Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 01.07.2018. Последняя правка: 02.07.2018.

Логопедическое сопровождение ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Волобуева Екатерина Алексеевна

Бакалавр

МБДОУ "Детский сад "Настенька", Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова

воспитатель, магистрант

Научный руководитель: Горбунова Олеся Федоровна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, Институт непрерывного педагогического образования г. Абакан


Аннотация:
В статье раскрывается понятие задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности, и проблемы логопедического сопровождение семьи в исследованиях ученых, и необходимость сопровождения данных семей. Делается вывод, что необходимым условием является профессионально организованное логопедическое сопровождение, которое позволяет семьям приобрести необходимые знания, сознательно и эффективно принимать участие в коррекционно-воспитательном процессе своих детей.


Abstract:
The article reveals the concept of delayed speech development in children of younger preschool age. The peculiarities, problems of logopedic support of the family in researches of scientists, and the need to accompany family data are revealed. It is concluded that the condition is a professionally organized logopedic accompaniment, which allows you to collect knowledge, consciously and effectively participate in the corrective-educational process of your children.


Ключевые слова:
ребенок; речевое развитие; родитель; младший дошкольный возраст; коррекционная работа; логопедическое сопровождение; речь ребенка; задержка речевого развития; обследование; понимание; сопровождение

Keywords:
child; speech development; parent; junior preschool age; correctional work; logopedic support; speech of the child; delay of speech development; examination; understanding; accompaniment


УДК 37.013.8

Логопедическое сопровождение в педагогике представляет собой целый ряд сформированных, диагностических, общеразвивающих мероприятий, направленных на педагогов, учащихся и их родителей. С давних времен люди обращались к сопровождению при решении определенных жизненных проблем: например, часто использовалось медицинское сопровождение больных, сопровождение производственно-технологических процессов, в спорте - это тренерское сопровождение, и т.д. Исторически сложилось многообразие видов сопровождения: медицинское, психологическое, информационное, социальное, организационное и т.д. Технология сопровождения в образовательной среде представлена сферой научной и практической деятельности сразу нескольких специалистов. Это достаточно новое направление в психологии образования в России, ее формирование осуществляется в образовательной среде посредством интегрирования аспектов онтогенеза различных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью образовательной системы. Процесс сопровождения через  функций:

-        диагностика существующей проблемы;

-        сведения о содержании проблемы и способах ее решения;

-        планирование разрешения проблемы и консультация на стадии принятия решения;

-        первоначальное содействие на момент осуществления плана решения[1, с.20].

Логопедическое  сопровождение, прежде всего, направлено на создание благоприятных условий, необходимых для развития коммуникативных навыков у детей в разнообразных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, на воспитание у них интереса к окружающим людям. В ходе логопедического сопровождения ребенку создаются ситуации, которые позволяют ему проявить и развить свои способности, а так же способствуют дальнейшему обогащению и совершенствованию речевых средств общения. Постоянное логопедическое сопровождение семьи является неотъемлемым компонентом коррекционной развивающей работы в условиях ДОУ в процессе обучения детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

 Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок. Он означает, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами.

Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать. Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи. Речь таких детей состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения. Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие люди или иногда только мама. Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия. [7, с.84]

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени. Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома. Необходимость логопедического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ЗРР, имеет важное значение, как для ребенка, так и для родителей. Большинство современных родителей сталкиваются с такой проблемой, как недостаток простейших знаний в педагогической и психологической сфере. Чувствуется отстраненность с их стороны. Причинами такого отношения зачастую является неготовность родителей войти в сложный внутренний мир своего ребенка [2, с.12].

Существенные  изменения в речи ребенка, происходившие на занятиях с логопедом, приобретают смысл только при условии их применения в реальной жизненной ситуации. Никакое положительное изменение в ходе коррекционной работы, не способно привести к желаемому результату, если изменения в речевом развитии ребенка не находят осознания и оценки в семье, если близкие и родные люди не находят смысла в этих изменениях [2, с.18].

Во время взаимодействия с родителями достаточно часто выясняется, что они уделяют мало должного внимания преодолению нарушений речи у ребенка: зачастую  не видят отклонений в его речи, не придают им большого значения, полагая, что со временем все «выправится само собой». Только время, подходящее для коррекции, про¬ходит быстро, а отставание  в речевом развитии потребует в будущем значительно больших усилий и более длительного времени, чтобы наверстать упущенное [5, с.30].

Теоретическое изучение проблемы логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  поставило нас перед необходимостью проведения эмпирического исследования. Наше исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Настенька» г.Абакана.  Экспериментальная выборка составила 20 человек: 10 взрослых - родителей и 10 детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Логопедическое обследование основывалось на следующих методических исследованиях: сбор амнестических данных о ребенке; осмотр состояния органов артикуляции; обследование моторной сферы; обследование психофизических процессов; обследование речи. Например, обследование речи включает в себя исследование импрессивной речи, сенсомоторного уровня речи (общее звучание речи), состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, обследование языкового анализа и синтеза; обследование лексики, грамматического строя речи, словообразования, связной речи.

В данном разделе даются задания на понимание лексических категорий: понимание конкретных существительных; понимание обобщающих слов; понимание действий; понимание поручений (по речевой инструкции). Даются задания на понимание грамматических категорий: понимание фонем единственного и множественного числа существительных, глаголов; понимание падежных конструкций; понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме; понимание приставочных глаголов; понимание предложений. Оценивается: понимание ребенком обращенной речи в полном объеме. При обследовании сенсомоторного уровня речи специалистом оценивается: общее звучание речи, разборчивость речи, дыхание, голос, темп и ритм.

При обследование артикуляционной моторики ребенку необходимо выполнить следующие упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголка», «Улыбка - Хоботок», «Баранка», «Качели», «Маятник», «Лошадка», «Конфетка», «Чашечка». Оценивается правильность выполнения движений, темп и объем выполнения, переключаемость от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, возможность удержания созданной позы, активность небной занавески. [7, с.44]

Для проведения диагностики родителей с целью выявления их готовности к сотрудничеству в логопедическом процессе, использовалось анкетирование по теме детско-родительских отношений. Методика включала в себя вопросы смешанного типа, в которой предлагались возможные ответы, и одновременно можно было сформулировать некоторые ответы по-своему. 

Работа по логопедическому сопровождению продолжается в настоящее время. В следующей статье будет описаны другие виды методик по работе с родителями.

Библиографический список:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1985 № 4. С. 32.
2. Архип И.А. Образование родителей, имеющих детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Дети с проблемами в развитии, 2004 № 3. С.23.
3. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 2009. 528 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 144 с.
5. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
6. Лебедев П.А. Семейное воспитание. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001.408 с.
7. Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2010. 117 с.




Рецензии:

2.07.2018, 9:30 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной, т.к. в настоящее время при оформлении ребенка младшего дошкольного возраста в ДОО у каждого третьего диагноз ЗРР. Ценность представленной статьи в ее практической составляющей. Но на мой взгляд, данной статья имеет следующие недостатки: 1. Автор статьи заявляет тему: "Особенности логопедической работы с родителями, имеющими ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития", в то время как в тексте речь идет о логопедическом сопровождении. 2. Автору следует обратить внимание на выводы: каким образом и кем могут быть использованы результаты, полученные в исследовании. 3. Описанные результаты эмпирического исследования отражают только диагностическую сторону, в то время как сопровождение - более широкое понятие. Таким образом, считаю, что автору необходимо доработать представленную статью.

2.07.2018, 11:14 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья является актуальной как для дошкольного образования, так и для школьного, т. к. дети после детского сада переходят на обучение в школу, и если не решить проблему речевого развития в раннем возрасте, то она усугубится в школе. Автор грамотно и структурно выверенно описывает особенности логопедической работы с детьми, однако заявленные в названии работы "родители" имеют к данной статье почему-то лишь опосредованное отношение: непонятно, как следует строить работу с такими родителями, в чём особенности этой работы и т. д. Даже в описании эксперимента, поставленном автором в дошкольном образовательном учреждении, взрослые (родители) лишь упоминаются, работа с ними, к сожалению, не показана. Кроме того, автору нужно исправить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте статьи. Таким образом, следует или менять название работы, или выстраивать статью в соответствии с её названием, показывая конкретные приёмы работы с родителями (безусловно, это могут быть и лекции, и тематические беседы, и индивидуальные консультации, и логопедические занятия в ДОУ с приглашением родителей и т. д.). Автор должен методически грамотно показать систему работы с родителями, которая, очевидно, должна сложиться в ДОУ, сделав упор на те особенности, которые она считает ключевыми.

9.07.2018, 20:25 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья актуальна и интересна. Положительным моментом статьи является наличие экспериментального материала. Однако 1) экспериментальный материал необходимо дать в расширенном виде; 2) результаты диагностики необходимо представить и проанализировать; 3) взаимодействие с родителями необходимо представить более подробно с раскрытием её методики. После устранения недостатков статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх