Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Управление инновациями
Размещена 03.07.2018. Последняя правка: 02.07.2018.
Просмотров - 1628

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Утемишев Равиль Рафаилович

Казанский (Приволжский) федеральный университет

магистрант

Хафизов Ильдар Ильсурович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по образовательной деятельности инженерного института, Казанский (Приволжский) федеральный университет


Аннотация:
В статье отражены преимущества внедрения системы менеджмента качества инновационных продуктов на предприятии, предложены этапы по введению.


Abstract:
The article contains the advantages of introducing a quality management system for innovative products at the enterprise are reflected, stages for introduction are suggested.


Ключевые слова:
инновационный продукт; системы менеджмента качества

Keywords:
innovative product; quality management system


УДК 006.07

Введение: С момента появления рыночной экономики у предприятия возникает необходимость конкурирования. Лидерство невозможно представить без инновационного продукта, который, в свою очередь, несомненно, нуждается в сертификации. Все предприятия, которые успешно развиваются на рынке, своим успехом обязаны инновациям [1]. Крупные компании организуют отделы по выявлению новшеств, нововведений и их коммерциализации. Существует ряд проблем по внедрению СМК для инноваций на предприятии: авторитарный стиль управления, инвестиционный риск, консерватизм, малый опыт инновационной деятельности, недостаточная квалификация сотрудников, низкий уровень доверия к инновационной продукции в целом, нехватка собственных финансовых ресурсов, нерациональность, отсутствие механизма трансфера технологий и другие.

Актуальность темы: в настоящее время существуют проблемы внедрения инноваций на предприятиях, возникает необходимость в определении шагов по их эффективному введению.

Цель написания статьи: рассмотреть вопросы и действия по внедрению инноваций на предприятиях. 

Задачи, определяемые из цели: изучение способов внедрения инновационных продуктов; выявление возможных действий руководства по внедрению инноваций.

Научная новизна: подготовлен и предложен комплекс мер по внедрению инноваций на предприятиях. Новым в рассмотренной статье являются предложенные действия по эффективному внедрению СМК инноваций на предприятиях.  

Сейчас наличие системы менеджмента качества (СМК) на предприятии является необходимым. Разработка, внедрение, сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок [2]. Возможно разработать СМК в рамках предприятия, однако, она должна быть сертифицирована в соответствии с требованиями ISO 9001-2015.

Инновационная деятельность предполагает наличие перспективных и коммерциализуемых методов, товаров, услуг, технологий. Инновации можно разработать и внедрить практически в любом направлении деятельности предприятия. В сфере экологической безопасности деятельности организации, например, можно обеспечить за счёт инновационного метода обработки металлов (более подробно см. учебное пособие М.Г. Киселёва «Электрофизические и электрохимические способы обработки материалов» [3]). Реализация баланса экономики и экологии достигается, в том числе, путём обеспечения внедрения на предприятии системы экологического менеджмента. Наличие сертификата соответствия стандарту ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) [4] служит гарантом делового имиджа, правильной политики, говорит об успешно пройденной аттестации, открывает перспективы к международному сотрудничества, является одним из условий, которое выдвигают многие государственные организации и крупные компании при выборе поставщиков товаров и услуг.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Система менеджмента качества. Требования» помогает при менеджменте ресурсов и изучении средств обеспечения, также рассматривает процессы жизненного цикла продукции, деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг [5].

Для интенсификации развития и прорыва высокотехнологичных российских компаний на международный уровень необходима политика по поддержке предпринимательства в целом, наиболее значимыми характеристиками которой являются: инфраструктурная обеспеченность, институциональная среда и доступ к рынкам [6]. Для продвижения и прорыва технологического предпринимательства необходимо стимулирование кластерных инициатив как эффективного механизма взаимодействия крупного бизнеса, малых и средних предприятий.

Внедрение определённых систем менеджмента качества предполагает выработку стратегии, определение долгосрочных целей и задач предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды с целью достижения конкурентных преимуществ [7].

Результаты:
Эффективное внедрение СМК инноваций предполагает действия:

1. Руководству следует определиться с инновационной стратегией и механизмами её осуществления, планировать инновационные портфели и поощрять создание важной ценности - формирование стратегических целей инновационной деятельности.

2. Нужно сопоставлять инновацию с деловым менталитетом компании: разработать специальные планы и программы инновационных проектов, организационно-производственную структуру управления инновационной деятельностью, проводить контроль за выполнением этапов, стадий инновационного процесса во времени и синхронизацией всех видов деятельности.

3. Инновация должна соответствовать бизнес-стратегии компании.

4. Новшество должно быть сертифицировано по требованиям стандарта ISO 9001-2015.

5. Следует уравновесить творчество и  получение ценности так,  чтобы компания генерировала новые успешные идеи и в то же время получала прибыль от своих вложений.

6. Подготовка необходимого персонала для осуществления инноваций, нейтрализация «организационных антител», которые убивают продуктивные идеи только потому, что те не вписываются в общепринятые нормы. Создание определенной группы креативных людей. Руководители должны тщательно подходить к выявлению и объединению креативных личностей.

7. Создавать инновации в виде сети, как внутри компании, так и за её пределами с оценкой мировых тенденций научно-технического развития.

8. Необходимо корректировать системы параметров и вознаграждений для того, чтобы управлять инновацией и создать правильное поведение в коллективе. Осуществлять контроль за выполнением тактических и стратегических планов инновационной политики, используя специально разработанные критерии оценки [8].

Заключение:
Исследовав основные вопросы внедрения СМК для инновационных продуктов на предприятии, можно сделать вывод, что успешное ведение бизнеса любой компании сегодня предполагает наличие инноваций, которые невозможно представить без чёткой проверки на качество, являющееся важным показателем конкурентоспособности продукта. Предложен комплекс мер, позволяющих внедрять новые и существующие инновации, рассмотрен вариант повышения значимости нематериальных активов.

Библиографический список:

1. Нуруллин, И.Г. Влияние внедрения и сертификации нововведений на деятельность и репутацию компании / И.Г. Нуруллин, И.И. Хафизов // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2016. С. 45
2. Ручкина, Э.Р. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии / Э.Р. Ручкина, И.И. Хафизов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. – СПб Своё издательство, 2017. С. 176.
3. Электрофизические и электрохимические способы обработки материалов: Учебное пособие / М.Г. Киселев и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. - 389 с.: ил.; 60x90 1/16. - (ВО: Магистратура).
4. Бороденко, А.О. Внедрение системы экологического менеджмента как фактор конкурентоспособности предприятия / А.О. Бороденко, И.И. Хафизов // Наука и инновации в XXI веке. С. 138.
5. Тепсеева, И.С. Актуальность международного стандарта ГОСТ Р ISO 9001-2015 / И.С. Тепсеева, И.И. Хафизов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. С. 90.
6. Баринова, В.А. Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» / В.А. Баринова, С.П. Земцов, Р.И.Семёнова, И.В. Федотов // М.: РАНХиГС, АИРР, 2018. С. 47.
7. Галимов, А.Н. IT-стратегия и основные аспекты управления качеством на рынке товаров и услуг / А.Н. Галимов, И.И. Хафизов // Actualscience. - М., 2016. - Т. 2. - № 12. - С. 234.
8. Химин, М.Б. Основные проблемы внедрения инноваций на предприятиях в современных условиях. пути решения / М.Б. Химин // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 28-2. С.125-126.




Комментарии пользователей:

5.07.2018, 19:15 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Всем хорошо известно, что улучшение качества продукции выигрышно влияет на ее реализацию, поэтому ее улучшают. Но покупатели должны об улучшении качества нужной вещи знать, и лучше, чтобы это было до ее приобретения. Но следовало в статье учесть и затраты на это обновление. Если цена подскочит, то возможен проигрыш. Но в режиме снижения себестоимости качество могут не улучшать, а ухудшать, но с выигрышем в доходе, прибыли. И это следовало оговорить. Стоило отметить средства улучшения качества продукции. Здесь и обновление конструкции, и обогащение ее служебных функций, и использование более выгодных материалов. Но все такие дела делаются подразделениями техническими, технологическими. Но не всегда в них что-то новое изобретают. Дается и покупка патентов, даже их скрытое неоплачиваемое использование. Все это стоит учесть и добавить, раз содержание статьи малогабаритное. Нет особого смысла разобщать «результаты» и «заключение». Нужно этими сведениями обогатить основное содержание работы, а такие сведения в сжатом виде объединить в «выводах». Статью стоит улучшить. Заголовок слишком длинный, предлагается: «Значимость улучшения качества продукции для конкурентного выигрыша».


Оставить комментарий


 
 

Вверх