Полесский государственный университет
студентка
Матяс Александр Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет
УДК 336.276.1
Важность этой проблемы состоит в проблеме долговой зависимости страны и, в первую очередь, перед заграничными кредиторами, так как абсолютное осуществление суверенитета страны вероятно только при конкретной финансовой его независимости.
В настоящий период времени государственная задолженность занимает особое место среди болевых вопросов нынешней бюджетной политики Республики Беларусь. Она считается одним из макроэкономических характеристик, предметом и инструментом финансовой политики страны. Наличие долга имеет возможность проявлять равно как позитивное, так и негативное влияние в реальный, финансовый и прочие секторы в зависимости от тенденции государственных затрат, фазы делового цикла, от степени становления экономики. Положительное влияние долга выражается в обеспечивании правительства экономическими ресурсами и стимулировании финансового роста. Отрицательные результаты проявляются в эффекте вытеснения и переложением бремени на будущие поколения.
Объект исследования - государственный долг.
Предмет исследования - процесс управления государственным долгом.
Задачи:
1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть динамику внешнего и внутреннего государственного долга;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в Республике Беларусь;
4. Выделить пути повышения эффективности управления внешним долгом.
Государственный долг Республики Беларусь включает подлежащую возврату и невозвращенную необходимую сумму внутренних и внешних государственных займов, по сути приобретенных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, и необходимую сумму обязательств, подлежащих выполнению в соответствии с выданными гарантиями Правительства Республики Беларусь согласно внутренним и внешним займам [1].
Валовой внешний долг Республики Беларусь предполагает неоплаченную необходимую сумму подлинных текущих и необусловленных обязательств, что потребует выплаты главного долга и/или процентов дебитором в определенный будущий момент времени и что предполагает собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [3].
Рисунок 1 – Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь на 01.01.2015-01.01.2017 гг., млн долларов США.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]
Таким образом, можно сделать заключение о том, что размер валового внешнего долга за период с 01.01.2015 г. по 01.01.2017 г. имеет направленность к уменьшению. В то же время внешний государственный долг уже после его небольшого уменьшения в 2015 г. снова вырос в 2016 г. Снижение внешнего валового и государственного долга в 2015 г. связано в большей степени с проведением сравнительно жесткой денежной и фискальной политики и сжатием внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а кроме того значимым ростом заимствований на внутреннем рынке. В 2016 г. увеличение внешнего государственного долга произошло согласно фактору активизации внешних заимствований, принимая во внимание ожидающие значительные выплаты согласно внешнему госдолгу.
В согласовании с главой 9 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З, внутренний государственный долг включает в себя обязательства Правительства Республики Беларусь, законные в равной мере как государственная задолженность, государственные ценные бумаги, в свою очередь муниципальные ценные бумаги, обязательства Правительства Республики Беларусь, органов областного управления и самоуправления, а помимо этого другие обязательства Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления[3].
На рисунке 2 представлена динамика внутреннего государственного долга на 01.01.2015-01.01.2017 гг.
Рисунок 2 – Динамика внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 01.01.2015-01.01.2017 гг., млрд. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]
Таким образом, в 2015 г. внутренний государственный долг увеличился в 2 раза, что связано с расширением господдержки реального сектора в условиях ухудшения внешнеторговой конъюнктуры посредством увеличения заимствований на внутреннем рынке.
Проанализировав структуру государственного долга Республики Беларусь, вытекают соответствующие выводы:
1. Объем валового внешнего долга за рассматриваемый период имеет направление к уменьшению. В то же время внешний государственный долг уже после его небольшого уменьшения в 2015 г. снова вырос в 2016 г. Это считается итогом выполнения относительно жесткой денежной и фискальной политики, сжатием внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, значимым ростом заимствований на внутреннем рынке, а кроме того активизацией внешних заимствований в 2016 г. с учетом будущих значительных выплат согласно внешнему госдолгу;
2. Наибольший удельный вес в структуре внешнего государственного долга занимают кредиты и займы;
3. Основными кредиторами Республики Беларусь считаются Российская Федерация и ЕАЭС, Китайская Народная Республика, Германия;
4. Все показатели кредитоспособности согласно внешнему государственному долгу Республики Беларусь находятся в границах, поставленных МБРР максимальных значений;
5. Объемы государственного долга в несколько раз превышают размеры внутреннего долга Республики Беларуси.
Главными способами повышения эффективности управления внешним долгом считаются:
− продолжение сокращения количества краткосрочных займов в совокупном объеме внешнего долга вслед за повышением долгосрочного внешнего кредитования;
− разнообразие инструментов внешнего заимствования в сторону повышения значимости инструментов финансового рынка. В интересах этого, кроме введения международной отчетности, требуется осуществление и увеличение имеющейся программы в области формированию фондового рынка в Беларуси;
− продолжение работы по части выхода на мировой рынок государственных долговых обязательств. Их эмиссия (уже после окончания мирового финансового кризиса) даст возможность диверсифицировать список источников внешнего заимствования, и кроме того, даст возможность прослеживать динамику процентных ставок для Республики Беларусь, тем самым сформирует механизм оценки её платежеспособности и устойчивости становления;
− более активное использование в будущем другого источника внешнего финансирования – прямых иностранных инвестиций;
− поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
− контроль над графиком долговых выплат с тем чтобы, в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;
− обеспечение эффективного использования привлеченных средств.
Важность этой проблемы состоит в проблеме долговой зависимости страны и, в первую очередь в целом перед заграничными кредиторами, во все времена обладала важное значимость, так как абсолютная осуществление суверенитета страны вероятна только при конкретной финансовой его независимости.
В настоящее период государственный задолженность занимает особое место среди болевых вопросов нынешней бюджетной политики Республики Беларусь. Он считается одним из макроэкономических характеристик, предметом и инструментом финансовой политики страны. Наличие долга имеет возможность проявлять равно как позитивное, таким образом и негативное влияние в реальный, финансовый и прочие секторы в зависимости от тенденции государственных затрат, фазы делового цикла, от степени становления экономики. Положительное влияние долга выражается в обеспечивании правительства экономическими ресурсами и стимулировании финансового роста. Отрицательные результаты проявляются в эффекте вытеснения и перемещении бремени в будущие поколения.
Рецензии:
5.02.2018, 21:32 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Хорошее изложение материала, четко и информативно, рекомендуется к печати