Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 05.06.2018.
Просмотров - 4468

Современное состояние закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Собецкий Максим Анатольевич

нет

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

студент

Сироткин Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)


Аннотация:
В статье рассматривается развитие закупок за 2015 по 2017 год.


Abstract:
The article discusses the development of procurement for 2015 to 2017.


Ключевые слова:
закупки; госзаказ

Keywords:
custom


УДК 336.145.2

Тема взаимодействия государственных заказчиков с подрядными организациями всегда была и является сейчас одной самой обсуждаемой темой в экономическом плане. Несмотря на проводимые в системе госзакупок реформы, базовые принципы проведения процедур закупок, но с элементами определенной «реконструкции» некоторых положений закона, были взяты из предыдущих нормативно-правовых актов, регулирующих госзакупки в России. При этом в новом законе значительным изменениям подверглись общие положения. Были введены такие инновации как планирование, аудит и контроль закупки после заключения контракта, их общественное обсуждение и т.д. Несомненно, определенное воздействие подобные нововведения на процедуру закупки окажут, например, в рамках внедрения системы обеспечения контракта в форме дополнительной финансовой гарантии. В то же время для многих госзакупок очень важна компетенция лиц, которые занимаются подготовкой документации к различным видам торгов. Данные обстоятельства определяют актуальность данной статьи.

Развитие рынка закупок в национальной экономике связано, во-первых, с необходимостью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, во-вторых, с рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный и торговый оборот. Сегодня Правительством Российской Федерации ставится задача использования преимуществ и расширения системы планирования при осуществлении государственных и муниципальных закупок, улучшения сбалансированности поставок для нужд национальной экономики с применением торгов при заключении контрактов [1]. Государственные закупки направлены на решение не только экономических, но и политических, социальных, экологических и общественных задач [2]. Рассмотрим динамику заключенных государственных и муниципальных контрактов в 2013-2017 гг. (таблица Таблица 1).

Таблица 1. Динамика заключенных государственных и муниципальных контрактов 

Пока-затель

2013г.

2014г.

2014 г. к 2013 г.

2015г.

2015 г. к 2014 г.

2016 г.

2016 г. к 2015 г.

2017 г.

2017 г. к 2016 г.

1

Коли-чество заклю-ченных госу-дарст-венных и муници-пальных контрак-тов

2896979

3760510

129,8

2768390

73,6

3300779

119,2

3444708

104,4

2

Коли-чество лотов по госу-дарст-венным и муници-пальным контрак-там

1572377

1868434

118,8

2013579

107,7

2228141

110,7

3085448

138,5

3

Сум-марная стои-мость закупок, млн.руб.

6103893

5903848

96,7

5512871

93,4

5442891

98,7

5426637

99,7

 

Количество заключенных государственных и муниципальных контрактов в 2014 году увеличилось на 30 % по сравнению с 2013 годом и составило 3 760 510, а в 2015 году, наоборот, уменьшилось на 26 % по сравнению с 2014 годом и составило 2 768 390 контрактов. Рост заключенных контрактов в 2014 году произошел из-за того, что заказчики захотели «закупиться» заранее, до вступления в силу с 1 января 2015 года закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ввиду этого количество лотов также выросло: на 18,8% в 2014 г. к уровню 2013 г. и на 7,7% в 2015 г. к уровню 2014 г.

Спад в 2015 году объясняется тем, что уже первый этап применения нового закона о контрактной системе выявил ряд проблем в размещении госзакупок, в числе самых острых - кадровые и технологические. Однако в 2016-2017 гг. ситуация несколько улучшилась, хотя за 5 лет в целом число контрактов выросло незначительно - на 18,91%, притом, что число заказчиков за это время выросло только на 9%. Количество лотов в 2017 г. к уровню 2016 г. выросло на 38,5%, а заключенных контрактов всего на 4,4%. Но все же возникли некоторые проблемы вновь введённой системы, среди них: большая часть планов-графиков размещена на информационных порталах в нарушение законодательства в нечитаемом виде [5]. Сложностью в реализации закона 44-ФЗ является подготовка заказчиками годовых планов-графиков, которые являются весьма забюрокраченной процедурой.

Несмотря на рост количества лотов и заключенных контрактов, с 2013 г. наблюдается ежегодное снижение суммарной стоимости закупок. Так в 2013 г. суммарная стоимость закупок составляла 6103893 млн.руб., а в 2017 г. уже 5426637 млн.руб.

Еще один недочет - в ходе общественного обсуждения миллиардных контрактов учувствуют лишь единицы экспертов, способные осуществлять глубокую экспертизу. Практика показывает, что новая система требует большего количества экспертов для ее нормальной реализации [5]. По данным Доклада Министерства экономического развития [3] всего в 2017 году на официальном сайте zakupki.gov.ru доступна информация о проведении процедуры обязательного общественного обсуждения 337 крупных закупок, начальная (максимальная) цена контрактов в которых составляет 1,05 трлн. рублей или 16,2% от общего объема размещенных извещений.

Увеличение количества лотов за  2013-2017 гг. связано, прежде всего, с тем, что заказчики столкнулись с проблемой возможности включения в один лот разной продукции, которая, тем не менее, функционально друг с другом связана [6]. По этой причине у заказчиков возник стимул деления закупки на меньшие лоты, с целью снижения вероятности ограничения конкуренции, что не всегда оправдано. Данные о количестве лотов по стоимости контрактов представлены в таблице Таблица 2.

Таблица 2. Число заявок с различной стоимостью контрактов

Стоимость лота

2015

2016

2017

Прирост, %

До 50 000 руб.

240 000

310 000

570 000

137,5

До 100 000 руб.

200 000

250 000

350 000

75

100 001 - 1 000 000 руб.

1 200 000

1 400 000

1 300 000

8,3

1 млн. - 10 млн.руб.

390 000

430 000

260 000

-33,3

10 млн.руб. - 100 млн.руб.

51 000

55 000

30 000

-41,2

Свыше 100 млн.руб.

5 800

6 600

3 800

-34,5

 

Данные таблицы Таблица 2 подтверждают ранее сделанный вывод о том, что происходит смещение в пользу мелких закупок - самый значительный прирост числа закупок в диапазоне от 0 до 50 тысяч рублей - на 137%, в то время как по крупным закупкам наблюдается тенденция к сокращению их числа. Дробление закупок, с одной стороны, свидетельствует о стремлении заказчиков осуществить в рамках действующего законодательства закупку у единственного поставщика, а с другой - позволяет расширить конкуренцию в этой сфере, т.к. практика государственных закупок демонстрирует рост числа участников конкурсов и аукционов со снижением стоимости закупки.

В среднем цена одного контракта, заключенного на федеральном уровне, составила порядка 2,7 млн. рублей, на региональном уровне - более 1,4 млн. рублей, а на муниципальном - около 0,94 млн. рублей (рис. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Информация о заключенных контрактах в 2016-2017 гг.

Отметим также, что количество зарегистрированных заказчиков на сайте также с каждым годом увеличивается, что наглядно представлено в таблице 3.

Таблица 3. Динамика количества зарегистрированных государственных и муниципальных заказчиков в 2013-2015 гг. 

Количество зарегистрированных заказчиков

2013 г.

2014г.

2015г.

2016 г.

2017 г.

Прирост в

%

по 44-ФЗ (94-ФЗ)

234 900

246428

256188

263489

282891

20,43

по 223-ФЗ

16 859

45664

74126

79248

86419

412,60

 

Так, если в период с 2013 по 2017 гг. количество зарегистрированных заказчиков, работающих в рамках контрактной системы, увеличилось лишь на 20,43%, то количество заказчиков, работающих в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г., увеличилось на 412,60%. На основании вышесказанного можно предположить, что заказчики воспользовавшись тем, что положениями 44-ФЗ установлены случаи закупок бюджетных учреждений с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ, попросту «перебежали» с работы по одному закону на другой, что весьма объяснимо, ведь закон №223-ФЗ «более мягкий» по своим требованиям в работе, чем 44-ФЗ (94-ФЗ).

Рисунок 2. Топ-5 заказчиков по общему объему извещений

На рис. Рисунок 2 представлены объемы закупок пяти крупнейших заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Более 13% от общего объема извещений 2017 года размещено указанными заказчиками.

По результатам закупочной деятельности в 2017 г. более 564,8 тыс. закупок на сумму более 1,2 трлн. руб. были признаны несостоявшимися (рис. Рисунок 3), что на 9,2% и 7,5% соответственно меньше данных показателей по итогам 2016 г. Доля несостоявшихся процедур в общем количестве и объеме размещенных в 2017 г. извещений составляет 17% и 19% в количественном и суммарном выражении соответственно.

49% в общем объеме несостоявшихся процедур (более 593,8 млрд. рублей) составляют процедуры определения поставщика, признанные несостоявшимися ввиду подачи или допуска одной заявки и по результатам проведения которых были заключены контракты. В результате общий объем экономии от таких процедур составил 20,8 млрд. рублей (3,5%).

 

Рисунок 3. Доли количества и общего объема несостоявшихся процедур в 2017 г.

Значимую долю в общем объеме несостоявшихся процедур по определению поставщика составили электронные аукционы, среди которых 52,2% признаны несостоявшимися. При этом их удельный вес в общем объеме размещенных в 2017 г. извещений об осуществлении таких процедур составляет около 14,9%.

Рисунок 4. Доли причин признания процедуры несостоявшейся по общему объему извещений в разрезе способов закупки за 2016–2017 годы

Основная причина признания несостоявшимися электронных аукционов это несоответствие вторых частей заявок участников требованиям  аукционной документации (рис. Рисунок 4), общий объем извещений таких процедур составил около 320,4 млрд. рублей (46,4%). Также следует отметить, что количество таких процедур в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.

В 2017 году было расторгнуто 545 860 контрактов общим объемом более 1,2 трлн. рублей, что на 22,6% и 25,3% соответственно превышает аналогичные показатели 2016 года (рис. Рисунок 5).

Рисунок 5. Количество и общий объем контрактов, расторгнутых в 2017 году

Как в 2016, так и в 2017 году расторжение контрактов в основном осуществляется по соглашению сторон. 

В соответствии с п.1 ст.30 Федерального Закона № 44-ФЗ заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 ст. 30 закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. В таблице Таблица 4 представлено количество лотов, опубликованных и размещенных у СМП в 2015-2017 гг.

Данные таблицы Таблица 4 свидетельствуют о расширении участия малого бизнеса в государственных закупках. Число заявок за 3 года выросло более чем в 2 раза. Однако при этой доля заявок субъектов МП, выигравших торги, постоянно сокращается. Кроме того, вклад малого бизнеса пока остается крайне скромным, поскольку суммарная стоимость контрактов, заключенных с субъектами МП, не превышает 4%.

Таблица 4. Динамика закупок у субъектов МП в 2015-2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Количество заявок для субъектов МП

495,8

626,7

1 061,9

- в % от общего кол-ва поданных заявок

12,60%

16,59%

27,75%

Количество заключенных контрактов и договоров с субъектами МП

156,9

185,2

310,6

в % от общего кол-ва заключенных контрактов

1,32%

1,28%

4,64%

Количество заявок субъектов МП, выигравших торги, тыс.

157,7

186,4

303,2

в % от общего кол-ва участников, выигравших торги

14,55%

14,30%

23,46%

в% от количества заявок, поданных субъектами МП

31,81%

29,74%

28,55%

Стоимость заключенных контрактов и договоров с субъектами МП

117 737,8

126 757,1

226 499,6

в % от числа заключенных договоров

1,64%

1,84%

3,58%

 

Несмотря на общее количество объявленных процедур, фактически заказов, размещенных среди субъектов всегда меньше, так как часть из них в итоге признаются несостоявшимися. Одной из причин того, что на участие в торгах не подается ни одной заявки, является низкая доступность информации, невысокий уровень осведомленности и доверия предпринимателей к государственным закупкам [4]. Участие в торгах требует достаточно высокой квалификации, а также определенных финансовых, временных затрат и трудовых ресурсов, что не всегда под силу субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время широкое распространение получили госзакупки посредством проведения электронного аукциона. Государственные закупки осуществляются с помощью следующих операторов электронных площадок - ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов», ООО «РТС-тендер», АО «ЕЭТП» - Единая электронная торговая площадка», ЭТП ММВБ «Госзакупки», а также ГУЛ «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».

В течение 2017 года через данные электронные площадки заключено 1 893 405 контрактов, что на 255 691 контракт больше, чем в 2016 году (табл. Таблица 5).

Таблица 5. Количество контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной форме за 2014-2017 годы

Электронная площадка

Год

Всего

2014

2015

2016

2017

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

395 868

442 975

471 838

758 554

2 069 235

ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан»

26 087

35 327

36 467

59 528

157 409

ООО «Единая электронная торговая площадка»

126 370

165 098

185 632

282 734

759 834

ООО «РТС-тендер»

62 323

111 473

157151

434 642

765 589

ЗАО «ММВБ-ИТ»

21 490

30 047

32 066

94 177

177 780

ИТОГО

632 138

784 920

883 154

1 629 635

3 929 847

 

Так, по данным проведенного анализа, наблюдается преобладание на рынке электронных аукционов ЗАО «Сбербанк-АСТ», которое в 2016 году имело 50 % доли заключенных контрактов, а в 2017 году - 47 %, это вызвано тем, что увеличилась доля РТС-тендер с 25 % до 29 % в 2016 и 2017 годах соответственно. Примерно по 19 процентов от общего числа контрактов было заключено на электронных площадках ООО «РТС-тендер» и ОАО «Единая электронная торговая площадка», по 4,5 процента на площадках ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» и ЗАО «ММВБ-ИТ».

По данным Единой информационной системы в сфере закупок можно говорить о наличии добросовестной конкуренции в государственных заказах, о чем свидетельствуют показатели рис. Рисунок 6.

Рисунок 6. Распределение цен заключенных контрактов по способам определения поставщика, % [3]

 

С учетом географических особенностей России и возможностей, предоставляемых техническим прогрессом, применение публичных закупок в виде электронного аукциона может рассматриваться как положительное явление. Этот способ заключения договора имеет несомненные достоинства: уменьшение издержек, связанных с заключением договора, в частности, транспортных расходов, расходов на проживание представителя стороны в месте проведения торгов; упрощение процедуры заключения договора; устранение лишних посредников, функции которых сводятся лишь к участию в процессе заключения договора и не связаны с его исполнением. Это соответственно позволяет обеспечить прозрачность государственных расходов и оказать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно сказать, что в целом контрактная система в нашей стране заработала. Тем не менее, многих проблем новый закон о контрактной системе так и не решил. К числу основных из них можно отнести:

- отсутствие комплексной нормативно-правовой основы, позволяющей системно применять закон №44-ФЗ, что ведет к тому, что организации, работающие по 44- ФЗ «перебегают» в 223 ФЗ;

- единичное участие экспертов в обсуждении крупных госзакупок;

- «дробление» закупок на более мелкие;

- проблемы, связанные с подготовкой кадров для работы по 44-ФЗ;

- малоактивное участие малого и среднего бизнеса (МСБ) в процедурах государственных и муниципальных закупок.

Библиографический список:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
2. Борисова Е. В. Логистика закупок: изменения законодательства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 406.
3. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7d310d4a-70fe-4849-b895-c3ab0aa07f67/monitor44.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=7d310d4a-70fe-4849-b895-c3ab0aa07f67, свободный.
4. Крамин Т.В., Григорьев Р.А., Крамин М.В. Оценка влияния федеральной контрактной системы России на эффективность государственных закупок: региональный анализ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015.- № 3 (22). С. 30-33.
5. Першина М. №44-ФЗ: сложности адаптации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80atnddcf.xn- -p 1 ai/articles/zakonotvorchestvo/_44-fz_slozhnosti_adaptacii.html, свободный.
6. Сидоренко А.И. Правовая неопределенность как средство ограничения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 77.




Рецензии:

4.07.2018, 11:46 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Сироткина В. А. и Собецкого М. А. на основе статистических данных рассмотрена динамика государственных и муниципальных закупок для нужд национальной экономики с применением торгов при заключении контрактов. Авторы показали, что в целом контрактная система в нашей стране заработала. В статье определены проблемы, которые новый закон о контрактной системе так и не решил. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А..



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх