Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 08.11.2018. Последняя правка: 08.11.2018.

Повышение инвестиционной привлекательности в регионе на примере Брянской области

Сычева Юлия Анатольевна

бакалавр

Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

студент

Афонина Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация:
В данной статье проводится анализ инвестиционной привлекательности Брянской области, и приводятся пути ее повышения.


Abstract:
This article analyzes the investment attractiveness of the Bryansk region, and shows ways to improve it.


Ключевые слова:
инвестиционная привлекательность; инвестиции; инвестиционный климат; инвестор

Keywords:
investment attractiveness; investment; investment climate; investor


УДК 330.322.16

Инвестиционная привлекательность региона является ключевым фактором притока инвестиций. Особую роль в данном случае играет способ предоставления информации о потенциальном объекте вложений: инвестору проще будет оценить инвестиционную привлекательность и принять решение о целесообразности вложении средств, если информация о возможностях и инвестиционных рисках региона будет наглядной и доступной.

Наиболее конкретное определение инвестиционной привлекательности представлено в словаре-справочнике финансового менеджера: «Инвестиционная привлекательность — обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора» [1].

Инвестиционная привлекательность региона может иметь существенные отличия от общего фона в связи с вступлением в силу несколько иных факторов. Она в свою очередь будет обусловлена природно-климатическими условиями, географическим положением, степенью индустриального развития, уровнем развития инфраструктуры, а также немаловажную роль будут играть имеющиеся для инвесторов льготы.

Данное понятие тесно связано с инвестиционным климатом, под которым понимается совокупность сложившихся политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала [2].

Исходя из этого, инвестиционный климат региона - интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более пяти лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения [3].

Для определения инвестиционной привлекательности региона проводится комплексное исследование отраслевой экономической информации. Проводя оценку инвестиционной привлекательности региона необходимо учитывать влияние следующих факторов: валовый региональный продукт на душу населения, удельный вес трудоспособного населения, среднедушевые денежные доходы, удельный вес прибыльных организаций, объем инвестиции в основной капитал. Причем важна динамика этих показателей за ряд лет.

В таблице 1 представлен темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы.

Год

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

Изменение показателя в сравнении с прошлым годом в %

2007

21010

-

2008

26288

25,1

2009

26858

2,17

2010

41989

56,3

2011

48014

14,3

2012

46551

-3,0

2013

60864

30,7

2014

66066

8,5

2015

62255

-5,8

2016

68195

9,5

2017

54769

-19,7

Таблица 1. Темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы.

Самые низкие показатель зафиксированы с 2007 по 2010 годы, далее следует резкое увеличение притока инвестиций в основной капитал почти в 2 раза. Прежде всего, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом, который повлек за собой негативные последствия  для российской экономики. 

В январе – июне  2018 года  на  развитие  экономики и социальной сферы Брянской области (с учетом параметров неформальной  экономики) использовано 20173,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 76,1 процента к соответствующему периоду прошлого года [4].

Всего в 2018 году на повышение инвестиционной привлекательности предусмотрено 10 100 000 рублей из регионального бюджета [5].

 

Тысяч рублей

Доля инвестиций по элементам основного капитала в %

Доля инвестиций по элементам основного капитала в % за прошлый год

Инвестиции в основной капитал, в том числе:

15743188

100

100

1.жилые здания и сооружения

67894

4,3

5,7

2.здания (не включая жилые) и сооружения

3102319

19,7

22,1

3.машины и оборудование

10058427

63,9

59,4

4.объекты интелектуальной собственности

60598

0,4

0,2

5.прочие инвестиции

1842940

11,7

12,6

Инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы

579413

-

-

 

На территории Брянской реализуются меры поддержки инвестиционной деятельности в виде [6].:

  1. налоговых льгот;
  2. субсидий для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области;
  3. залогового обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
  4. бюджетных инвестиций;
  5. инвестиционных налоговых кредитов;
  6. организационных (нефинансовых) мер поддержки инвестиционной деятельности.

Что касается налоговых льгот, для инвесторов, осуществляющих вложения на территории Брянской области пониженная ставка в отношении доли, зачисляемой в областной бюджет, с 18% до 13,5%, а также они полностью освобождаются от уплаты налога на имущество на период инвестиционной активности.

Инвесторы также имеют право на получение субсидий для реализации инвестиционных проектов. Они предоставляются в пределах средств, установленных на эти цели законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в целях уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Проценты устанавливаются в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Проанализировав инвестиционный климат Брянской области можно предложить ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности региона.

В первую очередь следует упростить административные процедуры для инвесторов, в частности осуществить меры по сокращению сроков прохождения процедур разрешения на строительство и подключение к энергоснабжению. Брянской областной Думой уже был принято изменение статьи 13 Закона Брянской  области "О градостроительной деятельности в Брянской области", которое значительно упростило выдачу разрешений на строительство. Однако сокращение сроков на подключение к электросетям возложено на департамент ТЭК и ЖКХ. Правительству следует обеспечить четкую координацию взаимодействия компетентных органов, а также целесообразно было бы обеспечить возможность отслеживать стадии данного процесса через Интернет. В регионах-лидерах  среднее время регистрации прав собственности составляет 15 дней, в Брянской же области это всего 8 дней, что соответствует лучшему значению в российской практике.

Также следует развивать интернет - ресурс, благодаря которому потенциальные инвесторы смогут ознакомиться со всей необходимой информацией. В Брянской области создан инвестиционный портал, на котором представлена актуальная информация об отраслях и объектах вложений средств, а также информация о преимуществах инвестирования в Брянскую область. Но в то же время можно отметить отсутствие информации о потенциальных рисках инвестиционной деятельности в регионе.

В декабре 2014 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ, который устанавливает на данных территориях особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Ввиду чего рациональной целью Брянской области будет развитие  инфраструктуры, кластеров и иных точек роста, что поспособствует ускоренному социально-экономическому развитию и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения. Эти меры помогут добиться статуса территории опережающего развития и сформировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.

Невозможно обойтись и без смены вектора развития малого и среднего предпринимательства. В России зафиксирован самый низкий вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в сравнении со странами с развитыми экономиками. В полной мере это относится и к Брянской области. Вследствие чего Правительство Брянской области ставит цель повысить вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП до 40% к 2020 году.

В настоящее время создается новая инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности промышленный парк. Его целью является не только поддержка предпринимательской деятельности, но и содействие в привлечении инвестиций в малый и средний наукоемкий бизнес.

Актуальной задачей по повышению инвестиционной привлекательности региона является реформа управленческого аппарата на всех уровнях. Необходимо не только вести борьбу с коррупцией, но и способствовать раскрытию потенциала инициативных людей в сфере предпринимательства.

Первостепенной задачей в этой связи должно стать повышение качества управленческих кадров на всех уровнях. В процесс обеспечения высококвалифицированными кадрами должны быть включены не только службы занятости населения, но и образовательные центры, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности Брянской области должны стать упрощение административных процедур для инвесторов, развитие интернет - ресурса, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства и реформа управленческого аппарата.

Библиографический список:

1. Словарь-справочник Финансового менеджера. — К.: «Ника-Центр» , 1998. — (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып 1)
2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359
3. Литвинова, В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: Монография. - М.: Финуниверситет, 2013 - С.15
4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области [сайт]. URL: http://bryansk.gks.ru/ (дата обращения 18.10.2018)
5. Закон Брянской области от 18 декабря 2017 года №101-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Принят Брянской областной Думой 12 декабря 2017 года) (с изменениями на 2 июля 2018 года)
6. Закон Брянской области от 09.06.2015 N 41-З "Об инвестиционной деятельности в Брянской области" (принят Брянской областной Думой 28.05.2015) (с изменениями на 24 сентября 2018 года)




Рецензии:

9.11.2018, 11:59 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья и представленная информация позволяет рекомендовать статью к публикации. Пожелание в дальнейшем обратить внимание на существующие методики оценки привлекательности инвестиционного климата. На пример, труды Гришиной И.В. и др. Можно их отразить в списки литературы



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх