Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология, Философия, Юриспруденция
Размещена 08.10.2018.

Влияние процесса глобализации на роль суверенитета

Кудинов Александр Сергеевич

нет

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студент

Ильина Ю.А. кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Орловского Государственного Университета Имени И.С. Тургенева


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие и черты суверенитета. Также дается характеристика государственного суверенитета, народного суверенитета и национального суверенитета. Прослеживается связь и влияние процесса глобализации на суверенитет в современной политике.


Abstract:
This article discusses the concept and features of sovereignty. Also, the characteristic of state sovereignty, national sovereignty and national sovereignty is given. The connection and influence of globalization on sovereignty in modern politics is traced.


Ключевые слова:
суверенитет; государственный суверенитет; народный суверенитет; национальный суверенитет; суверенитет личности; власть; независимость; самостоятельность

Keywords:
sovereignty; state sovereignty; national sovereignty; national sovereignty; individual sovereignty; power; independence; independence


УДК 321

Введение.

Очень часто в средствах массовой информации, в политике и праве упоминают термин суверенитет. О нем говорят как в международном праве, так и в национальном праве разных государств. Суверенитет рассматривается как один из необходимых признаков государства.

Актуальность.

Актуальность данной темы заключается в том, что по мере развития экономических, политических, культурных связей между государствами, мы можем заметить, что взаимосвязь между государствами приводит к ограничению суверенитета в международном праве. Также влияние процесса глобализации оказывает определенное воздействие на суверенитет.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение признаков суверенитета.

Задачами исследования :

1). Рассмотреть понятие суверенитета, и его основные признаки.

2). Рассмотреть виды суверенитета, и его классификацию.

3). Проследить основную связь между процессом глобализации и изменения роли суверенитета в современном праве и политике.

Предмет и объект исследования.

Предмет исследование: современные тенденции к изменению суверенитета.

Объект исследования: суверенитет в праве и политике.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в том, что в данной статье суверенитет рассматривается с точки зрения международного права и с точки зрения национального права государства. Также в статье выделяются основные признаки суверенитета и влияние глобализации на роль суверенитета.

Основная часть.

В переводе с французского и немецкого языка  термин суверенитет означает верховенство, господство, обозначает верховную власть в государстве.[1. ] Суверенитет – это самостоятельность, независимость, верховенство государственной власти во внутренних делах, а также во внешних делах. [2. ]

На основании понятия можно выделить основные признаки суверенитета:

1). Верховенство власти. Верховенство власти означает, что государственная власть обладает высшей властью по сравнению с другими видами власти: семейной, экономической, власти определенных бандитских группировок , власти и влияние от определённых экономических и политических элит. То есть это означает, что на принятие властью решений не кто не может воздействовать, и решению власти обладают высшей силой, которую необходимо исполнять.

2).  Распространение суверенитета на юрисдикцию определенной территории. Это признак территориальности, он заключается в том, что суверенитет будет действовать в определенном пространстве, на определенной территории, и любой человек, который будет находится, на этой территории будет подчиняться юрисдикции этой власти.

3). Признание верховенства власти со стороны народа. По-другому, этот признак можно назвать легитимностью. То есть народ признает законной эту власть. Возникает вопрос как власть наделить легитимностью? Единственным законным, демократическим путем является проведение всенародных, равных, тайных демократических выборов представителей власти, и тем самым происходит признание, легимитизация власти на определенный срок.  Более сложным стоит вопрос, как признать власть, которая пришла в результате революции? Если народ не признает данную власть, то возможно противостояние между властью и народом в виде восстаний и гражданских войн.

4). Признание суверенитета со стороны других государств , на международной арене. Это означает, что власть обладает определенной международной правосубъектностью и может вступать в определенные международные сношения. Также со стороны других государств происходит признание как равноправного субъекта, с которым можно проводить переговоры, заключать договоры, совместно взаимодействовать на политической и экономической арене.

5). Суверенитет – это признак или качество государства. Без суверенитета, нельзя говорить, что государство может в полной мере реализовывать свои функции. Тем самым суверенитет это такой признак государства, который обеспечивает  функционирование власти в стране.

В политологии и философии для обозначения термина суверенитет используется несколько обозначений: государственный суверенитет [3], национальный суверенитет, народный суверенитет[4] , а также суверенитет личности.[5]

1. Государственный суверенитет.

При вступлении в должность Президента Российской Федерации, кандидат в президенты торжественно произносит клятву, что он обязуется «защищать суверенитет и независимость государства». Это закреплено в статье 82 Конституции Российской Федерации.

Государственный суверенитет это особое юридическое качество, признак государства, который имеет определенные черты:

- политико-правовая самостоятельность государства

- является первичным субъектом международного права

- является гарантом прав и свобод своих граждан, обладает высшей ответственностью и ценностью.

- неподчинение независимость государственной власти от власти в других государствах и странах. [6]

Юридическим основание для государственного суверенитете является принцип международного права- принцип уважения суверенитета, и принцип равенства государств. Эти важные принципы закреплены в Уставе ООН и ряде других международных актов. Принцип уважения заключается в том, что любое государство должно уважать суверенитет другого государства, а принцип равенства говорит, о том, что все государства первоначально априори считают равными и их суверенитеты равны. Не одно государства не обладает большим суверенитетом по сравнению с другим государством.

Впервые понятие государственного суверенитета было введено в XVI в. французским политиком, ученым и философом Жаном Боденом. Согласно его точки зрения, суверенитет обозначает неограниченную и бессрочная власть верховного правителя, монарха – суверена, которой он обладает в силу естественного права. Этимология слова суверенитет исходит от суверена, что означает неограниченную власть монарха.  Этот термин определялся европейским феодальным правом, и власть суверена противопоставлялась власти вассалам.   Также из-за влияния Римской Католической Церкви, европейский монарх не обладал полной независимостью, так как вся полнота и верховенства власти концентрировалась в руках Папы Римского. Только в 1648 году в результате окончания Тридцатилетней войны, был подписан Вестфальский мирный договор. [7] Согласно этому договору впервые было заложены основы международного права: признание светских суверенных прав за всеми государствами. Теперь суверенитет стал территориальным, то есть стал распространятся на определенной территории  европейского государства. При этом суверенитет был ограничен. Правитель являлся  вассалом императора, не мог заключать договоры, международные соглашения с иностранными государствами, обязан участвовать в органах управления государства, участвовать в налогах на армию, обеспечивать исполнение решений суда, других органов власти и иных органов. Некоторую независимость предоставлялось в системе внутренних дел, налогов, таможенного права.

2. Национальный суверенитет.

Также наряду с государственным суверенитетом в области международного права на основании права наций на самоопределение [8] формулировалось понятие национальный суверенитет. Национальный  суверенитет имеет некоторые черты:

- это верховенство и независимость нации от других этносов.

- политическая свобода на определение будущего государственно-правового развития

- это признание и уважение со стороны других наций

- наличие социально-экономических и политических условий, для реализации принципа международного права.

- наличие национального самосознания - когда нация осознает свои жизненные «национальные» интересы

- демократический принцип. [9]

При этом национальный суверенитет не противостоит государственному суверенитету. Право наций на самоопределение реализуется путем создание собственного, независимого государства, либо путем вхождения в состав  другого государства или путем предоставления большей автономии данному этносу. [10]

3. Народный суверенитет.

Народный суверенитет рассматривается как противостоящий государственному суверенитету, и суверену- неограниченной власти монарха. Впервые термин народного суверенитета была предложена французским философом , мыслителем Жан Жака Руссо в XVIII в. Руссо считал, что суверен – это не монарх, а коллективное существо, которое состоит из множества индивидов, именуемых народ. [11] Руссо считал, что суверен – это народ. Доктрина народного суверенитета имеет несколько характерных черт:

- верховенство народа в государстве

- народ это единственный источник и носитель власти [12]

- народ – единственный источник государственного суверенитета. [13]

Народный суверенитет считает, что основным источником власти является именно народ, в то же время суверенитет монарха утверждает, что именно монарх обладает все полнотой, неограниченной и абсолютной властью. [14] На современный период, согласно Всеобщей Декларации прав человека, именно народный суверенитет является признанным мировым сообществом. Согласно статье 21, именно воля народа должна быть основой для политики правительства, что проявляется в проведении всеобщих демократических, равных и справедливых выборов, свободном голосовании. Также народный суверенитет проявляется в том, что все естественные богатства, которые находятся не территории определенного государства, являются собственностью и находятся под суверенитетом именно народа. [15]

4. Суверенитет личности.

Этот суверенитет заключается в том, что личность обладает определенной автономией, самостоятельностью, независимостью по отношению к государству. Этот суверенитет проявляется в идеях правового государства и гражданского общества. Правовое государство это такое организация верховной власти, при которой, реализуется  полностью права и свободы человека и гражданина. Гражданское общество – это наличие сильных политических, экономических институтов, которые помогают полностью реализовывать права граждан. При этом считается, что гражданин и государства находятся  практически на равных отношениях, и гражданин и государство имеют взаимные права и обязанности.

5. Внутренний суверенитет.

Внутренний суверенитет проявляется в том, что все граждане, проживающие в определенном государстве, признают данную власть верховной и легитимной. Именно легитимность обеспечивает признание и суверенитет верховной власти во внутренних делах. Легитимность  проявляется в проведении очередных выборах, избрании высших должностных лиц.

6. Внешний суверенитет.

Внешний суверенитет проявляется в признании  со стороны других государств в международных отношениях. В международном праве есть две теории: констуитивная и декларативная.   Декларативная теория заключается в том, что государство получает свою правосубъектность, вне зависимости от признания со стороны других государств. Констуитивная теория заключается в том, что для получения международной правосубъектности, необходимо признание со стороны других государств.   Признание государства – это  акт другого государства, которое подтверждает одинаковый их правовой, равноправный статус.

Внешний  суверенитет в современной политике проявляется в некоторых чертах:

- суверенитет рассматривается как независимость государства

- защита прав и свобод человека и гражданина  является предметом международно-правовой защиты

- в федеративных государствах субъекты федерации обладают ограниченным суверенитетом, который зависит от правовой природы образования данной федерации. Так штаты США обладают большими полномочиями, так как государство образовывалось на основе договора между штатами, тем самым они закрепили больше политической свободы для своих субъектов. Также суверенитет обычно проявляется в разделении полномочий между федеральными властями и субъектами федерации.

В конце XX в.- XXI в. Можно заметить влияние процесса глобализации на роль и значение суверенитета в международных отношениях. [16]  Влияние процесса глобализации проявляется в следующих чертах:

- происходит размывание суверенитета

- происходит создание наднациональных органов, которые частично забирают, делегируют полномочия, суверенные права, относящиеся к ведению отдельных государств. Таким примером являются Евросоюз, его органы Европарламент, Еврокомиссия, Европейский Суд по правам человека

- признание глобальных проблем, которые объективно не может решить не одно государство в мире и  требуется совместное участие , объединение усилий всех государств

- глобализации приводит к переосмыслению суверенитета, и более детальному определению, что является юрисдикцией  государства, а что является уже юрисдикцией мирового сообщества

- создаются условия для  уменьшения суверенитета

- большинство государств добровольно идут на ограничение своего суверенитета.

Так в 2000 году под руководством ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета».  Создание этой комиссии имеет два правовых последствия:

1). Во-первых, суверенитет распространяется не только в рамках территории государства, но и имеет экстерриториальный характер, при защите своих граждан, находящихся на территории другого государства.

2). Во-вторых,  если государство не обеспечивает защиты населения на своей территории не важно, из-за отсутствия ресурсов, или отсутствия воли, то международное сообщество может вмешаться для защиты прав человека. 

Самой главной тенденцией является сужение, уменьшение суверенитета как государственного, так и национального. Самым  главным фактором, который способствует снижению суверенитета, является  процесс глобализации, международные договоренности, экономические связи, политика многих государств – «политика двойных стандартов».

Результаты исследования.

- суверенитет это верховенство, господство верховной власти как внутри государства, так и  в международных делах.

- основные признаки суверенитета: верховенство власти, признак государства, легитимность власти, территориальность, международная правосубъектность.

- в теории международного права можно выделить несколько разновидностей суверенитета: государственный суверенитет, национальный суверенитет, народный суверенитет, суверенитет личности, внутренний и внешний суверенитет

- основной тенденцией в последнее время  в XX в.- XXI в. является сужение, ограничение суверенитета в политике и праве.

Заключение.

Суверенитет – это признак государства, который характеризуется верховенством, господством власти на определенной территории, а также легитимностью власти и её международной правосубъектности.

Библиографический список:

1.Суверенитет государственный // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. — Т. 25. — С. 26.
2. Российский энциклопедический словарь / Главный редактор А. М. Прохоров. — М.,: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. — С. 1517.
3. Государственный суверенитет. // Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
4. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. — 1994. — № 2. — С. 3-4.
5. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. — М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — С. 369.
6. Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М., «Научная книга», 2006. 246 с.
7. Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета : Журнал. — 2008. — № 1. — С. 79.
8. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.
9. Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). — М.,: Юрид. лит., 1978. — С. 3-4, 18-19.
10. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 35-37.
11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова. — М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее. — ISBN 5-87533-113-5.
12. Левин И.Д. Суверенитет. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 18.
13. Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. — Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. — С. 23-24.
14. Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre / Перевод под ред. В. М. Гессена и Л. В. Шалланда. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. — С. 442-443.
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. Terra Legis.
16. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
17. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А.Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
18. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону : Легион. 2013. - 367 с.
19. История государства и права зарубежных стран: учебник в 2 томах – издание переработанная и доп.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.– 191 с.
20. Теория государства и права : учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько . – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.




Рецензии:

8.10.2018, 22:55 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья хорошо структурирована, выполнена на актуальную тему, имеет солидную библиографию. Англо-русский перевод вполне достойный. Хорошо бы расставить все знаки препинания в самом тексте статьи, где-то они пропущены, где-то стоят неправильно, поэтому посоветовал бы автору обращать внимание на русский язык статьи. Стоит поработать и над заключением работы, которое сейчас состоит всего-навсего из одного предложения. Следует добавить и сюда текста, для ясности и убедительности. Сразу видно, по количеству статей, присланных только в данный журнал, что автор - человек мыслящий и много пишущий, но на пунктуацию следует всегда обращать внимание, ведь она позволяет читателю материала лучше понять его смысл, вложенный в текст автором. В целом, после доработки можно рекомендовать к публикации в СМИ.

8.10.2018, 23:09 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: А тут можно посмотреть только выводы и введение. Цель при такой теме сформулирована не верно. Влияние в выводах не обозначено и не прослежено. Научной новизны нет вообще. Дорабатывайте.

9.10.2018, 9:58 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Кудинова А.С. обращена к совместному рассмотрению двух категорий, но насколько щедро говорится о «суверенитете», настолько скупо о «глобализации». Так же скромно «суверенитет» соотносится со «свободой». Представляется, что категория «суверенитет» возникла ради выражения независимости государства от других государств, ведь были колонии, которые не забыты, порабощенные государства, сделанные частью страны победителя. Если государство договорилось с другим о совместных действиях с воздержанием от каких-то собственных действий, то это не подходит под ущемление суверенитета. Эти замечания приходится добавлять к тем, которые выражены предыдущими рецензентами. Их тоже стоит учесть, а если подойдут, то использовать при усовершенствовании работы. Стоит привести в качестве примеров события в Косово, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, даже в Крыму.

9.10.2018, 22:34 Брилёва Вероника Александровна
Рецензия: Брилёва Вероника Александровна. Представляется целесообразным доработать статью по следующим направлениям: - необходимо сформулировать цель, отражающую процесс, который имеет конечный результат; - научная новизна не прослеживается в силу описательного стиля изложения материала; - некоторые абзацы статьи не согласованы, отсутствуют знаки препинания; - слабо прослеживается роль глобализации в заявленных направлениях исследования, о последнем свидетельствуют заключение и результаты исследования; - в качестве пятого признака суверенитета автор называет суверенитет. Не ясно, что автор подразумевает под данной формулировкой.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх