Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №63 (ноябрь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 08.11.2018. Последняя правка: 05.12.2018.
Просмотров - 2230

Повышение инвестиционной привлекательности в регионе на примере Брянской области

Сычева Юлия Анатольевна

бакалавр

Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

студент

Афонина Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация:
В данной статье проводится анализ инвестиционной привлекательности Брянской области, и приводятся пути ее повышения.


Abstract:
This article analyzes the investment attractiveness of the Bryansk region, and shows ways to improve it.


Ключевые слова:
инвестиционная привлекательность; инвестиции; инвестиционный климат; инвестор

Keywords:
investment attractiveness; investment; investment climate; investor


УДК 330.322.16

Инвестиционная привлекательность региона является ключевым фактором притока инвестиций. Особую роль в данном случае играет способ предоставления информации о потенциальном объекте вложений: инвестору проще будет оценить инвестиционную привлекательность и принять решение о целесообразности вложения средств, если информация о возможностях и инвестиционных рисках региона будет наглядной и доступной.

Наиболее конкретное определение инвестиционной привлекательности представлено в словаре-справочнике финансового менеджера: «Инвестиционная привлекательность – обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора».[1]

Инвестиционная привлекательность региона может иметь существенные отличия от общего фона в связи с вступлением в силу несколько иных факторов. Она, в свою очередь, будет обусловлена природно-климатическими условиями, географическим положением, степенью индустриального развития, уровнем развития инфраструктуры, а также немаловажную роль будут играть имеющиеся для инвесторов льготы и преференции.

Данное понятие тесно связано с понятием «инвестиционный климат», под которым понимается совокупность сложившихся политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.[2]

Исходя из этого, инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более пяти лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения[3].

Для определения уровня инвестиционной привлекательности региона проводится комплексное исследование отраслевой экономической информации. Оценивая инвестиционную привлекательность региона необходимо проанализировать соответствующие показатели: валовый региональный продукт на душу населения, удельный вес трудоспособного населения, среднедушевые денежные доходы, удельный вес прибыльных организаций, объем инвестиции в основной капитал. Причем важна динамика этих показателей за ряд лет.

Объём и темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Объём и темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы

Год

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

Изменение показателя в сравнении с прошлым годом в %

2007

21010,0

-

2008

26288,0

25,10

2009

26858,0

2,17

2010

41989,0

56,30

2011

48014,0

14,30

2012

46551,0

-3,00

2013

60864,0

30,70

2014

66066,0

8,50

2015

62255,0

-5,80

2016

68195,0

9,50

2017

54769,0

-19,70

 

Самые низкие значения исследуемых показателей зафиксированы с 2007 по 2010 годы, далее следует резкое увеличение притока инвестиций в основной капитал почти в 2 раза. Прежде всего, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом, который повлек за собой негативные последствия  для российской экономики в целом. 

В январе-июне  2018 года  на  развитие  экономики и социальной сферы Брянской области (с учетом параметров неформальной  экономики) использовано 20173,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 76,1 процента к соответствующему периоду прошлого года.[4]

Всего в 2018 году на повышение инвестиционной привлекательности предусмотрено 10 100 000 рублей из регионального бюджета.[5]

 В таблице 2 представлены данные, отражающие объём и долю инвестиций в активы региона по отдельным элементам.

 

Тысяч

рублей

В %  к итогу

Справочно: январь-сентябрь   2017г

в % к итогу

Инвестиции в основной капитал

25163425

100,0

100,0

 в том числе:

     

- жилые здания и помещения

1209444

4,8

5,4

- здания (кроме жилых) и   сооружения, расходы на улучшение земель

6332941

25,2

25,3

- машины и оборудование, включая  хозяйственный инвентарь и другие объекты

14469161

57,5

56,4

-объекты интеллектуальной собственности

115426

0,4

0,3

- прочие инвестиции

3036453

12,1

12,6

  в том числе:

 - рабочий, продуктивный и племенной скот

2959967

 

x

x

Инвестиции в  непроизведенные нефинансовые активы

772156

x

x

Таблица 2 – Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе – сентябре 2018 года

Анализируя приток инвестиций в основной капитал в Брянской области можно сделать вывод, что наиболее востребованными среди инвесторов объектами вложений являются машины и оборудования и нежилые здания и сооружения. Меньшей популярностью пользуются жилые здания и сооружения, а также объекты интеллектуальной собственности.

На территории Брянской реализуются следующие меры поддержки инвестиционной деятельности в виде[6]:

  1. налоговых льгот;
  2. субсидий для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области;
  3. залогового обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
  4. бюджетных инвестиций;
  5.  инвестиционных налоговых кредитов;
  6. организационных (нефинансовых) мер поддержки инвестиционной деятельности.

Что касается налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих вложения на территории Брянской области пониженная ставка в отношении доли, зачисляемой в областной бюджет (с 18% до 13,5%), а также они полностью освобождаются от уплаты налога на имущество на период инвестиционной активности.

Инвесторы также имеют право на получение субсидий для реализации инвестиционных проектов. Они предоставляются в пределах средств, установленных на эти цели законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в целях уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Проценты устанавливаются в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Проанализировав инвестиционный климат Брянской области можно предложить ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности данного региона.

В первую очередь следует упростить административные процедуры для инвесторов, в частности принять меры по сокращению сроков прохождения процедур разрешения на строительство и подключение к энергоснабжению. Брянской областной Думой уже был принято изменение статьи 13 Закона Брянской  области "О градостроительной деятельности в Брянской области", которое значительно упростило выдачу разрешений на строительство. Однако сокращение сроков на подключение к электросетям возложено на департамент ТЭК и ЖКХ. Правительству следует обеспечить четкую координацию взаимодействия компетентных органов, а также целесообразно было бы обеспечить возможность отслеживать стадии данного процесса через Интернет. В регионах, лидирующих по уровню предпринимательской активности, период регистрации прав собственности составляет 15 дней, в Брянской же области это всего 8 дней, что соответствует лучшему значению в российской практике.

Также следует развивать Интернет-ресурс, благодаря которому потенциальные инвесторы смогут ознакомиться со всей интересующей их информацией. В Брянской области создан инвестиционный портал, на котором представлена актуальная информация об отраслях и объектах вложений средств, а также информация о преимуществах инвестирования в Брянскую область. Но в то же время можно отметить отсутствие информации о потенциальных рисках инвестиционной деятельности в регионе.

В декабре 2014 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ, который устанавливает на данных территориях особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Ввиду чего рациональной целью Брянской области является развитие  инфраструктуры, кластеров и иных точек роста, что будет поспособствовать ускоренному социально-экономическому развитию и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения. Эти меры помогут добиться статуса территории опережающего развития и сформировать благоприятную среду для привлечения инвестиций.

Кроме того, невозможно обойтись и без смены вектора развития малого и среднего предпринимательства. В России зафиксирован самый низкий вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны по сравнению со странами с развитой экономикой. В полной мере это относится и к Брянской области. Вследствие чего Правительство Брянской области ставит цель повысить вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП до 40% к 2020 году.

В настоящее время создается новая инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности промышленный парк. Его целью является не только поддержка предпринимательской деятельности, но и содействие в привлечении инвестиций в малый и средний наукоёмкий бизнес.

Актуальной задачей по повышению инвестиционной привлекательности региона является реформа управленческого аппарата на всех уровнях. Необходимо не только вести борьбу с коррупцией, но и способствовать раскрытию потенциала инициативных людей в сфере предпринимательства.

Первостепенной задачей в этой связи должно стать повышение качества управленческих кадров на всех уровнях. В процесс обеспечения высококвалифицированными кадрами должны быть включены не только службы занятости населения, но и образовательные центры, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности Брянской области должны стать упрощение административных процедур для инвесторов, развитие Интернет-ресурса, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства и реформа управленческого аппарата на региональном и муниципальном уровнях.

Библиографический список:

1. Словарь-справочник Финансового менеджера. — К.: «Ника-Центр» , 1998. — (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып 1)
2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359
3. Литвинова, В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: Монография. - М.: Финуниверситет, 2013 - С.15
4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области [сайт]. URL: http://bryansk.gks.ru/ (дата обращения 18.10.2018)
5. Закон Брянской области от 18 декабря 2017 года №101-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Принят Брянской областной Думой 12 декабря 2017 года) (с изменениями на 2 июля 2018 года)
6. Закон Брянской области от 09.06.2015 N 41-З "Об инвестиционной деятельности в Брянской области" (принят Брянской областной Думой 28.05.2015) (с изменениями на 24 сентября 2018 года)




Рецензии:

9.11.2018, 11:59 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья и представленная информация позволяет рекомендовать статью к публикации. Пожелание в дальнейшем обратить внимание на существующие методики оценки привлекательности инвестиционного климата. На пример, труды Гришиной И.В. и др. Можно их отразить в списки литературы



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх