Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 18.10.2018. Последняя правка: 18.10.2018.

Государственно-правовое регулирование управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации

Пайдыганова Алина Северьяновна

АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт"

магистрант

Петренко Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор по кафедре государственно-правовых дисциплин заведующий кафедрой теории и истории государства и права АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»


Аннотация:
В статье рассматриваются понятие государственной собственности, ее виды объектов, а также понятие государственного управления. Процесс управления государственной собственностью имеет своей целью организацию воспроизводства, использование, преобразование и присвоение его объектов с помощью экономических функций, форм и методов. От эффективности проводимого управления государственным имуществом в регионе зависит пополняемость бюджета неналоговыми доходами, и, как следствие, рост уровня благосостояния региона.


Abstract:
The article discusses the concept of state ownership, its types of objects, as well as the process of managing state property has as its goal the organization of reproduction, use, transformation and appropriation of its objects using economic functions, forms and methods.


Ключевые слова:
государственная собственность; государственное управление; субъект РФ

Keywords:
state ownership; state administration; subject of the Russian Federation


УДК 34/342

Вводная часть
. Поскольку государственная собственность выражает отношения между людьми в отношении присвоения благ для реализации государственных и общественных интересов, то изучение данного вопроса становится не менее актуальным с развитием современных рыночных отношений и проводимой государственной политики в области правового регулирования форм собственности. Кроме того, государственное имущество является ключевой составляющей экономики региона, от эффективного управления ею зависит уровень благосостояния жителей региона. 

Методология. В процессе исследования государственного регулирования управления государственным имуществом в субъектах РФ использовались собственное научное исследование и методы логического, статистического анализа. Анализировалось само понятие государственной собственности, государственного имущества, термин «управление государственным имуществом», а также  формы, методы и принципы государственного управления.

Основная часть. Государственная собственность является одним из ключевых составляющих экономики субъекта Российской Федерации, но без эффективной экономической политики по управлению ею собственность  сама по себе никакого экономического смысла не имеет.

Список типов объектов, которые могут принадлежать государству, весьма обширен и включает: «сельскохозяйственные и другие объекты; недра и  полезные ископаемые; леса и лесные ресурсы; водные ресурсы; имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других ценностей; памятники истории и архитектуры; объекты интеллектуальной собственности; финансовые ресурсы, денежные средства и прочее» [1].

Процесс управления государственной собственностью имеет своей целью организацию воспроизводства, использование, преобразование и присвоение его объектов с помощью экономических функций, форм и методов.

Определение «управление государственной собственностью» в нормативно-правовых актах отсутствует, но можно предположить, что управление государственной собственностью является комплексом законотворческих, экономических и административных мероприятий органов власти, которые объединены единой политикой и нацелены на сбалансированное формирование жизнедеятельности региона.

В научной литературе под управлением государственной собственностью субъектов РФ понимается работа субъектов управления по государственно-властному административному (управляющему) действию на отношения, которые возникают при осуществлении государственной собственности субъектом РФ.  

Под управлением государственной собственностью субъекта РФ понимают единую и самостоятельную организацию, концепцию государственного управления, основанием становления которого является единый, структурно многофункциональный и сложный объект управления.

Управление государственной собственностью является сложным комплексом действий, мероприятий государства, который состоит из:

− установления и формулирования государственной политики по управлению государственной собственностью;

− создания основ управления;

– организации органов исполнительной власти и наделения их полномочиями, учреждения субъектов, которые осуществляют  владение государственной собственностью;

− учета объектов государственной собственности (классификация и инвентаризация объектов, их учет в реестрах);

− распределения объектов государственной собственности между субъектами;

− реализации в разных формах государственного управления (разграничение государственной собственности, гражданско-правовые сделки, с ней, её приватизация, национализация, банкротство и пр.).

У каждого субъекта в Российской Федерации должны быть самостоятельно определены методы, пути и способы управления собственностью.  

В области управления государственной собственностью у субъекта РФ имеются следующие цели:

− усовершенствование состава собственности;

− вовлечение в процесс совершенствования управления большего количества объектов государственной собственности субъекта РФ, управление которыми осуществляют органы власти субъекта РФ;

− увеличение производительности работы государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта РФ, а также результативности использования имущества, закрепленного за ними;

− рост финансово-экономических показателей работы государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций, в уставных капиталах которых есть доля субъекта РФ.

Чтобы реализовать указанные цели, органы исполнительной власти:

− проводят полную инвентаризацию объектов государственной собственности, ведут учет этих объектов и оформляют права на них;

− повышают результативность управления государственным имуществом при помощи имеющихся финансовых инструментов и современных методов, детально регламентируют процессы управления;

− классифицируют объекты государственной собственности;

− оптимизируют количество объектов управления;

− определяют цели государственного управления по каждому объекту управления;

− обеспечивают права государства как участника некоммерческих  и коммерческих организаций;

− контролируют  сохранность и использование государственного имущества, а также контролируют  деятельность лиц, которые  привлекаются в качестве управляющих;

− обеспечивают поступление дополнительных доходов в федеральный.

В субъектах РФ следует сформировать  механизм принятия решений органами государственной власти, который обеспечил бы разработку подходящей стратегии и концепции управления региональной собственностью для решения общих и технологических (частных) задач.

К общим задачам относят: рост доходности региональных бюджетов благодаря эффективному управлению государственной собственностью; экономическая безопасность и исполнение социальных функций государственной собственностью субъекта РФ.

К технологическим (частным) задачам относят: развитие результативного управления государственной собственностью субъекта РФ, оптимальной системы распределения и взаимодействия полномочий участвующих в управлении государственной собственностью исполнительных органов государственной власти; формирование в субъекте РФ информационного оснащения управления государственной собственностью, оптимизирование потоков информации между участвующими в управлении государственной собственностью исполнительными органами государственной власти [2].

Правовая сущность субъектов Российской Федерации заключается в том, что они не являются полноценными государствами, а вхождение их в состав Российской Федерации обуславливается переносом на уровень  федерации функций обеспечения безопасности (как и внешних государственных функций). В большей мере на государственную собственность субъектов Федерации возлагается обеспечение социальных и экономических функций. Исходя из этого, на уровне субъекта РФ к перечисленным целям управления государственной собственностью добавляются следующие цели:

− увеличение качественного уровня оказываемых социальных услуг;

− усовершенствование объектов социальной инфраструктуры;

− оптимизирование трат при оказании социальных услуг;

− функционирование и совершенствование науки и образования, приоритетное формирование базовой науки.

Управление государственной собственностью функционирует благодаря ряду ключевых принципов:

− принцип целевого назначения в использовании государственной собственности. Ключевым отличием государственной собственности от других форм собственности является то, что её используют в интересах всего общества.

− принцип эффективности управления состоит в том, что ценой максимальной экономии ресурсов достигаются цели управления.

− принцип профессионализма управления. Данный принцип заключается в увеличении активности управления с помощью работы высококвалифицированных менеджеров и управленцев.

− принцип достаточности и необходимости участия государства в предпринимательской деятельности. Данным принципом предусматривается оптимизирование объектов государственной собственности.

− принцип непрерывного контролирования работы управляющих, установление ответственности за качество их управления. Контроль со стороны представителей собственника за работой менеджеров является одним из ключевых моментов успешной реализации принципа результативности, качества и эффективности управления.

− грамотное правовое обеспечение процессов управления. Организация системы управления государственной собственностью должна иметь четкую функцию управления и выполняющую их оргструктуру с разделением их между всеми государственными формированиями и  обеспечением рациональной координации между ними.

− применение разнообразных методов и форм управления.

− модернизация структуры управления. На каждом уровне управления следует закреплять структуру органов управления, которая  исключала бы  копирование функций управления, и устанавливать ответственность за решения, принимаемые ими.

Необходимо отметить, что законодательство субъектов Российской Федерации не уделяет должного внимания нормативному фиксированию принципов, целей,  методов управления государственной собственностью. Однако без установления этих ключевых компонентов гармоничная деятельность  концепции по управлению государственной собственностью нереальна.

Управление государственной собственностью исполняется при помощи системы методов, которые основаны на директивном воздействии, применении мотивации на базе материальных интересов, экономических рычагов [3].

В методах управления просматривается административный и государственно-властная суть государственного управления. Один из общих ключевых характеристик методов государственного управления состоит в выражении ими принадлежащих государству полномочий юридически-властного характера.

В юридической науке традиционно выделяют два метода государственного управления, различие которых заключается в разном механизме воздействия на волю, сознание, в различной деятельности участников общественных отношений: прямое воздействие и косвенное (опосредованное) воздействие.

Прямые методы управления включают в себя приемы, способы, действия обязательного и непосредственного установления поведения и деятельности исполнителей со стороны субъектов управления.

Косвенными методами воздействуют на работу управляемых субъектов через создание убеждений и стимулов действовать определенно установленным образом (рекомендации, налоговые льготы, планы и прогнозы развития, финансовая политика и т.д.).

Пассивные методы управления оптимизируют структуру государственного имущества через изменение форм собственности. К методам пассивного управления можно отнести передачу в залог имущества и акций хозяйствующих субъектов, приватизацию, выступление региона в качестве стратегического инвестора, сделки с акциями. Под использованием активных методов управления предполагается, что регион, будучи собственником, осуществляет эффективное управление принадлежащим ему имуществом в целях  повышения доходности бюджета, а также обеспечения инвестиционной привлекательности региона [4].

Формы управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации бывают правовыми и неправовыми. В юридической литературе имеются разные позиции зрения на суть правового и неправового характера определенных форм управления. Критерием правовой формы является юридическое значение акта управления, в результате чего к правовым актам управления относятся не только правовые акты, которые принимаются в процессе управления, но и иные  юридически значимые действия; под неправовыми формами понимают организационные мероприятия и материально-технических действий.

Из-за разнообразия объектов государственной собственности выделяют следующие сферы управления:

−  осуществление управления (администрирования) государственной казной;

− осуществление управления (администрирования) объектами недвижимого имущества;

− осуществление управления (администрирования) государственными унитарными предприятиями;

− осуществление управления (администрирования) природными ресурсами;

− осуществление управления (администрирования) государственными пакетами акций акционерных обществ.

Выводы. Таким образом, управление государственной собственностью в субъектах – одна из ключевых функций субъекта и связана с осуществлением экономических, политических и социальных задач и благодаря нему обеспечиваются доходы бюджета субъекта. Для выполнения задач и достижения целей  управления государственной собственностью субъектов РФ при исполнении установленных принципов управления, необходимо применять индивидуальный подход к каждой группе объектов управления и к каждой сфере управления, и на их основе выбирать наиболее подходящие формы и методы управления. В результате совершенствования государственной политики необходимо сформировать единую систему управления государственной собственностью (активами), которая позволяла бы достичь материального обеспечения государственных функций, оптимизировать структуру собственности соответствующего уровня, рационально соотносить доходы и расходы бюджета.

Библиографический список:

1. Игнатова М.С. Эффективность управления государственным имуществом в России [Электронный ресурс] / М.С. Игнатова – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-upravleniya-gosudarstvennym-imuschestvom-v-rossii (дата обращения: 11.06.2018).
2. Корнелиус В.И., Змановский Г.Р. Государственная политика по управлению государственным имуществом Электронный ресурс] / В.И.Корнелиус, Г.Р. Змановский – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-po-upravleniyu-gosudarstvennym-imuschestvom (дата обращения: 30.05.2018).
3. Маркварт Э. Эффективность управления публичной собственностью: понятие, подходы, критерии / Э. Маркварт // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2018. – № 2. – C. 22-34.
4. Шиткина И.С. Корпоративное право: Учебный курс: учебник / И.С. Шиткина – М.: Статут, 2018. – 976 с.




Рецензии:

8.11.2018, 11:01 Брилёва Вероника Александровна
Рецензия: Статья Пайдыгановой А.С. представляет собой законченное научное исследование. В направлении конструктивного рецензирования представляется целесообразным обоснование использования в статье метода статистического анализа, заявленного автором. Также улучшит работу более детальная вычитка текста на предмет согласованности слов в предложении, например, " В методах управления просматривается административный и государственно-властная суть государственного управления. ", " Один из общих ключевых характеристик методов государственного управления состоит в выражении ими принадлежащих государству полномочий юридически-властного характера.", "под неправовыми формами понимают организационные мероприятия и материально-технических действий.".



Комментарии пользователей:

6.11.2018, 8:24 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Пайдыгановой А.Г. показывает отношения власти к ценностям, удостаивающимся собственности государства, достающихся управлению даже при нахождении в личном, групповом владении. Эти отношения раскрываются с большой численности сторон с показом значимости, важности непрерывного совершенствования управленческого дела. Содержание работы и политологическое, и экономическое, и юридическое. Стилистических, грамматических упущений нет, содержание показывает раскрытие аналитического замысла. Статья публикации достойна. Но автору стоило оговорить смыслы национализации личных производственно значимых ценностей, приватизации части государственного имущества, выгоды при этом не только рядового народа, но и политической элиты.


Оставить комментарий


 
 

Вверх