Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 09.01.2018.

«Я-концепция» и факторы влияющие на ее развитие

Дорохов Владимир Владимирович

магистрант

Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом

преподаватель истории и обществоведения и специалист по безопасности

Черепанова Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат психологических наук


Аннотация:
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя. В статье рассматриваются факторы, влияющие на становление «Я-концепции».


Abstract:
In modern psychology, the "Self-concept" is regarded as one of the components of the personality, as the relation of the individual to himself. The concept of "Self-conception" expresses the unity and integrity of the personality with its subjective inner side, that is, what the individual knows about himself, how he sees, feels and presents himself. The article examines the factors that influence the reappearance of the "Self-concept".


Ключевые слова:
Я-концепция; самооценка.

Keywords:
Self-concept; self-esteem.


УДК-1

Введение

«Я-концепция» относится к совокупности сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, взглядов и мнений, которые каждый человек считает правдивыми в отношении своего личного существования. Родительское воспитание, социальное окружение, успех и неудачи, внутренняя самокритика и т.д. являются факторами, влияющими на развитие собственной «Я-концепции». Положительное представление о себе может быть развито через объективное познание себя, самооценку, и присутствия позитивного и рационального мышления.

1. Когнитивная составляющая «Я-концепции»

Представления человека о себе самом обычно кажутся ему весьма убедительными независимо от того, имеют ли в своей основе объективные знания или субъективное мнение, истинны они или ложны. Конкретные способы восприятия самого себя, ведущего к формированию образа «Я могут быть беспредельно разнообразными. Описывая кого-то, человек обычно прибегает к помощи прилагательных: надежный, дружелюбный, злой, сильный, слабый, смелый, трусливый, честный и т.п. Однако, все это − абстрактные характеристики, которые никоим образом не имеют связи с конкретной ситуацией или событием.

Как составляющие обобщенного образа личности они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в ее поведении, а с другой − избирательность перцепции. Аналогичное происходит, когда человек описывает самого себя: он в словах стремится выразить основные характеристики своего привычного восприятия себя. Их можно перечислять бесконечно долго, потому что к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, психологические характеристики человека, а также описание его имущественного статуса, жизненных целей и т. д. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом. Некоторые из них представляются человеку более значимыми, некоторые − менее. Причем значимость элементов описания себя и соответственно их иерархия могут изменяться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием конкретного момента. Такого рода описание себя − это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетание ее определенных черт.

2. Оценочная составляющая «Я-концепции»

Р. Фрэнкен утверждает, что: «Есть много исследований, которые показывают, что Я-концепция, возможно, является основой для всех мотивированных действий. Именно самооценка порождает возможные «я», и возможно, что это создает мотивацию к поведению» [4, с. 207].

Каждый из нас развивает и поддерживает свою самооценку в процессе принятия решений, а затем размышляет о том, что же я сделал, и о том, что другие говорят о том, что я сделал. Человек размышляет о том, что он сделал и может сделать в сравнении со своими ожиданиями, и ожиданиями окружающих, а также с характеристиками и достижениями других людей. Таким образом, получается, что «Я-концепция» не является врожденной, но развивается человеком через взаимодействие с окружающей средой и размышлений над этим взаимодействием.

«Я-концепция» − это не только констатация и характеристика своей личности, но и вся совокупность оценочных факторов и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных индивидов иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Р. Фрэнкен отмечает: «Растет число исследований, которые показывают, что можно изменить самооценку. Самоизменение − это не то, что человек может сделать, а скорее зависит от процесса саморефлексии. Через саморефлексию люди часто приходят, чтобы увидеть себя по-новому, более мощным способом, и именно через этот новый, более мощный способ просмотра себя, люди могут развивать свои возможности» [4, с. 443].

Самооценку можно определить, как суждение личности о самоценности, которое выражается в частных установках, свойственных индивиду. Оценка себя отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его личностного «Я».

3. Развитие положительной «Я-концепции»

Как уже упоминалось ранее, самооценка является динамичным процессом, есть несколько шагов, которые могут быть предприняты, чтобы иметь положительную самооценку.

Во-первых, мы должны вести себя объективно в познании себя. Независимо от того, насколько малы достижения или положительный опыт, которыми мы обладаем, их нужно ценить. Мы должны попытаться увеличить потенциал. Как говорится: «Вы не можете быть всем для всех людей, вы не можете делать все сразу, вы просто старайтесь изо всех сил».

Во-вторых, мы должны знать и всегда ценить себя. Нет никакого другого человека, который может ценить нас больше нас самих. Люди, которые умеют ценить себя, − это те, кто может видеть все хорошие и позитивные вещи внутри них самих и в других людях. Так, если мы можем ценить других людей, мы также можем ценить и себя.

В-третьих, никогда не быть врагом себе. Люди склонны обвинять себя, когда возникают конфликты между идеальным ожиданием и реальным «я». Когда мы становимся врагами для себя, мы едва ли можем видеть добрую и позитивную сторону себя. Постепенно мы умственно истощаемся, расстраиваемся и развиваем негативную самооценку.

Последний шаг − иметь позитивное и рациональное мышление. Будда говорил: «Мы - то, что мы думаем. Все, чем мы являемся делается нашими мыслями. Нашими мыслями мы создаем мир». Вот насколько силен наш ум!

Сила наших мыслей во многом зависит от того, как мы думаем. Если мы сможем развить позитивные и рациональные мысли, мы разовьем позитивную самооценку. Человек с положительной самооценкой обычно является победителем, но человек с отрицательной самооценкой всегда в проигрыше.

Заключение

«Я-концепция» очень важна и необходима для развития личности. Она является одним из краеугольных понятий в психологии, поскольку она фиксирует стержневую основу личности. Родители с ранних лет должны учитывать различные факторы, которые влияют на развитие позитивной самооценки ребенка. В школе развитие самооценки учащихся зависит в ориентировании педагогов на психологию. Положительная атмосфера в семье и школе создает благоприятную среду для развития позитивной «Я-концепции» будущей личности.

Библиографический список:

1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
2. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978.
3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
4. Фрэнкен Р. Мотивация поведения. - М., 1994.
5. Burns, R.B. Self-Concept Development and Education. – London, 1982.




Рецензии:

9.01.2018, 19:08 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Объем статьи, но самое главное- содержание не соответствуют требованиям. Не рекомендуется к публикации.

09.01.2018 22:22 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Если бы объём статьи не соответствовал требованиям, то она не прошла бы модерацию (объём не менее 5 400 зн. без пробелов. И что значит содержание не соответствует требованиям, каким например?

10.01.2018, 15:31 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Соглашусь с коллегой. В таком виде публиковать не рекомендуется, т.к. не соответствует требованиям, которые предъявляются к статье.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх