Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 14.12.2017.

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

Бабочкина Яна Олеговна

-

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Студент бакалавриата

Геранина Галина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия и религиоведение», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»


Аннотация:
Религиозное свойство личности очень сильно скрыто, и ее надлежит раскрыть в ребенке. Духовное воспитание в семье значительно содействует данному открытию. Однако в отсутствии нацеленности души к культуре, к доброму делу, к Господу нельзя сформировать многостороннюю, сформированную, религиозную, созидательную личность. А это и есть основная задача и цель воспитания. Всегда в нашем современном мире оставалась проблема религиозного воспитания. Над этими вопросами задумался философ В.В. Зеньковский. В своих трудах он ставит цель о свободном воспитании человека. В статье проанализируем взгляды научного деятеля, на основе которых он ставит цель, как развить ребенка в религиозной сфере и подготовить его к «вечной жизни» с богом.


Abstract:
Religious identity is very much hidden, and it must be open in the child. Spiritual education in the family significantly contributes to this opening. However, in the absence of the determination of the soul to the culture, for good cause, to the Lord it is impossible to form a multilateral, shaped, religious, creative personality. And this is the main task and goal of education. Always in our modern world, suffered from the problem of religious education. On these issues, thought the philosopher V. V. Zenkovsky. In his writings he aims on the free education of the person. The article will analyze the views of the scientific leader, based on which it aims to develop the child in religious matters and prepare them for eternal life with God.


Ключевые слова:
воспитание; личность; нравственные ценности; свобода; семья; религия.

Keywords:
education; personality; moral values; freedom; family; religion.


УДК 37.013.73

В нашем современном мире проблема религиозного воспитания молодежи остается одной из важных проблем педагогики, ведь именно от него зависит будущее не только государства, но и человечества в целом.  Стоит отметить, что важную роль в его развитии играют - религиозные принципы.

Вопросы религиозного воспитания изучал Зеньковский В.В. (1882 - 1962), он доказывал в своих научных работах, что нравственные ценности, по его мнению, закладываются в семье.  Рассмотрим, на примере научных трудов Зеньковского В.В, в таких как «Социальное воспитание, его задачи и пути», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика».  В данных научных текстах философ писал нам что, любовь, уважение, вера в духовные возможности ребенка это одно из самых важных требований к воспитанию.

В своих трудах научный деятель ставит вопрос о целях свободного воспитания. В целях он указывает, «что невозможно воспитать человека, если, это не осознанная цель»[3, c. 50].

«Вмешательство родителей в жизнь ребенка имеет суть в том, чтобы помочь ребенку раскрыть образ Божия и убирать все то, что может помешать этому раскрытию» [3, c. 51]. По мысли философа, родители не должны вмешиваться в жизнь ребенка, но при этом помогать, раскрывать образ Божий. Это раскрытие и есть становление высоких моральных ценностей у человека.

Доказывая таким тезисом, что все качества ребенка должны находиться в равновесии. Только в общении с людьми человек становится человеком, и только жизнь в обществе, человек развивает свои способности [3, c. 261].Так, Зеньковский говорит, что, личность имеет смысл только в том случае если она часть общества.

Но все же всегда стоит задуматься, что на ребенка самым главным образом влияет семья. «Семья, это самое близкое, что окружает ребенка» [4]. Поэтому Зеньковский уделял вопросам семейного воспитания, доказывая нам что семья – очень сильно влияет на мировоззрение религиозных взглядов ребенка.

«Семейное чувство» - это главное в религиозном чувстве... «Религиозное познавание ребенка возможно только в том случае семья вырабатывает духовную среду, то есть духовная жизнь закладывается в церкви, а в семье его подготовленность к окружающей жизни» [2].  Это подтверждается его тезисом «В воспитании религиозном ребенка семья, занимает главное место, так как она является первым переходником чувств религиозных. Семья светиться религиозным светом для ребенка» [1, c. 256].

Стоит отметить, что, по мнению Зеньковского ребенок, «живущий внебрачной семьи, то это становится самым дурным влиянием для ребенка» [1, c. 256]. Таким образом, научный деятель нам хочет доказать, что если нет семьи – то нет той опоры этого доказательства в тесна, которую должен упираться ребенок. Без духовных сил человек не может противостоять различным ситуациям в жизни.

Поэтому Зеньковский В.В. обоснует, что человек должен действовать в определенных рамках свободы. «Сама истина для нас в церкви закладывается, и знание правды для нас охватывает нравственной жизни в приближении к Церкви»[3, c. 55] - так считает Зеньковский о свободе человека. Следовательно, здесь нет такого вывода, что воспитание вне рамок свободы показывает человеческой душе не реальность, не сила, а возможность как задача. Освобождение человеку не дано, а уже задано в определенном механизме. В воспитании всегда ставился вопрос о восхождении свободы, а не в ее освобождении[7, c. 377].

По Зеньковскому для него свобода – это важная часть души ребенка, которая предает ему силы. Конечно, она дает развитию личности, но при разных ситуациях она может привести, как и к положительному результату, так и к отрицательному. Поэтому природа свободы имеет двойственный характер.  Конечно, двойственность, возможно, видеть не только в свободе, но и со стороны психологического фактора.

Этот элемент развивается у человека в течение всей жизни. Он формирует человека как социальную личность[3, c. 32].

Поэтому делаем вывод, что личность всегда свободна.  С самого детства ребенку мы должны давать право выбора. Мудрость учителя должна проявляться не только что, что такое хорошо, но и ребенок должен сам походить к мудрому решению.

Рассматривая проблемы педагогического образования, научный деятель уделял внимание личности учителя, так как образовательный процесс в основном на нем. И считал, что учебная деятельность должна быть возглавляться только «опытными учителями» [3, с. 130], так как взаимосвязь ребенка и ученика носит в себе божественный характер истины.

Центральным понятием у В.В. Зеньковского являлось учение об образе Божием. Оно предает человеку особую ценность, главным источником которой была любовь к Богу, творить добрые дела.

Поэтому в воспитательном процессе, по мнению В.В. Зеньковского есть три задачи [6]:

1. Подготовить ребенка к вечной жизни после смерти.

2.  Ребенок должен прожить так, чтобы земная жизнь не прошла даром.

3.  Внушить ребенку, что смерть-это не конец, а только начало.

В этих задачах заключена главная ценность воспитания в развитии души ребенка и главный путь педагогической работы.

Просматривая задачи и цели воспитания, В.В. Зеньковский раскрывает ее тем, что «путь обучения принимать способ подготовки к воле в Христе. Независимость принимает подарок Христа. Тем не менее, усвоить данным христианской свободы весьма тяжело, так как свобода – наиболее важное и наиболее фундаментальное в нас» [3, c. 54].

Стоит отметить, Зеньковский утверждает что, ребенку это очень сложно, но все стоит ему сказать и готовить его к той жизни, которая его ожидает после смерти. Философ считает, что это большая ошибка родителей, которые ограждают ребенка от этой мысли или, рассказывая истории, что смерти не бывает абсолютно.

Стоит еще сказать о том, философ стремится нам доказать, что каждый человек индивидуален. И к любой личности нужен свой подход. Так как каждый человек стремиться к добру, к красоте, но стремление к идеалу человек может потерять себя [5, c. 210].

Поэтому научный деятель формирует проблему как правильного соотношения индивидуальных и социальных качеств в душе человека, которые формируются воспитанием человека к жизни.

В воспитании он выдвигает, «духовное возрастание» и «духовное восхождение», то есть в его понимании можно понять, как проблема спасения и искупления, которая приводит к гармоничному развитию человека. Стоит отметить и тот факт, что у Зеньковского воспитание носит характер «помощи», «спасения» [5, c 105].

Различные ситуации в жизни человека не должны касаться личности и духовной основы человека, иначе повреждается целостность организма. Особенные свойства человека могут раскрыться только в повседневной жизни людей [3, c. 91].

Проблема духовного развития человека является проблемой взаимоотношения индивидуального и социального в духовной сфере человека.

По В.В. Зеньковскому социальная жизнь имеет и психический аспект, так как психика человека может родить социальную целостность. «Социальные взаимосвязи ставятся и рушатся перед воздействием области эмоций и психологической сферы, и так как данная область больше, для того больше и продуктивнее общественное взаимодействие среди народов» [8].

В данном контексте можно обнаружить интересную закономерность -  человек становится более независимым, если имеем множество социальных связей и наша личность становиться более разносторонней и богаче. Чем больше мы общаемся, тем мы придаем своей личности больше индивидуальности.

Так проговариваются популярные фразы Спасателя «Кто утратит собственную давлю для меня, этот обретётся». Проживая с целью близких, утрачивая себе в их, автор входим в наивысший, интереснейший способ нашего личного формирования». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития» [5, с.313].

Социальное воспитание ребенка осуществляется как основным естественным образом, но и специально - организованным путем. В душе ребенка имеются особые общественные силы, которые связывают его с обществом.

Социальное воспитание детей опирается на собственную энергичность детей, которая бывает и волевой, и эмоциональной.

Стоит отметить, важный механизм социального воспитания В. Зеньковского считает, социальную преемственность. Это наше знание, которое передает из поколения в поколение, складывает множество социальных традиций,  которые обогащают жизнь человека. Таким образом, он показывает, что восприятие ребенка происходит на живом общении в нашем мире, а приобретение традиций происходит в длинном детстве ребенка.

Социальная наследственность существует и развивается только на эмоциях человека. Ребенок еще рано обнаруживает себя к различным социальным ориентирам. Оно позволяет душе ощущать свои сильные и слабые стороны силы. Разные переживания рождают в ребенке творческие способности и дают самоутверждение личности в обществе и развивают в нём инициативу [8].

Связь общих начал и личного в душе человека неразрывна и загадочна. Но, по мнению Зеньковского, существует закон: если человек отдает развитие себе и своим универсальным качествам, то человек развивает свою индивидуальность, но при внимании к ним есть пустота. Пусть и освоение качеств универсальных содержаний сдерживает повышение индивидуальности, но зато в завершение дороги человека ожидает вознаграждение индивидуального универсального творчества. В этом случае нужно сократить работу ребенка до минимума и давать ему осваивать прежнюю работу человечества, но не делать из нее повтор, а продолжать ее.

К сожалению, как пишет Зеньковский, наша педагогика очень поздно осознала цели своего воздействия на детей и часто понимала своё задание как развитие ребенка к культуре общества.  Самая высшая задача – это воспитание ребенка к индивидуальности, которое он получает в своей семье [5, c. 223].

Воспитывается индивидуальность особым и загадочным способом и определенными, и неизвестными нам законам. Оно доступно лишь взаимодействию, которое человек получает при общении с окружающим его миром, но нельзя забывать о высшей цели – о гармонии личности, которая связывается с богом и ведет к «вечной жизни» человека.  Личность должна углубляться в религиозные и социальные сферы общества. Душа человека тесно связывается с Богом, которая ведет на прямой путь истины, добра и красоты [5, c. 223].

К числу важных проблем Зеньковский считал проблему патриотического или национального воспитания.  Он по данной задачи делал исследования и пытался определить сущность данного чувства. Философ доказал, что национальное чувство достигает полного развития только в том случае если оно свободно от соблазнов и жадности, и гордости.  Главный результат - это ценнейшее чувство духовности и важнейшего проявления в нас.

Стоит еще уделить вниманию концепции Зеньковского идеи «Иерархической конституции» человека.  Он считал, что детство у человека делится на несколько периодов: тело-душа-дух.

Выделил несколько периодов взросления:

1) грудной возраст;

2) ранний возраст детства от 5,5 до 7 лет; 

3) второй возраст детства от 5,5–7 до 11,5–13 (девочки взрослеют раньше мальчиков);

4) отрочество от 11,5–13 до 15–16

5) юность 15–16,5 до наступления зрелости [3, c. 202].

Концепции В.В. Зеньковского показывают неразрывную связь семейного, социального, религиозного воспитания, которые составляют нашу личность.

Можно согласиться, что научное осмысление В.В. Зеньковского позволяет отнести его к представителям философской - педагогической мысли русской философии, который рассматривал различные проблемы воспитания русского народа и различные концепции о предназначении жизни человека на Земле.

Поэтому вся система воспитания личности основана на национальной традиции и приоритетов семьи, которая необходима для нас в нашей современной жизни.

Научная деятельность философа и его научные труды, сочинения очень актуальны в наше современное время. Он открывает нам традиционные части различных наук. Его труды в областях педагогики, философии составляют богатейшее наследие для нашего современного мира.

Библиографический список:

1. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: "Храм Трёх Святителей на Кулишках", 2001. - 450 с.
2. Зеньковский, В.В. О религиозном воспитании в семье / В.В. Зеньковский // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. III. – Париж: Изд. Религиозно-Педагог. каб. при Православном Богословском ин-те в Париже, 1928. – С. 56 – 95.
3. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Общие принципы / Проф. В.В. Зеньковский. - Париж: "YMCA press", 1934. - 258 с.
4. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с.
5. Зеньковский, В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути / Психология детства. - М: "Академия", 1996. - 299 с.
6. Зеньковский, В.В. Церковь и школа / В.В. Зеньковский // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 1. – Париж: Изд. Религиозно-Педагог. каб. при Православном Богословском ин-те в Париже, 1927. – С. 28 – 49.
7. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: "ПРО-ПРЕСС", 2010. – 672 с.
8. Склярова, Т.В. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей / Т. В. Склярова // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. – 2007. – Вып. 2. – С. 144-150.




Рецензии:

14.12.2017, 19:19 Глызин Александр Витальевич
Рецензия: Научная деятельность философа и его научные труды? От многократного повторения этого тезиса в представленной статье он не становится научным деятелем, а остается религиозным (верующим мыслителем) - пусть там и остается...

15.12.2017, 11:48 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: предложенная статья посвящена актуальному вопросу современности - духовному воспитанию личности. трудно не согласиться с автором в том, что эта проблема всегда стояла перед социальными институтами и будет злободневной и в последующие исторические эпохи. Однако, есть несколько замечаний. во-первых, совершенно не ясно, что такое "религиозное свойство личности" (аннотация) и почему оно "очень сильно скрыто". ни аннотация, ни текст статьи этого постулата не раскрывает. На наш взгляд, стоило бы корректнее высказываться о религиозном воспитании как будущем всего человечества. Право на духовное (что не синонимично религиозному) самоопределение никто не отменял. Как и право не исповедовать никакую религию. Не ясно, из чего автор делает вывод о том, что "все качества ребенка должны находиться в равновесии". В предыдущем изложении об этом речь не велась. Статья нуждается в серьезных стилистических правках. хотелось бы в рамках небольшого текстам все-таки получить более логически выстроенный материал

17.12.2017, 13:37 Глызин Александр Витальевич
Рецензия: Полностью поддерживаю Каминскую Е.А.

17.12.2017, 14:18 Малякова Наталия Сергеевна
Рецензия: Представленные материалы требуют серьезной доработки,и, прежде всего, осмысления духовного наследия В.В.Зеньковского. Вопросы религиозного воспитания относятся к мировоззренческим и требуют не только знания, но и личностной позиции к рассматриваемым проблемам. На начальном этапе работы над такими темами целесообразно выделить и проанализировать какой-либо один аспект. В данной работе затрагивается несколько тем, и ни одна из них не раскрыта. В работе допускаются грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки. Материалы для публикации не рекомендую. Малякова Наталия Сергеевна

17.12.2017, 18:06 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Екатерина Леонидовна (кандидат пед. наук) Рецензия: Статья требует кропотливой проработки и доработки. Впечатление такое, что она вся состоит из тезисов, которые взяты из трудов Зеньковского В.В. Есть противоречивые высказывания "Родители не должны вмешиваться в жизнь ребенка" и " Семья занимает главное место в воспитании". Не разведены роли родителей и учителя в плане духовного воспитания ребенка. В заголовке идет речь о воспитании личности. Затем идет речь о ребенке(какой возраст вошел в понятие "ребенок"?). В конце статьи дана расшифровка возрастов, но в каком возрасте роль учителя становится "божественной". Мне кажется, что именно в этой строке закралась ошибка: из текста # взаимосвязь ребенка и ученика носит в себе божественный характер истины#. Наверное, все таки -ребенка и учителя-. Что духовного в том, чтобы готовить ребенка к смерти? Много лозунгов о социальном воспитании и ни одного примера. Логика изложения отсутствует совершенно. Я ничего для себя не почерпнула из этой статьи в плане духовного воспитания своих родных и в плане самовоспитания себя как личности.

23.12.2017, 14:18 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья представляет конспективное изложение идей Зиньковского относительно духовного и религиозного воспитания личности. Её уровень не соответствует уровню научного журнала, а допущеные ошибки затрудняют восприятие. Требуется детальная доработка. В таком виде статья опубликована быть не может.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх