Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №60 (август) 2018
Разделы: Политология
Размещена 10.08.2018. Последняя правка: 09.08.2018.

Реализация предвыборных обещаний Президента В. В. Путина

Иванова Марина Михайловна

бакалавр

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

студент

Матвеенко Юрий Иванович, Эксперт Центра государственно-частного партнерства, доктор политических наук, кандидат философских наук


Аннотация:
Аннотация. Тема деятельности и результатов работы российских политиков является одной из самых актуальных тем, самых обсуждаемых в средствах массовой информации и в обществе. Данная тема является своего рода проблемой, так как люди традиционно привыкли винить в существующих проблемах государства главу государства. Исследование предвыборных программ, сравнение обещаний и результатов, оценка эффективности работы помогут разобраться в основной сути деятельности Президента Путина и составить его правильный политический портрет.


Abstract:
Annotation. The theme of the activities and results of the work of Russian politicians is one of the most urgent topics, most discussed in the media and in society. This topic is a kind of problem, as people are traditionally accustomed to blaming the existing state problems the head of the state. The research of pre-election programs, the comparison of promises and results, assessment of the effectiveness of work will help to understand the main essence of President Putin's activity and make his correct political portrait.


Ключевые слова:
Ключевые слова: задач; приоритет; результат; рост; реформа

Keywords:
Keywords: problem; priority; result; growth; reform


УДК 328

Введение. Во все исторические эпохи люди или некоторые социальные группы бывают недовольны существующей политической властью, политическим лидером, политическим строем, законами и реформами. Точно так же всегда находятся сторонники существующего политического устройства, ярые защитники режимов и правителей. И сегодня люди разных профессий, возрастов, финансовых положений и национальностей с интересом обсуждают деятельность нашего Президента В.В. Путина.

Объект моего исследования – политическая власть в России в лице Президента РФ В.В. Путина.

Предмет исследования – деятельность Президента Путина, направления политики, результаты.         

Цель моей работы рассмотреть деятельность Президента Путина. Исследовать программы и политический курс, сравнить обещания и результаты, оценить эффективность работы. Для общего анализа деятельности будут рассмотрены предвыборные программы Президента, характер его политических взглядов, способы реализации программ, результаты.

Данное исследование даст наиболее конкретные представления о деятельности. Статья может послужить кратким обзором курса политики Президента, его планов и результатов работы.

Первый президентский срок (март 2000- май 2004).

Занимая пост Председателя Правительства РФ (с августа 1999 г.), а также исполняющего обязанности Президента РФ (с 31 декабря 1999 г.), Путин был официально зарегистрирован в кандидаты на пост Президента РФ. 25 февраля 2000 года была опубликована его предвыборная программа, которая называлась «Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям».

В первую очередь, Путин говорит о намерении консолидировать все силы государства, всё общество, всех людей, всех граждан страны.

Первой проблемой он считает слабую дисциплину в исполнении и принятии государственных решений, низкое качество работы, слабую силу воли граждан в кризисный период страны. Нерешительность властей, безответственность, боязнь власти серьезно взяться за решение сложных проблем, пустые обещания.

Следующая проблема, которая, кстати, стала порождением первой, - преступность. Долгие годы, по мнению Путина, не предпринимались никакие серьезные меры по борьбе с преступностью, и теперь она проникла во все слои населения России, во все регионы, во все города. Дошло до того, что в  целом субъекте Федерации, Чечне, главенствующей идеологией стал сепаратизм и исламизм. Но как только Правительство предприняло решительные шаги по борьбе с сепаратистами, проблема сразу же стала стремительно искореняться.

Третья проблема – отсутствие четких норм закона и строгого их исполнения. Всеобщее и равное право Путин считает основой всего государства, так как право обеспечивает безопасность в стране, защиту каждого человека и гражданина. «Чем сильнее государство, тем свободнее личность» - пишет Путин. Он отмечает, что представители закона, так же как и остальные граждане, должны следовать нормам права и не должны выходить за рамки своих служебных обязанностей. Милиция и прокуратура не должны злоупотреблять своими полномочиями, суды должны помнить, что они выносят решения от имени целого государства и не могут опорочить этого имени. Путин обещает наказывать нарушителей по закону. Он призывает напомнить чиновникам, что «власть – это труд», за который платят простые люди, выделяя налоги из своих зарплат.

Еще одной важной проблемой будущий Президент считает неточное представление (и власти, и граждан) или незнание о количестве ресурсов государства, о собственности и ее владельцах. Другими словами, отсутствие точной информации о том, сколько в стране предприятий, каковы их доходы, сколько в стране людей, кому что принадлежит. Без инвентаризации государственного имущества, без подробного финансового учета, без переписи населения невозможно определить свой потенциал и, соответственно, невозможно построить какие-либо планы, стратегию решения государственных задач.

Далее Путин определяет основные приоритеты для себя и своего политического курса.

Первый приоритет – бедность населения. Путин пишет, что при всем нашем высоком культурном образовании и духовном богатстве, наше население кое-как сводит концы с концами. Он подробно и очень выразительно пишет,  как несправедливо тяжело живут бедные люди в нашей стране – средний класс. Из этого, кстати, можно сделать вывод, что представления некоторых людей о том, что Путин и его Правительство не решают наши проблемы только потому, что не представляют жизни простого гражданина, совершенно неверны. Путин очень хорошо знает, как и на какие деньги живет наш средний класс, наши дети, инвалиды, ветераны, пенсионеры.

Вторым приоритетом Путин называет обеспечение защиты рынка от нелегального государственного вмешательства и криминальных структур. Суть проблемы в регулировании: предприниматели недовольны законами и работой чиновников, поэтому не платят налоги; а государство, не имея налогов, не может содержать справедливую политико-правовую систему, поэтому в системе развивается коррупция. Выходит замкнутый круг.

Еще одной задачей Путин называет построение внешнеполитического курса на основе национальных интересов России, но мирным способом. Иными словами, не участвовать в международных политических проектах в ущерб интересам собственной страны.

В заключении, Путин пишет, что предвыборная программа не охватывает в полной мере всех его планов, которые распространяются у него на все сферы общественной жизни, эта программа нацелена просто на то, чтобы изложить избирателям его представление о справедливом государственном порядке.[1]

Итак, подведём итоги и перечислим достижения первой президентской кампании Владимира Путина.

2000 год – созданы семь существующих ныне федеральных округов, назначены полномочные представители Президента в каждом из них. Этот шаг направлен на усиление централизации страны, которая нужна, во-первых, для сохранения целостности государства (так как в некоторых субъектах Федерации присутствовали сепаратистские настроения), во-вторых, для эффективного и быстрого решения региональных проблем под контролем федерального центра. Удалены губернаторы из Совета Федерации.

2001 год  – была скоординирована деятельность трех ветвей власти и улажены разногласия между ними, одним из последствий этого стало принятие первого за многие годы бездефицитного федерального бюджета. Четко разграничены полномочия и права в структуре исполнительной власти. Проведено исправление законодательства субъектов Федерации по федеральному образцу. Остановка слияния политической власти с экономикой. Начало борьбы с коррупцией.

2002 год – налаживание отношений с Западом. Подписание с США ряда договоров о сокращении военных потенциалов, о партнерстве и сотрудничестве с целью установления стабильности и безопасности, об экономическом сотрудничестве, о противодействии международному терроризму мирными способами.

2003  год – прирост ВВП на 6%, профицит бюджета, сокращение внешнего долга, накопление золотовалютных резервов, сокращение инфляции до 17%.

Армия также досталась Путину в неудовлетворительном состоянии. В армии отсутствовала дисциплина, не было сильного морального духа, единства, корпоративных норм. Она страдала от недостатка финансирования, вооружения, военной техники. Путин приступил к модернизации армии, совершенствованию ее комплектования, вооружения, всей структуры. Министром обороны Путин назначил своего коллегу по ФСБ Сергея Иванова, который с 2001 до 2007 года эффективно развивал Вооруженные силы РФ и ВПК совместно с Президентом.

Таким образом, можно сделать вывод, что Владимир Путин сразу же после избрания активно стал воплощать свою стратегию в реальность. Мы видим, что с 2000 до 2003 года он заложил мощный фундамент своего амбициозного политического курса и всего за три года улучшил состояние дел России по всем показателям, со всех сферах и областях. Но работы впереди, как мы знаем, у него было еще много. Поэтому естественно, что на очередных выборах Президента РФ 14 марта 2004 года Владимир Путин набрал 71% голосов избирателей и победил с огромным отрывом (на втором месте оказался кандидат от КПРФ Николай Харитонов – 14% голосов).   

Второй президентский срок (март 2004 – май 2008).

Большую часть программы занимают постановка проблем и планов в экономической сфере. Упоминаются и достижения своего первого президентского срока. Путин отмечает, что устранение экономического отставания приведет к устранению отставания во всех остальных сферах. 

Путин выделяет проблему высокого оттока российского капитала, при том, что по сравнению с 2000 годом, отток снизился в 4 раза.  

Планируется повышение зарплат, пенсий, уже практически полностью устранены задержки зарплат.

Путин также пишет, что в 2004 году средний прожиточный минимум составляет 2121 рубль, и 31 миллион человек не имеет даже этого минимума. Поэтому будет введено, согласно обещаниям программы, государственное регулирование цен на основные продукты питания.

Важнейшей проблемой является низкое финансирование ЖКХ, невозможность приобретения жилья молодыми семьями, высокий процент ветхого жилья. В связи с этим намечается развитие ипотечного кредитования. 

В программе говорится, что в ближайшие годы половина состава рядового и сержантского состава армии будет укомплектована контрактниками. Модернизацию армии также планируется продолжать.

В политической сфере проблемой остаются остатки сепаратистских настроений в некоторых республиках. Путин отмечает, что даже некоторые русские придерживаются принципа «Россия для русских», что также необходимо исправлять. Иммиграционные потоки нуждаются в регулировании, которое будет осуществляться в интересах потребностей государства в трудовых ресурсах. Грядут реформы, касающиеся административной структуры чиновничьего аппарата и прозрачности судебной системы.

Итоги выполнения обещаний в течение второго срока следующие.

2004 год – отмена прямых выборов глав субъектов, теперь они должны назначаться Президентом и утверждаться законодательными органами субъектов Федерации. Данная реформа административной структуры была вызвана как потребностью в централизации государственного механизма, так и угрозой терроризма внутри страны. Решающим толчком к реформе стал теракт 1 сентября 2004 года в Беслане.

2005 год – впервые празднование Дня победы было проведено в очень широком масштабе – страну посетили главы дружественных России государства, международных организаций. Приглашение отвергли только главы Эстонии, Литвы и Грузии.

Однако во внешней политике присутствовала напряженность в отношениях с Украиной (перебои в поставках газа), Грузией (вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии). По причине дружественных отношений с Белоруссией началось напряжение в отношениях с Евросоюзом. По причине конфликта в Иране начался разлад с США. В 2004 году Путин назначил Министром иностранных дел Лаврова Сергея Викторовича. Анализ внешней политики России будет рассмотрен при рассмотрении деятельности Лаврова.

Внутригосударственная политика была направлена преимущественно на борьбу с бедностью, на модернизацию армии, на улучшение жилищных условий. В 2005 году глава Администрации Президента Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером и стал ответственным за национальные проекты, которые были также запущены в 2005 году. Эти проекты - «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье».  

Свою программу Путин, как и в 2000-2003 гг. исполняет согласно обещаниям. За период 2004-2008 гг. мы можем наблюдать рост всех показателей экономики. Это рост промышленного производства (особенно высокие показатели в машиностроении, энергетической промышленности, пищевой промышленности), рост экспорта промышленной продукции (в том числе нефтепродуктов). Снизилась величина налогообложения, увеличилось количество предпринимателей. Значительно повысился уровень номинального ВВП. Увеличилась производительность труда.    

Безусловно, восьмилетнее правление Путина имело и отрицательные последствия. Например, в книге Бориса Немцова «Путин. Итоги» говорится о том, что результатом двух президентских сроков стал расцвет коррупции. О коррупции мы знаем, конечно, что она была и в 90-е годы, но при правлении Путина она прибрела более скрытый характер, стала осуществляться посредством более хитрых механизмов, кажущихся на первый взгляд легальной деятельностью органов власти и бизнес структур. В книге Немцов и Милов приводят примеры того, как выводятся активы из крупных коммерческих предприятий России. У журналистов много вопросов о том, куда деваются деньги, выделяемые на те или иные государственные заказы. Для решения это проблемы нужно сократить власть чиновников, ускорить их ротацию, ограничить вмешательство государства в дела крупных предприятий. Запрет чиновникам заниматься бизнесом стал бы серьезным ограничителем коррупции и отмывания государственных средств. России нужен контроль общества над властью, нужна настоящая свобода слова, свобода прессы, тогда государственные деятели буду корректировать свои действия в страхе потерять работу, миллиардные доходы, а иногда даже и свою свободу. Необходим так и контроль судов.

С 2006 в России время от времени имели место массовые протестные акции. Например, «марши несогласных» - акции, направленные на консолидацию оппозиции разного толка.

Третий президентский срок (март 2012 – май 2018).

Баллотируясь на выборах Президента РФ 2012 года и находясь в должности премьер-министра, Путин публикует свою очередную программу, которая продолжает курс Президента Медведева и курс предыдущих сроков самого Путина.

В экономической сфере Путин обещает создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Улучшить качество услуг ЖКХ и стабилизировать их стоимость. Будущий Президент пообещал наладить транспортную доступность каждого населенного пункта, модернизировать федеральные и региональные трассы.

Как и в предыдущих двух программах, планируется повышение зарплат бюджетникам, повышение доступности жилья, увеличение жилищного фонда, повышение пенсий. Надо заметить, что показатели по этим пунктам увеличивались, начиная с 2000 года. Также продолжается социальная политика по поддержке молодых семей – обеспечение их жильем, увеличение детских пособий, упрощение возможностей работать или найти работу для женщин, которые родили детей. 

Касательно социальной сферы, Путин решил запретить курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, запретить их рекламу. Берется курс на увеличение средней продолжительности жизни, для этого вводится общеобязательная диспансеризация населения. Большее внимание отныне будет уделяться инвалидам и детям-инвалидам, для них будут созданы условия, которые позволят им жить полноценной жизнью. 

Пока еще премьер-министр Путин уделяет большое внимание и вопросам образования. Говорит о совершенствовании системы ЕГЭ, о доступности возможностей для талантливой молодежи, модернизация школ, выведение качества российского образования на мировой уровень.

Подведем итоги третьего президентского срока Владимира Путина.

Важным для социальной сферы и исправления плачевной демографической ситуации стал материнский капитал. 2017 год имеет самый низкий показатель смертности за весь XXI век. Однако до сих пор имеет место естественная убыль населения, но за счет миграционных потоков население России все равно увеличивается (Украина, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). В конце 2017 года Президентом был подписан

Важнейшим событием для экономики стало вступление России в ВТО в 2012 году.

Важной тенденцией в правление Президента Путина стал стабильный рост цен на все товары и услуги (от 40 до 100%) – продукты питания, услуги ЖКХ, разнообразные налоги, недвижимость. Всё это вопреки обещаниям программы 2012 года. Существует мнение, что похвального увеличения ВПП Россия добив+ается отчасти этими мерами. Положительный эффект имело вступление России в ВТО в 2012 году.

Катастрофическая девальвация рубля в 2014 году привела к резкому ухудшению качества жизни населения, которого за чертой бедности на сегодняшний день мы имеет 22 миллиона. Можно сказать, что Центробанк не выполнил одну из своих важнейших конституционных обязанностей по сохранению стабильности рубля (ст. 75 Конституции РФ).

За последние 5 лет темп роста ВВП не только замедлился, но и стал отрицательным. В 2012 году Президент Медведев оставил нам темп прироста ВВП 3,7%. В последующие годы началась рецессия роста, пока в 2015 году не стал отрицательным (-2,8%). Президент Путин же в первом квартале 2018 года оставил нам прирост ВВП 1,3%.

Также важно, что за последние 5 лет снизились цены на энергоносители, которые составляют значимую часть экономики страны. Произошел сильнейший за все сроки Путина отток капитала заграницу [2].

Вывод.

Итак, подводя итог намеченных стратегий и их результатов, можно сказать, что после первого президентского срока мнение о Президенте РФ было самым положительным, относительно того, что будет потом. Сейчас же, в 2018 году, рейтинг Президента не так высок, как раньше или как в период присоединения Крыма. Отчасти это вызвано неэффективной работой большей части Правительства РФ. И вообще, исходя из приведенных результатов всех сроков, мы можем наблюдать, что самые продуктивные результаты имела первая президентская кампания Путина. Почему так произошло? По моему мнению, Президент (и его Правительство) в 2000 году и в 2018 решает, в некоторой степени, разные проблемы разной степени важности. Например, в первую кампанию ему было важно не допустить развала страны, подавить сепаратистские настроения, радикальный ислам, защитить мирных граждан от международного терроризма, спасти миллионы людей от катастрофической бедности, создать для народа необходимые условия социальной среды существования. То есть, проблемы были настолько серьезными, что все действия Путина сразу же значительно положительно повлияли на состояние дел в стране. Вторую кампанию он не мог не выиграть, потому что страна уже давно не видела такого сдвига в решении проблем, как в период 2000-2004 гг. Тем более, за 4 года невозможно реализовать столь грандиозные планы, которые были намечены у Путина, которые приносили такие весомые плоды. 

Сейчас же, в период 2012-2018, Путин должен был сосредоточиться на внутренних проблемах (при том, что Россия вела очень эффективную внешнюю политику) – на населении за чертой бедности, на безработных, на пенсионерах, на образовании, на здравоохранении, на промышленности, на коррупции. И действительно, чуть ли не самой фундаментальной проблемой нашего государства сегодня, основой основ, является коррупция, носящая инклюзивный характер. Тем не менее, показатели по перечисленным пунктам либо пребывают в стагнации, либо снизились.

Многие люди оценивают деятельность Президента относительно предыдущей эпохи – 90-х годов, Советского союза. Я полагаю, это не совсем корректный подход. В 90-е года и даже в начале 2000-х, как я уже отметила, были совершенно разные проблемы, разные приоритеты того, за что нужно браться в первую очередь. Да, сейчас у нас нет войны, нет дефицита товаров, нет сепаратистов, исламистов, нет криминальных структур. Но мы не можем вечно гордиться только этими достижениями, определенно принадлежащими Президенту. Сегодня мы имеет совершенно другие проблемы, столь же важные и злободневные. И было бы странно поддерживать Путина на выборах 2018 года только за то, что он когда-то присоединил Крым, навел порядок в Чечне и Дагестане и т.д.

Нельзя не сказать об одной объективной причине такой экономической динамики – это присоединение Крыма, который по причине своей социально-экономической отсталости стал вытягивать много средств из федерального бюджета; а также это экономические санкции, чтобы ни говорили наши патриотичные СМИ, но санкции не могли не сказаться отрицательно на экономике России.

Библиографический список:

1. Заец, С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий: учебно-методическое пособие / С. В. Заец ; Яросл. Гос. Ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГу , 2017.
2. Хеллевиг, Й. Экономические итоги правления путина опровержение популярных мифов [Электронный ресурс], - http://politinform.su/pervaya-polosa/78938-ekonomicheskie-itogi-pravleniya-vladimira-putina-oproverzhenie-populyarnyh-mifov.html
3. Путин, В. В. Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям / В.В. Путин // Газета Коммерсантъ №32 (1917) - 25.02.2000 полоса 003
4. Путин, В.В. Предвыборная программа президента / В.В. Путин // Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 24/12/2003
5. Путин, В.В. Программа 2012-2018 / В.В. Путин // Российская газета - 12.01.2012
6. Немцов, Б.Е. Путин. Итоги / Б.Е Немцов, В.С. Милов / Издание доклада от февраля 2008 года. Актуальное издание (“Путин. Итоги. 10 лет”) см. здесь – https://www.putin-itogi.ru/doklad/
7. ТАСС Как Путин выдвигался на пост президента. Досье [Электронный ресурс] ТАСС – Досье – 26.12.17 - http://tass.ru/info/4789797
8. Указ Президента РФ Концепция внешней политики РФ – №2232 - 30.11.16
9. Ахременко, А.С. Политический анализ и прогнозирование : учеб. пособие / А. С. Ахременко. — М.: Гардарики, 2006. – 333 с.
10. Семенов, В.А. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие/Под ред. В.А. Семенова, В.Н. Колесникова. – СПб: Питер, 2014.
11. Попов, О.В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник / О.В.Попова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 464 с.




Рецензии:

18.09.2018, 19:03 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Прочитав статью, порадовался за её авторов и их объективность, рассудительность и справедливость сделанных ими выводов. Приятно читать объективные и независимые суждения. Теперь к делу. Статья содержит, несомненно, актуальный и обладающий научной новизной материал, который верно структурирован и изложен практически без недочётов и ошибок (в одном месте, почти в конце, только надо поправить букву: "Сегодня мы имеет"). Статья содержательная, подготовлена на основе ретроспективного анализа прошедших событий, библиография содержит более десятка источников, поэтому я бы, с полным на то основанием, рекомендовал бы публиковать этот материал в открытой печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх