Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: За горизонтом современной науки
Размещена 18.01.2018.

Система психофизиологического диагностирования – основа валеологического процесса компьютеризации современного образа

Изосимова Снежана Александровна

магистр

Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта", отдел компьютерно-информационных технологий

специалист 1 категории

Пигуз Валентина Николаевна, заведующая компьютерно-информационным отделом Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта, член Российской Академии Искусственного Интеллекта


Аннотация:
В статье анализируются методические и программно-технические характеристики научной разработки сотрудников Государственного учреждения «Институт проблем искусственного интеллекта» – системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии (СИДРТ). Сделан прогноз ее дальнейшего использования среди широких масс населения.


Abstract:
The article examines the teaching programs, technical and characteristics of research and development staff of the State institution "Institute of prosecution intelligence" system of psycho-physiological diagnosis, intellectual-du rehabilitation and cellars therapy (SERT). The forecast for its future use Siro among the masses of the population.


Ключевые слова:
система психофизиологического диагностирования; интеллектуально-духовная реабилитация; безмедикаментозная терапия; научная разработка; искусственный интеллект

Keywords:
system of psycho-physiological diagnosis; intellectual-du rehabilitation; basements therapy; a new development; the prosecution of intelligence


УДК 159.9.07

Введение. Личность нельзя рассматривать вне контекста: той социальной среды, в которой человек появился на свет и благодаря нормам и требованиям которой он воспитывался. Психолог-исследователь А. Столяров рассматривает индивидуальность взрослого человека как синкретический симбиоз биологической и социальной стороны его существования. Причем такие понятия, как характер и темперамент, находятся на границе между биологическими возможностями организма (например, такими, как память, интересы, менталитет, хобби и проч.) и их социальными эквивалентами (образованием, процессом социальной адаптации и т.д.).

И хотя У. Черчилль дал знаковую характеристику «…загадка в загадке» России, однако, данное утверждение целиком и полностью раскрывает феномен самой человеческой личности.

Психоэмоциональное состояние человека, а значит и его способность к творчеству, обучению, претерпевает изменения почти ежеминутно, даже ежесекундно. Ученые насчитываю около 85 эмоциональных состояний человека, общее самочувствие которого может характеризоваться в пределах нормы.

Историческая подоплека рассматриваемого вопроса. Если древние греки (Аристотель, Платон) рассматривали окружающий нас мир, как идейное сообщество. Причем, у каждой вещи при этом есть своя живая душа. Этот аспект был актуален как для мира живой природы (флора и фауна), так и для созданных человеком вещей (например, предметов искусства – картины, скульптуры и проч., до бытовых вещей включительно) [1]. Поэтому впервые параллели между эмоциями, интеллектуальной деятельностью человека и окружающим миром были проведены еще древнегреческими философами. 

В современности на первый план выступает вещественность. Т.е. необоримая тяга к приобретению новых вещей, должностей и прочих материальных благ. Таким образом, такое понятие, как мораль, душа, отходит на второй план. Фактически возникает определенное еще Пелевиным уравнение: окружающий мир, особенно в современной западной интерпретации, это своего рода магазин, в котором постоянно действуют следующие составные части: продавец – покупатель – товар [2].

Таким образом, социальные роли в современном мире западной правящей элитой определены окончательно и бесповоротно:

- человек – либо покупатель, который постоянно приобретает тот или иной товар, вне зависимости от того, нужен он ему или нет;

- человек представляет собой сам товар, который постоянно продают и покупают окружающие;

- человек – это продавец, который постоянно покупает вещи определенного качества, в зависимости от того, насколько ему позволяют собственные возможности и средства [2].

Поэтому возникает острая необходимость в валеологическом подходе к воспитанию и развитию личности человека. Когда на первый план выходит сама личность, как таковая, а не та социальная обстановка, которая ее окружает.

Актуальность поставленной проблемы. Благодаря чему, на фоне постоянно возрастающей в современном обществе напряженности и тревожности, возникает острая необходимость в объективном психофизиологическом диагностировании и безмедикаментозной коррекции личности. Усиливает необходимость этого еще и то, что бурное развитие науки и техники обладает не только позитивной, но и негативной общественной ролью: аварии на АЭС, ГЕС, предприятиях химической промышленности и т.п.

Методическая и программно-техническая характеристика системы СИДРТ. Создание системы психофизиологического диагностирования и безмедикаментозной коррекции личности возможно при использовании современных компьютерных технологий и научных разработок. Наиболее ярким представителем которых является разрабатываемая в Государственном учреждении «Институт проблем искусственного интеллекта» система психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии (СИДРТ).

Данная система включает в себя различные базовые методики диагностирования состояния человека и тесты международного уровня: методику САН (самочувствие, активность, настроение); «Градусник» – для самооценки эмоциональных состояний; шкала ситуативной тревожности (ШСТ); методика «Диагностирования уровня социальной фрустрированности»; методики диагностирования профессионального выгорания (сгорания), тест Люшера и т.д. [3].

Не следует оставлять без внимания и такие направления, как музыкотерапия (например, гармоничная, либо религиозная музыка – лучшие терапевты. Которые не только снимают напряженность и стресс, но и дарят цветотерапия (стимулирующие, дезинтегрирующие, статические, пастельные, подавляющие цвета), гелотология (от греч. смех, т.е. смехотеорапия), либропсихотерапия. Учеными доказано, что именно смех останавливает выработку в организме так называемых стрессовых гормонов: кортизола, допамина и норэпинефрина. Смех также блокирует болевые ощущения, т.к. во время этого процесса вырабатываются гормоны счастья – эндофрины и катехоламины. Причем терапевтический эффект смеха сохраняется в организме человека на протяжении суток [3].

Таким образом, СИДРТ, кроме непосредственных требований коррекции и диагностирования эмоционального состояния человека, отвечает главному требованию, выдвигаемому к системам искусственного интеллекта подобного типа – максимальной простоте использования и интерфейса. В котором должны сочетаться доступность использования для тестируемого, информативность текстов тестов, а также красочность, привлекательность, заряд позитивного восприятия сопровождающих компонентов – иллюстраций и звукового фона каждого теста [4].

В техническом плане для реализации системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии необходимы следующие компоненты:

- операционная система Windows 9x, Windows XP;

- браузер Internet Explorer 4.0 и выше;

- разрешение экрана не менее 800х600 (что существенно облегчает тестируемому оптимальное восприятие тестового материала за минимальный временной отрезок);

- звуковая карта;

- колонки (либо наушники);

- манипулятор типа «мышь» [3].

Программная характеристика СИДРТ включает в себя использование интерфейсов, обладающих высокой степенью визуализации. Гипертекстовая разметка написана на языке HTML. Язык сценариев для написания тестов и функций – Java Script. Программная оболочка написана на языке С++ с использованием библиотеки классов MFC среды Microsoft Visual Studio.

Вывод. Не следует забывать и о том, что данная разработка предназначена для индивидуального использования. Что обеспечивает чрезвычайно широкую степень ее применения, как в общественных организациях: например, на предприятиях, в ВУЗах, школах, больницах и проч. Так и в индивидуальном порядке – непосредственно тестируемым в домашней обстановке.

Таким образом, компьютерные технологии воплощают в реальность процесс формирования духовных «доминант» вместо царящей в современном мире бездуховности и стяжательства. Кроме того, использование СИДРТ способствует популяризации систем искусственного интеллекта среди широких масс населения различной возрастной и социальной категорий.  

Библиографический список:

1. Аристотель, Платон, Диоген – сокровищница философской мысли [Текст] / состав. А. С. Пузиков. – М. : Знание, 2011 г. – 320 с.
2. Пелевин, В. О. Generation «П» [Текст] / В. О. Пелевин. – М. : АСТ, 2004. – 336 с.
3. Сальников, Р. И. Разработка и построение комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии [Текст] / Р. И. Сальников, А. И. Шевченко, А. В. Дьяченко // Искусственный интеллект. – 2007. – № 3. – С. 6–16.
4. Сальников, И. С. Современные методы и методики изучения и диагностирования интеллектуально-психофизических состояний человека и способы их компьютерной аудиовизуальной терапии [Текст] / И. С. Сальников, Р. И. Сальников // Искусственный интеллект. – 2006. – № 4. – С. 548–554.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх