МАДОУ "Детский сад № 364" , ПГГПУ
Учитель-дефектолог, Магистр
Самбикина Оксана Семёновна зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии; кандидат психологических наук, доцент;
УДК 159.9.072
Ввиду психических особенностей детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС) сложнее вступать в новое пространство, чем другим. Привыкание ребенка с аутизмом к новому пространству еще усложняется неудачным предыдущим опытом, коммуникативными барьерами, неспособностью самостоятельно устанавливать взаимоотношения с другими людьми и многим др. Существует несколько эффективных методов сопровождения ребенка с РАС. К основным относятся поведенческий подход (Морозова С.А. и Морозовой С.С.), ТЕАССН - подход (Тео Питерс), эмоционально-уровневый (К.С. Лебединская, О.С. Никольская). Все эти программы не исключают взаимодействие такого ребенка с другими детьми.
Исходя из индивидуальных особенностей ребенка и степень проявления нарушений (глубина аутистических расстройств, доступные ребенку формы контакт с внешним миром, другими людьми, сопутствующее стереотипному поведению другие нарушения поведения; особенности социальной ситуации развития ребенка), мы решили работать в рамках эмоционально-уровневого подхода. Применение эффективных диагностических исследований основных аутистических расстройств и выбор разнообразных арт-методов для развития форм взаимодействия ребенка с РАС с миром реализовывалось в логике этого подхода. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка. С этой целью используются различные приемы данного подхода и арт- методы.
Цель нашего эксперимента обследование возможности применения арт-методов для развития форм взаимодействия ребенка с РАС с миром.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подобрать диагностические методики и провести диагностику с целью изучения особенностей форм взаимодействия ребенка с РАС с миром, составить индивидуальную психологическую характеристику на ребенка, принимающего участие в эксперименте, разработать индивидуальную коррекционную программу с применением арт-методов по развитию форм взаимодействия ребенка с миром.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад №364». Время проведения 2017-2018 учебный год. Для исследования был выбран Арсений (имя ребенка изменено). Ребенку на комиссии ПМПК был поставлен диагноз МКБ10.F.84.0 –детский аутизм.
Нами были использованы следующие диагностические методики:
На основе анализа результатов по выше перечисленным методикам была составлена индивидуальная характеристика ребенка, которая помогла нам при разработке индивидуальной программы.
Для решения коррекционных задач мы применяли основные приемы эмоционально-уровневого подхода, а также арт-терапевтические приемы, которые не противоречат выбранному нами подходу: аффективное тонизирование; эмоционально - смысловой комментарий; эмоциональное осмысление стереотипных действий ребенка; совместное чтение, прослушивание музыки; разделенное переживание; свободное экспериментирование с художественными материалами; сюжетное рисование; создание ситуаций необходимости взрослого в качестве инструмента для получения удовольствия; провокация (стимулирование) возможности установления зрительного контакта; провокация (стимулирование) возможности установления неформального тактильного контакта (способы тактильного взаимодействия) - поглаживание, прижимание к себе; подключение к аутостимуляции ребенка; сенсорные игры.
Из всех стандартных и специфических известных методов в своей работе мы выбрали эти: словесные методы (пр., рассказ по нарисованной картинке, история о ребенке на рисунке); наглядные (пр., специальные дополнительные картинки для обозначений действий и т.п.); разделенные переживание; комментарий. Еще, в работе с аутичным ребенком используются специальные таблички с определенными изображениями объектов или их символов. Для занятий по сюжетному рисованию с ребенком с РАС мы руководствовались требованиями Е.Р. Баенской.
Разработанная программа включает в себя три этапа: диагностический этап; разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка, которая состоит из: этапов, задач, приемов, действий специалиста и полученных результатов. Далее мы кратко опишем этапы и полученные результаты.
На подготовительном этапе необходимо выявить предпочтения ребенка, узнать о пугающих ребенка вещах и предметах, правильно организовать среду под особенности и потребности ребенка, узнать защитные реакции ребенка с РАС.
На первом этапе (установление контакта) на наш взгляд было удачным подключение к аутостимуляциям ребенка с сочетанием с экспериментированием с художественными материалами. Также на данном этапе мы взаимодействовали с ребенком на основе сенсорных игр, что помогло нам увеличить объем тактильного и зрительного контакта.
На втором этапе (развитие активного осмысленного отношения к миру) эффективно взаимодействовали такие приемы, как эмоционально-смысловой комментарий и сюжетное рисование (прорисовка значимых для ребёнка моментов из жизни). А также сочетание аффективного тонизирования и развитие сюжета в рисовании, составление рассказов. Данный этап нацелен на расширение у ребенка стереотипов поведения, необходимо вместе с ребенком пережить и осознать события в их последовательной связи, способствовать возникновению первых устойчивых форм поведения.
Полученные нами результаты с Арсением - стабильный эмоциональный контакт, ребенок начал выделять в окружающем то, что ему нравиться, и пытается воспроизвести эти впечатление, поведение стало более гибким, возникают первые устойчивые формы поведения. Ребенок начал идти на контакт не только со специалистом, но и с воспитателями, редко со сверстниками.
Рецензии:
5.03.2018, 20:15 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья интересная по проблематике и научная по содержанию. Рекомендуется к публикации.