Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Культурология, Религиоведение, Философия
Размещена 24.10.2018. Последняя правка: 25.10.2018.
Просмотров - 3458

Образ богини-матери в Ветхом Завете

Полуэктова Дарья Юрьевна

выпускница-специалист

Кубанский Государственный Университет

Факультет истории, социологии и международных отношений, кафедра философии

Сидоренко Наталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского Государственного университета


Аннотация:
Данная статья рассматривает отголоски древних языческих мифов о богинях в книгах Ветхого Завета, тем самым показывая, что в религии древних иудеев женские божества имели не меньшее значение, чем мужской культ Яхве.


Abstract:
This article examines the echoes of ancient pagan myths about goddesses in the books of the old Testament, thereby showing that in the religion of the ancient Jews female deities were no less important than the male cult of Yahweh


Ключевые слова:
миф; богиня; бог; мать; земля; плодородие

Keywords:
myth; goddess; god; mother; land; fertility


УДК  22.06
        296.1

Если рассматривать Библию не как боговдохновенное произведение, а как сборник литературных произведений, в которых излагается вероучение иудаизма и христианства, можно увидеть в ней отголоски древних мифов, на базе которых сложилась иудейская религия. Исследователи пришли к выводу, что первоначальная религия древних евреев, как и религии окружавших их народов, была политеистической. А вот уже Авраам являлся последователем генотеизма (или энотеизма), веры в то, что существует множество богов, но поклоняться следует только одному, покровительствующему данному племени богу. Вернувшись из вавилонского плена, евреи были последователями чистейшего монотеизма.

Патриархальная иудейская религия, как известно, значительно принижала роль женщины. Стремясь избавиться от остатков язычества, иудаизм – яхвизм не только всячески старался укрепить культ Яхве в противовес остальным богам, но также двойными усилиями пытался вытравить культ Богини – Матери Всего Сущего, имевший место практически во всех древних естественных религиях.

Согласно М. Элиаде [8], этот культ берёт начало в открытии земледелия. Когда на смену отношениям охотников с животным миром пришли отношения между человеком и растительностью, на первый план вышла женщина и её способность порождения новой жизни. Плодородие земли связано с плодовитостью женщины, поэтому на неё ложится ответственность за урожай. Почва уподобляется женщине. Речь идёт о происхождении жизни, питания и смерти. Поэтому богиня – мать уподобляется земле: земля является воплощением женского творческого начала. Рождённый из земли, человек, умирая, возвращается опять же к матери – земле. Мать дарует жизнь, её важнейший атрибут – плодовитость. Но богиня - мать не только даровала жизнь, но и отбирала, поэтому она зачастую являлась также богиней подземного царства. Рядом с Божественной матерью часто присутствует образ Божественного дитя.

В древности культ матери носил почти универсальный характер. В Египте её функции выполняла Изида, в Шумере – Инанна, у аккадцев – Иштар. В Древней Греции ею являлась Деметра, в Древней Индии – Шакти, в Древней Японии – Аматерасу. Древние славяне поклонялись Мокоши и рожаницам, древние римляне – Кибеле. Обобщая вышесказанное, отметим, что этот культ был практически повсеместным и очень популярным.

Отголоски древнего культа всё же пробились сквозь все гонения на него ортодоксальных иудеев, и их можно встретить во многих библейских книгах.

В Ветхом завете осталось достаточно много следов древнего политеистического еврейского пантеона. Верховным общесемитским божеством являлся Эл (Элоах) [7]. Это слово, собственно, и означало «бог». Эл был творцом и владыкой неба и земли и главой совета богов. К древнесемитским божествам относится также и Ваал (Баал), чрезвычайно яркий бог, податель дождя и, соответственно, плодородия, чьи многие функции отошли потом к Яхве (буря, молния гром, гроза и т.п.). Особое место в иудейском пантеоне занимал Яхве – божество колена Иуды [2]. Но, как и во всяком политеистическом пантеоне, у древних евреев имелись и богини. Верховной богиней считалась Ашера – супруга Эла. Хотя первоначально она считалась богиней-матерью, её функции часто смешивались с функциями богини плодородия. Супругой Ваала была богиня-воительница Анат, которая, несмотря на свою воинственность, всё же считалась богиней любви. Богиней любви и плодородия являлась также Астарта (Ашторет). Ваал и Астарта часто упоминаются в книгах Ветхого Завета. Столь частое упоминание о них говорит о том, что эти культы были популярны среди древних израильтян (например, в книге Судей говорится, что сыны Израилевы «служили Ваалам и Астартам» (Х.6)).

В иудейской религиозной концепции Яхве предстает чрезвычайно одиноким. У него нет ни супруги, ни семьи, ни друга. Более того, он ревнует человека, если тот обращается к другим богам. Просвещенные религиозные круги, очевидно, считали, что иудейская религия не нуждается в привлечении идеи женского начала. Но всё же многие достаточно веротерпимые евреи совмещали поклонение Яхве с поклонением богам и богиням Ханаана (об этом говорят находки надписей в Кунтиллет-Ажруд и в Кирбет эль - Ком, в которых упоминаются «Яхве и его Ашера») [5].  Это свидетельствует о том, что всё-таки  простой народ нуждался в женском божестве.

При упоминании богини - матери в Ветхом Завете  в первую очередь на ум приходит образ первой женщины на земле Евы. Её имя Библия переводит как «мать всех живущих», но есть основания полагать, что это может быть изменённая форма имени жены хеттского бога бури Геба, Хебат или Хиба. В Греции ей соответствовала жена Геракла Геба. Исходя из этих двух толкований её имени, можно считать, что первоначально Ева была богиней, причём богиней, призванной дать жизнь всем живущим, но, чтобы низвести её до уровня подруги первочеловека Адама, подчиняющейся ему, ветхозаветные авторы изобразили её созданной из ребра Адама. Сделать это им позволили два значения иудейского слова tsela, которое означало одновременно и «ребро», и «спотыкание». Ева,  если верить реконструкции первоначального мифа о творении человека, выполненной исследователями Грейвсом и  Патаем, была скорее «ошибкой», «несчастьем», чем «женщиной из ребра» [4].

Другое женское начало можно встретить в рассказе об убийстве Авеля Каином, где известный исследователь Дж.Дж.Фрэзер [6] отмечает  интересный момент. После уже совершённого убийства Бог  говорит Каину : «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4). В этом отрывке видно, что земля ведёт себя как живое существо, оскорблённое пролитием крови. В книге Левит также сказано, что, возмущенная человеческими грехами, «свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев. 18:25). Здесь видны отголоски представлений о земле как о могущественном божестве, которое может  уничтожить живущие на нем существа, если они ведут себя неподобающим образом. Также исследователь И.Ш.Шифман  [7] заметил, что в эпизоде сотворения растений земля выступает как существо, выполняющее повеление Бога. Отсюда Шифман заключил, что в верхозаветном предании о сотворении мира мог отразиться древнейший языческий миф, в котором богиня земли выполняла приказания Бога и участвовала в созидании вселенной. Если вспомнить, что богиня - мать чаще всего ассоциировалась с землей, то можно заключить, что представление о земле в таком ключе также напоминает образ богини – матери.

Необходимо заметить, что русской философ С.Н.Булгаков также уподоблял упоминание о земле в первых стихах книги Бытия образу Великой  Матери – земли в древних языческих культах. Обе они выступают у него модусами материи - третьего рода бытия. Выражения «земля» и «мать» являются, по его мнению, ключевыми определениями материи, выражающими её рождающую силу, плодотворность и плодоносность.

Есть также заслуживающая внимания теория, представленная доцентом кафедры истории МАИ  Н.В.Грачевой [3]. Н.В.Грачева считает, что о богине – матери в Ветхом Завете говорится в рассказе о женщине – судье Деворе (Дворе). Её имя переводится как «пчела».  По мнению Н.В. Грачевой, этот рассказ больше походит на миф, чем на упоминание о реальных исторических событиях. В книге Судей говорится о том, что на Израиль напало ханаанское племя под предводительством Иавина, и угнетаемый народ обращается за помощью к судье Деворе, обитающей на Ефремовой горе под пальмой Девориной. В конечном итоге справиться с ханаанцами удается Деворе и некоему Вараку, которого Девора благославляет на бой.  Естественно, не обходится и без помощи самого Яхве.

Девора – единственная женщина–судья. Она называет себя матерью Израиля, в то время как другие судьи не величают себя отцами, что дает возможность предположить, что это не добавление к званию судьи. Она живет на горе, как большинство древних богов, под пальмой, а богиню – мать на Ближнем Востоке принято было изображать под пальмой с младенцем в руках. Под образом младенца угадывается всячески опекаемый Деворой Варак. В ранних формах религии праматерь представлялась как хранительница домашнего очага. В книге Судей сказано, что Девора была женой некоего Лапидофа, чьё имя можно перевести как «печной огонь»   (ивр. «лапид» - факел, «офа»- печь). Следовательно, можно предположить, что Девора являлась женщиной печного огня.

Во всех предыдущих концепциях образ богини связывался с образом конкретного библейского персонажа, чаще всего женщины. Однако, богиню можно увидеть и в некоторых встречаемых в Библии абстрактных понятиях. Например, София - Премудрость, впервые упоминаемая в Притчах Соломона, которую в качестве образа вечной женственности и извечного женского начала ввел в свою философскую систему великий русский философ В.С. Соловьев, очень напоминает Богиню – Праматерь Всего Сущего. В книге Притчей Соломоновых говорится, что София существовала при Боге до всех Его созданий; она присутствовала при творении мира и даже помогала Богу в этом нелёгком деле, что она опять же напоминает Богиню – Сотворительницу Всего Живого.

Разбирая другие абстрактные понятия, можно узнать, что выражение, характеризующее первый день творения «..земля же была безвидна и пуста» (Быт. 1:2) на древнееврейском языке звучит как «тоху ва-боху» и дословно означает хаос и пустоту. Бездна же, над которой носился Дух Божий, была одета во тьму. Уже упоминавшиеся выше исследователи Р.Грейвс и Р.Патай [4] считают, что эти абстракции (Хаос, Пустота, Тьма и Бездна) могли занять в еврейском рассказе о происхождении мира место прежних богинь – творительниц.

Таким образом, становится ясно, что такой мощный миф, каким является сказание о богине - матери, невозможно полностью вытравить даже из такого патриархального документа, как Ветхий Завет.

Библиографический список:

1. Библия (Синодальный перевод).
2. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., ”Наука”, 1978.
3. Грачева Н.В. Отголоски материнского культа древнееврейских скотоводческих племен в Библии // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность / Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. – Вып. 2. – М.: РУДН, 2001. – С. 131–133.
4. Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. Екатеринбург, «У-Фактория», 2005.
5. Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб, 2003.
6. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., «АСТ», 2003.
7. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб., изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
8. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.1 : От каменного века до элевсинских мистерий. Критерион, 2005.




Рецензии:

24.10.2018, 10:44 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Полуэктовой Д.Ю. религиоведческого содержания, обращенная к стартовым условиям формирования христианства. В ней настрой на поддержку равенства женщин с мужчинами в свободах и правах, породившего женское эмансипационное движение. Предпосылка монотеизму политеизма при наличии среди почитаемых небесных духов духов женского пола не очень выгодно христианству, исламу, раз в них считается, что религия есть подсказка творцов всего существующего, при котором ни бог, ни аллах ошибиться не могли. Представляемая статьи к выгоде женского движения, для которых важен показ изначального равенства женщин с мужчинами в свободах и правах морального содержания, что потом отступило. Но ее стоит усовершенствовать такими средствами. Во-первых стоит указать объект, предмет, цель, новину работы, как это принято. Во-вторых, нужно сделать ссылки на источники, откуда взяты сведения о Грачевой Н.В. и Соловьеве В.С.? В рукописи нет ни одной ссылки, хотя бы на указанную литературу. По «Библии», начинающейся с записей Моисея, следует указать, что предпочтение им единобожия было сделано ради склонения находящихся за пределами родной земли иудеев, вернуться на родину, отвоевать потерянные земли. Не случайно бог представлен как наставник, союзник евреев. Но если воевать только мужчинам, зачем при боге нужна богиня? В «Ветхом завете» указано, что бог кроме Евы, которая от ребра Адама, никакой женщины не создавал. Тогда где же ее с Адамом сыновья нашли женщин и с ними запустили в жизнь остальное человечество? Стоит указать, что в период безраздельного господства политеизма среди священников были и священницы. Их списали и до сих пор, включая Россию, таких нет. Стоит оговорить матриархат и патриархат, показать влияние на религиозное сознание перехода к патриархату. Мне довелось с этими показателями столкнуться, когда я писал: - Адибекян О.А. Библия и наука за круглым столом. - - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.- 307 c. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74389.html.- ЭБС «IPRbooks». В остальном, к статье претензий нет, но обогатить ее стоит.



Комментарии пользователей:

25.10.2018, 6:51 Бакуменко Геннадий Владимирович
Отзыв: Текст Дарьи Юрьевны читается легко: присутствует стиль и ясность мысли. Хотя проблема формально не выделена, она все же читается: это проблема соотношения женского и мужского в фундаментальных основаниях, в концептах культуры. Как просветительское эссе данный текст имеет право на существование. Но Даре Юрьевне необходимо определиться со степенью научности. Если текст дорабатывать до уровня научной статьи, то необходимы научный справочный аппарат: ссылки на литературу и источники, четкие формулировки объекта, предмета, цели и задач исследования. Здесь, наверное, начинающему ученому целесообразно подсказать формулировки. Объектом можно выбрать Библию "как сборник литературных произведений", или же чуть конкретнее - книги Ветхого Завета. Объектом, в данном случае, выступает конкретный текстуально выраженный артефакт. В качестве предмета тогда можно рассматривать часть содержания этого артефакта, а именно, сакральные женские образы Библии или книг Ветхого Завета. Можно выбрать и объект посложнее: процесс эволюции сакральных женских образов на этапе формирования мировых религий. Тогда и предмет исследования должен отражать часть этого процесса: например, профанация (десакрализация) женских образов в христианстве, исламе и иудаизме. В зависимости от объекта и предмета необходимо будет сориентироваться в задачах и методах исследования. Их комбинации формально зависят от отрасли науки, в которую ученый решил внести свою лепту (социология, культурология, филология или философия культуры, религии и пр.)


22.11.2018, 21:56 Чекин Сергей Константинович
Отзыв:  Работа носит чисто компилятивный характер с источников, указанных в библиографии. Автор, по видимому, слабо знаком с первоисточниками - книгами Ветхого и Нового завета и православным преданием. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о Котором в Книге Притчей Соломоновых сказано: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь" (9, 1), В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в посланиях апостольских именуется "Божиею Премудростью" (1 Кор. 1, 30), а в слове "Дом" содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий. Премудрость - Иисус Христос - созда Себе Дом и утверди столпов седмь, т.е. семь Архангелов. "Настрой на поддержку равенства женщин с мужчинами в свободах и правах" (Адибекян Оганес Александрович), вряд ли может быть оправдан при рассмотрении Священного писания, даже "если рассматривать Библию не как боговдохновенное произведение, а как сборник литературных произведений". Чекин Сергей Константинович


Оставить комментарий


 
 

Вверх