Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Биология, Медицина, Спорт, Физическая культура, Философия
Размещена 06.04.2018. Последняя правка: 05.04.2018.

Взаимовлияние различных сфер деятельности в формировании функциональных навыков многогранной личности и роль физического воспитания на примере Ушу

Ляховченко Никита Сергеевич

Бакалавр

Белгородский государственный научно-исследовательский университет

Студент

Стёпин Андрей Сергеевич, тренер-специалист по ушу


Аннотация:
В современном мире существует необходимость в поиске эффективных методов поддержания здоровья, работоспособности и интеллектуального развития личности, повышение стрессоустойчивости, а также умения быстро обучаться новым навыкам и адаптироваться к различным условиям среды. Все это позволяет достичь такой вид спорта, как ушу, существующий и развивающийся на протяжении многих веков. В данной работе рассматривается роль этого вида физической деятельности на организм и, в частности, его роль в высшей нервной деятельности человека, что обосновывает положительное влияние тренированности спортсмена при овладении иными навыками, в том числе и профессиональными.


Abstract:
In the modern world, there is a need to search for effective methods of maintaining health, working capacity and intellectual development of the individual, increasing stress resistance, as well as the ability to quickly learn new skills and adapt to various environmental conditions. All this allows us to achieve such a sport as wushu, existing and developing for many centuries. In this paper, the role of this kind of physical activity on the organism and, in particular, its role in the higher nervous activity of a person is considered, which justifies the positive effect of the athlete's training while mastering other skills, including professional ones.


Ключевые слова:
боевые искусства; ушу; здоровье; работоспособность; нейрофизиология; физиология; ATP; нейрон; мышечное волокно

Keywords:
martial arts; Wushu; health; working capacity; neurophysiology; physiology; ATP; neuron; muscle fiber


УДК 378.-371.7-057.88

В связи с тем, что человеческое общество, в ходе осуществления своей жизнедеятельности, более эффективно обеспечивает себя пищей, нивелирует угрозы нападения хищника, и т.п., тем самым создавая безопасную среду для своего развития, характеризуется дефицитом движения с повышением уровня прогресса общества. Тем не менее, становится необходимым обеспечивать полную физическую активность для полноценного удовлетворения потребности в ней. Таким образом, становится актуальным формирование областей спорта и физической культуры тем больше, чем быстрее прогрессирует человеческое общество. Это подтверждается тем, что представители цивилизаций, например, греческой, или древнекитайской, уделяли значительное внимание физическому воспитанию. Так, многие античные философы, такие как Платон и пр., занимались гимнастическими упражнениями, почитая физическое воспитание как благо. Что касается древнекитайской цивилизации, то физическое воспитание было необходимым фактором для поддержания здоровья монахов, проводивших долгое время в медитации, философов и представителей власти.

В наш век с развитием технологий и формированием экономических прерогатив, физическая активность становится одной из актуальных проблем населения. Это связано не только с укреплением мышц, связок и воли, но также и с тем, что во время физических нагрузок происходят процессы оксигенации организма, что не так активно без нагрузки, формирование эстетических воззрений, повышения стрессоустойчивости, свидетельствующее о положительном влиянии упражнений на нервную систему, психической разгрузки, во время которой человек избавляется от накопившихся негативных впечатлениях.

Кроме того, некоторые спортивные виды - в частности Ушу - помимо того, что формируют такие качества личности, как силу воли, характер, эстетическое чувство, гармоничность, физическую выносливость, и т.д., оказывают положительный эффект на способности передачи сигналов в нейронных связей посредством того, что изучение движений, с последующим их воспроизводством, стимулируют нейрохимические процессы памяти, ориентации в пространстве, повышая моторику, что характеризует чувство собственного тела и управление им.

Развитие подобных качеств в области спорта или физической культуры может оказывать положительное влияние на овладение навыками иных областей, посредством того, что спортсмен анализируя вновь изучаемую деятельность, применяет понятийные механизмы к обучению новым навыкам с дополнительными знаниями. Однако, такой процесс может протекать и в обратном направлении, при котором навыки иных областей деятельности способствуют освоению навыков, характерных данному виду спорта. Таким образом, взаимовлияние различных сфер деятельности может способствовать развитию разносторонней, многогранной личности, обладающей способностью облегченного обучения навыкам.

Следствие практики Ушу

Данный вид спорта является культурным достоянием Китая с давних времен. Он поражает своим многообразием, красотой и элегантностью. Разнообразие используемого инвентаря в практике увлекает своими спецификами. Наряду с динамичными комплексами движений имеет место плавность и размеренность, что захватывает дух своей контрастностью ритма и темпа движений.

Развитие Ушу сопровождалось, также, многими мистификациями движений, и учений, в целом, связанных с тем, что гимнастические упражнения, характерные для этого вида, имеют свое влияние на организм. Оно положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, укрепляя ее и адаптируя к большим нагрузкам, укрепляет опорно-двигательную, мышечную системы, развивает ловкость, гибкость, координацию способствует вентелируемости легких, из чего следует, что оксигенация организма проходит более интенсивно. В процессе тренировок, спортсмен обучается контролю своего тела, движений, и т.п [1].

Исходя из того, что ушу – достояние восточной культуры, развивающееся многие века сопряженно с религиозными воззрениями, характерными для востока, этот вид спорта имеет философское сопровождение. Основные черты философии востока лежат в основе некоторых движений, физических упражнений, и даже школ ушу (например, Багуа и Тай-цзи цюань). Так же это проявляется в характере исполнения комплексов движений [8]. Наряду с физическим развитием, немаловажно принимать аспект ментального развития практикующих. Воспитание характера, воли, этического и философского аспекта, присущее этому виду боевых искусств, представляют собой одной из значительных предпосылок к присуждению ушу статуса образовательной системы времен своего развития. Так, многие монахи обладали имиджем мудрецов в силу того, что они были развиты как физически, так и ментально. Отсюда следует, что ушу имело гармонизирующий эффект, благодаря той картине мира, что оно позволяло сформировать и повышению физического уровня состояния.

Философский аспект ушу, основанный на восточной философии в целом (в большей степени даосизма) предполагает собой особенности восточного мироощущения, среди которых наиболее яркие понятия – Инь и Ян. Они предполагают собой то, на что разделилась природная энергия после сотворения мира, что в общем получило название «Тай-цзи» («Великий предел»). Это разделение стало причиной всех других изменений [7]. Инь и Ян сменяют друг друга, в каждом есть зачаток другого, что является следствием наблюдений за сменой дня и ночи, зимы и лета, смерти и жизни и т.п. Таким образом формировалась модель мироздания для объяснения мироздания, что экстраполировали на многие проявления природы и жизни в целом. То же относится и к движеням, где статика представляет собой Инь, а Ян – напряжение. В ушу имеет значение скорость движений, что достигается посредством расслабления, т.е. гармоничное взаимовлияние Инь (покоя) и Ян (напряжения). Это привело к позиционированию ушу как инструмента достижения равновесия не только психологически, но и физически.

Многие виды ушу зародились из наблюдений за поведением животных, что показательно, так как, человеку свойственно подражание. В целом, для практики ушу одно из наибольших значений имеет именно этот механизм, так как, тренирующийся подражает движениям тренера для эффективного изучения комплексов движений так же, как и создатели «звериных» стилей ушу, в свою очередь, подражали самим животным.

Таким образом, сама специфика ушу тесно сопряжена с психофизиологическим аспектом жизнедеятельности человека. Традиционный философский аспект способствует образованности, этичности и тяге к знаниям, так как, получение большей информации входит в критерии развития, в том числе и развития самих техник ушу. Физический аспект позволяет содержать в тонусе тело, развивать его и адаптировать к различным внешним воздействиям, однако, для осуществления данного аспекта немаловажно творческая, интеллектуальная работа. Исходя из этого, прослеживается взаимозависимость между интеллектуальным и физиологическим параметрами деятельности человека (например, подражание животным, развитие техник достижения эластичности мышц и т.д.). Следовательно, данный вид спорта имеет значительное влияние на нейрофизиологическое состояние, что не удивительно, так как, нервная деятельность является основополагающей для человека в вопросах движения и контроля систем жизнеобеспечения, в том числе и обучение навыкам, формирования рефлексов и т.п. Так, следствием практики ушу является воспитание гармоничной личности, что актуально и по сей день, несмотря на некоторые видоизменения характера ментального и физического аспекта.

Ушу и организм

Жизнедеятельность человека, как и любого организма, изучается на многих уровнях различными сферами наук, в том числе и анатомия, физиология, нейрофизиология, нейрохимия, биофизика, биомеханика, биохимия, и т.д. Спорт подразумевает движение тела в пространстве и процессы, происходящие внутри организма при осуществлении движения. Имеющиеся данные исследований областей наук, можно обосновать процессы, происходящие у спортсмена при занятии ушу, так как, многие схемы имеют универсальный характер для организмов [6].

Любое движение человека осуществляется посредством мышечной деятельности. В ушу при упражнениях задействовано множество групп скелетных мышц, которые позволяют точно воспроизвести необходимую связку движений с необходимой скоростью. Кроме того, специфика движений ушу активирует как быстросокращающиеся волокна скелетных мышц, так и медленносокращающиеся, за счет контраста темпа, ритма, «взрывных» движений, прыжков, либо замедлений и плавных переходов, также и статических позиций, тренируя и укрепляя эти волокна адаптируя к данным нагрузкам. Со временем, состав мышечного волокна меняется, а именно, по мере старения, в мышцах преобладают медленносокращающиеся волокна. Важнейшими различиями в этих типах волокна являются скорости их действия, что следует из различия миозин-АТФазы – фермента, расщепляющего АТФ для образования энергии для выполнения работы волокна [3]. Также прослеживаются различия в соркоплазматическом ретикулуме и двигательных единицах. Двигательная единица мышечного волокна представляет собой отдельный мотонейрон и мышечные волокна, которые он иннервирует. Мотонейрон в медленносокращающейся двигательной единице характеризуется небольшим клеточным телом и малой группой мышечных волокон (около 180), а быстросокращающаяся – большим клеточным телом и большим количеством аксонов с группой волокон около 800 [1]. Исходя из чего, можно утверждать, что МС-мотонейрон способен иннервировать значительно меньшее количество волокон относительно БС-мотонейрона. Кроме того, различные типы волокна по-разному характеризуются относительно аэробной выносливости [7].

Исследования икроножных мышц чемпионов мира по марафону показывают содержание в них 93-99% медленносокращающихся волокон, которые более приспособлены к выполнению длительной работы низкой интенсивности, а мышцы сильнейших спринтеров – 25% [9]. Следовательно, спортивная деятельность способствует адаптации к нагрузкам, характерным для вида спорта, что демонстрирует данное исследование. То же должно быть справедливым и относительно ушу, но основываясь на его специфике. Так как, для него характерны комплексы движений разной скорости, напряженности, мощности, расслабленности, а иногда и смешанных характеров движений, очевидно, что адаптация, проявляемая в преобладании типа волокна, будет находится в некотором равновесном состоянии, ведь иннервация типов волокна происходит поочередно, практически в одинаковой нагрузке. При детальном изучении комплексов движений может показаться, что мышцы ног в ушу напрягаются больше статично, благодаря низким позициями перемещениям в них, но из-за необходимости в осуществлении прыжков и акробатических элементов, статичность компенсируется динамичностью. При адаптации к нагрузкам, в мышце повышается количество капилляров, что позволяет обеспечивать интенсивную оксигенацию и, впоследствии, необходимые энергетические ресурсы. Таким образом, ушу предполагает гармоничное развитие и мышечного волокна, что приводит к общему повышению уровня выносливости скелетных мышц. В следствии чего, повышается общий уровень работоспособности, так как, достигаемое физическое развитие способствует эмоциональному тонусу, понижению утомляемости и т.п. Наряду с тем, так же, адаптируются сердечно-сосудистые системы, системы гуморальной регуляции, дыхательные процессы, что в совокупности определяет здоровое состояние организма.

Все процессы организма человека, его деятельность, в том числе и движение, обеспечиваются функционированием нервной системы. На примере двигательных единиц, показано участие мотонейронов в сокращении волокна, но в процессе тренировок задействуется также масса иных процессов и участвующих в них нейронных механизмов, включая и такие явления, как подражание, запоминание и воспроизводство движений, координация, моторика и пр [4].

Нейрофизиология ушу

Нервная система обуславливает всю деятельность человека. Головной мозг аналогичен компьютеру, деятельность которого способствует и особенностям человеческой жизнедеятельности. В ушу значительное место отводится интеллектуальной работе, деятельности ЦНС, что проявляется в специфике этого вида спорта. Само зарождение «звериных» комплексов осуществилось благодаря имитации движений животных, адаптируя их под особенности человека. Это повлекло развитие методик укрепления частей тела, которые необходимы для эффективного подражания животным, в силу того, что эволюционно сложившиеся механизмы защиты и нападения представлены, в основном, интеллектом человека, а не когтями, зубами и т.п. В современном спортивном ушу, немаловажно контролировать свое тело, добиваться изящества и прочих эстетических категорий. Осуществление сложных акробатических элементов невозможно без осмысления механизма этих процессов. Изобретение упражнений укрепления и подготовки тела к нагрузкам – специальной физической подготовки (СФП), которая, совместно с общей физической подготовкой (ОФП), является физической основой тренировки ушу, также порождает потребность в креативности, изобретательности и мышлении, в целом [1].

Рассмотрим основные нейрофизиологические процессы, имеющие место в тренировках. Начинающий спортсмен проходит адаптивную подготовку к физическим нагрузкам. При этом, задается основа развитию нервно-мышечных соединений, повышение митохондрий в клетках и укрепление сердечно-сосудистой системы, метаболизма. Немаловажным является изучение основных позиций и движений, наработка их точности и легкости исполнений. В этом процессе обучения запоминание позиций, с последующим воспроизводством дает начало улучшению связей зеркальных нейронов и нейронов двигательного отдела периферической нервной системы. Формируется понятийный аппарат, который обеспечит дальнейшее обучение техник, которые постепенно осложняются [5].

Достижение эластичности мышц и болевые ощущения в них, повышают уровень опиатные соединения естественного происхождения, которые влияют на аналгезическую систему головного мозга, которая отвечает за контроль болевых ощущений [1,4].

Модифицируются нейронные связи, обеспечивающие память, интерпретацию и воспроизводство движений. Развивается координация, что свидетельствует об интенсификации процессов вестибулярного аппарата, мозжечка. Сенсорно-двигательная интеграция систем так же модифицируется, положив начало формированию рефлекторной деятельности.

Двигательная область коры головного мозга представлена пирамидальными нейронами, формируют новые экстрапирамидные пути [1].

По мере осложнения тренировок и усложнения комплексов движений, спортсмен адаптируется, вырабатывая рефлексы и, впоследствии, навыки высшего порядка. Такие устойчивые алгоритмы нейронных связей способствуют упрощенному моделированию различных связок и компонентов движений.  Кроме того, для ушу характерно использование большого разнообразие инвентаря, предполагающих свои особенности в использовании - развитие нейронных связей, каналов и алгоритмов, идет наиболее эффективно [3].

Наряду с основными процессами, развивается, также, эстетическое мышление, которое позволяет оценить движения и корректировать их, речевой аппарат, для передачи максимально детализированной информации в процессе обучения, т.е. высшая нервная деятельность человека. Следовательно, в ходе тренировок, нервно-мышечная, нейрофизиологическая деятельность функционирует в совокупности всех процессов и механизмов. Повышается нейропластичность [2].

Взаимозависимость формирования профессиональных навыков и ушу

Краткий обзор литературных данных о нейрофизиологии и физиологии спорта, в целом, позволяет осмыслить процессы происходящие при практике ушу. Занятие данным видом спорта влияет на организм практически на всех уровнях, в том числе и на интеллектуальную деятельность.

В настоящее время существует масса вопросов относительно того, как именно происходят процессы мышления, однако, проведенные исследования, все-таки, позволяют смоделировать более подходящую модель процессов, основанную на нейронных взаимодействиях и взаимодействиях нейронов с окружающей средой.

Исходя из того, что ушу способствует развитию координации, моторики, ловкости, гибкости, развивает память, пространственное, аналитическое, эстетическое мышления, снижает утомляемость, благодаря повышению эмоционального фона и т.д., можно сделать вывод о том, что оно в совокупности с образовательной деятельностью, способно эффективнее формировать разносторонне развитую личность, подобно тому, как это было распространенно во времена становления такого вида боевых искусств, до доминирования более спортивного характера ушу. В то же время, образовательная деятельность вносит свой вклад в ушу, технику его комплексов и т.п., посредством влияния самих личностей, характеров и воли [6].

Оттачивание основных процессов организма тренировки позволяет тратить меньше ресурсов на адаптацию к иному виду деятельности, например, приобретение профессиональных навыков. Кроме того, существует взаимовлияние и между ушу и другими видами спорта, багодаря тому факту, что многообразие ушу содействует нейропластичности и физической подготовки. Например, тренирующийся ушу, может быстро адаптироваться к условиям, характерным для фехтования, в следствии того, что в ушу практикуется работа с оружием; баскетболом, так как развита мышечная подготовка, координация и ориентация в пространстве; акробатика и многое другое. В свою очередь, иные виды спорта вносят свою лепту в развитие навыков ушу.

В трудовой деятельности, для человека важно находится в тонусе, повышать работоспособность и уровень здоровья. Подобные критерии уже являются частью условий облегченного обучения новым навыкам, умениям и формирования многогранной личности [7,8].

Вывод

В работе были рассмотрено основные данные из литературных источников относительно спортивной деятельности человека, в частности спортсмена, занимающегося ушу, и рассмотрение следствия тренированности на другие сферы деятельности. Исходя из рассмотренных данных, можно сделать вывод о том, что ушу позволяет гармонично развивать физическое и нейрофизиолгическое состояние личности, что отражается и в иных сферах деятельности.

Такая информация важна для учащихся в школах, высших учебных заведений, и тех, кто считает важным повышение своего интеллектуального уровня, в целом. Поддержание здоровья и эмоционального тонуса важно для любой области человеческой деятельности, что требует развитие и поиск способов удовлетворения этих потребностей для общего положительного состояния. Особенную актуальность обеспечивает тот факт, что наблюдается общая тенденция к уменьшению физической активности и развития сопутствующих заболеваний [8].

Библиографический список:

1. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности – К.: Олимпийская литература. – 1997. – С.1-459.
2. Васильев Ю.Г. Гомеостаз и пластичность мозга: монография/Ю.Г. Васильев, Д.С. Берестов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. – 216 с.
3. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277.
4. Михайлов С.С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической культуры. – 2-е изд., доп. – М.: Советский спорт, 2004. – 220 с.
5. Матюшкин Д.П. К вопросу о физиологическом механизме мышления. Вестник СПБГУ. Сер. 3, 2010, вып. 1
6. Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш. З. Восточные единоборства и гимнастика ушу в формировании гармонически развитой личности. ДГПУ
7. Кастальский О.О. Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №2
8. Куликова О.А. Повышение умственной работоспособности студенток 1-2 курсов на основе применения комплекса психофизических упражнений ушу. Вестник бурятского государственного университета 13/2011.
9. Costill D.L., Fink W.J., Flynn M., Kirwan J. (1987). Muscle fiber composition and enzyme activities in elite female distance ranners. International Jornal of Sports Medicine, 8, 103 – 106.




Рецензии:

6.04.2018, 12:38 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Напишите это на нормальном русском языке, начиная от названия и заканчивая текстом. Например, "Кроме того, некоторые спортивные виды - в частности Ушу - помимо того, что формируют такие качества личности, как силу воли, характер, эстетическое чувство, гармоничность, физическую выносливость, и т.д., оказывают положительный эффект на способности передачи сигналов в нейронных связей". И тогда может быть это можно будет публиковать. А пока это не реально даже прочесть.

6.04.2018, 14:26 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Ляховченко Н.С. написана в пользу активизации занятия людей физкультурой, но отсюда и в качестве маркетинговой услуги предпринимателям в этой сфере. Никто не станет спорить с полезностью безвредных для жизни видов физических упражнений, лишь бы люди убеждали себя в таком выигрыше, располагали местом, временем для таких занятий.Чтение статьи затрудняется тем, что автор не объясняет специфику «Ушу». Каков буквальный смысл этого слова? Зачем скрывать, что его смысл «военное искусство»? Древние греки запустили физкультурные состязания не ради развлечения зрителей, прекращения на время ведущихся войн. В таких действиях они видели важный способ подготовки юношества к военным операциям. Ученые не сразу, но все же, установили, что телодвижение облегчает кровообращение. Но дети все время движутся не при таком сознании, не при подсказке родителей, а биологически врожденно. Спорт не противоположность «физической культуры», а ее специализированный компонент. Рядовому населению, пожилым людям больше подходит занятие любительской физкультурой, а не профессиональным спортом. У спорта нет «философского сопровождения», было, есть философское рассмотрение ради оценок и выигрышного использования. Уже эти замечания требует корректировок, чтобы у читателей претензий к содержанию текста не было. В публикациях Sci-article.ru принято указывать: цель, объект, предмет, методы, новизны, актуальность работы. Работу следует улучшить. Озаглавьте: «Ушу и ее ценность».

6.04.2018, 16:40 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Рецензент согласен с предыдущими рецензиями. Надо к русскому языку относится с большим уважением. "В работе были рассмотрено основные данные..." "Такая информация важна для учащихся в школах, высших учебных заведений,..." "Оттачивание основных процессов организма тренировки позволяет тратить меньше ресурсов на адаптацию к иному виду деятельности, например, приобретение профессиональных навыков..." А статья на подобную тему, если в неё добавить научный смысл, имеет право на публикацию. Без измерений, таксонометрии, сравнений, количественных параметров аргументация выводов не адекватна.

7.04.2018, 18:35 Умарова Зарифа Фахриевна
Рецензия: Если это обзорная статья то необходимо поставить цель, практические рекомендации. Текст читается с трудом. Вернуть статью на исправление, затем статья должна пройти повторное рецензирование.

7.04.2018, 23:59 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Основные квалификационные требования соблюдены.В статье представлена авторская позиция. После стилистической правки рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх