Магистр
Ивановский Государственный Политехнический Университет
Магистрант, Кафедра Искусство костюма и текстиля
Мизонова Наталья Григорьевна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой текстильного дизайна Ивановского Государственного Политехнического Университета
УДК 7+7.05
Введение. История Ивановских тканей имеет богатое и разнообразное прошлое, уходящее своими корнями в 19-ое столетие. Зарождение и развитие текстильной отрасли Ивановского региона, становление индивидуальной школы дизайна, проявляющейся в местных художественных способах оформления тканей можно назвать особенным, уникальным явлением в промышленном дизайне России.
Данная статья представляет анализ исторического становления текстильной отрасли и промышленных тенденций региона, современных рыночных характеристик текстильной продукции, а также ценность художественного решения и дизайна тканей.
Целью статьи является оценка качества предлагаемой текстильной продукции с точки зрения качественных характеристик и дизайна, опираясь на историческую ссылку о развитии Ивановского текстиля с момента зарождения и по настоящее время.
Анализ литературных источников. Собирая материалы для анализа, я опиралась на данные указанные в статьях: Н.В.Савина «Ивановский текстиль, как феномен промышленного дизайна России», Н.Г. Мизонова «Традиции и будущее», а также использовала информацию, представленную на сайтах ведущих предприятий, чью продукцию я обозначила, как пример, характеризующий современную текстильную ситуацию Ивановского края.
Вышеуказанные литературные источники формируют единый образ спроса и предложения на Ивановском текстильном рынке, а также раскрывают качественные и художественные характеристики знаменитых ивановских тканей, формирование которых происходило на протяжении почти 250-ти лет.
Основное содержание.Ивановские ткани прошли сложный путь развития, изменения качественных характеристик от хлопка и ситца конца 19 века до современного трикотажа, синтетического и натурального волокна. Ивановские художники славились своим мастерством и уникальным вкусом, отражающим традиции своего народа, а ивановские ткани были знаменитыми и конкурентоспособными, их отмечали в России и за рубежом.
Ивановские ситцы первой половины прошлого века отличаются тонкостью и качеством исполнения в сочетании с уникальным дизайном и доступной ценой. Текстильные рисунки, того периода, приемы их нанесения и приготовления красителей для тканей обладали индивидуальностью за счет местных изобретений и, особенно, за счет создания собственных рисунков на основе общеевропейских мотивов и орнаментов, сложившихся в народном искусстве.
В советский период под влиянием политики правящей верхушки и указов партии качество сырья, крашения и ткачества начало снижаться, так как Госты диктовали свои правила производства. Увеличение количества метров за счёт снижения плотности, а следовательно и качества переплетения. Подобные капризы времени всегда отражаются в первую очередь на потребителе, загоняя его в рамки гостов и экономической политики.
Ситцы 70-х годов вновь напомнили о прекрасном прошлом Ивановских тканей. Заслугой тому было создание Ивановскими художниками сувенирных ситцев и сатинов, в которых отражались народные и исторические традиции региона.
Сегодня потребитель вновь зажат в рамки и навязанные рынком стандарты. Производители в большинстве своём гонятся за дешевизной продукта и отнюдь не за качеством и художественным наполнением. Заведомо грубо упрощённые сюжеты, безвкусица пестрят на прилавках и в интернет магазинах. Потребителю просто не остаётся ничего кроме выбора из того, что предлагают современные производители. Предложение товара низкого качества в любом жанре искусства – от музыки и эстрады до живописи и дизайна провоцирует выбор, обозначаемый в прошлом термином «пошлость», а сегодня «попса» [2]. Следовательно, главные рыночные характеристики: качество ткани и художественный уровень дизайна опустились на ступень ниже.
Однако, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Например, некоторые Ивановские фабрики производят достойные по качеству и художественному решению ткани для зарубежных фирм. Например, Яковлевский льнокомбинатв г. Приволжске. Комбинат был основан ещё в далёком 1870 году, с тех пор и по наше время яковлевские льнянщики успешно работают, придерживаясь лучших традиций русского льноткачества. Более 90% выпускаемого текстиля продаётся в странах Европы и Америки. Мировую славу Яковлевскому льнокомбинату принесли наиболее популярные у покупателей жаккардовые скатерти и полотенца из льна, не имеющие себе равных по качественным характеристикам.
Основной продукцией предприятия являются хозяйственные, бельевые, костюмно-плательные, белые и цветные льняные и полульняные ткани жаккардового и полотняного переплетения шириной до 220 см, а также швейные изделия - скатерти, полотенца, простыни и пр. (Рис. 1). Рисунок на ткани создают художники, сохраняя лучшие традиции края, отличительные элементы национальной культуры. В рисунках яковлевских художников используются как традиционно народные мотивы, так и современные художественные решения. Провинциальность предприятия стала одним из его достоинств.
Кроме выпуска тканей и домашнего текстиля, предприятие оказывает услуги по отбеливанию и отделке льняных и хлопчатобумажных тканей - белению жгутом, белению и крашению в расправку, по механическому и химическому мягчению и санфоризации. Доля продукции Яковлевского льнокомбината среди российских производителей бытовых льняных и полульняных тканей составляет 10-13%.
Рис. 1. Ткань льняная огурцы. Производство: Яковлевский льнокомбинат. Примечание – Источник[5]
Следующим наиболее крупным и значимым предприятием Ивановского региона, на мой взгляд, является компания «Текс Дизайн». Предприятие достаточно молодое (дата основание 2000 г.) однако, успевшее зарекомендовать себя, как производитель качественной и эксклюзивной продукции. «Текс Дизайн» заявляет, что уделяется особое внимание не только качеству производимых изделий, но и дизайну ткани. На производстве есть собственная дизайн студия, где художники имеют возможность воссоздавать стилистические образы и художественные сюжеты на ткани.
Основной продукцией предприятия являются ткани из 100% хлопкового волокна. При создании рисунка используются импортные красители. Компания также сотрудничает с зарубежными брендами.
Просмотрев каталог организации можно сделать вывод, что охвачен широкий спектр продукции: постельное бельё (детское, для дома, для гостиниц), полотенца, стёганые покрывала ткань. Оценив художественные возможности предложенной продукции, я могу сделать вывод, что, на мой взгляд, есть хорошие образцы среди постельного белья. (Рис. 2).
Рис. 2. Коплект постельного белья. Производство: Текс Дизайн. Примечание – Источник[4]
Ещё один Ивановский бренд, заявивший о себе, как о предприятии с хорошим художественным вкусом, является компания « Арт Дизайн». Также не просто, выпускающая текстильную продукцию, но ещё занимающаяся созданием рисунков на ткани. Предприятие акцентирует внимание на собственной дизайн студии, в которой работают специалисты, способные тонко чувствовать желания покупателя и воспроизводить их в дизайне ткани (как говорит о себе компания на своём сайте).
Каталог основной продукции предприятия составляют: набивные ткани (бязь, поплин, рогожка, вафельное полотно, фланель плательная), постельное бельё из бязи, поплина и сатина, подушки, одеяла, полотенца, детский трикотаж.
Рис. 3 (КПБ Велюр). Примечание – Источник [3]
Выводы. Проанализировав Ивановский рынок на примере трёх крупнейших его представителей, я могу сделать вывод, что в каталоге продукции присутствуют интересные образцы постельного белья и тканей. Хочется верить, что текстильный кластер Ивановского региона сможет подняться на достойный уровень, не потеряет накопленные веками традиции и художественные находки.
У нас так много всего есть для того, чтобы быть успешными, что иногда кажется, что этого просто слишком много, вот ничего и не получается.[2]
Комментарии пользователей:
9.03.2018, 8:55 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Синдеева Д.В. рекламного содержания с обслуживанием ткацких предприятий избранного города. В центре внимания улучшение качества продукции с показом слабостей контроля над этим показателем в советское время. Статья представит интерес для производителей тех же самих видов продукции в других городах страны, хотя конкурентные предприятия не указаны. Статья фактоописательная с воздержанием от учета конкуренции, влияния качества на объем продаж, зависимости себестоимости от этого качества, влияния всего этого на прибыль. Стоило ближе подойти к экономической науке. Заголовок не подсказывает содержание статьи. Кто еще занимался этим вопросом? Стоит все это учесть для повышения качества работы. |