Магистр
Гулистанский государственный университет
Преподаватель
УДК 378.096
Нововведения в сфере методики, педагогики и образования, появившиеся по причине резких скачков в развитии социально-экономического направления в жизни современного общества, выявляют необходимость разработки новых подходов как в теории, так и в практике обучения. Прежде всего подразумевается внедрение «компетентностного» подхода к обучению. Создание условий для развития компетентностного подхода напрямую зависит от развития технологий проектирования учебного процесса.
Технология проектирования учебного процесса принципиально отличается от общепринятого «классического» планирования обучения тем, что её основание образуют базовые, строго научные закономерности, в отличие от обычного планирования преподавателем, которое происходит на более низком уровне (например, без прямой связи с государственным стандартом) и основывается на обобщении опыта преподавателей за определённое время. При этом нельзя говорить о том, что обычное планирование необходимо заменить на новую технологию проектирования. Как отмечает в своих трудах В.П. Беспалько, любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством [5, 49]. Если искусство основано на интуиции, то технология – на науке, с искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала [1, 84]. Таким образом, можно утверждать, что технология проектирования учебного процесса – понятие более широкое, охватывающее все уровни процесса обучения, в то время как планирование обучения – понятие более узкое, охватывающее только те уровни, в которых принимает непосредственное участие сам преподаватель. Это две неотъемлемые части одного целого, взаимозависимые и дополняющие друг друга. Без правильного использования технологии проектирования обучения русскому языку невозможно организовать эффективный учебный процесс, то есть, по своей сути, данный принцип противопоставлен принципу экспромта, действиям по наитию, по интуиции. В современной методике проектирование является основополагающим элементом планирования.
Аналогично, технология проектирования процесса обучения русскому языку представляет собой строго научное планирование, выбор наиболее эффективных методик и, по возможности, наиболее полная реализация гарантирующих эффективность действий преподавателя. Так как процесс обучения языкам строится на определенной системе специфических принципов, то технология проектирования может рассматриваться как расчёт совокупности действий (как внешних, так и внутренних), направленных на поэтапную взаимосвязанную реализацию определённого плана и принципов, которые позволяют наиболее полно проявляться мастерству педагога.
С целью наиболее точного проектирования процесса обучения русскому языку необходимо рассматривать данный процесс с различных точек зрения:
1) В первую очередь, принимать проектирование как основную хронологическую систему координат для всего процесса обучения по курсу русского языка (т.е. по предмету в целом);
2) Во-вторых, необходимо разбить процесс обучения русскому языку на так называемые «блоки», ограниченные определенной темой (так называемая «блочная система»);
3) В-третьих, необходимо внутреннее планирование, когда структура всего предмета или дисциплины распадается на блоки, потом – на отдельные занятия, каждое из которых представляет из себя отдельно взятую единицу (урок или занятие).
В традиционной методике под планированием обучения языкам понимаются только два последних из приведённых выше пунктов. Первый пункт игнорируется, что приводит к несогласованию между различными уровнями планирования. Так, например, преподаватель получает план с приведёнными в нём темами, составляет разработки уроков, подбирает раздаточный материал. Это очень важная, требующая творческого подхода часть проектирования учебного процесса, но взятая отдельно – имеющая несколько недостатков. По нашему мнению, проектирование должно начинаться с изучения государственного стандарта лично каждым преподавателем, с ознакомления с требованиями по навыкам, знаниям и умениям, предъявляемым к выбранному направлению, внимательного просмотра типовой учебной программы. Всё это очень важная часть проектирования, так как она позволяет преподавателю увидеть общую картину всего процесса обучения, более точно и правильно ставить цели перед каждым блоком дисциплины или отдельной темой.
Разработка технологии проектирования процесса обучения русскому языку с научной точки зрения рассматривается в педагогике как процесс, или деятельность. Принято выделять следующие составляющие (компоненты) данного процесса:
1. Изучение начальной ситуации (так называемой «исходной точки») и постановка целей обучения.
2. Составление плана, порядок и содержание, выбор средств, способствующих реализации поставленных целей [2, 114].
3. Общая организация учебного процесса, применение необходимых методик и приёмов, выполнение эффективных педагогических действий [2, 114].
4. Работа над ошибками [2, 115].
5. Обсуждение и выставление оценок по результатам обучения [2, 115].
Изучение начальной ситуации (так называемой «исходной точки») и правильная постановка целей обучения является самым важным этапом на начальной стадии проектирования процесса обучения русскому языку. На этом этапе преподавателю (инструктору, обучающему, тренеру) необходимо изучить следующие данные:
1. Образовательный стандарт по предмету и требования, перечисленные в нём по рассматриваемой дисциплине.
2. Соответствие содержания обучения (на уровне блоков и отдельных уроков) образовательному стандарту.
3. Соответствие знаний учащихся на каждом этапе обучения требованиям, предъявляемым к данному этапу образовательным стандартом и другими официальными документами.
Не менее важным этапом технологии проектирования считается выявление места дисциплины в системе дисциплин учебного плана [2, 116] (прежде всего обращается внимание на наличие межпредметных связей). С этой целью, изучается календарно-тематический план дисциплины, её типовая учебная программа и рабочая учебная программа. Это помогает выявить месторасположение проектируемой темы в системе дисциплин, а также её взаимосвязь с предыдущими и последующими темами. Затем изучается содержание каждой темы, уточняется её структура, подчёркиваются основополагающие и базисные фрагменты, составляется так называемое «тематическое дерево информации».
Данный этап характерен для тех случаев, когда определённые дисциплины-аспекты представляют собой отдельные части (компоненты) одного целого предмета. Так, например, во многих европейских странах, таких как Испания и Германия, предмет «русский язык» преподаётся, будучи разделённым на дисциплины-аспекты, такие как «грамматика», «фонетика», «письменная речь», «устная речь», «стилистика», «лексикология» и т.д.
На современном этапе развития новых стратегий в образовательных технологиях перед каждым преподавателем русского языка поставлена цель создания такой модели проектирования, которая сможет обеспечить формирование основных компетенций студентов с наибольшей эффективностью. Как было отмечено выше, в данном случае поощряется применение «модульной технологии», которая действует в виде сложной дидактической системы, позволяющей достигать целей обучения с наиболее высоким уровнем конкретики на каждом этапе. При использовании модульной технологии в проектировании учебного процесса у абсолютного большинства учащихся имеется потенциальная возможность овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в нужной степени, и что самое важное – в наиболее правильно последовательности, которая и позволяет облегчить процесс обучения и улучшить его эффективность.
«Модульная технология» проектирования учебного процесса обучения русскому языку подразумевает: наличие строгих рамок и границ между учебной информацией различных блоков и занятий; подбор содержания обучения, соответствующее поставленным целям; профессиональная организация процесса работы с учащимися; строгую логическую последовательность модулей; создание условий для самостоятельной работы учащихся и т.п. Совокупность всех упомянутых выше принципов находит своё отражение в проектной «модульной программе».
В результате, проектирование учебного процесса обучения русскому языку начинается с самых первых шагов планирования всего учебного процесса по курсу. При проектировании учитываются: государственный стандарт, типовые и рабочие учебные программы, разработка учебно-методических комплексов, поурочные разработки, составление заданий и организация аудиторной работы учащихся. Популярность «блочной» (или «модульной») технологии не отменяет важность других уровней. Но, при этом, у преподавателя появляется возможность более точно планировать и проектировать процесс обучения, так как задействованы более низкие уровни, такие как «модуль», «блок» и «тема». Это позволяет конкретнее ставить цели и задачи, выбирать оборудование, подбирать приёмы и техники. Так, например, модули, отобранные по системно-тематическому анализу содержания, должны соответствовать тем разделам курса русского языка, цели которых выражены посредством интегрирующих задач и соотнесены со знаниями и умениями, приведёнными в государственном стандарте или типовой учебной программе именно для рассматриваемой темы. Это приведёт к тому, что структуризация тем будет полностью соответствовать иерархии целей обучения, приведённой в стандарте или типовой программе, с незначительным акцентом на некоторые дополнительные элементы по желанию преподавателя.
Минимальной составляющей модульной технологии проектирования является создание структуры одного урока (поурочной методической разработки). Обычно структура урока содержит в себе следующие пункты:
1. Место выбранной темы урока в рабочей и типовой учебной программе, в содержании курса, в блоке, в модуле, в государственном стандарте; последовательность и преемственность.
2. Цель и задачи урока; знания, умения и навыки, которые необходимо получить учащимся во время данного урока.
3. Подбор необходимой методологии.
4. Выбор подходящего оборудования.
5. Обоснование содержания темы.
6. Временные, возрастные и другие ограничения.
7. Структурирование данных по выбранной теме.
8. Технологическая карта занятия.
9. Оценивание: текущий тест или набор тестов; промежуточный тест; итоговый тест; тест для самостоятельного разбора и т.п.
10. Список экзаменационных вопросов.
11. Глоссарий (словарь терминов).
12. Список литературы (библиография).
13. Приложение: планы уроков, конспекты и дополнительный материал [3, 42].
На следующем этапе учебный материал разделяется по занятиям. Время, отводимое на изучение темы, распределяется таким образом, чтобы совокупность занятий или уроков по общему плану охватывала все этапы процесса усвоения.
Процесс получения знаний и навыков по русскому языку, с точки зрения дидактики, является внешним по отношению к процессу усвоения знаний обучаемыми, и внутренним по отношению к психологическому процессу, происходящему во время обучения русскому языку [4, 10]. Поэтому психологи выделяют следующие составляющие компоненты процесса усвоения:
1) восприятие;
2) понимание;
3) осмысление;
4) обобщение;
5) закрепление;
6) применение [1, 41].
Компоненты усвоения, рассматриваемые как единый и непрерывный процесс, также являются психологической составляющей другого процесса – получения знаний, отработки навыков учащимися. Целью проектирования учебного процесса в этом случае является достижение наибольшей степени влияния преподавателя на вышеперечисленные компоненты. Влияние может осуществляться посредством выбора стратегии обучения, программы, списка тем, рекомендаций, подходов и приёмов, методов и техник. Реализация проектирования может осуществляться также через саму личность преподавателя, его педагогических качеств. От того, насколько грамотно составлена стратегия и план, насколько профессионально подходит преподаватель к своей деятельности – зависит эффективность реализации технологий проектирования учебного процесса. Очевидно, что процесс этот сложный по составу и трудно управляемый. И если его компонентная сложность ещё поддаётся довольно точному анализу, то субъективность управляемости практически не оставляет места прогнозированию. Именно с этой проблемой на современном этапе развития педагогической науки и призваны справиться технологии проектирования учебного процесса обучения русскому языку.
Рецензии:
20.03.2018, 17:37 Таджиев Канимкул Таджиевич
Рецензия: Представленная на рассмотрение научная статья "Технология проектирования процесса обучения русскому языку" Буриева Илхома Эргашевича интересна для науки прежде всего тем, что уточняет и дополняет примерами такое понятие в современной педагогике, как «технология проектирования». Часто данное понятие не до конца расскрывается в теоретических учебниках по педагогике и методике преподавания языков, путается с понятием «проектная технология», приравнивается к упрощённым понятиям о планировании. В статье делается попытка рассмотреть отдельные элементы технологии проектирования процесса обучения, приводятся интересные факты и примеры. Статья оформлена согласно требованиям электронного журнала SCI-ARTICLE.RU, содержит вводную часть, основную часть, заключение и список литературы. Стиль изложения соответствует стилю написания научных статей. Так как научная статья "Технология проектирования процесса обучения русскому языку" Буриева Илхома Эргашевича содержит интересный для науки обзор концепции с нового ракурса, рекомендую опубликовать её в данном научном электронном журнале без изменений. С уважением, к.ф.н., доц. К.Таджиев.