Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 05.03.2018. Последняя правка: 05.03.2018.
Просмотров - 1751

РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ АРТ-МЕТОДОВ.

Бабикова Юлия Вениаминовна

МАДОУ "Детский сад № 364" , ПГГПУ

Учитель-дефектолог, Магистр

Самбикина Оксана Семёновна зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии; кандидат психологических наук, доцент;


Аннотация:
В статье описывается опыт использования арт - методов для развития форм взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с миром. Описаны диагностические методики для составления индивидуальной характеристики ребенка. Выделены основные этапы индивидуальной программы ребенка с расстройством аутистического спектра. Данная статья адресована студентам и педагогам, психологам.


Abstract:
The article describes the experience of using art methods for developing forms of interaction with the world. Diagnostic techniques for the compilation of an individual characteristic of a child are described. The main stages of an individual program of a child with an autistic spectrum disorder are identified. This article is addressed to students and teachers, psychologists.


Ключевые слова:
арт-методы; дети с расстройством аутистического спектра; эмоционально-уровневый подход

Keywords:
art methods; children with autism spectrum disorder; emotional-level approach


УДК 159.9.072      
Ввиду психических особенностей детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС) сложнее вступать в новое пространство, чем другим. Привыкание ребенка с аутизмом к новому пространству еще усложняется неудачным предыдущим опытом, коммуникативными барьерами, неспособностью самостоятельно устанавливать взаимоотношения с другими людьми и многим др. Существует несколько эффективных методов сопровождения ребенка с РАС. К основным относятся поведенческий подход (Морозова С.А. и Морозовой С.С.), ТЕАССН - подход (Тео Питерс), эмоционально-уровневый (К.С. Лебединская, О.С. Никольская). Все эти программы не исключают взаимодействие такого ребенка с другими детьми.

Исходя из индивидуальных особенностей ребенка и степень проявления нарушений (глубина аутистических расстройств, доступные ребенку формы контакт с внешним миром, другими людьми, сопутствующее стереотипному поведению другие нарушения поведения; особенности социальной ситуации развития ребенка), мы решили работать в рамках эмоционально-уровневого подхода. Применение эффективных диагностических исследований основных аутистических расстройств и выбор разнообразных арт-методов для развития форм взаимодействия ребенка с РАС с миром реализовывалось в логике этого подхода. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка. С этой целью используются различные приемы данного подхода и арт- методы.

Цель нашего эксперимента обследование возможности применения арт-методов для развития форм взаимодействия ребенка с РАС с миром.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подобрать диагностические методики и провести диагностику с целью изучения особенностей форм взаимодействия ребенка с РАС с миром, составить индивидуальную психологическую характеристику на ребенка, принимающего участие в эксперименте, разработать индивидуальную коррекционную программу с применением арт-методов по развитию форм взаимодействия ребенка с миром.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад №364». Время проведения 2017-2018 учебный год. Для исследования был выбран Арсений (имя ребенка изменено). Ребенку на комиссии ПМПК был поставлен диагноз МКБ10.F.84.0 –детский аутизм.

Нами были использованы следующие диагностические методики:

  1. Диагностические критерии детского аутизма DSM-IV. Данные критерии позволяют обнаружить нарушения в трех основных для постановки диагноза нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и стереотипные типы поведения.
  2. Методика диагностики раннего детского аутизма авторы К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Данная методика позволяет выявить особенности развития всех нервно-психических сфер ребенка, способствует ранней диагностике и терапии РДА, а также выбору методов психологической коррекции.
  3. Методика диагностики эмоциональных нарушений у детей авторы М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. Данная методика позволяет выделить области непереносимых и переносимых аффективных нагрузок, описать варианты патологического реагирования ребенка на нагрузки разной сложности и соотнести их с репертуаром более сохранного реагирования.

На основе анализа результатов по выше перечисленным методикам была составлена индивидуальная характеристика ребенка, которая помогла нам при разработке индивидуальной программы.

Для решения коррекционных задач мы применяли основные приемы эмоционально-уровневого подхода, а также арт-терапевтические приемы, которые не противоречат выбранному нами подходу: аффективное тонизирование; эмоционально - смысловой комментарий; эмоциональное осмысление стереотипных действий ребенка; совместное чтение, прослушивание музыки; разделенное переживание; свободное экспериментирование с художественными материалами; сюжетное рисование; создание ситуаций необходимости взрослого в качестве инструмента для получения удовольствия; провокация (стимулирование) возможности установления зрительного контакта; провокация (стимулирование) возможности установления неформального тактильного контакта (способы тактильного взаимодействия) - поглаживание, прижимание к себе; подключение к аутостимуляции ребенка; сенсорные игры.

Из всех стандартных и специфических известных методов в своей работе мы выбрали эти: словесные методы (пр., рассказ по нарисованной картинке, история о ребенке на рисунке); наглядные (пр., специальные дополнительные картинки для обозначений действий и т.п.); разделенные переживание; комментарий. Еще, в работе с аутичным ребенком используются специальные таблички с определенными изображениями объектов или их символов. Для занятий по сюжетному рисованию с ребенком с РАС мы руководствовались требованиями Е.Р. Баенской.

Разработанная программа включает в себя три этапа: диагностический этап; разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка, которая состоит из: этапов, задач, приемов, действий специалиста и полученных результатов. Далее мы кратко опишем этапы и полученные результаты.

На подготовительном этапе необходимо выявить предпочтения ребенка, узнать о пугающих ребенка вещах и предметах, правильно организовать среду под особенности и потребности ребенка, узнать защитные реакции ребенка с РАС.

На первом этапе (установление контакта) на наш взгляд было удачным подключение к аутостимуляциям ребенка с сочетанием с экспериментированием с художественными материалами. Также на данном этапе мы взаимодействовали с ребенком на основе сенсорных игр, что помогло нам увеличить объем тактильного и зрительного контакта.

На втором этапе (развитие активного осмысленного отношения к миру) эффективно взаимодействовали такие приемы, как эмоционально-смысловой комментарий и сюжетное рисование (прорисовка значимых для ребёнка моментов из жизни). А также сочетание аффективного тонизирования и развитие сюжета в рисовании, составление рассказов. Данный этап нацелен на расширение у ребенка стереотипов поведения, необходимо вместе с ребенком пережить и осознать события в их последовательной связи, способствовать возникновению первых устойчивых форм поведения.

Полученные нами результаты с Арсением - стабильный эмоциональный контакт, ребенок начал выделять в окружающем то, что ему нравиться, и пытается воспроизвести эти впечатление, поведение стало более гибким, возникают первые устойчивые формы поведения. Ребенок начал идти на контакт не только со специалистом, но и с воспитателями, редко со сверстниками.

Библиографический список:

1. Бабикова Ю.В. Проблема адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра в детском саду, стр. 415/ Материалы Международной (заочной) молодежной научно-практической конференции под общей редакцией С.Н. Вострецовой /Актуальные вопросы современной науки.
2. Бабикова Ю.В. Установление контакта с ребенком с РДА стр. 86/ Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» научное электронное издание/ Первые шаги в науку третьего тысячелетия.
3. Бардышевская, М.К., Лебединский, В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие. / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: УМК «Психология», 2003. – 320 с.
4. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика. /О.Богдашина - Донецк, 1999[Электронный ресурс] // электронная библиотека Libr.autism.ru. Режим доступа: http://www.autism.ru/library.asp./ (дата обращения: 21.02.2018).
5. Жуков, Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. /Д.Е Жуков - Курск, 2003. - 271 с.
6. Каган, В.Е., Исаев, Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей. /В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, - Л.: Ленинградский педиатрический медицинский институт, 1976. [Электронный ресурс] // электронная библиотека Libr.autism.ru. Режим доступа: http://www.autism.ru/library.asp./ (дата обращения: 21.02.2018).
7. Кисилева, М.В. Арт-терапия с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М.Б. Кисилева – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. Илл.
8. Копытин А.И. Арт-терапия — новые горизонты. М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов. М.: Академия, 2001. – 248 с.




Рецензии:

5.03.2018, 20:15 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья интересная по проблематике и научная по содержанию. Рекомендуется к публикации.

06.03.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Бабикова Юлия Вениаминовна:
Благодарю

6.03.2018, 8:41 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Во-первых,"научная" статья может быть не по содержанию, а по форме. А во-вторых очень не полно, надо развернуть выводы, показать, что и как было действительно сделано и что было получено. Нужно доработать. Пока это набросок, а не статья.

6.03.2018, 20:30 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи несомненно актуальна. В настоящее время достаточно часто проводятся конференции по данной тематике. Например, IX ежегодная краевая конференция специалистов служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Ставропольского края, которая состоится 30 марта 2018 года, Тема конференции: «АУТИЗМ. СТРОИМ МОСТЫ, ПРЕОДОЛЕВАЕМ БАРЬЕРЫ». Статья имеет ряд достоинств, но я остановлюсь на недостатках, которые, на мой взгляд, следует доработать. 1. В статье отсутствуют ссылки на список литературы. 2. Выводы следует написать в более развернутом виде. 3. Более подробно описать используемые арт-методы, т.к. это ключевое понятие в названии статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх