Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 12.12.2017.
Просмотров - 1366

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ АУТСОРСИНГА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ящук Юлия Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Володько Людвик Павлович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Полесский государственный университет


Аннотация:
В настоящее время белорусские банки ищут пути по внедрению и использованию передовых информационных технологий и аутсорсинга в банковской системе. В данной статье описывается нынешнее состояние аутсорсинга в банковской системе Республики Беларусь; указаны основные причины перехода банков на аутсорсинг; перечислены тенденции развития данной сферы.


Abstract:
At present, Belarusian banks are looking for ways to introduce and use advanced information technologies and outsourcing in the banking system. This article describes the current state of outsourcing in the banking system of the Republic of Belarus; the main reasons for the transition of banks to outsourcing; trends in the development of banking outsourcing are listed.


Ключевые слова:
аутсорсинг; банковская система; развитие; информационные технологии

Keywords:
outsourcing; banking system; development; information technology


УДК: 65

Введение: На сегодняшний день применение аутсорсинга в банковской сфере связано с возрастающей необходимостью банковских институтов  в усовершенствовании качества предоставляемых услуг с одновременным уменьшением их себестоимости и времени, которое неободимо для формирования данной услуги.  Основными причинами, по которым банки принимают решение о переходе на аутсорсинг, можно назвать следующие: экономия затрат банка на осуществление банковской деятельности, улучшение качества предоставляемых услуг клиентам, упрощение процесса управления бизнес-процессами банка, внедрение новых технологий. 

Актуальность: Данная тема актуальна, так как многие учреждения (в первую очередь банки) все чаще пользуются услугами аутсорсинговых компаний.

Основная цель: изучение применения аутсорсинговых услуг в банках

Задачи:

1) Выявить сущность аутсорсинга и рассмотреть его виды;

2) Проанализировать затраты (издержки) на аутсорсинг в банковской системе Республики Беларусь;

3) Выявить основные тенденции по развитию аутсорсинга.

Мировая практика свидетельствует, что банковские учреждения передают аутсорсинговым компаниям различные виды своей деятельности: это административно–хозяйственные процессы (охранная деятельность, организация ремонтных работ, транспортные услуги); информационные технологии (разработка и сопровождение программного обеспечения; обслуживание компьютеров, банкоматов, платежных терминалов); маркетинг; аудиторская деятельность; деятельность по возврату проблемной задолженностям и другие. 

Лидером аутсорсинговых услуг считается аутсорсинг в сфере информационных технологий (IT-аутсорсинг). По данным института аутсорсинга США, свыше 80% банков в мире передают какую–либо функцию, связанную с информационными технологиями на выполнение независимой организации. Это связано со многими процессами и, в первую очередь, с тенденцией повышения внимания со стороны менеджмента банковских учреждений к ключевым направлениям деятельности организации [1]. 

Сегодня услугами аутсорсинга пользуются практически все белорусские банки. Данная тенденция объясняется происходящими процессами по постоянному изменению и усложнению IT-решений, и, как следствие, банковским учреждениям постоянно требуются более высокооплачиваемые специалисты, которые помимо поддержки IT-инфраструктуры банка могут работать и с современными IT-решениями. Поэтому в настоящее время банки охотно пользуются предложениями IT-компаний по непрофильным для них направлениям.

Банковская система Республики Беларусь прочно закрепила за собой звание ведущей платформы по внедрению и использованию современных IT-технологий. С каждым годом бюджет банков, выделенный на развитие IT-технологий, увеличивается. Затраты Национального банка приняты в расчет только в разрезе двух систем: платежной (обеспечивает межбанковские  расчеты) и информационной (обслуживает потребности внутренней автоматизации Национального банка).

Больше всего расходов в банковской системе по развитию IT-технологий несет ОАО «АСБ Беларусбанк» (23,4% от суммарных затрат). Затраты Национального банка на развитие IT-технологий в общей сумме затрат на IT-услуги составляют 2,4 %. Разница между затратами Национального банка и банковской системы объясняется следующими причинами: наличием у участников банковской системы широкой инфраструктуры для обслуживания населения и др.

Суммарные затраты на развитие банковских IT-технологий  распределяются на затраты на основные средства; затраты на программное обеспечение; затраты аутсорсинга IT-услуг (включают техническое обслуживание средств вычислительной техники, сопровождение программного обеспечения); прочие затраты (аренда оборудования, каналы связи и т.д.). Затраты на внедрение и развитие банковских IT-технологий  представлены на рисунке ниже.     


Рисунок – Распределение затрат на IT-услуги в банковской системе (%)
Примечание - Источник: Собственная разработка на основе [2]

Затраты Национального банка на содержание платежной системы Республики Беларусь и информационной системы Национального банка в процентном соотношении составляют 50 на 50. Статистические данные белорусских банков на развитие IT-технологий представлены в таблице ниже.

Таблица – Затраты белорусских банков на развитие IT-технологий (млрд. руб.)

Банк

Основные средства

Программное обеспечение

Аутсорсинг IT-услуг

Прочие затраты

1. Национальный банк

- Информационная система

- Платежная система

- ЕРИП

             


10,4

6,8

18,4

 

 
3,8

8,4

1,1

 


6,8

8,6

4,5

 


2,5

0,0

1,2

2. ОАО «АСБ Беларусбанк»

134,0

131,6

140,6

48,5

3. ОАО «Белагропромбанк»

105,0

93,9

30,4

14,0

4. ОАО «Белинвестбанк»

57,0

11,8

51,5

4,0

5. ОАО «БПС-Сбербанк»

109,5

73,4

110,5

9,0

6. ОАО «Приорбанк»

47,9

81,5

59,8

7,6

7. ОАО «Банк БелВЭБ»

80,1

106,4

24,5

5,5

8.Прочие банки

115,9

109,0

118,1

14,4

ИТОГО

666,6

619,8

550,8

105,5

            Примечание - Источник: Собственная разработка на основе [2]    

Лидером по всем категориям затрат на развитие банковских IT-услуг стал ОАО «АСБ Беларусбанк». Это в первую очередь связано с тем, что данный банк является крупнейшим банком в Республике Беларусь, на долю которого в банковской системе на 01.01.2014 приходится  21,05% совокупной прибыли, в то время как по другим показателям его доля превышает 40%. Несмотря на значительные затраты данного банка на приобретение основных средств и разработку программного обеспечения, больше всего средств уходит на оплату услуг IT-аутсорсинга сторонним организациям (140,6 млрд. руб.).

Использование аутсорсинга позволяет банку сконцентрироваться на непосредственных задачах, поручив решение задач по внедрению, развитию и поддержке решений работникам, непосредственно специализирующимся в этой области. Аутсорсинг позволяет наиболее эффективно использовать время и денежные средства банка, оптимальным образом планировать бюджет, получать наилучшие экспертные решения. Таким образом, решается и проблема, связанная с необходимостью содержать в штате большое число сертифицированных специалистов.

Таким образом, можно заключить, что с учетом мировых тенденций, а также тенденций развития, складывающихся на рынке труда, в Республике Беларусь важно создать необходимые условия для развития аутсорсинга следующих услуг:

- по обеспечению отказоустойчивости информационной инфраструктуры;

- по контролю за созданием и функционированием системы защиты информационных ресурсов банка;

- по автоматизации управления банковскими рисками;

- по гарантированной доставке электронных документов;

- резервного центра [3].

Стоит отметить, что сложность развития аутсорсинга в банковской системе заключается в том, что порядок контроля надзорных органов за операциями по аутсорсингу не определен; отсутствует аутсорсинговая статистика, а также актуальный, полный и достоверный классификатор данных услуг; отсутствует единый подход к количественной и качественной оценке эффективности передачи отдельных или всех функций банка на аутсорсинг.  

Библиографический список:

1. Стефанович, Л.И. Рынок банковского аутсорсинга: проблемы и информационная закрытость / Л.И. Стефанович // Банк. вестн. – 2016. – № 8. – с. 10–15.
2. Дубков С.В. Состояние и перспективы развития банковских информационных технологий в Республике Беларусь / С.В. Дубков // Банк. вестн. – 2013.
3. Концепция развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008-2012 годы: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2008, № 115.




Рецензии:

12.12.2017, 18:05 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько Л.П и Ящук Ю.В. осуществлена попытка провести анализ состояния аутсорсинга в банковской системе Республики Беларусь. Авторы указали основные причины перехода банков на аутсорсинг, выявили основные тенденции развития данного явления. В такой статье хотелось увидеть конкретную оценку эффективности аутсорсинга в банковской системе. С другой стороны поставленные задачи исследования в целом выполнены. Поэтому статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх