Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 12.08.2018. Последняя правка: 16.08.2018.

Педагогические условия совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте

Огородникова Екатерина Павловна

ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют "Дельфин"

методист

Суслова Елена Владимировна, заместитель директора по социально-воспитательной работе ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин»


Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте. Проанализирована научная литература по данному вопросу и выделены основные факторы, влияющие на уровень профессиональной культуры и профессионально значимые качества, необходимые педагогу, ведущему профессиональную деятельность в реабилитационно-воспитательном пространстве приюта. Сформулированы условия формирования профессиональной культуры педагога в приюте, соблюдение которых может способствовать повышению уровня ее сформированности.


Abstract:
This article deals with the problem of improving the professional culture of the teacher in the shelter. The scientific literature on this issue has been analyzed and the main factors influencing the level of professional culture and professionally significant qualities necessary for the teacher who conducts professional activity in the rehabilitation and educational space of the shelter are identified. The conditions for the formation of the professional culture of the teacher in the shelter are formulated, observance of which can contribute to raising the level of its formation.


Ключевые слова:
социальная защита; социально-реабилитационная работа; педагогические условия

Keywords:
social protection; social and rehabilitation work; pedagogical conditions


УДК 36 

Введение

Уровень квалификации специалистов – важная проблема приютов на современном этапе развития общества, когда ощущается острое противоречие между реальной подготовкой работников и насущными потребностями учреждения.

Актуальность

Сегодняшняя социальная ситуация общества, связанная с особенностями протекающих процессов в политике и экономике страны, привела к увеличению количества неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми, маргинализации, росту детского сиротства. В связи с этим возрастает роль специалистов специализированных учреждений, обладающих профессиональной педагогической культурой, которые могут обеспечить позитивную социализацию детей, находящихся в социально опасном положении.

Актуальность и необходимость психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними также находят подтверждение в ряде федеральных законов, указов президента, в постановлениях Правительства и в нормативно-правовых актах на федеральном уровне.

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что уровень профессионализма специалистов, работающих в приюте, зачастую не соответствует требованиям социально-экономической реальности, требующей интенсивного и постоянного развития, что объясняется существующим противоречием в теоретической базе высшей школы и общественным запросом в сфере работы с населением, в первую очередь, с социально незащищенным контингентом, детьми, оставшимися без попечения родителей.

Это связано в том числе и с тем, что для совершенствования профессиональной культуры педагога недостаточно только лишь наличия у них профессионально значимых качеств, так как их развитие должно и может происходить только в определенных условиях.

Цель исследования – выявление и изучение условий эффективности совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу, описывающую наиболее важные аспекты совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте;

2. Проанализировать условия совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем систематизированы и проанализированы условия совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте.

Результаты

Общетеоретические основы формирования профессиональной культуры педагога рассмотрены в работах В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова и других.  Профессиональная культура также изучена в нескольких аспектах: методологическом (В.А. Сластенин), гуманитарном (Е.Н. Шиянов), коммуникативном (В.С. Грехнев), технологическом  (М.М. Левина), духовном (Н.Е. Щуркова). А.В. Акопян определяет профессиональную культуру как «усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности» [1].

Мы рассматриваем профессиональную культуру педагога в приюте, которая отличается тем, что ее развитие происходит в так называемом реабилитационно-воспитательном пространстве в процессе профессиональной деятельности.

Главная его задача реабилитационно-воспитательного пространства, как подчеркивают исследователи, это - добиться от детей его восприятия как собственного,  как освоенной  ими территории, за которую они несут ответственность. С этой целью, как отмечает А.В. Мудрик, входит «разноуровневая детская кооперация, установление связей и организация взаимодействия детей и взрослых, превращение  территории приюта в арену деятельности коллективных творческих дел.  Важно, насколько сами дети воспринимают воспитательное пространство таковым, насколько они действительно являются субъектами его созидания и совершенствования. И здесь немаловажен личный пример педагога, умение его воодушевить, направить детей и вовремя одобрить их поведение» [2]. Именно поэтому эффективное функционирование реабилитационно-воспитательного пространства невозможно без педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры.

При рассмотрении условий совершенствования профессиональной культуры педагога в приюте следует учитывать, что исследователи выделяют несколько способов ее повышения [3].

1. Определяющий способ, который отвечает за формирование общей культуры личности, служащей основой последующей кристаллизации профессиональной культуры педагога.

2. Эмпирический способ, решающее значение в нем играет приобретенный ранее опыт и работа по его расширению. Здесь мы можем выделить следующие кластеры:

а) расширение теоретической базы в смежных областях: социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-трудовой и других, входящий в компетенцию специалистов по работе с детьми-сиротами;

б) практическое использование в педагогической деятельности современных методов и технологий;

в) совершенствование техники педагогической деятельности, повышающей эффективность реабилитационно-воспитательной работы, в том числе способность к самоорганизации, различные виды коммуникации и воздействия на личность, культура слова и общения;

г) аккумулирование педагогического опыта работы в сфере социальной защиты.

3. Данный способ предусматривает создание условий эффективной реализации базовой педагогической подготовки в ходе социальной работы.

4.  Совершенствование способности к самостоятельной деятельности.

5. Непрерывное образование с последующим применением передового профессионального опыта.

6. Целеполагающий способ, предполагающий настойчивое стремление педагога к профессиональному росту и педагогическому мастерству.

Очень важным условием совершенствования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства является  целесообразно организованная методическая работа, так как это способствует как налаживанию педагогической коммуникации и изучению способов ее осуществления, так и помогает развить педагогическую интуицию и раскрыть педагогическую направленность. Эти качества очень важны для педагога, работающего в приюте с сиротами и трудными подростками, так как от сформированности этих качеств зависит отношение к выбранной профессии, к ее целям и задачам, осознание необходимости их достижения и выполнения, а также важности профессиональной деятельности [4].    

Методическая работа – это: «целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства  и  творчества каждого педагога с целью обеспечения качества реабилитационно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития личности воспитанника» [5].

Процесс совершенствования профессиональной культуры педагога включает в себя методическое сопровождение в продвижении по индивидуальной траектории профессионального роста. Результатом целенаправленного и организованного процесса будет являться способность педагога осуществлять инновационную деятельность, что не возможно без развития личности [5].

Реализация функций педагогического процесса соотносится с направлениями методической работы: организационно-методическое - создание условий для профессионального роста воспитателей; информационное – работа с информацией, развитие и пополнение информационного пространства; научно-методическое – сверка практики с достижениями современной науки [6].

Исходя из вышеперечисленного, можно предположить основные направления методической работы с педагогическим коллективом:

1. Формирование мотивации у педагогов к исследовательской инновационной деятельности.

2. Повышение квалификации педагогов и совершенствование профессионального мастерства педагогического состава учреждения.

3. Использование принципов гуманной педагогики в воспитательном процессе и использование новых видов, средств и приемов коррекционно-реабилитационной  работы.

4. Создание и обновление нормативной и научно-методической базы педагогической деятельности.

 5. Мотивирование педагогов на самообразование.

При этом методическая работа должна проводиться по направлению создания единой педагогической концепции на основе принципа интеграции.  

Еще одно условие совершенствования профессиональной культуры педагогов, которое выделяют исследователи - формирование у специалистов гуманистических установок по отношению к окружающим и к самим себе как субъектам собственного развития [7]. Здесь, главным образом, развивается педагогическая интуиция, построенная на способности педагога к эмпатии. Педагогу социального учреждения необходимо видеть проблемы воспитанников и возможности их решения.

Профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности также играет в том немаловажную роль. Под  профессиональным самосознанием подразумевается «совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности» [8]. Качество и уровень развития профессионального самосознания  зависит от соответствия особенностей профессии требованиям личности и удовлетворением профессиональной деятельностью. Становление специалиста, работающего в условиях реабилитационно-воспитательного пространства, с профессиональной и психологической точки зрения - это сложный, непрерывный процесс. В этом контексте задачей непрерывного образования специалиста является развитие его способностей принимать этически взвешенные решения в нестандартных ситуациях, самосовершенствование[8].

Внедрение подходов гуманистического воспитания требует серьезной методической работы с педагогами и специалистами учреждения, которая включает: организацию мониторинга профессионального роста педагогов; ведение профессионального портфолио; методическое обеспечение коллективной педагогической деятельности и др. [9]. Наиболее важной является сознательно взятая всеми участниками реабилитационно-воспитательного процесса установка на общение, основанное на принципах недирективного взаимодействия.

Все вышеперечисленные условия не имеют смысла, если не происходит накопление педагогического опыта и активное  его использование в работе с воспитанниками. По этой же причине  важным условием совершенствования профессиональной культуры педагога является реализация индивидуальной помощи педагогам в процессе развития их личностной и профессиональной рефлексии. Данные качества помогают обратить внимание на собственные недостатки и самосовершенствоваться. В качестве способа решения проблемы психологизации профессионального сознания можно рассматривать участие педагогов в психологических тренингах, группах личностного роста, группах психологической поддержки и в других формах организации приобретения практического опыта самопознания.

Заключение

Таким образом, системное целостное представление о профессиональной культуре педагога, наблюдение за педагогической деятельностью позволили нам выявить следующие условия, способствующие совершенствования профессиональной культуры педагога  в условиях реабилитационно-воспитательного пространства в  приюте для детей и подростков:

- педагогически целесообразно организованная методическая работа;

- формирование у педагогов гуманистических установок по отношению к окружающим и к самим себе как субъектам собственного развития;

- накопление педагогического опыта и активное его использование в работе с воспитанниками;

- реализация индивидуальной помощи педагогам в процессе развития их личностной  и профессиональной рефлексии.

Внедрение данных условий в организацию работы педагогов социально-реабилитационного учреждения может способствовать совершенствованию и повышению уровня тих профессиональной культуры.

Библиографический список:

1. Акопян А. В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnopedagogicheskaya-kultura-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov (дата обращения: 18.04.2018).
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для пед. - М.: Академия, 2003. - 200 с.
3. Лебедева Т. С., Тихомирова Л. Ф. Анализ эффективности формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей / Т.С. Лебедева, Л.Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-formirovaniya-reabilitatsionnogo-prostranstva-dlya-beznadzornyh-detey (дата обращения: 18.04.2018).
4. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образо¬вания / М.М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
5. Кузнецов В.В. Социально значимые качества педагога // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-professionalnogo-obucheniya-kak-faktor-razvitiya-deyatelnosti-i-lichnosti-pedagoga (дата обращения: 18.04.2018).
6. Ягудин З. Г. Интегративная модель формирования воспитательно-реабилитационного пространства в работе с трудными подростками // Сибирский педагогический журнал. 2009. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-model-formirovaniya-vospitatelno-reabilitatsionnogo-pro-stranstva-v-rabote-s-trudnymi-podrostkami (дата обращения: 18.04.2018).
7. Акопян А. В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnopedagogicheskaya-kultura-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov (дата обращения: 18.04.2018).
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб, 2000. - 712 с.
9. Маметьева М. В. Социальные учреждения и их роль в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков (на примере России и США) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-uchrezhdeniya-i-ih-rol-v-preduprezhdenii-i-preodolenii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-na-primere-rossii-i-ssha (дата обращения: 18.04.2018).




Рецензии:

12.08.2018, 11:05 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья направлена на решение важной в практическом отношении проблемы - совершенствования профессиональной культуры. однако, из текста статьи не ясно, что же автор понимает под этим термином. Более того, возникает вопрос: почему эту профессиональную культуру надо формировать (как заявлено в названии статьи), если педагоги - это люди, уже имеющие образование в данной сфере (хотя бы СПО). Скорее, речь должна идти о развитии или совершенствовании. Или автор должен объяснить в рамках статьи, почему им выбран именно термин "формирование". Аннотация к статье не содержательна. Ее надо существенно переработать. В статье есть сокращение без расшифровки - его необходимо расшифровать. Хотелось бы сместить акцент в статье на УСЛОВИЯ (что, собственно, является темой исследования). Как под влиянием предлагаемых автором условий изменяется профессиональная культура педагога? - вопрос, ответ на который так и не получен. а ведь именно он должен составлять содержание статьи. И чем эти условия при работе в приюте отличаются от работе в другом образовательном учреждении? Специфика самого учреждения "ушла" из статьи. Статья нуждается в существенной доработке

15.08.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Огородникова Екатерина Павловна:
Уважаемая Елена Альбертовна, спасибо за Вашу рецензию! Постарались учесть замечания и переработать статью.

13.08.2018, 7:48 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна, особенно в предлагаемом автором ракурсе последипломного образования, в основе которого – создание условий для саморазвития педагога. Считаю, что главные проблемы статьи относятся к структурной организации изложения ее содержания, обоснованности предлагаемых выводов, а также не совсем корректного использования категориального аппарата. В результате, не совсем понятна логика определения педагогических условий: создается впечатление, что автор берет на себя смелость «вывести» их из способов, направлений, форм, практически не дифференцируя их между собой. Поэтому и методы воспринимается скорее как случайный набор, а не научно обоснованный комплекс. Статья требует существенной доработки.
15.08.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Огородникова Екатерина Павловна:
Уважаемая Татьяна Иосифовна! Спасибо за Ваши замечания, постарались переработать статью.

13.08.2018, 17:37 Ваулин Владимир Иванович
Рецензия: Рецензия: 13.08.18, 18.30 Ваулин Владимир Иванович Требуется усилить актуальность статьи т.к. на данный момент носит декларативный характер и не подкреплена аргументами или фактами. Возможно для решения задачи изучения научной литературы ее классификацию (например: учебники, монографии, сборники статей), направления работ и др., основные подходы ученых и др., иначе эта задача не решена. Целесообразно расшифровывать сокращения, например … реабилитационно-воспитательного пространства (РВП) и далее можно сокращать. Возможно в начале статьи следует определиться с понятием «культуры педагога в приюте», а далее рассматривать условия. Очевидно, что предложения должны быть реализованы в какой-то организационной структуре. Имея представление о педагогической деятельности сложно найти время для методической работы с педагогами, не бросат же детей. После доработки статью целесообразно рекомендовать статью к публикации.
15.08.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Огородникова Екатерина Павловна:
Уважаемый Владимир Иванович, спасибо за Ваши замечания! Постарались доработать статью.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх