Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Психология
Размещена 19.12.2017. Последняя правка: 19.12.2017.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ

Панеш Фатимет Мугдиновна

Студент

Петрозаводский государственный университет

Кафедра технологии, изобразительного искусства и дизайна

Кирт Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент


Аннотация:
Рассматривается влияние музыки на эмоциональное и интеллектуальное состояние учащихся в процессе обучения.


Abstract:
The influence of music on the intellectual and emotional state of school children.


Ключевые слова:
музыка; эмоционально-психологическое состояние; школа; влияние музыки.

Keywords:
music; emotional and psychological state; school; the influence of music.


УДК 159.9

Цель исследования: выяснить, что различающиеся виды музыки  имеют разное воздействие на эмоциональное состояние учащихся.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по теме исследования;
- подготовить экспериментальный материал;
- провести с учащимися 8-ых и 10-ых классов музыкальные эксперименты, методики, анкетирование;
- сделать выводы на основании полученных результатов

Объект исследования: виды, стили музыки, ее влияние на учащихся

Предмет исследования: особенности эмоционального состояния в зависимости от прослушиваемой музыки

Гипотеза исследования: эмоциональное состояние учащихся меняется в зависимости от прослушанной музыкальной композиции.

Введение

С архаичных времен люди поклоняются силе музыки. Еще до того, как появилась музыка в современном ее понимании, человек  был окружен всевозможными звуками природы. С их помощью он познавал мир и мог оценить окружающую его обстановку.

В современном мире, где бы мы ни были, музыка постоянно находится с нами. Это кафе и рестораны, общественный транспорт, гипермаркеты и торговые комплексы. Сейчас за исследование музыки взялась наука. Врачи  применяют музыку в качестве анестезии, она снимает накопившееся эмоциональное напряжение, музицирование приносит пользу в арт – терапии, а в мегаполисах музыка борется с преступностью. В повседневной жизни человек мало задумывается о том, какое влияние оказывает на него та или иная прослушанная композиция. Особенно это касается подростков,  которые подвергаются  психологическим и физическим нагрузкам в процессе обучения.

Для изучения данной темы были проанализированы работы психологов и музыкальных педагогов А.Г. Маклакова, А. Г. Закаблук , Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, Е.М. Барвинской,  С.В. Шушарджана, и др.  В работе  упор делался на  теорию В.И. Петрушина. Она гласит о том, что богатая эмоциональная сфера индивида становится таковой благодаря вовлечению его в большой круг музыкальных переживаний. В.И. Петрушин утверждает, что эмоции можно формировать с помощью музыки. [4, с. 218]. 

«В настоящее время из-за малого количества разработанных условий и методов, способствующих социально-эмоциональному развитию индивида, педагоги испытывают трудности в формировании мира чувств, не владеют педагогическим инструментарием бережного влияния на переживания личности», утверждает Е.П. Ильин [2, с. 593].

И.Р.Тарханов изучил  механизм воздействия музыки в конце XIX века. В его статье “О влиянии музыки на человеческий организм”, говорится о том, что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на работу сердечно - сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Он подчеркивал, что такая музыка увеличивает  работоспособность и снимает  напряжение. Выяснилось, что на человека с одинаковой силой воздействует как непосредственно звучащая музыка, так и музыка звучащая внутри, мысленно или как принято говорить «пение про себя».

«Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергию творцов - слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.  Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная - улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращении, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии. » [1, с.36]

В современном мире музыкальное искусство как управление состоянием человека изучается различными  науками, в том числе медициной, социологией, психологией, психиатрией и многими другими.

Проведённый мною анализ показал, что на  особенные свойства музыки приносить пользу обратили внимание еще древние учёные и философы. На сегодняшний день музыкальные произведения широко применяются в медицине и арт - терапии, но в педагогике, к сожалению,  она пока не получила должного распространения.

В современном мире существует огромное количество видов музыки.  Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения.  С помощью музыки мы можем определить ее принадлежность к той или иной стране. Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему. Рок музыка способна приводить к  «ритмическому токсикозу», когда у слушающих наблюдаются все признаки алкогольного или наркотического опьянения. Помимо этого, рок-музыка является причиной выделения стресс - гормонов. Этническая музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние, а рэп, наоборот, может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка.

Говоря о подростковом возрасте, нельзя не упомянуть тему эмоции.  Эмоциональная сфера этого непростого периода характеризуется  повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, эмоциональностью и т.д.  Эмоции подростков в большей  мере связаны с общением. Поэтому отношения с другими людьми определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций и переживаний.

Проведение исследования

Для того чтобы проверить тот факт, что  эмоциональное состояние учащихся меняется в зависимости от прослушанной музыкальной композиции, мною были выбраны следующие методики: самостоятельно разработанная анкета, методика САН, цветовой тест отношений М. Люшера.

 Для проведения исследования влияния музыки на эмоциональное состояние учащихся 8-10-ых классов  была выбрана следующая последовательность проведения  методик:

  1. Анкетирование учащихся. 
  2. Цветовой тест отношений М. Люшера - выбор цветов,  связанных с разными видами музыки.
  3. Заполнение типовой карты методики САН.
  4. Прослушивание композиции из классической и рок-музыки.
  5. Повторное заполнение типовой карты методики САН.

    Исследование проводилось в МБОУ Лицей №13. Экспериментальная группа - 143 человека, учащиеся 8-ых и 10-ых классов, возрастом от 14-ти до 17-ти лет, среди которых 80 девушек и 63 юноши.  Перед проведением процедуры исследования учащимся были объяснены  цель и задачи исследования, уточнялось, понятно ли им задание. Во время проведения исследования респонденты работали самостоятельно. Диагностика проходила в аудитории, в групповой форме.

Исследование проводилось в МБОУ Лицей №13. Экспериментальная группа - 143 человека, учащиеся 8-ых и 10-ых классов, возрастом от 14-ти до 17-ти лет, среди которых 80 девушек и 63 юноши.  Перед проведением процедуры исследования учащимся были объяснены  цель и задачи исследования, уточнялось, понятно ли им задание. Во время проведения исследования респонденты работали самостоятельно. Диагностика проходила в аудитории, в групповой форме.

Проведение исследования

    Исследование проводилось в несколько этапов.

    Первый-анкетирование. Учащиеся отвечали на вопросы, предложенные в анкете. (Приложение 1)

    

Второй этап – выполнение цветового теста отношений М. Люшера, в котором учащимся необходимо было ассоциировать цвет с определённым видом музыки. 

Третий этап состоял из нескольких частей:

 - первичная оценка самочувствия, активности и настроения перед прослушиванием музыкальных композиции – проведение методики САН. 
 - первое прослушивание:  сюита норвежского композитора Эдварда Грига Peer Gynt, Op. 23 – Morning Mood, после которой учащиеся повторно заполнили типовую карту методики САН.
- второе прослушивание: песня американской рок-группы Oceano- Dawn of Descent, после которой испытуемые заполнили типовую карту методики САН в третий раз. 

В процессе проведения исследования проблем и конфликтов с респондентами не возникло. Учащиеся с позитивом отнеслись к предлагаемым испытаниям и с удовольствием их выполнили. 

Результаты исследовательской деятельности

Первый этап исследования.

Анализ ответов учащихся показал, что из 143 человек 50%  являются меломанами (72 человека), 24% учащихся предпочитают рок-музыку (33 человека), 11% слушают электронную музыку (16 человек), 9% выбрали рэп (14 человек) и любят классику 6% (8 человек). На вопрос «Может ли изменится твое настроение от прослушиваемой музыки?» утвердительно ответили 82% испытуемых, (117 человек), отрицательно-18% (26 человек)

Удовольствие от прослушиваемой музыки получают 64% учащихся (92 человека), не получают-36% (51 человек). Все учащиеся утвердительно ответили на вопрос, касаемо звучания классической музыки на переменах.

Почти в равной степени разделились мнения учащихся по поводу влияния музыки на организм человека. 48% считают, что, безусловно, музыка оказывает влияние на организм человека (68 человек), 52% считают, что не оказывает (75 человек). 

Второй этап исследования.

 Данные таблицы  показывают, что учащиеся в большинстве  ассоциировали рок-музыку с чёрным, красным и тёмно-синим цветами – агрессией, неуверенностью и опасностью. Классическую музыку сравнили с голубым, серым и оранжевым цветами - спокойствием, уравновешенностью и положительными эмоциями. Рэп связали с красным, чёрным и оранжевым цветами (агрессией, авторитетностью, поднятием настроения), поп музыку-с красным, чёрным и в равной степени с оранжевым и голубым цветами (возбуждением, авторитетностью и агрессией, поднятием настроения и лёгкостью) . Электронная музыка ассоциировалась у учащихся с серым, чёрным и голубым цветами (лёгкостью, авторитетностью и агрессией и уравновешенностью). (Таблица 1).



Третий этап исследования.

Перед прослушиванием музыкальных композиций учащиеся заполнили типовую карту методики САН. 

Из анализа первой диаграммы видно, что на момент исследования по шкале «Самочувствие» высокий уровень отметили 26% учащихся (37 человек), средний уровень-51% (73 человека) и низкий уровень наблюдался у 23% учащихся (33 человека). По шкале «Активность» 15% отметили высокий уровень (21 человек), 27%-средний уровень (38 человек), низкий уровень-58% (84 человека). Шкала «Настроение»: высокий уровень отметили 39% учащихся (56 человек), средний уровень-37% учащихся (52 человека) и низкий уровень 24% (35 человек).  (Рис. 1)

После прослушивания композиции Эдварда Грига «Peer Gynt, Op. 23 – Morning Mood» прослеживаются изменения. (Рис. 2) 







Заметно возрастает значение в высоких и  средних уровнях по шкалам «Самочувствие» и «Активность», понижаются значения в низких уровнях. Следовательно, прослушанная испытуемыми  сюита улучшила их эмоциональное состояние. (Рис.2.)

Меняется картина после прослушивания учащимися рок - композиции группы «Oceano- Dawn of  Descent». На рисунке 3 видно, что значения в высоком и среднем уровне снизились по всем трём шкалам и увеличились в низком уровне. На основании данных результатов делаю вывод, что данная композиция негативно отразилась на эмоциональном состоянии учащихся, что привело к снижению настроения, активности и самочувствия большинства учащихся.

Заключение

Исследование воздействия музыки на человека всегда будет актуально. Целью данной работы было  исследование изменения эмоциональной сферы подростков под влиянием музыки.

В результате теоретического исследования были проанализированы труды психологов и музыкальных педагогов, посвящённых эмоциям, эмоциональной сфере подростков и влиянию музыки на организм и здоровье человека, были изучены характеристики возраста испытуемых. Результаты эмпирического исследования - анкетирование, цветовой тест отношении Макса Люшера, прослушивание музыкальных композиции и заполнение типовых карт методики САН подтвердили гипотезу исследования.

Исходя из анализа результатов анкеты, учащиеся не против, а только за то, чтобы на переменах играла классическая музыка в качестве расслябляющего элемента. При проведении эмпирических исследовании порадовало позитивное отношение учащихся к просходящему.

Рекомендации

«Как ты думаешь, если классическая музыка будет звучать в школе на переменах, будут ли учащиеся уставать меньше в течение учебного дня?» - этот вопрос был среди вопросов анкеты. Все испытуемые ответили  положительно. Основываясь на результатах анкетирования, хотелось бы дать педагогам несколько советов педагогам.

  1. Узнайте о музыкальных предпочтениях Ваших учеников.  Данную информацию можно будет применить на внеклассных занятиях, тематических праздниках, поздравлениях учеников и т.д.
  2. Если возможно, попробуйте чередовать физкультминутку на уроках с прослушиванием небольшого  классического произведения для снятия умственного напряжения учащихся.
  3. Попробуйте организовать «культурные перемены»-прослушивание классических музыкальных композиции на переменах для того же умственного отдыха учащихся и педагогов.
  4. Включите в план воспитательной работы походы в консерваторию и театры (насколько это возможно)

Надеюсь, данные советы могут помочь педагогам в более глубоком музыкальном  воспитании учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Библиографический список:

1. Барвинская, Е. М. Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. - 2008. - N 1. - С. 34-38.
2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2008.- 782 с.
3. Киселева, П. А. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. №3. С. 5.
4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М.: ТОО «Пассим», 1994. - 304 с.
5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. : Педагогика, 1985. - 308 с.
6. Шушарджан, С.В. Здоровье по нотам / С.В. Шушарджан. - М. : Прогресс, 1994. - 254 с.




Рецензии:

19.12.2017, 7:48 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: В выводах не вскрыт ответ на основной вопрос исследования. Так каково же влияние музыки на эмоциональное состояние? Пока это так к публикации не рекомендую.

19.12.2017, 8:51 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема интересная и важная. Но 1.) результаты анкетирования (приложение 1) предоставлены не полно - анализ 6 вопроса не представлен;2) одной диагностической методики (САН) не достаточно, чтобы утверждать о влиянии музыки на эмоциональную сферу. Исследование представлено не полно. Возможно автору статьи стоит обратить внимание на возраст испытуемых, а также на пол участников эксперимента и учесть это в интерпретации результатов, чтобы усилить практическую значимость работы.Рекомендуется доработать.

24.12.2017, 15:47 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья актуальна и интересна. К недостаткам можно отнести отсутствие более или менее детальных характеристик выборки (пол, возраст и т.д.). В статье имеютсвя текстуальные повторения. Статья может быть опубликована.

25.12.2017, 9:55 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Уважаемому автору необходимо с вниманием отнестись к рекомендациям рецензентов и внести изменения в работу. В этом случаи статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх