Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Культурология
Размещена 24.12.2017.

ПОЧЕМУ «НОВЫЙ ГОД» НЕ ПРИХОДИТ В СТРАНЫ МИРА ОДНОВРЕМЕННО?

Ульянова Юлия Семеновна

Кандидат исторических наук, доцент

Северо-Кавказский Федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Азарян Вячеслав Эдикович, студент Института туризма, сервиса и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске


Аннотация:
В составе благосклонного отношения природы к человечеству числится ее подсказка людям праздновать регулярно новый год. В составе равенства в свободах народов, наций оказалась и свобода выбора дня празднования этого события. Состав остальных праздников не стал помехой. Всем стоит знать, как это началось, какие были сложности, и насколько радость предстала равной для всех.


Abstract:
As part of the benevolent attitude of nature to mankind, its hint is suggested to people celebrating a regularly new year. In the composition of equality in the freedoms of peoples and nations, there was also the freedom to choose the day for the celebration of this event. The composition of the rest of the holidays did not become a hindrance. Everybody should know how it started, what were the difficulties, and how much joy was equal for all.


Ключевые слова:
общественный праздник; новый год; рождество; встреча нового года.

Keywords:
public holiday; new Year; Christmas; New Year's meeting.


УДК 316.7

Введение. Не найти человека, который не знал бы о регулярном праздновании «Нового года» после исчерпания листов обрывного календаря. Но не каждый из этих «знатоков» осведомлен о подходе этого праздника к россиянам. Как они такое сообразили? Как обстоят такие дела у жителей Африки, Азии, Латинской Америки? Это превосходно известно историкам. Но они не в состоянии углубляться в учет языческих, религиозных, природных и моральных факторов, более подходящих для рассмотрения философией, астрономией, этикой, культурологией, религиоведением, которым дались разные аспекты.

Празднование данного праздника как придворного мероприятия, инициативно запущенного царицей Анной Иоановной (1730 1740 гг.), описывает Орлов О.Л. [9], [10]. Но этот день удостоился рассмотрения в составе других праздников, а не специальным образом. У Ефремовой В.Н. [4] основной интерес к политически значимым мероприятиям, особой позиции у новогоднего праздника нет. «Новый год» достался рассмотрению и Глевкой Н.В. [3]. Но его проведение служит ей в качестве иллюстрации сравнительно общих утверждений. Показ вписанности данного праздника в корпоративы трудовых коллективов у Соколовой-Бауш Е.А. [11]. Сравнительное рассмотрение данного праздника небесполезно, но специальное представление его вниманию общественности важно.

Объект рассмотрения - новогодний праздник.

Предмет - подход новогоднего праздника, определение дня празднования, его демонстрационные мероприятия, культурная значимость его проведения, достающаяся от таких мероприятий польза.

Цель статьи в выяснении истоков празднования «Нового года» людьми, освоения россиянами данного мероприятия, давшихся им своеобразий.

Задачи заключаются в показе исторических истоков данного праздника, причастности к его определению достижений естественных наук. В этом составе показания цикличности смены времен года, продолжительности этого года в сутках, счет текущего времени в годах, определение начала счета времени года. С ними подчеркивание культурной ценности, моральной значимости мероприятия.

Методика исследования – нахождение и соединение подходящих показаний философии, астрономии, религиоведения, этики, культурологии.

Актуальность темы в обогащении представлений о подходе новогоднего праздника, а в этом составе о культурной значимости празднования «Нового года».

Позиции первых людей. Первым людям бесспорно далось понимание цикличности смены дня и ночи. Ночь предстала как принуждение ко сну, а день – к поиску пищи, питания. Набирающим знания людям довелось объяснять восход и заход солнца, движение луны и звезд. Не сразу стало ясно, что земля эллипсоид, что она ни на что не опирается, мало того, кружится вокруг своей оси, что и дает друг за другом день и ночь при непрерывном свечении солнца. Пришлось узнать и об изменчивости расстояния между солнцем и землей, неперпендикулярности оси вращения земли плоскости вращения вокруг солнца.

Моисей в своем Пятикнижии, ставшем прологом всего содержания Библии, указал, что вначале бог создал землю и только потом солнце. Солнце было сделано в четвертый день «рабочей недели», тогда, когда растительный мир уже был, созданным в среду [2].

В те времена посчитали, что солнце проходит над землей, прячется у горизонта и пока люди спят, движется по краю земли с возвращением к утру к месту очередного восхождения. Ход времени осознавался цикличностью этого процесса. Оказалась помощницей луна. Она не разбиралась в составе дня и ночи, приходила по своему выбору, но ночью сильно не светила, чтобы не мешать спать. Помогала осознавать ход времени не только смена дня и ночи, появление и исчезновение луны, но и изменчивость климата с подходом и отходом тепла. В Библии возраст Адама указан в 930 лет, его сына Сифа - 912, а внука Еноса - 905. Но, по-видимому, это количества лунных месяцев.

Учет колебания продолжительности дня и ночи при ясности постоянства их суммы. Астрономы, вооружившиеся телескопами, оказались вынужденными, усомниться в состоятельности всех показаний Моисея. Особая роль далась изобретению механических часов. Довелось сочетать колебание продолжительности дня и ночи с колебанием климата между летом и зимой. Зимой день короче, а летом длиннее.

Все стало на свои места, когда телескопы показали движение всех планет солнечной системы вокруг этого светила в одном и том же направлении. Канту Иммануилу (8, с. 125) приписывается догадка того, что эти планеты, как и земля, возникли в режиме отрыва от солнечного массива крупных газообразных шаров, которые отдалившись, стали вращаться вокруг него. Пришлось допустить, что отошедшие «куски», будучи газовыми шарами, стали с поверхности остывать, твердеть. Астрономам пришлось объяснять смену дня и ночи вращением земли вокруг своей оси, а времен года неперпендикулярностью этой оси плоскости обращения вокруг солнца.

Это было неожиданностью для христианской религии, почитающей «Библию». Или Моисей неверно воспринял сообщение бога о сотворении им вначале солнца и потом земли, или же бог этих важных сведений не дал, а Моисей сам, как смог, так и придумал. Но эта ситуация не сделала тогдашних астрономов, Канта И. не доверчивыми к религиозным взглядам.

Четкое представление последовательной смены времен года позволило людям выигрышно планировать начало земледельческих работ, использовать не портящиеся сельско-хозяйственные продукты так, чтобы их хватало до уборки очередного урожая. Но с какого дня исчислять начало очередного года?

Европейский выбор. Трудно сказать, как был сделан выбор отсчета очередного года с зимнего дня. К этому времени была определена продолжительность вращения земли вокруг солнца в 365 дней, уточненная величиной 365,2525. Довелось распределить эти дни по составу 12 месяцев. Но выработка 7-и дневной недели восходит к временам Моисея. Ведь им указано, что бог сотворил природу и людей за 6 дней, а в седьмой день «отдыхал» [2]. Определение начала нового года не в начале месяца, а по свободному дню подходящей недели не дало бы выигрыша.

Российский выбор. Не все россияне знают о том, что их нация начала отмечать новый год 1 марта. Данный выбор дался после крещения Руси (988 г.). Март - месяц весенний, к началу земледелия. В XIV в. этот праздник был перенесен на 1 сентября, на осень, к сбору урожая. Ведь после сбора урожая празднование более сытое. Что же касается нынешнего 1 января, то этот день был назначен Петром I (20.12.1799 г.) в порядке освоения опыта немцев.

Выбор указанного дня (1 января) приписывают Гаю Юлию Цезарю, осуществившему в 45 г. до н.э. календарную реформу. После «юлианского календаря» утвердился «григорианский», названный по имени папы римского Григория XIII (02.10.1582 г.). После четверга 04.10.1582 г. пошла пятница 15.10.1582 г. Но до инициативы Цезаря Г.Ю. почиталось божество Янус, представшее двуликим, обращенным одновременно и к прошлому, и к будущему.

Астрономы определили, что наименьшая продолжительность дня 22 декабря. После него начинается удлинение этого показателя, но в Северном полушарии. Не все учитывают, что на то же самое 1 января выпало и празднование и дня рождения Иисуса, названного Христом. Но, если этот Христос (родился между 12 и 4 гг. до н.э., прожил до 26-36 гг. н.э.) жил после Гая Юлия (100-44 гг. до н.э.), то определение «дня рождества Христового» было сделано после утверждения 1 января праздником новогодним, а не до этого. По-видимому, подкупила мысль: раз 1-го января народ собирается для наработки радости тем, что прожили еще один год, то стоит параллельно радоваться и рождению уникального священника. «Рождество Христово» стало конкурентом новогоднего смысла сбора на праздник людей. У Русской Православной церкви не хватило сил бороться с такой позицией, единственное утешение неразглашение подхода новогоднего праздника.

«У европейцев главный новогодний праздник – это не сам Новый год, а предстоящее ему католическое Рождество. Главное же действующее лицо у них – Санта Клаус (святой Николай, Николай Чудотворец в русской православной традиции, особо почитаемый русскими поморами как покровитель мореплавателей), а не языческий Дед Мороз (Корочун в древнеславянской мифологии). У современных русских же Рождество начинается не до, а после нового года, видимо, поэтому наш нетерпеливый народ предпочитает начинать бурно праздновать, не дожидаясь конца православного Рождественского поста!» [1].

Стоит учесть, что католики «Рождество» отмечают 25 декабря, а протестанты 6 января. От 1-го января уход в противоположные стороны. У армянской Апостольской церкви это тоже 6 января, но могут праздновать и 25 декабря.

В других странах. Сопоставления действий русских с показаниями немцев для расширения кругозора не достаточно. Ведь рассматриваемый праздник претендует на участие в составе показаний глобализации стран мира.

В Финляндии важнейшим зимним праздником считается «Рождество Христова», отмечаемое 25 декабря. Празднование «Нового года» его продолжение. К ним приходит «Дед Мороз», чтобы раздавать детям корзину с подарками.

В Ирландии «Новый год» это одновременно «Рождество». На случай «прихода» к себе Иосифа и Марии на подоконник выставляют зажженную свечку.

В Англии перед сном дети ставят на стол тарелку, на которую должен выложить подарок Санта-Клаус. То же делается и в Германии.

Во Франции в новогоднюю ночь ожидают визита Пер Ноэля (Дед Мороз), которому следует вкладывать подарки детям в их обувь.

У итальянцев смена года празднуется 6 января. Почитается не «Дед мороз» (Баббо Натале), а «Фея Бефана», прилетающая на волшебной метле. Она проникает в детские спальни, оставляет там подарки. Чтобы в этот день не бездельничали, жители выбрасывают старые вещи, заменяют их новыми.

В Южно-Африканской республике в тот же торжественный вечер устаревшие вещи выбрасывают прямо через окно.

Кубинцы при подходе «Нового года» всю кухонную посуду погружают в воду для идеальной очистки. А ночью эту воду выливают через окно на улицу. Лишь бы при этом никто под окном не проходил.

В Китае держится традиция купания статуй Будды. Но очищают не только их, но и себя, обливаясь водой [7]. Прохожего по улице в первый день «Нового года» в мокрой одежде умалишенным не считают.

В Швеции одаривает детей подарками «королева света Лючия».

Граждане Панамы оглушают праздничный день сиренами автомобилей.

В Японии подход Нового года оглашают не 12 ударами колоколов, а 108, что в 9 раз больше. Смысл - в уничтожении по поверью «человеческих пороков».

В Эквадоре полагают, что при желании разбогатеть, нужно облачиться в нижнее белье желтой окраски. Если же важны не деньги, а личное счастье, то в красный цвет. Но за этим просматривается вера в избирательное отношение к людям сверх естественного, божественного существа.

В Шотландии на новогоднюю ночь (Хогмани) катят по улицам объятую пламенем горящего дегтя бочку, демонстрируя этим отступление старого года.

В Колумбии разгуливает среди толпы на ходулях «Папа Паскуале», что тот же самый «Дед Мороз». Ему забавлять детей рассказами, зажигать фейерверки.

Во Вьетнаме встречают новый год между 21 января и 19 февраля. Там для увлекательного отдыха выбрали середину зимы. Важная принадлежность праздничного стола - букет цветов.

В Иране новогоднее торжество - ночь 22 марта. Но в это время продолжительность дня и ночи уравниваются. В знак признательности, довольствия стреляют из ружей, разбивают домашнюю старую глиняную посуду.

В Бирме данный день празднуют еще позже, между 12 и 17 апреля. День заранее оповещается Министерством культуры, а мероприятие длится 3 дня.

Не стало поспешности в Израиле, где «прием» «Нового года» в первые два дня сентября месяца. Но это после сбора урожая. Главное мероприятие - молитва.

Если в представленных странах время встречи «Нового года» по месяцам, если не по их дням, постоянно, то в Индии иначе. Здесь действуют избирательно: как весной, так и осенью. Здесь максимум свободы. Основные действия сбор хвороста, поджигание костра, чтобы вокруг огня танцевали. Индусы стабильно пользуются днями равноденствия, которые 20-21 марта весной и 22-23 сентября осенью.

Как выходит, народы государств отличились друг от друга не только употребляемыми языками, моральными нормами, религиозными взглядами, политическим устройством, но и днями встречи нового года. Подход этого праздника подсказывает учет этого фактора.

Свобода выбора празднования нового года. На выбор дня празднования «Нового года» повлияли факторы:

- астрофизический с учетом продолжительности дня и ночи.

- языческо-консервативный с верой в управленческое воздействие небесных духов;

- почитание Иисуса Христа, по которому следовало отмечать день его рождения;

- трудовой в виде приготовления к земледелию, или завершения уборки урожая.

Исламский выбор. Мусульмане сделали свой выбор, оставшись приверженными григорианскому исчислению обновления года. Это довелось сделать в дополнение к определенным Мухаммедом 2-х праздников: Ураза-Байрама и Курбан-байрама. В первом из этих случаев обмен подарками близкими людьми, осуществление торжественного служения аллаху, посещение могил умерших родственников. Во втором случае почитание жертвы Авраама, названного Ибрагимом. При этом приносятся подношения беднякам, родным и близким. Но и в этом случае посещение храма.

В указанных местах «Новый год» отмечается в первом месяце лунного календаря, названного – мухаррамом», что переводится как «запрещающий». Раз день праздничный, нельзя вести военные действия, а только отдыхать. Других мероприятий по этому дню нет.

«Поскольку мусульманский год короче григорианского на 11-12 дней (он основан на лунном календаре, а не на солнечном), дата его начала в григорианской системе является «плавающей», смещаясь ежегодно на указанный срок. Хотя некоторые исламские организации предпочитают определять новый месяц (и, следовательно, новый год) по местным наблюдениям Луны, большинство стран, придерживающихся исламского календаря (например, Саудовская Аравия), и исламских учреждений, использует для определения дат астрономические расчёты» [5].

ООН не настроилась на склонение всех стран мира к одновременному празднованию обновления года. Эта международная организация оказалась перегруженной политическими проблемами.

Встреча «Нового года» в России. На сходство и отличие действий в России от окружающих стран повлиял религиозный фактор. Отличия здешних мероприятий от европейских слабые. Практикуются использование елки, украшенной игрушками. Но это не только под открытым небом, но и в помещениях, где елки не растут. Практикуется встреча «Деда Мороза» со «Снегурочкой», которые появляются одетыми «потеплее». Этих персонажей не встречают как пережиток язычества.

Вокруг елки танцы, а рядом пение. Но это чаще для людей, которые собрались в помещении, а то и устроились за общим столом. Для всего этого понадобились свободные дни. Ведь не всегда 1 января воскресный день. Мероприятия и семейные, и коллективные с внутригосударственной ценностью [3].

Соображения празднования. Люди всегда радовались торжественным встречам, позволяющим глядеть на окружающих, показывать себя, расширять круг знакомых лиц, беседовать. Стоило радоваться и тому, что прожил еще один год. И в рамках семьи, и при гостях, и при корпоративе сотрудников прошедший год сравнивают с предыдущим, разбираются в доставшихся достижениях, стараясь умалчивать о неудачах. Планируются ожидания от очередного года. Чтобы результативности было больше, при поздравлениях с новым годом желают только радостное. Если недавно поздравления на расстояние шли через телефонную систему, то сейчас служат и мобильники. Власть России высоко ценит новогодний праздник, поддерживает положенные торжественные действия.

Соколова-Бауш Е.А. по празднованию рассматриваемого дня трудовым коллективом определила такие соображения:

- «поддерживать дух единства сотрудников;

- поощрять особо успешных сотрудников;

- подводить итоги работы;

- озвучивать ключевые задачи на следующий год» [11].

Но она не оговорила совпадение описываемого праздника с планированием работ на очередной год. В тех странах, где празднуют этот день не в январе, а в марте, сентябре, а планирование работ осуществляется с 1 января, ситуация проигрышная.

Влияние праздника на экономику, искусство, работу СМИ. Перед «Новым годом» любители праздников раскупают елки, привозимые к площадям, улицам городов, из магазинов расходятся елочные игрушки. Возрастает спрос на продукты питания, настольные лакомства. Вырастает уважение шампанского. Этот праздничный день подкупает лиц и не пьющих. Возрастает реализация подарков. Дающиеся свободные дни позволяют туристические выезды. Если что-то огорчает, то рост цен на продукты торжественного питания. Сообразительные лица делают закупки заранее, уходя от недовольств этой изменчивостью.

Показательные выступления самодеятельных и профессиональных театральных, музыкальных коллективов встречаются аплодисментами. Усердно действует в тех же направлениях телевидение, показывая съемки специальных художественных выступлений известных артистов. Но зрители не могут мечтать о более частом подходе новогоднего праздничного дня, так по возрасту можно обойти исторического Адама, которому удалось «прожить» рекордные 930 лет [2].

Выводы:

- людям следует знать не только о регулярном подходе «Нового года», напрашивающихся в этой связи действиях, но и об особенностях его празднования в разных странах мира;

- эти сведения дают: история, астрономия, религиоведение с обогащением культурологии;

- своя значимость у страноведческого подхода, который облегчает учет действий национального и религиозного факторов;

- все это культурно, морально ценно, психологически благотворное, производственно выгодное, достойно разноаспектных, многосторонних представлений;

- взор на прошедший год с четким выяснением удач и потерь облегчает планирование очередных действий с максимизацией выгод.

Библиографический список:

1. Архангельские поморы призывают россиян праздновать Новый год не в январе, а в сентябре, как это делали их предки! [Электронный ресурс]. URL // http://www.gumilev-center.ru/arkhangelskie-pomory-prizyvayut-rossiyan-prazdnovat-novyjj-god-ne-v-yanvare-a-v-sentyabre-kak-ehto-delali-ikh-predki/ (дата обращения 16.11.2016).
2. Библия. Издательство Watchtower Bible and Tract Society of New York. International Bible Students Association Broklyn, Neu York U.S.A. Текст Еврейских Писаний (Ветхий Завет) печатается по синодальному переводу. The Holy Bible Russian (bi2-U) 2001). Made in Italy. Сделано в Италии. – 1388 с.
3. Глевкая Н.В. Праздник как коммуникативное событие (на примере празднования Нового года и рождества) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. № 12 (209). - Т. 26, 2015.
4. Ефремова В.Н. Государственные праздники как инструменты символической политики в современной России. Автореферат на соиск. уч. ст. к. пол. н. – М., 2015. - 24 с.
5. Исламский календарь [Электронный ресурс]. URL // Нttps://ru.wikipedia.org /wiki/ (дата обращения 16.11.2016).
6. История празднования Нового года [Электронный ресурс]. URL // Нttp://vseprazdnichki.ru/istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda (дата обращения 16.11.2016).
7. Как празднуют Новый год в разных странах мира [Электронный ресурс]. URL // Нttps://newyear.best-party.ru/articles/13 (дата обращения 16.11.2016).
8. Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 1. - М., 1963.
9. Орлов О.Л. Историко-культурные аспекты Новогоднего и Рождественского праздников // Клион. Журнал для ученых. № 3 (15). - СПб: Нестор, 2001. - С. 106-110.
10. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. Автореф. на соиск. уч. ст. д. культ. - СПб, 2004. - 32 с.
11. Соколова-Бауш Е.А. Корпоративный новый год [Электронный ресурс]. URL // Нttp://hr-portal.ru/blog/korporativnyy-novyy-god-0 (дата обращения 16.11.2016).




Рецензии:

16.01.2018, 1:33 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: Статья представляет определенный научный интерес. Автор собрала и обобщила значительный объем исторического, культурологического и фактологического материала. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх