-
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры и спорта"
Студент
Захаров Павел Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики спортивных игр, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
УДК 796.323.2
Большинство российских специалистов считают проблемой современного баскетбола – «недостаточную эффективность индивидуальных защитных действий баскетболистов» как «фундамента, необходимого для организации эффективных групповых и командных действий в защите»[1].
Цель работы – разработать и обосновать элементы методики формирования навыка индивидуальных защитных технико-тактических действий студентов-баскетболистов различного амплуа.
Объект исследования – процесс индивидуальной защитной технико-тактической подготовки баскетболистов-студентов.
Предмет исследования – элементы методики формирования навыка индивидуальных защитных технико-тактических действий студентов баскетболистов различного амплуа.
Задачами данного исследования являются следующие:
- изучить особенности методик формирования навыка индивидуальных защитных технико-тактических действий баскетболиста;
- определить типологию профиля направленности стиля игровых действий баскетболистов различного амплуа 18-22 лет;
- разработать и экспериментально обосновать элементы методики обучения навыку индивидуальных технико-тактических защитных действий студентов-баскетболистов с учетом психологического и методико-педагогического подходов.
В процессе исследования применялись методы - анализ учебной, справочной, научной, методической литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение в процессе соревновательной и тренировочной нагрузки; педагогический эксперимент; статистический анализ данных, полученных в ходе эксперимента.
База для исследований - команда СГАФКСТ «Академспорт» – 12 студентов групп-специализаций «Баскетбол» 1-4 курсов активного игрового состава, возраст игроков 18-22 года. Было установлено, что на особенности формирования индивидуального ТТД в защите влияет ролевая типология, к которой склоняется каждый игрок.
Как показало исследование, игровое ампула игроков формально практически совпало с игровой ролью.
Таблица 1. Значения «ролевой» направленности игровой борьбы баскетболистов (n=6)
Ролевая ориентация |
Номер игрока |
1 |
2 |
3 |
Нападающие |
3, 2 |
61,5 |
41,6 |
39,5 |
Защитники |
1, 4 |
19,8 |
29,8 |
34,7 |
Нап./защ. |
1,5 |
18,3 |
25,2 |
27,5 |
1 – анкетирование, 2 – оценка эксперта, 3 – коэффициент эффективности игровой деятельности.
Наглядно преобладание основных качеств у трех игровых типов представлено на рисунке 1.
Рис. 1 – Стиль игровой направленности в зависимости от профиля и типологической направленности игроков - баскетболистов
Для эффективности формирования навыка индивидуальных ТТД необходима корректировка психологических качеств игроков – формирование «желания», «агрессивности», «ответственности», «коммуникации». После внедрения элементов методики формирования психологических умений (рисунок 2) уровень КЭИД в экспериментальной группе увеличился.
Рис. 2- Методика формирования психологических умений
Таблица 2. КЭИД в защите у баскетболистов до и после эксперимента
Игровой стиль
КЭИД в защитных действиях |
Атакующий стиль |
Оборонительный стиль |
Комбинаторный стиль |
До эксперимента |
0,35 |
0,57 |
0,44 |
После эксперимента |
0,52 |
0,59 |
0,53 |
Таблица 3. Результаты индивидуальной эффективности в защите (по методике Л. Роуза)
|
Оценка эффективности экспериментальной группы |
Оценка эффективности контрольной группы |
||||
показатели |
плюс + |
минус- |
показатели |
плюс + |
минус |
|
Броски выполненные попытки |
21-45 |
+47 |
-55 |
17-45 |
+39 |
-79 |
Трехочковые броски выполненные -попытки |
4-16 |
+17 |
-32 |
7-18 |
+20 |
-45 |
Штрафные броски - выполненные попытки |
9-15 |
+9 |
-12 |
11-18 |
+11 |
-9 |
Подборы |
31(11/20) |
+45 |
|
31(11/20) |
+40 |
|
Результативные передачи |
10 |
+36 |
|
6 |
+20 |
|
Персональные фолы |
13 |
|
-13 |
16 |
|
-19 |
Потеря мяча |
11 |
|
-24 |
8 |
|
-17 |
Перехваты |
6 |
+10 |
|
4 |
+8 |
|
Блок-шоты |
7 |
+7 |
|
0 |
0 |
|
Всего |
|
+171 |
-136 |
|
+138 |
-169 |
Общий счет |
|
+35 |
|
|
|
-31 |
Выводы
1. Обучение индивидуальным технико-тактическим защитным действиям студентов баскетболистов различного амплуа должно осуществляться с использованием комплекса психологических и методико-педагогических приемов, направленных на соединение физического (технического), тактического и личностного элементов.
2. В начале обучения данному навыку нужно устанавливать характер типологического профиля баскетболистов, их предрасположенность к какому-либо стилю игровой борьбы.
3. Для повышения эффективности отработки защитных действий в процессе тренировок и соревновний необходимо использовать методику целевого формирования определенных личностных качеств, которые развиваются в процессе тренинга психологических умений и последовательном формировании нужных в защите психологических качеств посредством применения специальных упражнений и тренингов.
Комментарии пользователей:
16.06.2018, 8:14 Богданова Татьяна Владимировна Отзыв: Статья актуальна в контексте развития современного баскетбольного движения. Показывает комплексный подход к формированию индивидуальных технико-тактических действий (элементы технической, тактической, психологической, методической подготовки) студентов баскетболистов с учетом различного игрового амплуа. Сильной стороной работы является то, что авторы опираются на опыт специалистов отечественного баскетбола, а также тренеров и специалистов других стран, в частности, США, где баскетбольное движение достаточно хорошо развито с точки зрения практической подготовки и теоретического ее обоснования. Работа доказательная, приводятся данные по результатам исследования (педагогический эксперимент), сделаны обоснованные выводы. Статья вполне заслуживает рецензии специалистов. |
4.07.2018, 16:47 Кузнецов Сергей Алексеевич Отзыв: Статья Боровикова И.С. «Формирование навыка индивидуальных технико-тактических действий в защите игроков студенческих команд различного амплуа с учетом комплексного подхода» актуальна, написана грамотным научным языком, структура соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, основана на экспериментальных данных, которые сами по себе представляют определенный интерес. Вместе с тем, объем статьи недостаточен для описания приведенных экспериментальных данных; следует привести в соответствие задачи и выводы; для облегчения восприятия и повышения научной значимости желательно описать методику, по которой получены приводимые данные; в названии статьи следует конкретизировать, – о каком виде спорта идет речь. После доработки статья может быть рекомендована к публикации. С уважением С.А. Кузнецов. |