Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Культурология
Размещена 21.03.2018. Последняя правка: 21.03.2018.
Просмотров - 1427

Репрезентация образа русского провинциального города в живописи (на примере творчества Н.Н. Хохрякова)

Ходырева Ольга Владимировна

кандидат культурологии, доцент

Вятский государственный университет

доцент

Аннотация:
Статья представляет собой исследование городского пейзажа в творчестве выдающегося вятского художника Николая Хохрякова. Творчество художника рассматривается как источник изучения географического образа – и то, и другое входит в систему визуального осмысления действительности. В национальном пейзаже выражены экзистенциальные смыслы пространства. Н. Хохряков отразили эстетику и дух русского провинциального города XIX века, запечатлённого в общих видах и в отдельных его знаковых местах; создал непреходящие по своей ценности репрезентации образного «ядра» городского ландшафта.


Abstract:
Тhe article is a study of the urban landscape in the work of the outstanding Vyatka artist Nikolai Khokhryakov. The artist's work is seen as a source of study geographic image – and both included in the visual interpretation of reality. Existential meanings of space are expressed in the national landscape. N. Khokhryakov reflected the aesthetics and spirit of the Russian provincial city of the XIX century, depicted in the General views and in some of its iconic locations; he created lasting value representation of the figurative "core" of the urban landscape.


Ключевые слова:
Вятка; образ русского города; знаковый ландшафт; городской пейзаж

Keywords:
Vyatka; the image of a Russian city; iconic landscape; urban landscape


УДК 75.011.2

«… Здесь нигде не встретишь

зажатых со всех сторон, сгрудившихся домишек.

Дом от дома отделён значительным пространством,

садом, цветником или декоративным кустарником.

Так широко  и вольготно живётся на Вятке».

Д.А. Толстой, министр народного просвещения (1866-1880).

 

Введение. Глубинная связь изобразительного искусства с ландшафтом заключается в их визуальности, открытости наблюдению. По словам известного американского эстетика Р. Арнхейма, визуальное восприятие – главный инструмент взаимоотношений познающего разума с миром. При этом основная роль в активизации когнитивных процессов возникновения единого чувственного образа принадлежит интуиции. Сначала сознание «из всего многообразия объектов и явлений… выделяет наиболее существенные», затем «перестраивает образ в соответствии с требованиями воспринимающего субъекта» [1, с. 28].

По мнению П.Н. Милюкова, в феномене русского реалистического пейзажа высветились экзистенциальные смыслы российского пространства во всём его многообразии [8, с. 566-567]. По сравнению с ландшафтным, городской пейзаж в русском искусстве представлен не столь широко. Этот факт можно объяснить обратившись к суждению А.Н. Бердяева о том, что в русской ментальной географии отсутствует «узость европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве…, география русской души» сложилась в безграничном русском пространстве [3]. Привычка полагаться на человеческую активность, «организованная прикрепленность… к своему месту», по мнению Н.А. Бердяева, сформировала «мещанство западноевропейского человека», которое обличалось многими российскими мыслителями. При этом они признавали, что отсутствие организаторской энергии – отрицательная черта русского менталитета: «Культура… должна стать более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией [3]. Именно город является тем искусственным миром, где находит выражение не только созерцательность, но и процесс созидания пространства. Национальный или даже локальный характер этого созидания ярче всего проявляется в архитектуре, градостроительстве, садово-парковом искусстве.

Актуальность. Специфика историко-культурного развития и современного состояния отечественной городской культуры раскрывается в процессе обращения ко многим актуальным проблемам. Среди них – сохранение культурной экологии вследствие роста и трансформации городской среды, в которой современная застройка занимает место разрушающегося историко-культурного ландшафта. Российские городские менеджеры склонны игнорировать тот факт, что формировавшийся на протяжении не одного столетия городской ландшафт обладает особой эстетической привлекательностью и хранит память о выдающихся горожанах, с которыми связаны места, обладающие наиболее значимым семиотическим статусом. Помимо этого, в изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века воплотился образ русского провинциального города, в котором отражены как субъективные, так и общенациональные ценности, до сих пор являющиеся основой формирования идентичности.

Целью исследования является анализ образа русского провинциального города на материале городского пейзажа, представленного в творчестве Н.Н. Хохрякова.

Задачи: описать эстетические, стилевые особенности творчества Н.Н. Хохрякова, повлиявшие на образ города в живописи, выявить биографические, историко-культурные смыслы локусов, представленных в городском пейзаже.

Материалы и методы. Одним из результатов субъективного восприятия и отображения мира является система географических образов и топографических смыслов, на изучение которых направлен теоретико-методологический подход, связанный с таким междисциплинарным направлением как образная (имажинальная) география. Данная теоретическая концепция, являющаяся частью культурной географии, предполагает использование семиотического подхода и метода герменевтики.

В творчестве вятского живописца Николая Николаевича Хохрякова (1857-1928) представлен портрет русского провинциального дореволюционного города, изучение которого может способствовать выявлению антропологической сущности и общезначимых представлений о старинной купеческой Вятке.

Научная новизна.  Образная география провинциальной Вятки в творчестве Н.Н. Хохрякова исследуется впервые, в анализе используются не только иллюстрации из общедоступных источников, но и из фонда дома-музея художника в г. Кирове.

Результаты исследования. Город Н.Н. Хохрякова – это маленький дореволюционный город, в котором проживало лишь 15 тыс. жителей. Старая Вятка представлена уже в ученических рисунках Н.Н. Хохрякова, выполненных в самом раннем альбоме (1875-1878) совместно с Апполинарием Васнецовым. Рисунки этого альбома отразили поиск приёмов и способов изображения формы, фактуры предметов с помощью разнообразного штриха, попытки рисовать пером, тушью и пастелью [5, с. 20]. Начинающих художников интересовали заснеженные дома и дворики, строительные работы во дворе и храмы. Среди рисунков этого альбома – натурный вятский пейзаж с изображением ул. Никитской из окна дома Н. Хохрякова.

Здесь формировался талант Хохрякова-рисовальщика, то, что послужило основой для создания более объёмного городского образа в пленэрном пейзаже 1910-х – 20-х г.г., стремление подчеркнуть «характер места, даже каждого предмета: берёзы, избы…, провинциальной улицы», по меткому выражению А. Рылова [11, с. 57]. Вид улицы, увиденный художником с территории своего дома, показан на картине «Починок. Никитская улица. Цветёт сирень» (1910-е). Название полотна отразило местоположение улицы за стенами бывшего кремля. Город Вятка был основан на трёх холмах, и композиция отразила эту особенность ландшафта: от цветущей сирени улица с расположенными вдоль неё деревянными домами уводит зрителя вверх, на вершину холма, где за деревьями скрывается детский парк Аполло.

С территории своей усадьбы художник написал и более ранний пейзаж «Вятка» (1886), который был представлен на 38-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1909-1910-х г.г. На картине изображён утраченный вид на улицу Никитскую (Володарского). На самом высоком отрезке представленной здесь Никитской – деревянная усадьба вятского городского головы, потомственного почётного гражданина г. Вятки Аркадия Васнецова, благодаря работе которого в Вятке появились и водопровод, и электричество. В этом доме бывали братья – художники Васнецовы. Е. Л. Васнецова, внучка Аркадия Васнецова вспоминает: «Двор был зеленый, рядом – высокие холмы… Во дворе до сих пор липа растет, которую посадили очень и очень давно» [2]. Силуэт города, расположенного на холмах, подчёркивает ярусность живописной композиции.

Кажется, что это не городской, а сельский пейзаж: на переднем плане вдоль узкой поднимающейся ввысь дороги – покосившиеся деревянные дома. В огороде дома, показанного крупным планом, сушится бельё, в раскрытом окне видна мужская фигура, женщина отдыхает на лавке перед домом. Лишь на среднем и дальнем плане, справа, на возвышенном месте расположены каменные дома зажиточных горожан и пожарная каланча на горизонте. Слева на фоне лёгкой дымки облаков возвышаются голубые купола Александро-Невского собора – архитектурного символа города.

С территории своей усадьбы Хохряков увековечил в одном из своих пейзажей и усадьбу своего друга – Николая Николаевича Разумова – члена правления Вятского художественного кружка, занимавшего в Вятке должность судебного следователя по общеуголовным делам. В осенней аллее показан каменный домик с красной крышей за забором [5, с.72).

Ещё один символ Вятки, Трифонов монастырь, показан на картине 1919 г. В композиции доминирует Николаевская надвратная церковь, за ней колокольня, на среднем плане виден купол Благовещенской церкви. Монастырь окружён заречными далями.  

Вид на домовую церковь Великомученицы Екатерины бывшей женской гимназии показан в пейзаже «Запущенный сад» (1925). Он открывается со стороны усадьбы Хохряковых на Московской улице. На картине изображён старый двор бабушки художника через полвека после продажи имения [7, с. 88].

Городские усадьбы в образной системе пейзажной живописи Н. Хохрякова занимают важнейшее место, это особо ценные, памятные локусы. На одной из картин изображена усадьба купчихи Натальи Ивановны Хохряковой, приобретенная ею в 1832 г. К угловому зданию со стороны двора была пристроена каменная кухня, а в 1845 г. был восстановлен двухэтажный каменный дом. Однако центром композиции является не дом, видный на заднем плане, а сад с деревьями и цветами.

Усадьбы, как часть городского ландшафта, изображаются художником, как правило, со стороны двора и сада. Главенство этого ракурса в городской  репрезентации не случайно – Н. Хохряков отобразил наиболее значимую примету городского ландшафта того времени. А. Прозоров утверждал, что в начале XX в. «Вятка занимала земли восемь кв. вёрст, из них 40 десятин под общественными садами и около 35 десятин под постройками» [10]. Сам Н. Хохряков писал о Вятке А. Васнецову: «Здесь всё-таки в городе посреди природы: тут и сады, по крайней мере, недалеко» [7, с. 75]. Сады создавали ощущение простора, уюта, визуального комфорта.

Это иллюстрирует картина «Терраса» (1917), на которой предположительно изображен дом, в котором располагалась мастерская скульптора З. Д. Клобуковой (1887 – 1968). Зинаида Дмитриевна считала Хохрякова одним из своих первых учителей. Пристрой для её мастерской был сделан в родовом доме семьи мужа, в 1912 г. на углу Семёновской (Воровского) и Царёвской (Свободы) [6]. Дом на картине скрывают деревья, видна лишь типичная для Вятки того времени открытая высокая терраса с лестницей, выводящей в сад.

В начале второго десятилетия XX в. в предчувствии скорого исчезновения, разорения родовых гнёзд выдающихся людей Вятки, художник торопился их запечатлеть. В этюде «Дом в саду» (1924) изображён особняк, принадлежавший с 1840 г. купцу А.Ф. Машковцеву и приобретённый в 1863 г. для Вятской публичной библиотеки. Как известно, сам А.И. Герцен жил в этом доме в апреле – мае 1837 г. Однако этот дом имеет отношение и к роду Хохряковых: его первоначальный проект был заказан в 1792 г. губернскому архитектору Ф.М. Рослякову купцом Борисом Васильевичем Хохряковым. Дом виден не полностью, на фоне осеннего сада, могучих стволов вязов на первом плане. По обычаю того времени, здесь стоит деревянная скамья [8]. Старожилы помнят о существовании этой беседки, служившей как летняя читальня до послевоенного времени, поэтому сегодня «Скамья Герцена» лишь вернулась в родную ландшафтную среду. Арт-композиция, открытая в 2014 г., состоит из деревянной скамьи с элементами чугунного литья, чугунной решётки и ограждающей её художественной решётки, создающей ощущение уединённости. «Эффект присутствия молодого человека (Герцена) производят оставленный им цилиндр, трость, перчатки и раскрытая книга» [4]. Не случайно «Скамья» была открыта в праздник «День романтики в Герценке», романтический дух придал этому месту и Н. Хохряков в своём пейзаже.

Заключение. Городской пейзаж Н. Хохрякова отразил эстетику и дух русского провинциального города XIX века, запечатлённого в общих видах и в отдельных его знаковых местах. Нередко художник любуется тем, что критиковали горожане и путешественники того времени. Образ города, напоминающего деревню, останется лишь на полотнах художника, хранящих память о прошлом. Вместе с тем художник создал непреходящие по своей ценности репрезентации образного «ядра» городского ландшафта – на его картинах предстаёт комфортное, природосообразное городское пространство с живописными особняками, окружёнными садами, возвышающимися над ними храмами, то, что так восхищало гостей города. Исчезновение в историческом центре садов, озеленённых двориков, уплотнение застройки, появление типовых советских, а затем современных сооружений, нередко многоэтажных, нарушает исторически сложившуюся городскую эстетику, отображённую на картинах художника. Потому творчество Н. Хохрякова может рассматриваться как одна из возможностей репрезентации городских локусов, основой формирования и развития городского пространства.

Библиографический список:

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
2. Бажина Л. Елена Васнецова: «Я никогда не рисовала» // ВК-СМИ.ру. 7.04.2005. URL: http://www.vk-smi.ru/2005/april05/vkap50504.htm
3. Бердяев Н.А. О власти пространства над русской душой // Бердяев Н.А. Судьба России. URL: http://krotov.info/library/02
4. Гурьянова Н.П. Скамья Герцена // Герценка: вятские записки. Вып. 26. Киров, ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. С. 3-6
5. Малышева Т.В. Материалы фондов Кировского областного краеведческого музея об окружении Н.Н. Хохрякова // Музей на рубеже веков: история, состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции, посвящённой 140-летию Кировского областного краеведческого музея. Киров, ООО «ЛОНА». 2006 С. 72-75
6. Малышева Т.В. Размышления о вятских скульпторах-женщинах // Герценка: вятские записки. Вып. 27. Киров, ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. С.3
7. Малышева Т.В. Жизнеописание на рассвете века. Киров, 2007. 135 с.
8. Малышева Т.В. Дом в саду // Герценка: вятские записки. Вып. 26. Киров, ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. С. 6-7
9. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 2 т. Т. М.: РОССПЭН, 2010
10. Прозоров, А. А. Город Вятка и его обыватели: мемуары. Киров: Издательство «Экспресс», 2010. 152 с.
11. Рылов А.А. Воспоминания / под ред. Н.Г. Машковцева М.: Искусство, 1954. 263 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх