Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование, Социология
Размещена 29.08.2018. Последняя правка: 31.08.2018.

Профессиональная готовность будущих педагогов к инклюзивному обучению

Узакова Зарина Фуркатовна

нет

Академия Государственного управления при Президенте РУз

ведущий методист

Муминова Лола Рахимовна, доктор педагогических наук, проф. Республиканского центра социальной адаптации детей


Аннотация:
В статье рассматривается проблема внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан, приводятся результаты исследования проведенного в рамках фундаментального проекта «Создание системы качественного, непрерывного инклюзивного образования в Республике Узбекистан». Цель статьи теоретический и статистический анализ включения детей с ограниченными возможностями в образовательные учреждения и выявления барьеров для их успешной инклюзии.


Abstract:
In the article is considered the problem of introduction of inclusive education in the Republic of Uzbekistan, was presented the results of the research conducted within the framework of the fundamental project "Creation of a system of quality, continuous inclusive education in the Republic of Uzbekistan". The purpose of the article is a theoretical and statistical analysis of the inclusion of children with disabilities in educational institutions and identifying barriers for their successful inclusion.


Ключевые слова:
интеграция; специальное образование; инклюзия; педагог; дети с ограниченными возможностями; инклюзивное образование

Keywords:
integration; special education; inclusion; teacher; children with disabilities; inclusive education


УДК 37.376

Введение. В настоящее время в мире на место специальному образованию детей с ограниченными возможностями входят такие понятия как интегрированное и инклюзивное образование.

Идея инклюзивного образования пришла в Узбекистан в 1996 году. Основная идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система образования должна быть готова к включению любого ребенка[1]. Инклюзивное обучение основывается на философии, согласно которой все дети вне зависимости от тяжести нарушений, являются неотъемлемой частью образовательной системы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для внедрения инклюзивного образования необходима подготовка квалифицированных педагогов, которые играют большую роль в адаптации и обучении особого ребенка.

 Цель.  Выявить готовность будущих педагогов обучать детей с ограниченными возможностями в массовых образовательных учреждениях.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования нами был проведен опрос с помощью анкетирования 2510 студентов педагогических институтов.

Основная часть.

В Республике Узбекистан наряду со специальным образованием, существует интегрированое образование ведется работа по созданию условий для развития инклюзивного образования. Согласно Закону Республики Узбекистан  «О гарантиях прав ребенка» в статье 29 «Дети с недостатками физического и (или) психического развития и дети-инвалиды имеют право на обучение и воспитание в образовательных учреждениях по разработанным специально для них образовательным программам и получать образование, соответствующее их физическим, умственным способностям и желаниям»[2].

На сегодняшний день численность детей с ограниченными возможностями в областях республики увеличивается, так за 4 года количество детей с различными психофизиологическими нарушениями увеличилось на 13708 тысяч. Самая большая численность детей с инвалидностью зафиксирована в Андижанской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ферганской областях.

Таблица №1 Численность детей с инвалидностью в Республике Узбекистан с 2014 по 2018 год

В разрезе областей

Детей с инвалидностью до 16 лет

01.01.2014 год

01.01.2016 год

на 01.01.2018 год

1

Республика Каракалпакстан

5245

5526

6265

2

Андижанская

7596

8601

9806

3

Бухарская

3202

3422

3679

4

Джизакская

3880

3951

4520

5

Кашкадарьинская

7560

7696

9175

6

Навоийская

3363

3290

3190

7

Наманганская

6546

6646

7412

8

Самаркандская

7853

8485

9666

9

Сирдарьинская

2501

2717

3293

10

Сурхандарьинская

6926

7240

8398

11

Ферганская

7622

8118

9324

12

Хорезмская

5625

5324

5728

13

Ташкентская

6546

6558

7346

14

г.Ташкент

3891

3956

4262

Всего

 

78356

 

81530

92064

С ростом численности детей с возрастает и потребность в подготовке педагогов в целях обеспечения полноценной образовательной интеграции детей с инвалидностью.

В 2006-2009 году Министерство образования при поддержке Азиатского банка развития реализовало проект «Общее образование для детей с ограниченными возможностями», в рамках которого отобраны по две специальные школы-интернаты в Ташкенте, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях» с целью посещения детьми имеющие небольшие нарушения в развитии  некоторых предметов в общеобразовательной школе[1]. По итогам проекта выявилось, что принявшие в исследовании специалисты дефектологов, педагогов общеобразовательных школ не поддержали концепцию инклюзивного образования.

В результате опроса родителей детей с инвалидностью: готовность к инклюзивному обучению 58 % против обучения своего ребенка в партнерской школе,  30% условно согласны, 3% смотрят положительно. Однако в результате опроса детей с инвалидностью в среднем 66% выразили желание обучаться в общеобразовательной школе, опрос детей не имеющих инвалидность показал на 77% желание обычных детей учиться вместе. Представители спец.школ отнеслись более отрицательно к идее инклюзивного обучения, в отличии от респондентов массовой школы, которые приняли осторожную позицию 54% и отметили не против при условии умственной полноценности детей[3]. Таким образом, результаты исследования свидетельствует о неготовности взрослых к включению детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения.

Однако с 2014-2016 году в Узбекистане в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемый Европейским Союзом, реализованный в Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях, 907 ребенка с особыми образовательными потребностями были включены в систему общего образования в 27 пилотных школах и 27 детских садах, при этом общее число детей, получивших выгоду от проекта, достигает 1500. Кроме того, 1350 членов медико-психолого-педагогических комиссий и педагогических сотрудников были обучены предоставлению инклюзивных образовательных услуг; разработаны и утверждены 3 обучающих модуля по подготовке, повышению квалификации и переподготовки педагогов по внедрению инклюзивной практики в систему образования Узбекистана[4].  

Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью», в пункте 31 предусмотрено «разработка механизмов реализации права каждого ребенка с инвалидностью на получение инклюзивного образования»[5].

Принятие данного указа свидетельствует о том, что законодательная база, созданная Республикой Узбекистан в годы независимости, создает необходимую основу для дальнейшего развития инклюзивного образования.

Согласно статистическим данным в Республике Узбекистан по состоянию на 1 января 2018 года 670 000 лиц с инвалидностью, из которых молодые люди от 16 до 30 лет более 70 000 человек[6].

Таблица №2 Численность обучающихся в средне-специальных образовательных учреждениях[7] 

В разрезе учебных годов

Количество лицеев и колледжей

Кол-во учащихся

всего

Из них спец. Колледжей для лиц с ограниченными возможностями

Всего

Из них учащихся с  инвалидностью

Из них в лицее

2016-2017

1 566

4

1 459 403

2 887

110

2017-2018

1 556

4

1 163 162

2 416

65

Как видно из таблицы основная масса детей с инвалидностью обучается в специализированных школах интернатах или в специализированных колледжах для лиц с ограниченными возможностями.

В целях дальнейшего развития интегрированного образования в проект новой редакции Закона «Об образовании, предложено введение отдельным пунктом статьи об инклюзивном образовании, министерством образования утверждено Положение «О непрерывном инклюзивном образовании детей и подростков с нарушениями в психофизическом развитии. Проведенный мониторинг по реализации инклюзивного образования  в республике показывает, что на сегодняшний день недостаточно обеспечено кадрами-специалистами, для работы в инклюзивных классах и группах, неподготовленность педагогов общеобразовательных школ и ДОУ по работе с детьми с особыми нуждами и тд.[8] Таким образом, не только законодательная  база, но и общество должно быть готово к принятию идеи инклюзивного обучения.

C 2017 года Республиканский центр социальной адаптации детей осуществляет реализацию фундаментального проекта БФ-1-001 «Создание системы качественного, непрерывного инклюзивного образования в Республике Узбекистан».

Одной из основных задач в рамках данного проекта изучение осведомленности об инклюзивном образовании студентов Педагогических институтов областей Республики Узбекистан. В рамках проекта проведено анкетирование 2510 студентов Джизакского Государственного Педагогического института,  Кокандского Государственного Педагогического института, Бухарского Государственного Педагогического института, Навоинского Государственного Педагогического института.

На вопрос «Что вы понимаете под образовательной инклюзией детей с особыми потребностями (инклюзивным образованием)»? 55 % респондентов подразумевают под инклюзивным образованием обучение детей с особыми потребностями в специализированных учреждениях; 13 % - обучение на дому; 10% - обучение детей c особыми потребностями в специализированных школах; 8,7 % обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях; 8,6% - впервые слышат об этом

Таким образом, 80 % будущих педагогов Джизакской, Кокандской, Навоинской и Бухарской областей считают, что инклюзивное образование, это обучение детей в специализированных учреждениях, спец.школах,  или обучение на дому. Это свидетельствует о том, что будущие учителя не владеют не только информацией об инклюзивных школах, но и о методах работы с детьми имеющих особые потребности. Исходя из опроса респондентов можно сделать вывод о том, что будущие выпускники Педагогического института соответственно являются сторонниками раздельного обучения особых детей, в виду отсутствия знаний в данной области. Отсутствие знаний у студентов в данной сфере показывает также, что преподаватели Педагогических институтов преподающие «будущим педагогам» сами нуждаются в получении информации по инклюзивному образованию, в том числе о методах работы с детьми с особыми потребностями, которая является одной из спецификой работы любого педагога.

На вопрос «Я убежден(а), что инклюзия детей с особыми потребностями в образовании больше всего нужна»: более 60 % респондентов отмечают, что инклюзия нужна только детям с проблемами со здоровьем; в сравнении с другими областями самый высокий показатель 19,4 % Бухарской области, считают, что только обычно развивающимся детям; более 30% всех респондентов, отмечают, что нужна всем детям, так как с детства помогает видеть и ценить различия; 1,7 % нужна учителям; 4% студенты Навоинской области не уверены, что это необходимо.

Во время работы с аудиторией велика роль педагога и от того как будет относиться преподаватель к детям с особыми потребностями будет зависеть климат в группе и отношения родителей к данному ребенку. Однако отсутствие у «будущих педагогов» пока ещё практики работы не дает оценить всю масштабность их ответственности перед будущим поколением. Респонденты отмечают, что инклюзия нужна всем детям, что свидетельствует о том, что респонденты понимают, что совместное обучение повышает ответственность, не только у педагогов, но и развивает чуткое отношение у детей к друг другу, но опять же при правильном направлении педагога.

Основным барьером для инклюзии детей с особыми потребностями в образовании, более 40 % респондентов, считают не знание родителей своих прав, стереотипы общества отмечают только 22 % всех респондентов. 17,8 % отмечают, что отсутствие квалификации и гибкости педагогов является основным барьером инклюзии.

Следует отметить, что инклюзивное образование достижимо в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи.

 Согласно проф. П.Миттлеру[9] интеграция аномальных в школы массового типа может быть успешной лишь при:

- интегрированное обучение должно осуществляться лишь на основания желания родителей.

- Аномальному ребенку должна предоставляться специальная педагогическая помощь

- Аномальный ребенок должен принимать участие в деятельности школы вместе с остальными учащимися, имеющая среду без барьеров для передвижения.

Соответственно развитие инклюзивного образования в нашей стране не приведет к закрытию специальных образовательных учреждений в виду того, что среди детей с инвалидностью, имеются и дети с двумя выраженными дефектами (слепоглухие, умственно отсталые глухие), дети с множественными нарушениями в развитии, когда имеются три или более нарушений развития). Однако в большинстве случаев такая категория детей находится за рамками образовательного пространства, именно эти дети пополняют ряды сирот, отторгаются от семей и посещаются в специальные интернаты.

Как отмечает Зайцев Д.В. на основе проведенных исследований «специальное образование функционирует недостаточно эффективно в среднем, только каждый 5-й выпускник с умственной отсталостью и каждый 9-й - с нарушением опорно-двигательного аппарата продолжает обучение в профессиональном училище; только каждый 10-й из первой и второй групп относительно успешно трудоустраивается в первый год после окончания образовательного учреждения по специальности, полученной в нем»[10].

Как отмечает, Нуркельдиева Д. при изучении детей с инвалидностью в Домах ребенка «воспитатели, работающие в группах, где находятся дети с особыми потребностями, не владеют методами коррекции нарушений детей с особыми потребностями раннего возраста. У воспитателей и логопедов имеются проблемы в оказании качественной развивающей помощи детям раннего возраста, воспитывающимся в Домах ребенка, так как не хватает методических пособий, методических рекомендаций, дидактических материалов по работе с детьми раннего возраста на узбекском языке»[11]. 

Заключение. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, на сегодняшний день остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей.

Дефицит знаний педагогов о возможностях детей исходя из форм инвалидности, не позволяет организовать обучение ребенка исходя из его возможностей, создать индивидуальную программу обучения особого ребенка, что в итоге порождает дезинтеграцию детей в общеобразовательных учреждениях.

Исходя из вышеизложенного вносятся следующие рекомендации:

- введение в программу обучения педагогических институтов дисциплины «Технологии работы с  инклюзивными детьми»;

- повысить квалификацию преподавателей ДОУ, школ и ВОУ в рамках семинара-тренинга «Инклюзивное образование».

Библиографический список:

1. Анализ социальной защищенности детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан. Д.А.Нуркельдиева, Я.Е. Чичерина и др. Монография. Т.:Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан. 2007. С. -77
2. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка». 7 января 2008 г.,№ ЗРУ-139
3. Чичерина Я.Е., Бондарева Е.В. Изучение условий и факторов внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан. Т.:2008 с.36
4. Инклюзивное образование в действии. Журнал №7. 2016 http://inclusive-education.uz
5. Национальная база данных законодательства, 04.12.2017 г., № 06/17/5270/0348Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью», в пункте 31 предусмотрено «разработка механизмов реализации права каждого ребенка с инвалидностью на получение инклюзивного образования» от 1 декабря 2017 года №УП-5270
6. Данные Государственного комитета по статистике на 1 января 2018 года.
7. Данные Государственного комитета по статистике на 1 октября 2017 года.
8. Муминова Л.Р., Ахмедова З.М. Международная научная конференция. Проблемы современного непрерывного образования: инновация и перспективы. ТДПУ. 27 апреля 2018 г. С 501
9. Mittler P.: Special education in Britain. Presented to a conference of Japanese special Education Association in Sentember 1988.
10. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями//Журнал Социологические исследования №7, 2004 г.
11. Нуркельдиева Д. Состояние и перспективы оказания коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста, воспитывающихся в интернатных учреждениях в Узбекистане. Science and world. International scientific journal №3. Volgograd 2017 c 121.




Рецензии:

30.08.2018, 8:22 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Несмотря не архиактуальность проблемы, статья лишена четкости смысловой и структурной организации представленной автором информации. Это обусловлено несколькими причинами, среди которых, на мой взгляд, главная – в дисбалансе позиций: название позиционирует проблему развития инклюзивного образования, аннотация – внедрения, а дальше неожиданная цель статьи – выявить готовность будущих педагогов обучать детей с ограниченными возможностями. А в тексте представлена информация о динамике роста численности детей с инвалидностью, опрос родителей о готовности к инклюзивному обучению детей… Выводы относятся к проблеме подготовки педагогов и совсем неожиданные рекомендации, которые не соотносятся с названием статьи, соответственно, главным предметом исследования, а также практически не коррелируют с ее содержанием. Такая разбалансированность лишает информацию научной ценности. Недопустимо много ошибок в тексте. В таком варианте статья не рекомендуется к публикации в научном журнале.

30.08.2018 10:10 Ответ на рецензию автора Узакова Зарина Фуркатовна:
Спасибо Вам за рецензию.

30.08.2018, 16:20 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Узаковой З.Ф. написана в интересах осведомления населения об освоении в Узбекистане специальной учебной подготовки детей с дефектами физического, умственного характера, неотложно не устраняемыми, в связи с чем, необходимость специального просветительно-учебного к ним подхода. Указана важность специальной подготовленности для такой работы учителей, наличие недостатков в этом деле и, как выход из положения, обучение всех будущих педагогов технологиям действий по «инклюзивности». Для облегчения влияния на читателей представлены результаты социологических опросов. Все это интересно как для не знатоков таких дел, так и для специализировавшихся в данном направлении педагогов, руководителей школ, учебных заведений. Пусть не у всех, их займет вопрос: как все это обстоит в России? Если в СССР инклюзивного варианта обучения не было, значит ли это отсутствие тогда дефектных детей? Стоит также указать вариант осуществления этого инклюзивного обучения: он за счет родителей или же за счет государства? Следует откорректировать в 6 и 7 библиографических источниках выражение «п статистике». Указанные добавления не обесценивают замечания предыдущего рецензента, они сильнее повысят совершенство работы.
31.08.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Узакова Зарина Фуркатовна:
Спасибо за подробную рецензию. Все рекомендации приняты во внимание. Благодарим за уделенное время.

3.09.2018, 0:25 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Профессиональная готовность будущих педагогов к инклюзивному обучению", Узакова Зарина Фуркатовна НЕ рекомендуется к публикации: 1) отсутствует НАУЧНОЕ РЕШЕНИЕ, ясно и однозначно показанное автором статьи; 2) научная статья априори должна иметь НАУЧНУЮ, А НЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ОСНОВУ. Автору рекомендуется изучить Правила написания НАУЧНОЙ статьи, перечень научных специальностей (сайт ВАК) и "Авторам" на сайте журнала. Статья НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации - БЕЗ КОМПРОМИССОВ ("доработок").



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх