Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Володько Людвик Павлович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Полесский государственный университет
УДК: 65
Введение: На сегодняшний день применение аутсорсинга в банковской сфере связано с возрастающей необходимостью банковских институтов в усовершенствовании качества предоставляемых услуг с одновременным уменьшением их себестоимости и времени, которое неободимо для формирования данной услуги. Основными причинами, по которым банки принимают решение о переходе на аутсорсинг, можно назвать следующие: экономия затрат банка на осуществление банковской деятельности, улучшение качества предоставляемых услуг клиентам, упрощение процесса управления бизнес-процессами банка, внедрение новых технологий.
Актуальность: Данная тема актуальна, так как многие учреждения (в первую очередь банки) все чаще пользуются услугами аутсорсинговых компаний.
Основная цель: изучение применения аутсорсинговых услуг в банках
Задачи:
1) Выявить сущность аутсорсинга и рассмотреть его виды;
2) Проанализировать затраты (издержки) на аутсорсинг в банковской системе Республики Беларусь;
3) Выявить основные тенденции по развитию аутсорсинга.
Мировая практика свидетельствует, что банковские учреждения передают аутсорсинговым компаниям различные виды своей деятельности: это административно–хозяйственные процессы (охранная деятельность, организация ремонтных работ, транспортные услуги); информационные технологии (разработка и сопровождение программного обеспечения; обслуживание компьютеров, банкоматов, платежных терминалов); маркетинг; аудиторская деятельность; деятельность по возврату проблемной задолженностям и другие.
Лидером аутсорсинговых услуг считается аутсорсинг в сфере информационных технологий (IT-аутсорсинг). По данным института аутсорсинга США, свыше 80% банков в мире передают какую–либо функцию, связанную с информационными технологиями на выполнение независимой организации. Это связано со многими процессами и, в первую очередь, с тенденцией повышения внимания со стороны менеджмента банковских учреждений к ключевым направлениям деятельности организации [1].
Сегодня услугами аутсорсинга пользуются практически все белорусские банки. Данная тенденция объясняется происходящими процессами по постоянному изменению и усложнению IT-решений, и, как следствие, банковским учреждениям постоянно требуются более высокооплачиваемые специалисты, которые помимо поддержки IT-инфраструктуры банка могут работать и с современными IT-решениями. Поэтому в настоящее время банки охотно пользуются предложениями IT-компаний по непрофильным для них направлениям.
Банковская система Республики Беларусь прочно закрепила за собой звание ведущей платформы по внедрению и использованию современных IT-технологий. С каждым годом бюджет банков, выделенный на развитие IT-технологий, увеличивается. Затраты Национального банка приняты в расчет только в разрезе двух систем: платежной (обеспечивает межбанковские расчеты) и информационной (обслуживает потребности внутренней автоматизации Национального банка).
Больше всего расходов в банковской системе по развитию IT-технологий несет ОАО «АСБ Беларусбанк» (23,4% от суммарных затрат). Затраты Национального банка на развитие IT-технологий в общей сумме затрат на IT-услуги составляют 2,4 %. Разница между затратами Национального банка и банковской системы объясняется следующими причинами: наличием у участников банковской системы широкой инфраструктуры для обслуживания населения и др.
Суммарные затраты на развитие банковских IT-технологий распределяются на затраты на основные средства; затраты на программное обеспечение; затраты аутсорсинга IT-услуг (включают техническое обслуживание средств вычислительной техники, сопровождение программного обеспечения); прочие затраты (аренда оборудования, каналы связи и т.д.). Затраты на внедрение и развитие банковских IT-технологий представлены на рисунке ниже.
Затраты Национального банка на содержание платежной системы Республики Беларусь и информационной системы Национального банка в процентном соотношении составляют 50 на 50. Статистические данные белорусских банков на развитие IT-технологий представлены в таблице ниже.
Таблица – Затраты белорусских банков на развитие IT-технологий (млрд. руб.)
Банк |
Основные средства |
Программное обеспечение |
Аутсорсинг IT-услуг |
Прочие затраты |
1. Национальный банк - Информационная система - Платежная система - ЕРИП |
6,8 18,4 |
8,4 1,1 |
8,6 4,5 |
0,0 1,2 |
2. ОАО «АСБ Беларусбанк» |
134,0 |
131,6 |
140,6 |
48,5 |
3. ОАО «Белагропромбанк» |
105,0 |
93,9 |
30,4 |
14,0 |
4. ОАО «Белинвестбанк» |
57,0 |
11,8 |
51,5 |
4,0 |
5. ОАО «БПС-Сбербанк» |
109,5 |
73,4 |
110,5 |
9,0 |
6. ОАО «Приорбанк» |
47,9 |
81,5 |
59,8 |
7,6 |
7. ОАО «Банк БелВЭБ» |
80,1 |
106,4 |
24,5 |
5,5 |
8.Прочие банки |
115,9 |
109,0 |
118,1 |
14,4 |
ИТОГО |
666,6 |
619,8 |
550,8 |
105,5 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на основе [2]
Лидером по всем категориям затрат на развитие банковских IT-услуг стал ОАО «АСБ Беларусбанк». Это в первую очередь связано с тем, что данный банк является крупнейшим банком в Республике Беларусь, на долю которого в банковской системе на 01.01.2014 приходится 21,05% совокупной прибыли, в то время как по другим показателям его доля превышает 40%. Несмотря на значительные затраты данного банка на приобретение основных средств и разработку программного обеспечения, больше всего средств уходит на оплату услуг IT-аутсорсинга сторонним организациям (140,6 млрд. руб.).
Использование аутсорсинга позволяет банку сконцентрироваться на непосредственных задачах, поручив решение задач по внедрению, развитию и поддержке решений работникам, непосредственно специализирующимся в этой области. Аутсорсинг позволяет наиболее эффективно использовать время и денежные средства банка, оптимальным образом планировать бюджет, получать наилучшие экспертные решения. Таким образом, решается и проблема, связанная с необходимостью содержать в штате большое число сертифицированных специалистов.
Таким образом, можно заключить, что с учетом мировых тенденций, а также тенденций развития, складывающихся на рынке труда, в Республике Беларусь важно создать необходимые условия для развития аутсорсинга следующих услуг:
- по обеспечению отказоустойчивости информационной инфраструктуры;
- по контролю за созданием и функционированием системы защиты информационных ресурсов банка;
- по автоматизации управления банковскими рисками;
- по гарантированной доставке электронных документов;
- резервного центра [3].
Стоит отметить, что сложность развития аутсорсинга в банковской системе заключается в том, что порядок контроля надзорных органов за операциями по аутсорсингу не определен; отсутствует аутсорсинговая статистика, а также актуальный, полный и достоверный классификатор данных услуг; отсутствует единый подход к количественной и качественной оценке эффективности передачи отдельных или всех функций банка на аутсорсинг.
Рецензии:
12.12.2017, 18:05 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько Л.П и Ящук Ю.В. осуществлена попытка провести анализ состояния аутсорсинга в банковской системе Республики Беларусь. Авторы указали основные причины перехода банков на аутсорсинг, выявили основные тенденции развития данного явления. В такой статье хотелось увидеть конкретную оценку эффективности аутсорсинга в банковской системе. С другой стороны поставленные задачи исследования в целом выполнены. Поэтому статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий