снизилось на 9,02% или на 750 единиц, а количество малых предприятий также снизилось на 1,13% или на 12 единиц. В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность микроорганизаций увеличилась на 0,13% или на 10 единиц, а количество малых предприятий снизилось на 2,28% или на 56 единиц. В общем количество микроорганизаций за последние 6 лет увеличилось на 22,19%, а количество малых предприятий снизилось на 7,52% или на 68 единиц.

По Бресткой области в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество микроорганизаций и малых предприятий выросло на 2,61% или на 202 единицы и на 1,41% или на 19 единиц соответственно. В 2012 году по сравнению с 2011 годом численность микроорганизаций увеличилась на 11,31% или на 900 единиц, малые предприятия  - на 1,17% или на 16 единиц. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество микроорганизаций увеличилось на 7,4% или на 655 единиц, а количество малых предприятий снизилось на 3,77% или на 52 единицы. В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество микроорганизаций снизилось на 1,20% или на 114 единиц, а численность малых предприятий увеличилось на 0,53% или на 7 единиц. Похожая ситуация была  и в 2015 году по отношению к 2014 году, где численность микроорганизаций снизилось на 5,49% или на 516 единиц, а количество малых предприятий увеличилось на 4,05% или на 54 единицы. В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность микроорганизаций и малых предприятий снизилась на 1,31% или на 116 единиц и на 5,90% или на 68 единиц соответственно. В общей сложности за последние 6 лет количество микроорганизаций увеличилось на 13,04% или на 1011 единиц, а количество малых предприятий снизилось на 1,79% или на 24 единицы соответственно.

По Минской области в 2011 по отношению к 2010 численность микроорганизаций и малых предприятий увеличилась на 6,62% или на 1746 единиц и на 4,91% или на 81 единицу соответственно. Также рост количества микроорганизаций и малых предприятий  был зафиксирован и в 2012 году на 12,38% или на 3481 единицу и на 0,32% или на 15 единиц соответственно, и в 2013 году был зафиксирован рост на 10,70% или на 3380 единиц и на 1,99% или на 95 единиц соответственно. Похожая ситуация продолжилась и до 2014 году, в котором численность микроорганизаци    й и малых предприятий увеличилась на 5,61% или на 1962 единицы и на 3,66% или на 178 единиц. В 2015 году по сравнению с 2014 годом численность микроорганизаций и малых предприятий снизилась на 5,69%  или на 2102 единицы и на 5,90% или на 247 единиц.  В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность микроорганизаций увеличилось на 2,12% или на 739 единиц, а численность малых предприятий снизилась на 4,25% или на 204 единицы. В общем виде за предыдущие 6 лет численность микроорганизаций увеличилась на 34,91% или на 9206 единиц, а малых предприятий снизалась на 4,41% или на 212 единиц.

В Витебской области численность микроорганизаций в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4,01% или на 282 единицы, а численность малых предприятий снизилась на 1,72% или на 19 единиц. В 2012 году количество микроорганизаций выросло на 6,85% или на 501 единицу, а количество малых предприятий снизилось на 3,09% или на 30 единиц. В 2013 году по сравнению 2012 количество микроорганизаций и малых предприятий увеличилась на 12,51% или на 977 единиц и на 1,59% или на 15 единиц соответственно. В 2014 году по сравнению с 2013 годом численность микроорганизаций увеличилась на 0,14% или на 12 единиц, а численность малых предприятий снизилась на 0,84%. В 2015 году и в 2016 году количество микроорганизаций снизилось на 12,02% или на 1058 единиц и на 1,96% или на 152 единицы, а численность малых предприятий этого же периода увеличилось на 5,80% или на 55 единиц и снизилось на 2,50% или на 15 единиц соответственно. По последним 6 лет количество микроорганзаций увеличилось на 8% или на 562 единицы, а количество малых предприятий снизилось на 0,20% или на 2 единицы.

В Гомельской области  в 2011 году – 2014 год численность микроорганизаций увеличивалась на 8,86% или на 630 единиц - 0,51% или на 46 единиц. С 2015 года и в 2016 году численность микроорганизаций снизилась на 2,81%  или на 254 единицы и на 3,70% или на 237 единиц. В итоге за последние 6 лет численность микроорганизаций выросла на 16,35% или на 1018 единиц. Динамика численности малых предприятий имела не фиксированную тенденцию: в 2011 году – снижение на 0,88% или на 4 единицы, в 2012 году – была стабильность, в 2013 году – спад на 0,31% или на 4 единицы, в 2014 году – рост на 9,06% или на 92 единицы, в 2015 году  - снижение на 0,63% или на 7 единиц, в 2016 год – снижение на 8,55% или на 94 единицы. За последние 6 лет численность малых предприятий увеличилась на 0,94% или на 9 единиц.

В Гродненской области численность микроорганизаций в 2011 году выросла на 5,01% или на 312 единиц, а численность малых предприятий была стабильна. В 2012 году – рост микроорганизаций и малых предприятий на 5,92% или на 387 единиц и на 0,52% или на 5 единиц. В 2013 году количество микроорганизаций выросло на 12,68% или на 878 единиц, а количество малых предприятий снизилось на 3,81% или на 28 единиц. В 2014 году количество микроорганизаций снизилось на 0,58% или на 45 единиц, а количество малых предприятий увеличилось на 7,38% или на 69 единиц. В 2015 году и в 2016 году численность микроорганизаций снизилась на 7,29% или на 488 единиц и на 0,26% или на 26 единиц соответственно. В 2015 году количество малых предприятий увеличилось на 0,9% или на 9 единиц, а в 2016 году – спад на 4,34% или на 46 единиц. В общей сложности за последние 6 лет численность микроорганизаций увеличилась на 16,35% или на 1018 единц, а численность малых предприятий увеличилась на 0,94% или на 9 единиц.

Данный результат говорит о том, что такая процедура как оценка бизнеса помогает развиваться многим предприятиям и спасает от банкротства другие предприятия, которые прибыли не приносят. Также данный анализ обуславливается также тем, что снижение численности малого предприятия привело к снижению государственного бюджета.

На рисунке 2 представлен удельный вес микроорганизаций за 2016 год.

 

Рисунок 2 – Удельный вес микроорганизаций за 2016 год

Примечание: Источник[4]

 На данном рисунке видно, что наибольшая доля микроорганизаций приходится на транспортную деятельно, услуги по временную пребыванию и питанию, а также снабжению электроэнергией.

Данный результат обуславливается тем, что в Республике Беларусь в 2016 году самыми востребованными были вышесказанные виды деятельности. Следует отметить и то, что предприятия, специализирующееся на таких видах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, приводит к пополнению местных бюджетов.

На рисунке 3 представлен удельный вес малых предприятий по всем сферам деятельности на 2016 год.

Рисунок 3 – Удельный вес малых предприятий по сферам деятельности в 2016 году

Примечание: Источник[4]

 Как и микроорганизации, малые предприятия также больше всего специализируются по транспортной деятельности (30%). Также второе место занимает сфера деятельности как снабжение электоэнергией (25%). Третье место занимает оптовая и розничная торговля (14%).

Таким образом, проанализировав удельный вес микро- и малых предприятий, можно сделать вывод, что наибольшая численность приходится на транпортную деятельность и на снабжение электроэнергией.

Также следует обратить внимание, что наибольшая доля малого бизне-са приходится на микроорганизации, так как стоимость их создания вдвое меньше, чем создание малого предприятия.

Таким образом, малый бизнес развивается с каждым годом и его чис-ленность возрастает, а также пополняются сферы деятельности малых пред-приятий, что служит развитию для экономики страны. Однако развитие малого бизнеса положительно отражается не только на экономике, но и на раз-витии населения.

Развитие малого бизнеса способствует развитию ресурсного потенциала, также уменьшается безработица. Важно отметить, что при развитии малого предпринимательства государственный бюджет увеличивается. При увеличении численности малого предпринимательства растет произведенная продукция, тем самым это обуславливается ростом ВВП в стране.

Отдельно следует отметить, что оценка стоимости самого бизнеса и оценка стоимости при создании бизнеса является ключевым элементом для эффективной деятельности предприятия. Так как профессиональные специалисты по оценке стоимости предприятия могут проанализировать дальнейшие перспективы развития и дать приближенный результат в виде отчета. Также оценщики способоствуют верному выбору специализации предприятия и оценивают затраты на его создания. Необходимо учесть важную особенность оценивающих компаний, которые действуют конфедициально и не выдают информацию об итоге исследования организации. 

Данная деятельность является главной в своей отрасли и значительно облегчает работу юридическим лицам. Также оценивающие компании набирают значительную популярность благодаря своей деятельности. Однако в Республике Беларусь такой вид деятельности пока не сильно развит,  причиной тому служит недоверие юридичесих лиц оценивающим компаниям и высокая цена за предполагаемый вид деятельности. Следует отметить, что оценивающая компания пользуется популярностью среди малого бизнеса, так как оценщик может дать предварительную оценку и угадать точный результат. 

Библиографический список:

1. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб.-метод. пособие / Б.Д. Семенов, Л.Ф. Киндрук, Т.В. Зглюй, О.В. Володько. – Мн.:БГЭУ, 2017.-50 с.
2. Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.09.2008 №70 "Об утверждении Инструкции по оценке предприятий как имущественных комплексов (бизнеса)" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/postanov9/pst817/index.htm - Дата доступа: 25.10.2017
3. Юридическим лицам – помощь при создании предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo-minsk.by/ur1?yclid=6490049993951941511 – Дата доступа: 25.10.2017
4. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: Статистический сборник / И.С.Кангро, О.А.Довнар, Ж.Н.Василевская, Е.И.Кухаревич, Е.М.Палковская, И.А.Мазайская, Т.В.Лапковская, А.С.Снетков. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 197 с.




Рецензии:

6.12.2017, 14:10 Миронова Маргарита Давыдовна
Рецензия: В Статье "ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ" проанализированы этапы процедуры оценки стоимости малого бизнеса, представлен анализ динамики численности малых предприятий, даны практические рекомендации по оценке малого бизнеса. В то же время в статье имеется ряд недостатков. К наиболее существенным недостаткам работы можно отнести значительное число грамматических ошибок, лишних знаков переноса в словах. Также отсутствуют ссылки на все источники библиографии. Не ясно также, является ли пошаговая инструкция оценки бизнеса личной разработкой автора статьи. Представленная к публикации статья состоит из двух частей, и из работы не ясно, как выводы первой части связаны с результатами второй части статьи. Нет доказательств того, что именно предложенная автором процедура оценки малого бизнеса повлияла на изменения доли микро и макропредприятий по сферам деятельности. Обычно таким выводам предшествует анализ экономико-математической модели. Полагаю, что статья может быть опубликована с учетом устранения недостатков. Д.эк.н., профессор КФУ Миронова М.Д.

07.12.2017 22:22 Ответ на рецензию автора Арутюнян Анжела Гарниковна:
Ваши замечания были устранены. Однако такое замечание, как анализ с помощью ЭММ, сделать было невозможно из-за недостатка данных.

7.12.2017, 22:00 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько О.В. и Арутюнян А.Г произведен статистический анализ состояния микроорганизаций и малых предприятий в Республике Беларусь. И в этом плане статья при всех ее недостатках может быть интересна другим авторам. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх