Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Журналистика, Информационные технологии
Размещена 18.07.2018. Последняя правка: 20.07.2018.

Система определения качества печатной продукции

Ивашко Кристина Сергеевна

_

Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта"

ведущий специалист по информационным технологиям отдела компьютерно-информационных технолий

Пигуз Валентина Николаевна, заведующий отделом Компьютерно-информационных технологий (КИТ), Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта»


Аннотация:
В статье рассматриваются процесс определения качества печатной продукции с точки зрения психофизиологического восприятия визуальной информации, а также с точки зрения теории информации, с точки зрения полиграфической технологии; установлены особенности, связанные непосредственно с изготовлением полиграфической (печатной) продукции, определены некоторые показатели, влияющие на качество печатной продукции.


Abstract:
The article examines the process of determining the quality of printed products from the point of view of psychophysiological perception of visual information, and also from the point of view of information theory, from the point of view of printing technology; the features connected directly with the production of printing (printed) products have been established, certain indicators influencing the quality of printed products have been determined.


Ключевые слова:
качество; процесс; печатная продукция; система; контроль

Keywords:
quality; process; printed products; system; control


УДК 655.3.062
Введение
Внедрение и использование компьютерных технологий, проведение библиометрических исследований, развитие единой системы информирования пользователей требует систематизации и классификации информации о печатных и электронных изданиях. Основным критерием создания единой информационной среды является реализация сбалансированного подхода между использованием и распространением представленной информации. Для эффективного развития и функционирования структурные подразделения предприятий (отделы, группы, центры и.т.д.), осуществляющие издательскую деятельность, при установлении и расширении соглашений об обмене информацией предлагают разные формы подачи материала. При этом следует отметить, что сама полиграфическая деятельность проектируется исходя из своего предназначения, целевой ориентации условий функционирования, а не формируется только эволюционным путем с помощью отдельных частичных нововведений. Вопрос об изготовлении полиграфической продукции стоит в центре внимания прежде всего работников издательско-полиграфического комплекса.
Цель, задачи исследования. В данной статье более подробно остановимся на особенностях, связанных непосредственно с изготовлением полиграфической (печатной) продукции , определим показатели, влияющие на качество печатной продукции.
История исследования. В 20-30-х годах XX века качество печатной продукции определялось как ступень соотнесенности параметров печатной продукции к требованиям технической документации. Основная цель заключалась в том, чтобы определить отклонения от регламентированных требований параметров готовой продукции для того, чтобы не допустить попадания дефектных изданий к потребителю. Реализация таких подходов к качеству привела к выделению специальной функции, которая получила название «технический контроль», и к появлению и развитию нормативной базы контроля качества (нормативно-технической документации на параметры продукции). В организационной структуре подразделений технического контроля процесс построения и усовершенствования системы контроля произошел в образовании технических бюро, бюро планирования и организации работ и т.д. В 50-х г.г. появилась более расширенная версия технического контроля, так называемая Система обеспечения качества первого поколения, которая предоставляла возможность оперативного вмешательства в ход технологических процессов путем регулирования их параметров. В 60-е гг. – период расширения систем качества второго поколения – произошло расширение границ проблемы качества и цели деятельности предприятия в данной сфере. Произошла потребность в сосредоточении усилий на заданиях стратегического планирования, прогнозирования и анализа в сфере потребления, выбор путей создания соответствующего научно-технического, производственного, экономического и кадрового потенциала, организации внешних связей предприятия, то есть появилась возможность в необходимости перенести основное внимание с оперативных задач «производственно-технологического» характера на «тактико-стратегический» уровень. Дальнейшее развитие функции организационного управления качеством полиграфической продукции нашло отображение в создании системы бездефектной работы, были введены количественные методы оценки качества работы функциональных подразделений, ответственных за техническое, производственное, социальное развитие предприятия, планирования и организацию производства, что позволило расширить диапазон задач, которые решались. В 90 – х годах появилось новое третье поколение систем управления качеством продукции, которая была предназначена для реализации управления в едином процессе установления, формирования, создания и поддержания качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
На современном этапе развития общества для производства продукции высокого технического уровня и качества особое значение приобретают эффективность и гибкость системы качества. Поэтому основные принципы и направления усовершенствования системы качества можно сформулировать таким образом, во-первых система качества, как органическая часть полиграфического предприятия, должна проектироваться, исходя из ее назначения, целевой ориентации и условий функционирования, а не формироваться только эволюционным путем с помощью отдельных частичных нововведений, во-вторых усовершенствование всех основных элементов системы качества должно базироваться на единых системных началах, оринетированных на внешние задачи издательско-полиграфического комплекса.
Актуальность исследования. Высокий уровень современной полиграфической техники, новейшие технологии, разнообразный ассортимент полиграфических материалов требуют обязательного внедрения на производстве систем контроля качества исполнения технологических операций и готовой продукции, систем автоматизированного управления процессом обеспечения качества на этапах допечатной и печатно-обработанного производств с использованием компьютерных программ, методов активного пооперационного контроля, параллельного использования статистического контроля с построением схем, диаграмм, контрольных карт и т.д. Установка и внедрение единых параметров качества печатной продукции связано с некоторыми трудностями, так как понятия «качество печати» и «качество печатной продукции», «качество воспроизведения изображения на отпечатанном материале» и «качество репродукции» охватывают не только технические данные в процессе печатания, которые связаны не только с объективными возможностями полиграфических технологий и техники репродуцирования, но и с субъективными особенностями зрительного восприятия изображения (физиологическое колебание зрения) и эстетическим вкусом наблюдателя (читателя). Условно можно выделить два основных макроуровня переработки информации : сенсорно-перцептивный и языково-мыслительный. На разных уровнях восприятия информации функционирует так называемая система психологических моделей отображения и структурирования изображений объекта. Много усилий направлено на контроль и исправления дефектов и повреждений во время производственного процесса. Обеспечение качества должно охватывать все стадии жизненного цикла печатной продукции.

Оценка качества полиграфической (печатной) продукции. Все функции издательско-полиграфического комплекса могут быть сгруппированы в категорию планирования и организационно-технического обеспечения качества и категорию управления качеством. Для выполнения задач полиграфического производства должна разрабатываться и внедряться возможность или приоритетность разных элементов полиграфической деятельности. В зависимости от состава и особенностей задач, которые развязываются, показатели качества продукции могут классифицироваться по различным признакам, и однородностью свойств, при этом разделяют одиночные и комплексные (интегральные) показатели качества продукции. Одиночный показатель относится только к одной из особенностей продукции, которая может быть оценена независимо от особенностей, которые вместе образуют качество продукции. При любом измерении нужен эталон для сравнения. Комплексный показатель качества продукции характеризует совокупность взаимосвязанных особенностей. Он позволяет в целом характеризировать качество продукции или группу ее особенностей. Следует обратить внимание на то, что одиночные показатели качества используются для оценки и сопоставления ее значений на пробном и тиражном этапах. Так как именно при благоприятном результате дается разрешении на печать тиража. На практике стабильный печатный процесс невозможен, так как под влиянием разных факторов изменяются режимные условия. Вследствие чего происходят изменения нормативных значений одиночных показателей качества изображения. Поэтому контроль одиночных показателей качества рекомендуется осуществлять во время печати всего тиража. Он может осуществляться как в стационарных условиях, так и во время печати. В первом случае значения показателей проверяются выборочно на отдельных участках (вне машины). В другом случае, контроль производится непосредственно на печатной машине с помощью автоматических устройств. В случае несоблюдения режимных требований на отпечатанных изображениях могут возникать дефекты, которые влияют на качество продукции.
Для анализа качества печатной продукции, кроме одиночных показателей качества, широко используется система оценка характера отображения с учетом специфических признаков изображения. Важную роль в оценке качества изображения играет непосредственно зрительная система человека, особенности и характеристики которой должны быть учтены при разработке критериев оценки качества. Как известно, зрительная система человека при восприятии изображения работает как дифференциальный анализатор, который выделяет и передает в мозг наиболее существенную часть визуальной информации. Она имеет систему непостоянных параметров и характеристик (амплитудная, частотная), которая зависит от таких внешних факторов, как уровень яркости изображения, условия адаптации глаза и т.д. Это привело к возникновению понятий градационной, графической и цветной точности отображения в печатном процессе.
Огромную роль в процессе воспроизведения цветной репродукции играют градационные преобразования. Известно, что процесс цветоделения – сложная система технологических операций, контролировать которую на стадии промежуточных состояний очень сложно, практически невозможно. Качество цветной репродукции, полученной одним из полиграфических способов, можно достоверно определить только на последней стадии технологического процесса – сравнении отпечатанного варианта с оригиналом. Контроллером на данном этапе работы должен быть человек, который на основе всех своих субъективных психофизиологических возможностей определяет ход процесса – качественный или некачественный. В свою очередь структурная схема процесса восприятия печатного изображения состоит из несколько этапов: поиск и нахождение объектов, их разделение, идентификация, кодирование, построение контуров конечного образа. С точки зрения теории информации, в любом репродукционно-печатном процессе можно определить сигналы – носители информации, то есть оптическую плотность или цветное раздражение дискретных точек изображения. Запоминая комбинации сигналов оригинала и копии, можно провести статистическую обработку с помощью процесса сканирования и в результате получить квалиметрическую оценку качества оригинала, которая выражается через плотность информации. С точки зрения полиграфической технологии, каждый качественный параметр предпочтительно определяется одним или несколькими соответствующими технологическими факторами репродукционного процесса, которые имеют на него влияние. Например, четкость изображения определяется способностью системы репродуцирования воссоздавать микроструктуру изображения, ее мелкие детали.
Таким образом, процессы преобразования, объединения признаков, формирование инвариантных структур, синтеза эталонных образов и распознавание сложных структурных изображений в печатной продукции полностью раскрывается в совокупности многих факторов, влияющих на качество получаемого продукта. Наиболее полную оценку показатели качества могут дать метрологические, статистические, психофизиологические, экономические и другие методы оценки. Соответствие стандартам качества получаемого продукта всегда зависит от поставленной цели и задачи и путей её решения, от логично обоснованных критериев и эталонов, от оценивания возможностей и оценивания получаемого результата.
Можно сделать вывод о том, что особенности, связанные непосредственно с изготовлением полиграфической (печатной) продукции, и показатели, влияющие на качество печатной продукции, входят и в контроль качества технологического процесса, и в визуальные методы контроля качества печатной продукции, и в управление процессом печати. При создании системы качества следует различать такие основные критерии конструктивных и логистических взаимосвязей при изготовлении печатной продукции: оборудование, программное обеспечение, полиграфические материалы, технология. Возможность и приоритетность разных элементов системы качества зависит от типа деятельности предприятия и вида продукции. Соответствие системы качества конкретному типу деятельности предприятия и изготовленной им продукции имеет принципиальное значение для обеспечения максимальной эффективности этой деятельности и удовлетворения потребностей читательской аудитории.

Библиографический список:

1. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 496 с.
2. Буковецкая, О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. -2-е изд. - М.: ДМК Пресс, 2000. - 304 с.




Рецензии:

18.07.2018, 18:11 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия:  Статья Ивашко Кристины Сергеевной посвящена созданию полиграфической продукции. Автор дает краткий анализ подготовки печатной продукции в советское время ХХ века, где важное место занимала нормативная база контроля качества, техническая документация на параметры продукции. В каждый период времени: в 1950,1960, 1990-е годы уточнялись и добавлялись требования к оценке качества полиграфической продукции, в работе подразделений издательства: технические, производственные, социальные и др. В современный период с активным использованием новых информационных технологий добавились и новые требования и специфические особенности данной продукции: визуальное, эстетическое восприятие, градационные преобразования цветной продукции и др. А полную оценку качества полиграфической продукции дают следующие методы:экономические, статистические, метрологические, психофизиологические и др. В целом данная статья рекомендуется к публикации. С уважением -Сауле Барлыбаева

19.07.2018 14:14 Ответ на рецензию автора Ивашко Кристина Сергеевна:
Спасибо за проявленный интерес к статье и конечно же, как вы правильно заметили, в статье дается краткий анализ и экскурс в истории был сделан исключительно для того, чтобы показать актуальность и важность определения качества полиграфической продукции. Конечно же, более подробно поэтапно в дальнейших работах будут описаны периоды становления и развития системы качества.

19.07.2018, 11:24 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: С предыдущей рецензией по основным позициям согласен. Правда, выводы из исследования абсолютно тривиальны. Надо получше структурировать статью. Актуальность, как правило, представляет собой один небольшой абзац. Об остальном принято говорить в основном контенте, озоглавив его основной тематикой. Представлять свои результаты тоже надо уметь. Учесть замечания рецензента, и только после этого публиковать.
19.07.2018 14:14 Ответ на рецензию автора Ивашко Кристина Сергеевна:
Спасибо, за замечания и уточнения по структуре статьи. Все замечания учтены

20.07.2018, 0:36 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: В название основной главы "Концепции и стандарты системы качества" лучше добавить слова "анализ" или "роль" их в чём-то, "оценка" и пр. Статья рекомендуется к печати.
20.07.2018 10:10 Ответ на рецензию автора Ивашко Кристина Сергеевна:
Спасибо большое, замечания учтены!

20.07.2018, 19:00 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Повторно рекомендуется к печати. Полезная работа.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх