Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Политология
Размещена 04.06.2018.
Просмотров - 1056

ДЕМОКРАТИЧНО ЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ?

Ульянова Юлия Семеновна

Кандидат исторических наук, доцент

Северо-Кавказский Федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Аннотация:
В Армении, после перехода к парламентской республике на должность премьер-министра был избран, вопреки планам правящей элиты, депутат от оппозиционной фракции. «Революция любви», как ее назвали, прошла при массовой поддержке населения и обозначила новые векторы развития политической системы Армении.


Abstract:
In Armenia, a former presidential republic made by the parliament, so that the newly elected president could identify the former president of the republic as prime minister, the idea was not given. This post was given to a member of parliament from a non-influential party faction; processes unique, innovative, original for political science.


Ключевые слова:
парламентская республика; выборы премьер-министра; политическая новация; расширение демократии

Keywords:
parliamentary republic; election of the Prime Minister; expansion of democracy


УДК 323

Введение. Политики США давно убеждают мировое сообщество в том, что высшая человеческая ценность - это «демократия» с широтой свободы личности, и что именно их страна способствует утверждению этого политического режима в государствах, где опыт демократических преобразований недостаточен. Высшим проявлением демократичности являются свободные конкурентные выборы гражданами первых лиц государства, возможность выдвижения альтернативных кандидатов.

Скорее неожиданно, чем намеренно, Армения показала свою уникальность в отношении демократического выбора. Когда «Национальный Совет» своим решением заменил общенародные выборы президента республики на выборы его парламентариями (13.12.2017 г.), демократия не получила дальнейшего развития. Новоизбранный президент с меньшими, чем прежде полномочиями, провел через парламент в премьер-министры своего избранника, сложившего по конституции полномочия главы государства, в связи с истечением срока. Далее развился общественно-политический кризис.

Известный населению республики оппозиционный депутат, лидер фракции «Елк» («Выход»), Никола Воваевич Пашинян публично заявил, о несогласии с этим решением и о необходимости обновления правящей элиты страны. В качестве будущего премьер-министра он представил свою кандидатуру. Массовые протестные выступления ереванцев против «запланированного премьера» Сержа Саргсяна показали давно зревшее недовольство общества «засидевшейся властью». Протест поспешили назвать «новым Майданом», а затем и «бархатной революцией», т.к. власть не  применила силу  против своих граждан. Частичное обновление правящей элиты произошло без человеческих жертв, хотя выборы в парламенте были безальтернативными. Кандидатуры от правящей и других политических организаций не рассматривались.

Если бы по призыву Н.В. Пашиняна центральная площадь Еревана и прилегающие к ней улицы не заполнились его сторонниками, можно было бы считать, что лидер протеста не знает степень социального напряжения и общественных настроений. По количеству его сторонников, протестующих против «перемещения» бывшего президента в премьер–министры и против поспешно назначенного парламентом и.о. премьера К.В. Карапетяна, а также по степени организованности протестующих, невозможно допустить, чтобы они действовали по указанию «из вне» для «расширения демократии на постсоветском пространстве».

Полиция республики не использовала силовых методов против разгона демонстрантов. Протестующие, в свою очередь, не намеревались врываться в здание парламента, где длительно обсуждался вопрос о новом премьер-министре. Социально–политическое напряжение спало только тогда, когда было объявлено (01.05.2018 г.), что с учетом общественных настроений парламент вновь рассмотрит вопрос о выборах премьер-министра 8 мая 2018. Второй раунд выборов Н.В. Пашиняна прошел в пользу члена оппозиционной партии. Таким образом:

- не согласившийся с осуществленным назначением премьер-министра, посчитавший себя достойным занять эту должность оппозиционный политик, вывел на центральную площадь республики своих многочисленных сторонников;

- власть не применила к митингующим силовые методы, хотя такие действия были бы законными;

- правящая элита приняла во внимание общественные настроения, сформировавшиеся на почве социального неблагополучия, провела обсуждение и перевыборы только что назначенного премьер-министра;

- если Н.В. Пашинян не прошел при первом обсуждении (45 голосов «за» при необходимости по минимуму 53), то повторное голосование в парламенте дало ожидаемый результат (59 голоса «за»);

- поддержка многими депутатами от правящей Республиканской партии кандидатуры Н.В. Пашиняна продемонстрировала готовность к диалогу и сотрудничеству;

- в Армении удалось избежать конфронтации власти и общества, обострения внутриэлитного конфликта, драматического развития событий конца апреля –начала мая 2018 г.

На наш взгляд, эти события заслуживают большего внимания, чем просто сообщения о них журналистов в СМИ. Свою  позитивную оценку исхода событий выразил Седдон М., назвав Н.В. Пашиняна «обычным человеком» [5]. Пытался найти задатки одержанной победы в биографических данных нового главы правительства Гришин А. [2]. Но как отметила Цуканова А. [6], у Н.В. Пашиняна одни позиции были вначале его политической деятельности и прямо противоположные обнаружились в борьбе за должность премьер-министра. Вопрос о том кем он был, и кем стал, как ему удалось изменить расстановку сил на политическом поле, осветила Болгова Е., применив термин «бархатная революция» [1]. Но эти новации необходимо исследовать.

Объект исследования обновление правящей элиты Армении в апреле-мае 2018 г.

Предмет исследования - механизм замены «назначенного» премьер-министра на лидера системной оппозиции под давлением массового гражданского протеста.

Задачи исследования - причины редкого для политического процесса определения премьер-министра из числа оппонентов власти.

Методы исследования политологические с учетом фактов, поиска причин не традиционного развития событий.

Актуальность темы представляется в сохранении и развитии  экономических и геополитических связей Армении и России.

Политические  новации. Как правило, партия, располагающая большинством мандатов в парламенте, вносит в Конституцию удобные для себя изменения статей законов, если «гражданское общество» не выступает против. Когда правящая Республиканская партия в заксобрании Армении провела решение о переходе от президентской республики к парламентской, у оппозиционных сил, у граждан республики не возникло возражений. О таких вариантах выборов президента и премьер-министра, к которому переходила вся полнота власти, было известно из опыта других стран.

Действовавший президент Серж Саргсян освободил занимаемую должность после истечения двух президентских сроков, а парламент выбрал Армена Саркисяна (09.04.2018 г.) президентом с меньшими, чем были раньше, полномочиями. Но руководитель парламентского блока «Елк» Н.В. Пашинян («паша» по-тюркски - высокий политический деятель) от имени всей оппозиции выразил несогласие, когда новый президент выдвинул на должность премьер-министра прежнего - Сержа Саргсяна, провел его кандидатуру через голосование в парламенте (17.04.2018 г.). Н.В. Пашинян заявил о необходимости обновления власти, так как «всякая монополия вредна», и что она не способствует развитию демократии. На призыв оппозиционеров откликнулись люди всех возрастов от студентов до пожилых лиц.

С 13 апреля 2018 г. начало развиваться протестное движение «Мой шаг» с митингами, демонстрациями, шествиями и требования ухода в отставку «старого-нового» премьера, которому после встречи с Н.В. Пашиняном 23 апреля 2018 г. пришлось сложить полномочия. Через два дня после отставки протесты вспыхнули вновь. 25 апреля 2018 г 100 тыс. человек вышли на митинг. Подавляющее число участвующих считали, что они и есть реальная власть, раз им удалось сместить Сержа Саргсяна. Заметим, что парламент Армении с назначением бывшего президента на должность премьер-министра действовал конституционно. В главном государственном документе не сказано, что бывший президент не может стать премьер- министром.

На освободившуюся должность «снизу», инициативно выдвинули Н.В. Пашиняна при том, что возглавляемая им парламентская фракция не является ведущей. При первом голосовании парламентариев он не получил нужного количества голосов. Социально-политический конфликт углубился, уличные протесты стали нарастать. При повторном, отложенном на неделю голосовании, Н.В. Пашинян набрал недостающие голоса. Такого развития событий в Армении прежде не было. Почему оппозиционер был стихийно, но массово поддержан ситуативно созданным «фронтом» его сторонников, и почему власть не стала чинить препятствий запущенному им движению? Это главный вопрос повествования.

В первую очередь нуждается в объяснении замена выбора президента республики всенародным голосованием выборами его членами «Национального собрания» из 105 народных избранников. Указанный вид изменений необходим правящей партии, если ее ведущие позиции в партийной системе и поддержка электората не особенно убедительны. Во фракции от Республиканской партии состоит 58 депутатов, в «блоке Царукяна» - 31, у блока «Елк» всего 9, у партии «Дашнакцутюн» («Союзничество») - 7. Депутаты последнего из указанных подразделений примкнули к бывшей в меньшинстве партии «Выход» Н.В. Пашиняна. Превышение мандатов правящей партии над совокупностью остальных депутатов небольшое (55%:45%). Но этого оказалось недостаточным для уверенности в том, что кандидат от этой политической организации завоюет должность президента республики на очередных всенародных выборах. В этом случае, при сохранении своей позиции в законодательном собрании, перед партией появилась возможность в условиях парламентской республики выбрать на президентскую должность «своего» кандидата.

Стоит добавить, что не только правящая Республиканская партия, но и общество, в целом настроено на сокращение бюджетных расходов при осуществлении выборов первых лиц государства. При этом также исключается конфликт между ветвями власти, хотя управление государством концентрируется в руках одной политической силы. Может ли этот тренд быть оправданным в контексте политических процессов на постсоветском пространстве? Но есть и более важное обстоятельство. Если избранный парламентом новый президент сделает бывшего президента премьер-министром, то где гарантии того, что этот премьер-министр затем не будет вновь избран президентом? Ведь такие случаи были.

Если народ удовлетворен уровнем жизни в стране, если проводимая внутренняя и внешняя политика государства отвечает интересам большинства населения, то для чего тогда менять правящую элиту? В случае невозможности избираться на первую должность государства более двух раз подряд, возможно применить своеобразную «рокировку»? Системная оппозиция во главе с Н.В. Пашиняном связала низкий уровень жизни рядового народа, безработицу, инфляцию исключительно с политикой президента Сержа Саргсяна, правящего страной с 2008 г. по 2018 гг. У всех претензий экономический характер. Большинство протестующих заявляло, что за 10 лет правления С. Саргсяна «жизнь не улучшилась - даже наоборот». Оппозиционеров поддержала одна их крупнейших финансово-промышленных групп Армении. На их стороне была также армия.

Политическое поведение «Блока Царукяна» с 31-м парламентарием неопределенно. Тогда, когда у оппозиционеров «Елк» всего 9 депутатов, как удалось просчитать, что члены других фракций, включая доминирующую, проголосуют «за»?

Журналисты, политические обозреватели, блогеры представляли причины, как они им давались, затянувшимся экономическим неблагополучием в Армении. От имени оппонентов власти выступил Н.В. Пашинян, настаивая на необходимости изменений в политическом поле. Его сторонники оценили его политическую волю, решимость, знание настроений в обществе. Свобода слова и мнений, прямая демократия, воздержание от применения силы властями, способствовали мирному разрешению социально –политического кризиса.

Избранный премьер Армении не новичок в политике. Он по профессии журналист, создатель политизированного объединения «Альтернатива» [7], участвовал в работе «Консервативной партии» (с 1991 г.) и партии «Демократическая родина» (с 2001 г.). «Альтернатива» была создана им перед выборами в парламент в 2004 г. для прохождения в депутаты. Еще в 2007 г. он критиковал работу Сержа Саргсяна, бывшего тогда премьер-министром при президенте Роберте Кочаряне. Н.В. Пашинян участвовал в работе избирательного штаба кандидата в президенты Левона Тер-Петросян (2008 г.).

На выборах в «Национальное собрание» в 2012 г. от блока «Армянский национальный конгресс», ему не удалось стать парламентарием, как и быть избранным на должность мэра столицы в 2017 г. Блок «Елк» был создан им недавно, в 2017 г., объединением «Гражданской инициативы», «Светлой Армении» и «Республики».

Н.В. Пашинян, выступая на митингах и в парламенте, заявлял, что отношения между его республикой и Россией будут развиваться и дальше. Армения останется членом «Евразийского Экономического Союза» (ЕАЭС) и «Организации договора о коллективной безопасности» (ОДКБ). Но руководство «Елк» прежде сообщало о своих намерениях, вывести республику из состава ЕАЭС. Доводами были: падение ВВП (на 8%), сокращение рабочих мест (на 13%), по международным резервам (на 40%), рост государственного долга (на 10%) [4]. Все это и вело к росту цен.

Среди других причин экономического кризиса называют: господство монополий, тотальную коррупцию, зависимость экономики от импорта. Но создается впечатление того, что вся эта критика заимствована из трудов российских критиков трансформации своей республики. Н.В. Пашинян не только не высказал негативную позицию относительно ЕАЭС, но и принял участие в его работе в Сочи. В среднесрочной перспективе им названы:

- обеспечение безопасности республики;

- отмена визового режима с «Европейским союзом» (ЕС);

- заключение с Европой соглашения о свободной торговле.

Наболевшая проблема Нагорного Карабаха, обособившегося от Азербайджана, по его представлению, может быть решена путем диалога, а не противостояния, которое препятствует сотрудничеству с соседней республикой.

Уникальное геополитическое положение Армении привлекает внимание США. Ведь посольство этой страны в Ереване по численности посланных сюда на втором месте в мире. В нем работает 2.000 человек, в то время как в посольстве Российской Федерации всего 60 сотрудников. В целом, в Армении 2.500 американских дипломатов при населении этой республики в 3 миллиона человек. В 2009 году насчитывалось более 3 тысяч НКО. Не многие страны мира находятся в таком выгодном географическом положении для внешней политики США, как Армения. Посредством экономических и дипломатических стимулов США пытаются превратить ее в своего союзника. Причастны ли США к событиям «Армянской весны» или нет, покажет время.

Обобщая изложенное, можно прийти к следующему:

- события «Армянской весны» показали не удачу плавного перехода политика, отработавшего 2 президентских срока, на должность премьер- министра с сохранением всей полноты власти в условиях парламентской республики;

- в ходе «ереванской революции» была ликвидирована вся вертикаль власти, созданная С. Саргсяном;

- поддержка правящей партией оппозиционера на должность премьер- министра - политическая новация;

- инициатива выдвижения Н.В. Пашиняна принадлежала не правящей парламентской фракции, а оппозиционно настроенным гражданам, массовое ситуационное протестное движение которых он возглавил;

- появление на политическом поле Армении новых лидеров может привести к изменению политического курса страны;

- в связи с досрочными парламентскими выборами, в Армении произойдет изменение политического ландшафта.

Библиографический список:

1. Болгова Е. Премьер-министром Армении стал лидер оппозиции Никол Пашинян [Электронный ресурс] URL // https://www.kp.ru/ (дата обращения 12.05.2016).
2. Гришин А. Биография Никола Пашиняна: кто стоит за лидером оппозиции в Армении [Электронный ресурс] URL //https://www.stav.kp.ru/ daily/26824.4/3861118/ (дата обращения 12.05.2016).
3. Президент Армении назвал причину народных волнений в стране (24.04.2018) [Электронный ресурс] URL //https://www.kursiv.kz/ (дата обращения 12.05.2016).
4. «Елк» пытается начать кампанию за выход Армении из ЕАЭС [Электронный ресурс] URL //https://www.ritmeurasia.org/news-2017-09-25-elk-pytaetsja-nachat-kampaniju-za-vyhod-armenii-iz-eaes-32529 (дата обращения 12.05.2016).
5. Седдон М. Обычный человек из Армении на пороге победы на выборах [Электронный ресурс] URL //https://www.inopressa.ru/article/08may2018/ft/ armenie.html (дата обращения 12.05.2016).
6. Цуканова А. Никола Пашинян – один человек, два образа [Электронный ресурс] URL //https://www.fondsk.ru/news/2018/04/26/nikol-pashinjan-odin-chelovek-dva-obraza-46018.html (дата обращения 12.05.2016).
7. Щипанов М. Никол Пашинян: пять фактов о лидере армянских бунтовщиков [Электронный ресурс] URL // https://news.ru/politika/kto-vy-mister-pashinyan/ (дата обращения 12.05.2016).




Рецензии:

4.06.2018, 20:19 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Мне довелось рецензировать предыдущий вариант статьи Ульяновой Ю.С., которая ныне с измененным заголовком. Ее ценность прежняя. Она к усилению внимания к происшедшим в Армении кадровым изменениям с надеждой на то, что отношение этой республики к России не ухудшится. От корректировок текста работа не пострадала. Замечаний к работе нет, она достойна публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх