Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №61 (сентябрь) 2018
Разделы: Туризм
Размещена 07.09.2018.

КОЛЕСО ИСТОРИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ИВЬЯ

Гойдь Снежана Ивановна

УО "Гродненский государственный медицинский университет"

студентка

Научный руководитель: Гресь Сергей Михайлович, кандидат исторических наук; доцент; УО Гродненский государственный медицинский университет


Аннотация:
«Колесо истории» – место в центре г. Ивья, которое открылось в 2013 году по решению Ивьевского районного исполнительного комитета и стало своеобразной точкой отсчёта истории родной земли. На 14 огромных камнях-валунах, выложенных в специальный круг, зафиксированы важные и значимые события, которые совершились больше, чем за 6 столетий существования города: от первого упоминания до придания статуса города. Цель данной работы – исследовать процесс формирования исторической составляющей туристической отрасли города Ивье и место, которое займёт в ней новый комплекс.


Abstract:
"The Wheel of History" is a place in the center of Ivye, which opened in 2013 by decision №128 of the Ivyе District Executive Committee and became a kind of starting point for the history of the native land. On 14 huge boulder stones laid out in a special circle, important and significant events were recorded that took place more than 6 centuries of the city existence: from the first mention to giving the status of the city. The purpose of this work is to explore the process of formation of the historical component of the tourism industry of Ivye and the place that will take it a new complex.


Ключевые слова:
Ивье; город; центр; памятник; камни-валуны; туризм; история; религия; католики; православные; мусульмане; евреи; костёл; мечеть; синагога; национальные традиции; культура

Keywords:
Ivye; city; center; monument; stones-boulders; tourism; history; religion; catholics; orthodox; muslims; jews; a church; a mosque; a synagogue; national traditions; culture


УДК 338.481 (091) (476.6)

Ивье называют городом 4-х религий. Здесь издавна в мире живут иудеи и православные, католики и мусульмане. За всю историю ни разу не было конфликта на религиозной почве.

В 2013 году по решению № 128 Ивьевского районного исполнительного комитета в Ивье появилась оригинальная композиция «Колесо истории» [2, c. 6]. На открытой площадке в самом центре города установлены камни, на которых прикреплены памятные таблички. На 14 огромных камнях-валунах зафиксировано все самое важное и значимое, что свершилось за 6 столетий существования города. Ледниковые камни всегда вызывали интерес – предки белорусов поклонялись им в языческие времена, сегодня особенно большие валуны признают памятниками природы. В Ивье из камней-валунов выложили специальный круг: 14 камней символизируют 14 значимых дат из истории Ивья – от первого упоминания до придания статуса города.

Рядом – указатель направлений с названиями городов-побратимов. Их у Ивья три: Азнакаево в Татарстане, Кайшядорис в Литве и Сокулка в Польше. Местные власти хотят найти еще партнеров, ведь на знаке на всякий случай есть еще три свободных места.

Камень 1 – 1444 г. Первое упоминание об Ивье в составе ВКЛ. В письменных источниках Ивье известно с первой половины XV века как великокняжеский двор. В 1444 году отдано великим князем Великого княжества Литовского Казимиром предводителю земскому литовскому, заместителю Новогрудскому Петру Мантыгердовичу (Петрашко). [7, c. 351]

Существует несколько версий происхождения названия «Ивье». По одной версии название имеет славянское происхождение и происходит от названия ивы-вербы. По второй – название происходит от имени жены великого князя Гедимина – Евы, которая славилась своей просветительской деятельностью. Ивье было частновладельческим городком и вместе с тем, центром феодального поместья. В XVI в. Ивье принадлежало Радивиллам, потом Кишкам. [7, c. 362]

Камень 2 – 1495 г. Основан костёл святых апостолов Петра и Павла. Одним из наиболее древних культовых памятников архитектуры  города является костёл Святых апостолов Петра и Павла, основанный в 1495 году. В 1631 г. трокский комендант и Мстиславский воевода Николай Кишка основал при церкви монастырь ордена бернардинцев. Его строительство санкционировал виленский епископ Абрам Война. При монастыре были библиотека и школа риторики.

В 1568 году в Ивье состоялся синод, на котором присутствовали наиболее известные деятели Реформации – Симон Будный, Ян Немаевский, Мартин Чехавец. [6, c. 194] На синоде обсуждались вопросы социальной и имущественного неравенства, власти. Факт проведения такого синода говорит о том, что Ивье было не только крупным центром протестантизма, но и имела большие успехи в культуре и хозяйстве. Ивьевский костел всегда был центром просвещения и образования. Его религиозные деятели являлись примером гуманизма, добра и миралюбства. Большой вклад в духовное наследие Ивьевщины внес теолог, Идэльфонс Бобич, работавший деканом костёла Петра и Павла с 1930 по 1944 год. Он известен не только как священник, но и как талантливый прозаик и публицист.

Камень 3 – 1569–1795 гг. Ивье в составе Речи Посполитой. С 1569 по 1795 год Ивье находится в составе Речи Посполитой. Наибольшую известность в это время получила Ивьевская арианская академия, основанная Яном Кишкой в 1585 году. Ректором академии был назначен прогрессивный мыслитель-гуманист, педагог и поэт Ян Лициний Намысловский. В академии учились не только дети ариан, но и православных, и католиков. Изучались произведения древних философов, историков, поэзия, греческий, латинский, древнееврейском, польский и белорусский языки, риторика, этика, медицина, музыка и физика. [1, c. 83]

Развитию просвещения способствовало и издательство Троицкого братства, которое существовало с 1610 года. Именно в этой типографии в 1619 году была напечатана знаменитая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

Камень 4 – 1742 г. Ивье получило статус местечка. Официальный статус местечка Ивье получила в 1742 году, когда стала крупным торговым центром. В 1752 его купил Игнатий Огинский и начал восстанавливать поместье, а в 1765 г. открыл госпиталь. Через город проходили крупные торговые пути: Минск-Вильнюс и Несвиж-Вильно. По этой дороге двигались купцы с богатым сокровищем. Они делали остановки в Ивье и вступали в торговые отношения с владельцами и жителями городка. В 1784 году Казимир Огинский передает Ивье Симону Скирмунту, пинскому маставничаму. [5, c. 38]

Камень 5 – 1795–1917 гг. Ивье в составе Российской империи. После третьего раздела Речи Посполитой с 1795 года Ивье в составе Российской империи. Местечко росло и укреплялось экономически: работали пивоварня, валяльня, таверны. С 1820 года владельцем Ивья стал граф Замойский. Ежегодно проводилось 9 ярмарок, действовали различные магазины. Очень осложнилась обстановка в крае после царского манифеста 1861 года. В конце марта в Ивье произошло крупное выступление крестьян, в котором участвовало несколько тысяч человек. С 1897 году - Ивье волостной центр Ошмянского уезда Виленской губернии, в котором проживало 3653 жителя, действовали костел, мечеть, четыре синагоги, народное училище, 32 магазина, 10 питейных домов. Ивьевчане приняли участие в революционном движении. [1, c. 86]

Камень 6 – 18 в. Строительство синагоги. Евреи поселились в Ивье в XVI веке. Значительно возросло их количество после 1795г. По переписи населения тех лет их было более 3500 человек, что составляло 75% всего населения. В XVIII веке была построена деревянная синагога, а в XIX веке их было уже четыре. Во время пожара 1929 года деревянные синагоги сгорели. Вместо деревянных появились три каменные синагоги, которые составляли единую галерею. Постройки синагог сохранились и на сегодняшний день, но ни одна из них не является действующей. Все три выполняют роль административных построек. Ивьевские евреи славились как хорошие врачи, учителя и священники. Перед Второй мировой войной работала семилетняя школа с преподаванием на иврите, а также религиозная школа - ешибот. [6, c. 210]

Камень 7 – 1882 г. Строительство мечети. Татарское поселение в Ивье появилась в начале XV века. Князь Витовт за помощь в Грюнвальдской битве отдал татарам урочище Муравшчизна. Ивьевские татары попали на эти земли с берегов Азовского моря. Именно оттуда, они принесли культуру овощеводства, которое и сегодня является их главным занятием.

 В 1882 году в Ивье была построена мечеть. Спонсором ее строительства стала графиня Эльвира Замойский. Она подарила татарам за их честность, верную службу, отличные ремесленничества строительный лес, из которого и построили мечеть, которая помогает татарам Ивья беречь свою веру, передавать национальные традиции, обряды, культуру будущим поколениям. [6, c. 216]

Камень 8 – 1921–1939 гг. Ивье в составе Польши. Период с 1918-1921 гг. в жизни Ивьевщины - это почти целая эпоха, насыщенная значительными событиями: освобождение от германской оккупации в январе 1919 г.; установление советской власти и подписание Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь отошла к Польше, в том числе и наш город.

С 1921 г. Ивье - центр гмины Воложинского, а затем Лидского уездов Новогрудского воеводства, бойкое торговое местечко, где действует железная дорога, открыто семилетняя школа. В 1926 году начала работать водяная мельница Хаима Нахимовского.

В 1929 Ивье сильно пострадала от пожара, но в скором времени сгоревшей улице возобновились, под контролем властей было построено около 200 кирпичных зданий, большинство из них сохранилась до нашего времени, и именно они, являются исторической частью города. [1, c. 93]

Камень 9 – 10 – 17.09.1939–08.12.1940 гг. Ивье в составе СССР.

 15.01.1940 г. Ивье получило статус городского посёлка, создан Ивьевский район Барановичской области.  С 1939 -по 1991 Ивьевщина находилась в составе СССР. 15 января 1940 года был организован Ивьевский район Барановичской области. Ивью был придан статус городского посёлка. Территория района имело площадь 720 кв. км с населением 36231 чел. В Ивье проживало 3100 чел. Как административная единица был создан поселковый Совет. В 1940 г. построены больница, роддом, три школы, почта. Действовали винокуренный завод, три водяные мельницы. [1, c. 91]

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 июня 1944 г. Ивьевский район вошел в состав Молодеченской области, с 1954 г. район находится в составе Гродненской области. Сразу после освобождения от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление народного хозяйства: в результате коллективизации в Ивье создан колхоз "Путь Ленина" (1959 год), начал работать консервный завод (1954 год), организована электростанция (1955 год), введена в эксплуатацию хлебопекарня (1964 год). [4, c. 56]

20 января 1960 года по связи с расторжением Юратишковского  района, его территория вошла в состав Ивьевщины. Середина 70-х гг. - период активного строительства: была застроена площадь Комсомольская, улица 50 лет Октября. С 1997 ивьевчане получили природный газ. [1, c. 95]

Камень 11 – 29.06.1941–07.07.1944 гг. Оккупация Ивьевского района немецко-фашистскими захватчиками. С 29 июня 1941 году по 7 июля 1944 - Ивьевская земля была оккупирована гитлеровцами.

Героически защищали Ивьевщину воины 24 Самара-Ульяновской Железной дивизии, однако перед натиском противника вынуждены были отступить. В феврале 1942 г. в центре поселка было создано гетто, в котором находилось около 3 тысяч евреев. 12 мая 1942 г. еврейское население было вывезено в урочище Хованщина около д. Стоневичи и расстреляно. Судьба Хатыни повторили восемь деревень Ивьевщины: Бакшты, Верещаки, Ковалевы, Кости, Матыковщина, Шаркуци, Юравские, Ятовтовичи. [3, c. 152]

Камень 12 – 1994 г. Основан православный храм Святого мученика младенца Гавриила. В мае 1994 г в Ивье начала действовать православная церковь святого мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого. 23 июля 1995 г. православный храм освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2004 г в честь Победы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 60 икон Казанской Божьей Матери были отправлены на космическую станцию. В 2005 году уроженец Ивья, Виктор Шутов, полковник военно-космических сил России, член Российской академии космонавтики имени Циолковского подарил одну икону городу, на данный момент она находится в церкви. [6, c. 226]

Камень 13 – 16.06.2012 г. Открыт памятник в честь дружбы четырех конфессий Ивьевщины. Памятник представляет собой четыре стеллы, украшенные полукруглыми арками. Он может послужить и своеобразным указателем — каждая из стелл повернута в сторону главного культового сооружения указанной религии.

Католическую веру представляет костёл Святых Петра и Павла. Перед зданием установлена скульптура Иисуса Христа с раскинутыми руками, точная копия статуи в Рио-де-Жанейро.

Еврейское население до начала Великой Отечественной войны составляло более 70% жителей города. Здание главной синагоги уцелело, но не используется по прямому назначению. Сегодня в ней расположен спортивный зал.

Мусульманство – самая древняя религия на территории Ивья. Здесь расположена вторая по величине после Минска татарская община. Мечеть построена в 1882 году.

Православие – самая молодая религия в Ивье. Церковь во имя священномученика младенца Гавриила. [6, c. 289]

Памятник конфессиям призван подчеркнуть возможность свободного вероисповедания и мирного сосуществования людей.

Камень 14 – 15.01.2000 г. Ивье получило статус города. 16 июня 2007 г. утверждены герб и флаг города Ивье. В 2000 году в связи с 60 – летием образования района городскому посёлку Ивье был присвоен статус города. Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года утвержден герб и флаг города Ивье [3, c. 387]. Постепенно меняется внешний облик города, ведется благоустройство улиц, центральной площади, строятся новые жилые микрорайоны.

Развитие туристической отрасли в Беларуси делает данную композицию в Ивье одной из самых привлекательных. Она позволяет окунуться в атмосферу народной культуры коренного населения Ивьевщины, лучшим национальным традициям города. Именно по этой причине небольшой белорусский райцентр Ивье является довольно популярным туристическим объектом, особенно в период великих религиозных праздников.

Вывод. Посещения туристами композиции «Колесо истории» это своеобразная дань новой традиции, которая появилась совсем недавно. Турист, побывав у этой композиции будет иметь представление о историческом прошлом города и района, сможет более акцентировано уяснить для себя наиболее интересные факты.На мой взгляд, данная композиция будет привлекательной для туристов не только из нашей страны, но и иностранных туристов.

Библиографический список:

1. Васильчик М.В., Крень И.П., Мараш Я.Н. Ивье. Историко-экономический очерк. – Минск, 1991.
2. Газета «Ивьевский край», Ивьевский райисполком от 20.07.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ivje.grodno.by/ru/region/new_2 (дата обращения: 14.07.2018).
3. Память: Историко-документальная хроника Ивьевского района. – Минск: БелТА, 2002. – 510 с.
4. Проценко О.Э. Социально-экономическое положение м. Ивье в конце 19 – начале 20 вв. // Из истории веков и поколений Ивьевского края: матер. ист. – практ. краеведческой конференции. – Гродно: ГрГУ, 1999.– 97 с.
5. Соркина И. Местечки Беларуси в конце XVIII – первой половине ХІХ в. – Вильнюс: ЕГУ, 2010. – 488 с.
6. Туристическая энциклопедия Беларуси / Редкол.: Г.П. Пашков и др. под ред. И.П. Пирожникова. – Минск: БелЭн, 2007. – 420 с.
7. Энциклопедия истории Беларуси: в 6 т. Т. 3. – Минск: БелЭН, 1996. – 510 с.




Рецензии:

14.10.2018, 20:48 Корнелюк Виталий Григорьевич
Рецензия: Проблема, на которую обратил внимание автор , безусловно актуальна, т.к. обращает внимание на такой факт повышения туристической привлекательности, как историко-культурное наследие региона. Автор на примере г. Ивье Гродненской области показал тех аспекты истории, и те историко-культурные объекты населённого пункта, которые могут быть представлены в процессе создания различных экскурсионных маршрутов, анимационных программ, ивент-мероприятий. Многонациональный состав Ивье - белорусы, евреи, татары, поляк - оставили многослойный пласт местной культуры, который может быть использован для осуществления в данной местности познавательных, ностальгических и религиозных туров. Автор предложил самостоятельный анализ историко-культурного потенциала для туристической индустрии. Работа логично, в хронологической последовательности показывает вехи истории, которые могут быть отправными точками в проектировании туров в данной местности. Созданный мемориальный познавательный объект "Колесо истории" - удачный элемент туристической привлекательности и, как показывает систематизированный автором статьи материал - отправная точка для дальнейшего включения Ивье и его окрестностей в активный туристический процесс. Считаю, что материал статьи соответствует формату издания и может быть предложен вниманию читателей журнала.

15.10.2018 23:23 Ответ на рецензию автора Гойдь Снежана Ивановна:
Виталий Григорьевич, большое спасибо, что наша статья заинтересовала Вас.

17.10.2018, 20:53 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия положительна. Статью можно публиковать.
18.10.2018 22:22 Ответ на рецензию автора Гойдь Снежана Ивановна:
Большое спасибо, Сергей Михайлович.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх