Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.01.2018. Последняя правка: 23.01.2018.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Герасимчик Екатерина Андреевна

Полесский государственный университет

студентка

Матяс Александр Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрена динамика внешнего и внутреннего государственного долга, определены причины изменения и сделаны соответствующие выводы.


Abstract:
The dynamics of external and internal public debt have been submitted in this article, the reasons for the change have been determined and the corresponding conclusions have been made.


Ключевые слова:
внешний долг; внутренний долг; монетарная политика; займы; инвестиции

Keywords:
external debt; internal debt; monetary policy; loans; investments


УДК 336.276.1

Важность этой проблемы состоит в проблеме долговой зависимости страны и, в первую очередь, перед заграничными кредиторами, так как абсолютное осуществление суверенитета страны вероятно только при конкретной финансовой его независимости.

В настоящий период времени государственная задолженность занимает особое место среди болевых вопросов нынешней бюджетной политики Республики Беларусь. Она считается одним из макроэкономических характеристик, предметом и инструментом финансовой политики страны. Наличие долга имеет возможность проявлять равно как позитивное, так и негативное влияние в реальный, финансовый и прочие секторы в зависимости от тенденции государственных затрат, фазы делового цикла, от степени становления экономики. Положительное влияние долга выражается в обеспечивании правительства экономическими ресурсами и стимулировании финансового роста. Отрицательные результаты проявляются в эффекте вытеснения и переложением бремени на будущие поколения.

Объект исследования - государственный долг.
Предмет исследования - процесс управления государственным долгом.

Задачи:

1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть динамику внешнего и внутреннего государственного долга;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в Республике Беларусь;
4. Выделить пути повышения эффективности управления внешним долгом.

Государственный долг Республики Беларусь включает подлежащую возврату и невозвращенную необходимую сумму внутренних и внешних государственных займов, по сути приобретенных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, и необходимую сумму обязательств, подлежащих выполнению в соответствии с выданными гарантиями Правительства Республики Беларусь согласно внутренним и внешним займам [1].

Валовой внешний долг Республики Беларусь предполагает неоплаченную необходимую сумму подлинных текущих и необусловленных обязательств, что потребует выплаты главного долга и/или процентов дебитором в определенный будущий момент времени и что предполагает собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [3].

Рисунок 1 – Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь на 01.01.2015-01.01.2017 гг., млн долларов США.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]

Таким образом, можно сделать заключение о том, что размер валового внешнего долга за период с 01.01.2015 г. по 01.01.2017 г. имеет направленность к уменьшению. В то же время внешний государственный долг уже после его небольшого уменьшения в 2015 г. снова вырос в 2016 г. Снижение внешнего валового и государственного долга в 2015 г. связано в большей степени с проведением сравнительно жесткой денежной и фискальной политики и сжатием внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а кроме того значимым ростом заимствований на внутреннем рынке. В 2016 г. увеличение внешнего государственного долга произошло согласно фактору активизации внешних заимствований, принимая во внимание ожидающие значительные выплаты согласно внешнему госдолгу.

В согласовании с главой 9 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З, внутренний государственный долг включает в себя обязательства Правительства Республики Беларусь, законные в равной мере как государственная задолженность, государственные ценные бумаги, в свою очередь муниципальные ценные бумаги, обязательства Правительства Республики Беларусь, органов областного управления и самоуправления, а помимо этого другие обязательства Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления[3].

На рисунке 2 представлена динамика внутреннего государственного долга на 01.01.2015-01.01.2017 гг.

Рисунок 2 – Динамика внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 01.01.2015-01.01.2017 гг., млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]

Таким образом, в 2015 г. внутренний государственный долг увеличился в 2 раза, что связано с расширением господдержки реального сектора в условиях ухудшения внешнеторговой конъюнктуры посредством увеличения заимствований на внутреннем рынке.

Проанализировав структуру государственного долга Республики Беларусь, вытекают соответствующие выводы:
1. Объем валового внешнего долга за рассматриваемый период имеет направление к уменьшению. В то же время внешний государственный долг уже после его небольшого уменьшения в 2015 г. снова вырос в 2016 г. Это считается итогом выполнения относительно жесткой денежной и фискальной политики, сжатием внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, значимым ростом заимствований на внутреннем рынке, а кроме того активизацией внешних заимствований в 2016 г. с учетом будущих значительных выплат согласно внешнему госдолгу;
2. Наибольший удельный вес в структуре внешнего государственного долга занимают кредиты и займы;
3. Основными кредиторами Республики Беларусь считаются Российская Федерация и ЕАЭС, Китайская Народная Республика, Германия;
4. Все показатели кредитоспособности согласно внешнему государственному долгу Республики Беларусь находятся в границах, поставленных МБРР максимальных значений;
5. Объемы государственного долга в несколько раз превышают размеры внутреннего долга Республики Беларуси.

Главными способами повышения эффективности управления внешним долгом считаются:

− продолжение сокращения количества краткосрочных займов в совокупном объеме внешнего долга вслед за повышением долгосрочного внешнего кредитования;

− разнообразие инструментов внешнего заимствования в сторону повышения значимости инструментов финансового рынка. В интересах этого, кроме введения международной отчетности, требуется осуществление и увеличение имеющейся программы в области формированию фондового рынка в Беларуси;

− продолжение работы по части выхода на мировой рынок государственных долговых обязательств. Их эмиссия (уже после окончания мирового финансового кризиса) даст возможность диверсифицировать список источников внешнего заимствования, и кроме того, даст возможность прослеживать динамику процентных ставок для Республики Беларусь, тем самым сформирует механизм оценки её платежеспособности и устойчивости становления;

− более активное использование в будущем другого источника внешнего финансирования – прямых иностранных инвестиций;

− поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

− контроль над графиком долговых выплат с тем чтобы, в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;

− обеспечение эффективного использования привлеченных средств.

Важность этой проблемы состоит в проблеме долговой зависимости страны и, в первую очередь в целом перед заграничными кредиторами, во все времена обладала важное значимость, так как абсолютная осуществление суверенитета страны вероятна только при конкретной финансовой его независимости.

В настоящее период государственный задолженность занимает особое место среди болевых вопросов нынешней бюджетной политики Республики Беларусь. Он считается одним из макроэкономических характеристик, предметом и инструментом финансовой политики страны. Наличие долга имеет возможность проявлять равно как позитивное, таким образом и негативное влияние в реальный, финансовый и прочие секторы в зависимости от тенденции государственных затрат, фазы делового цикла, от степени становления экономики. Положительное влияние долга выражается в обеспечивании правительства экономическими ресурсами и стимулировании финансового роста. Отрицательные результаты проявляются в эффекте вытеснения и перемещении бремени в будущие поколения.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З, с изменениями и дополнениями / [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 07.12.2017.
2. Нестерова А. А. Макроэкономика: учеб.-метод. Комплекс для студентов фак. междунар. отношений, обучающихся по спец. 1-25 01 03 «Мировая экономика» / А. А. Нестерова. – Минск : БГУ, 2013. – 272 с.
3. Информационно-аналитический сборник "Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь" [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/BalPay/BalPay2017Q2.pdf. – Дата доступа: 15.12.2017.
4. Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь" [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2014_12_ot.pdf. – Дата доступа: 16.12.2017.




Рецензии:

5.02.2018, 21:32 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Хорошее изложение материала, четко и информативно, рекомендуется к печати

08.02.2018 8:08 Ответ на рецензию автора Герасимчик Екатерина Андреевна:
Спасибо за рецензию, Алжанат Эльдеркадиевна.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх