Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 10.05.2018. Последняя правка: 09.05.2018.

Уход от традиций, как крах воспитательной работы в школе

Гаврищук Светлана Александровна

Уральский государственный педагогический университет, ФМОиСГК

студент

Ахмерова Нурия Минияровна, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет, Институт социального образования


Аннотация:
Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Но, к сожалению, то, что создавалось годами, может рухнуть в один миг. Так и произошло в МАОУ СОШ№17 г. Екатеринбург.


Abstract:
School traditions are, first of all, such customs which are supported by collective. But, unfortunately, what was created for years, can collapse in an instant. It happened at school, 17 Ekaterinburg.


Ключевые слова:
школьные традиции; воспитательная работа; школа; коллектив; мероприятия

Keywords:
school traditions; educational work; school; staff; activities


УДК 37.07 

 «Утрачивающий традиции скатывается вниз»

П.Н.Савицкий.

Введение. Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса – развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития. Это развитие достигается не только во время учебных занятий, но и во время внеурочной деятельности школьников [4, с. 133]

В толковых словарях разных авторов слово «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок и т.п. Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».
Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер.

К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них это общешкольные традиции. Они способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. [5, c.36]

Но, к сожалению, то, что создавалось годами, может рухнуть в один миг. Так и произошло в Муниципальном автономном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 17 г. Екатеринбург с углубленным изучением отдельных предметов.

Цель: анализ эффективности традаций школы, как целостной системы воспитания.

Задачи: 
1) анализ особенностей воспитательной работы в школе №17 г. Екатеринбург до и после ухода от школьных традиций;
2) обобщение полученных данных в ходе анализа воспитательной работы школы №17 г. Екатеринбург. 

Обратимся к истории последних десяти лет этой школы. С 2005/2006 учебного года школа находилась под руководством Стиненко Елены Евгеньевны. За время ее работы в школе были произведены значительные реформы в структуре управления образовательной организации – помимо администрации школы в управлении стали принимать Совет родителей и Совет старшеклассников. Таким образом, появилось три управляющих звена, которые тесно взаимодействовали между собой. Совет родителей занимался финансовыми вопросами школы, администрация – учебными вопросами, а Совет старшеклассников под руководством заместителя директора по воспитательной работе – внеучебной деятельностью школы. Именно с создания этого Совета начали закладываться традиционные мероприятия школы, которые позволили школе занимать призовые места в городских конкурсах («Лучшее образовательное учреждение Ленинского района» 2014 г.) и получить статус инновационной площадки.

Рассмотрим основные традиционные мероприятия:

  1. День Самоуправления – проводился в рамках Дня учителя. Давал возможность обучающимся примерить на себя роль педагога, получить опыт общения с младшими учениками;
  2. Проект «Одиссея успеха» - охватывал всех учащихся 2-4 классов с целью раскрытия творческих и индивидуальных особенностей каждого ребенка и включал его в жизнь классного коллектива;
  3. «День здоровья» - проходил в форме общешкольного похода в парк Лесоводов России;
  4. «Елка двора» - новогоднее мероприятие, которое организовывал Совет старшеклассников для жителей микрорайона № 17 в форме новогодней сказки;
  5. «Минута славы»  - способствовал творческому развитию личности обучающегося;
  6. «Посвящение в первоклассники» - праздник, который позволял первоклассникам познакомиться не только со школой, но и с учителями и старшими товарищами, что способствовало процессу социализации;
  7. «Осенняя ярмарка» - семейный конкурс декоративно-прикладного творчества;
  8. Проект «Старшие-младшим» - проходил в форме игры для воспитанников ДОУ, которую проводили ученики 7 классов;
  9. Проект «Чужих детей не бывает» - сбор средств гигиены для детей-отказников ГДБ №8;
  10. Танцевальный конкурс «Стартинейджер» для учеников 5-11 классов;
  11. Праздник «Масленица» для учеников начальной школы и жителей микрорайона школы;
  12. Проект «История в лицах» - способствовал патриотическому воспитанию обучающихся школы.

Можно увидеть, что все эти мероприятия способствовали всестороннему развитию и воспитанию личности ученика: духовно-нравственному, культурному, патриотическому.

Что же происходит сейчас? Смена директора привела к смене курса развития школы. Школа постепенно возвращается к своей традиционной функции – насыщение обучающегося знаниями. Это возвращение проявляется в большом количестве факультативов, элективных курсов, дополнительных занятий по учебным предметам. Именно этим списком представлено дополнительное образование в школе.

В ситуации кризиса дет­ства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды учреждение сделало выбор в пользу интеллектуального развития обучающихся. [3, c. 153]

Чем же опасен такой путь развития образовательного учреждения? Во-первых, отмена традиционных мероприятий привела к ухудшению межличностных отношений школьников. Предпочтительным для большинства учеников является групповое общение, взаимодействие в больших или малых компаниях сверстников. Но включенность в группу у каждого разная, и она определяет направленность развития его личности и стиль социального взаимодействия. Общешкольные мероприятия позволяли школьникам получать опыт социального общения, раскрывали творческие способности учащихся, позволяли им найти дело по душе.

Во-вторых, педагоги и родители обучающихся отмечают снижение мотивации к учению среди учащихся 5-11 классов. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. [1, с. 248] Одним из известных методов повышения мотивации является создание условий успеха для ученика. Нужно создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других. Как ранее показывала практика работы данной школы, ученики, задействованные в мероприятиях разного уровня (классные, школьные, районные, городские и т.д.), проявляли больше интереса к учебе.

В-третьих, отсутствие занятости во внеурочное время приводит к развитию Интернет-зависимости среди школьников. Чтобы доказать эту гипотезу достаточно выглянуть в окно и не увидеть во дворе ни одного ребенка, играющего со сверстниками. Происходит подмена реального общения виртуальным. Данная проблема на данный момент распространена не только среди подростков, но и среди младших школьников. Даже во время перерывов между занятиями ученики не общаются друг с другом, а погружаются в виртуальный мир через свои телефоны. Ранее эта проблема решалась посредствам танцевальных и игровых перемен. Их суть заключалась в том, что старшеклассники проводили с учениками начальной школы игры и массовые танцы.

Уход от традиций затронул не только обучающихся школы, но и самих педагогов. Ранее проводимые мероприятия позволяли педагогам обмениваться опытом друг с другом. Среди таких мероприятий были открытые уроки, проводимые по инициативе самого педагога, и совместные уроки – два учителя одного предмета проводили урок для класса. Сейчас открытые уроки существуют только в форме контроля деятельности педагога, а совместные уроки стали невозможны из-за высокой загруженности педагогов отчетной документацией. Данная ситуация привела к тому, что учителя, работающие в данной школе не один десяток лет, увольняются, и появляется проблема нехватки педагогических кадров.

Школьные традиции выполняют по крайней мере две функции в жизни школы. Во-первых, они придают ей определенную надежность, прочность. Традиции вводят стабильность в жизнь школы. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И к этому надежному и постоянному можно приобщиться, принять его и сделать дос­тоянием своей личности. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школы. [2, c. 2]

Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться.

На наш взгляд, уход от традиций в данной школе действительно привел к краху ее воспитательной системы.

Библиографический список:

1. Аширов А.Д. Трудовая мотивация: учебное пособие М.: Издательство «Проспект», 2005. – 448 с.
2. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания младших школьников (учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №2-3, 2014. – 3 с.
3. Маховская О.И. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети. М.: Эксмо, 2017. – 224 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для вузов М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 10 т. Том 3 — М. - Л.: 1950. – 239 с.




Рецензии:

10.05.2018, 18:13 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Автором выбрана актуальная и интересная тематика для творчества. Вместе с тем, определяя в наименовании статьи наличие некоего "краха", рекомендуется критически относиться к подобному проявлению максимализма. Тем более, что иллюстраций столь критической ситуации, которая могла бы объективно быть названа "крахом", из рукописи не видно. Для преодоления сложившейся ситуации можно рекомендовать, как минимум, более тщательно, совместно с научным руководителем, подойти к определению точной темы работы. Затем, положительное впечатление могла бы произвести на читателя не только постановка проблемы, но и указание каких-либо направлений для совершенствования ситуации, речь о которой идет в статье. Например, с учетом опыта иностранных образовательных учреждений. Усилить степень информативности рукописи могло бы и отображение в ней результатов интервьюирования каких-либо заинтересованных лиц в рамках поиска конструктивных решений. Библиография столь почтенного возраста достойна обновления. Как минимум, до 5-10 лет с момента опубликования. Рукопись требует доработки. После доработки, по итогам положительного рецензирования, она, возможно, будет допущена к опубликованию. Шошин Сергей Владимирович Доцент кафедры уголовного, экологического права и криминологии юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского, к.ю.н., доцент

10.05.2018, 20:06 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Проблема воспитания сводится к проблеме развития социальных ценностей. Вопрос традиций здесь актуальный, но по сути не самый важный. Проблема много глубже. Если автор осветит проблему традиций в свете общей проблемы воспитания, то быть может это и можно публиковать.

11.05.2018, 5:42 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Работа в большей степени выполнена в жанре публицистики (см. название статьи). Научная – предполагает конкретный предмет исследования и если оно проходит в рамках определенной образовательной системы (конкретной школы), то без диагностики здесь не обойтись. Традиции традициям рознь. А может они перестали быть актуальными из-за непринятия коллективом в том виде, в котором они реализовывались? И почему в сложившейся системе традиций коллектив так легко становится «объектом», не противодействует деструктивным процессам. Широкая площадка для домыслов. Проиллюстрированные показатели – это далеко не комплексная оценка эффективности сложившейся системы традиций. К тому же, вы коснулись широкого аспекта – «смены курса развития школы». Субъективно я вам верю, что так оно и есть, но статус научной статьи предполагает, что все это необходимо экспериментально доказывать, обобщать, обосновывать. Статья требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх