Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 07.05.2018.

Соотношение КАС РФ и ГПК РФ в системе законодательства России

Ахметова Татьяна Сергеевна

Башкирский государственный университет

Студент

Байтимирова Аэлита Альбертовна, преподаватель кафедры государственного права Башкирского государственного университета, ассистент


Аннотация:
В статье рассмотрено соотношение Кодекса административного производства РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ, а также положения, являющиеся новыми для российского права.


Abstract:
The article discusses the correlation between the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation and the Civil Procedure Code of the Russian Federation, as well as provisions that are new to Russian law.


Ключевые слова:
кодекс административного судопроизводства; нововведение; гражданский процессуальный кодекс

Keywords:
code of administrative proceedings; innovation; civil procedural code


УДК 342

Для успешной реализации норм материального права создаются нормы права процессуального. Долгое время в российском законодательстве отсутствовал нормативно правовой акт, который был бы посвящен административному судопроизводству. 

Обратимся к нормам права: ч. 2 ст. 118 Конституции РФ - Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1]. Положение данного пункта, принятого еще в 1993 г., говорит нам, что административно-процессуальное право уже давно должно было иметь собственный кодекс и выработанную на его основе судебную практику, как аналогичные кодексы других отраслей права, однако, наблюдать подобное мы можем только через 22 года после принятия Конституции РФ. 

18 декабря 2012 года в Колонном зале Дворца советов прошел VIII Всероссийский съезд судей, на котором не в первый раз был поднят вопрос об административном судопроизводстве. Глава Конституционного суда - В.Д. Зорькин  отметил, что на данный момент важно не то, какой суд рассматривает административный спор, а то, на основе какой нормативной базы это делается [2], на что В.В. Путин ответил, что в первую очередь следует завершить создание административного судопроизводства, в кратчайшие сроки принять соответствующий кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления [3]. Подытоживая, председатель Верховного суда РФ - В.М. Лебедев отметил - «Сегодня я чувствую глубокое удовлетворение, потому что президент поддерживает нашу позицию о необходимости введения административного судопроизводства. Да, таких дел сегодня меньше, чем гражданских или уголовных, но это самая острая категория дел, потому что человек спорит с властью»[4]. 

До 2015 года все нормы, которые регулировали дела, возникающие из административных правоотношений, содержались в основном в трех кодексах: Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее – ГПК РФ) [5], Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) [6] и Арбитражном процессуальном кодексе (далее – АПК РФ) [7]. 15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) [8]. 

1 статья КАС РФ содержит вопросы, являющиеся предметом регулирования данного кодекса. В круг регулируемых КАС РФ отношений входят вопросы, а точнее правоотношения, являющиеся публичными, то есть одним из субъектов которых будет являться государство. Несмотря на то, что название кодекса содержит слово «административного», вопросы административных правонарушений в нем раскрываться не будут, к ним также будут применяться нормы КоАП РФ. 

Глава 2 КАС устанавливает правила подведомственности и подсудности дел. В соответствии с ними, административные дела рассматривают Верховный суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные суды и мировые судьи, что является нововведением, так как первоначальная редакция КАС РФ не содержала норм для реализации административного судопроизводства мировыми судьями. Данные положения появились в КАС в начале 2016 года. 

КАС РФ содержит множество дублированных положений других процессуальных кодексов, что, по нашему мнению хорошо, так как данные положения уже были проверены практикой применения их содержания в других кодексах и, следовательно, не вызовут непонимания со стороны применителя. На наш взгляд, в качестве основы для КАС РФ законодатель взял ГПК РФ. В частности - норма ч. 1 ст. 29 КАС РФ дублирует положения утратившей силу ч.1 ст. 247 ГПК РФ: административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административных дел. Здесь же необходимо заметить, что целая глава ГПК РФ, посвященная производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, была признана утратившей силу с момента принятия КАС РФ и нормы, содержащиеся в данной главе, были перенесены в КАС РФ. 

Не сильно были переработаны и названия участников процесса. В ч.1 ст.38 ГПК РФ говорится, что сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Названия сторон КАС РФ сохранил, добавив к каждому из них «административный». Изменилось процессуальное наименование лиц, чьи права и обязанности в судебном заседании могут быть затронуты - если ГПК РФ называет таких лиц «третьими лицами», то КАС РФ называет данные лица «заинтересованные», что, по нашему мнению, является более приемлемым с точки зрения лексикологии: данные лица заинтересованы в исходе дела, так как их права зависят от него напрямую. Наименование «третьи лицам» этимологически отдаляет лицо от дела, ставя его на порядок назад. 

Хотя КАС РФ и позаимствовал некоторые положения из норм российского процессуального законодательства, нововведения в нем есть. Первым из них хотелось бы отметить возможность граждан подавать коллективные исковые заявления. Условия, при которых возможно реализовать данное право перечислены в ч.1 ст. 42 КАС РФ. Рассматривать данное дело суд будет, если к моменту обращения в суд к лицу, выдвинувшему требование, присоединилось не менее двадцати лиц. Если в дальнейшем в суд обратится лицо, выдвигающее аналогичное требование, то ему будет предложено присоединиться к данному коллективному иску. Если лицо на это соглашается, то суд соединяет данные требования, если же лицо отказывается, то суд приостанавливает производство по индивидуальному иску до окончания производства по иску коллективному. 

Следующее отличающее КАС РФ от ГПК РФ положение содержится в ст. 55 КАС РФ - высшее юридическое образование для представителя стороны. ГПК РФ в ст. 49 говорит, что представителями в суде могут быть лица, имеющие полную дееспособность и надлежаще оформленные полномочия на ведение представительства в суде. Данное положение является весьма дискуссионным, однако вполне логичным и приемлемым. Возвращаясь к речи председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева - человек в данном производстве спорит с властью. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, по которым участие представителя является обязательным в силу закона, отсутствие лица, имеющего высшее юридическое образование привело бы к тому, что на суды была бы возложена огромная работа по толкованию административного законодательства, что, во-первых, не является их функцией, во-вторых, привело бы к массовой подаче подобных исков людьми, банально не понимающими данные нормы. Однако с другой стороны можно утверждать что данная норма направлена и на пресечение права граждан на обращение в суд, так как услуги юристов, к которым необходимо обращаться гражданам, являются возмездными. 

Наиболее интересным, на наш взгляд, является активная роль суда в административном судопроизводстве. Хорошо это показывается в ч. 1 с. 63 КАС РФ - суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. В ГПК аналогичная ст. 57 разрешает суду истребовать доказательства только по ходатайству сторон. Также, согласно ч.1 ст. 43 КАС РФ, суд может без согласия административного истца, в случае установления ошибки в установлении ответчика, привлечь надлежащее лицо в качестве второго административного ответчика. В гражданском производстве, если истец не согласен с изменением ненадлежащего ответчика, суд рассматривает дело по предъявленному иску. 

Таким образом, кодекс административного судопроизводства, содержит различные по характеру нормы, некоторые из которых дублируются из процессуальных кодексов РФ, действующих достаточно большой отрезок времени. На наш взгляд, подобное цитирование является положительным, так как практика применения аналогичных норм ГПК РФ и АПК РФ успешно развивается. Некоторые нормы данного кодекса являются абсолютно новыми и, мы надеемся, благоприятно скажутся на правовой природе российского права. Пока не сложилось определенное количество практики по данным категориям дел нельзя категорично высказываться о характере норм и возможностях их применения. 

Библиографический список:

1. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета № 137, 27.07.2002.
2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) (с изм. и доп. от 3.04.2018 г.) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.
3. Интервью Председателя Конституционного суда РФ Зорькина В. Д. // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/incidents/20121218/915273244.html Москва, РИА. 30.04.2018.
4. Интервью Презедента РФ Путина В.В. // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20121218/915341479.html Мосва, РИА. 30.04.2018.
5. Интервью Председателя Верховного суда РФ Лебедева В. М. // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/incidents/20121218/915293599.html Москва, РИА. 30.04.2018.
6. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 49, 11.03.2015.
7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) (с изменениями на 23 апреля 2018 года) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru, 30.04.2018.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх