бакалавр
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студент
Афонина Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
УДК 330.322.16
Инвестиционная привлекательность региона является ключевым фактором притока инвестиций. Особую роль в данном случае играет способ предоставления информации о потенциальном объекте вложений: инвестору проще будет оценить инвестиционную привлекательность и принять решение о целесообразности вложения средств, если информация о возможностях и инвестиционных рисках региона будет наглядной и доступной.
Наиболее конкретное определение инвестиционной привлекательности представлено в словаре-справочнике финансового менеджера: «Инвестиционная привлекательность – обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора».[1]
Инвестиционная привлекательность региона может иметь существенные отличия от общего фона в связи с вступлением в силу несколько иных факторов. Она, в свою очередь, будет обусловлена природно-климатическими условиями, географическим положением, степенью индустриального развития, уровнем развития инфраструктуры, а также немаловажную роль будут играть имеющиеся для инвесторов льготы и преференции.
Данное понятие тесно связано с понятием «инвестиционный климат», под которым понимается совокупность сложившихся политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.[2]
Исходя из этого, инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более пяти лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения[3].
Для определения уровня инвестиционной привлекательности региона проводится комплексное исследование отраслевой экономической информации. Оценивая инвестиционную привлекательность региона необходимо проанализировать соответствующие показатели: валовый региональный продукт на душу населения, удельный вес трудоспособного населения, среднедушевые денежные доходы, удельный вес прибыльных организаций, объем инвестиции в основной капитал. Причем важна динамика этих показателей за ряд лет.
Объём и темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Объём и темп прироста инвестиций в основной капитал по Брянской области за период с 2007 по 2017 годы
Год |
Инвестиции в основной капитал (млн.руб.) |
Изменение показателя в сравнении с прошлым годом в % |
2007 |
21010,0 |
- |
2008 |
26288,0 |
25,10 |
2009 |
26858,0 |
2,17 |
2010 |
41989,0 |
56,30 |
2011 |
48014,0 |
14,30 |
2012 |
46551,0 |
-3,00 |
2013 |
60864,0 |
30,70 |
2014 |
66066,0 |
8,50 |
2015 |
62255,0 |
-5,80 |
2016 |
68195,0 |
9,50 |
2017 |
54769,0 |
-19,70 |
Самые низкие значения исследуемых показателей зафиксированы с 2007 по 2010 годы, далее следует резкое увеличение притока инвестиций в основной капитал почти в 2 раза. Прежде всего, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом, который повлек за собой негативные последствия для российской экономики в целом.
В январе-июне 2018 года на развитие экономики и социальной сферы Брянской области (с учетом параметров неформальной экономики) использовано 20173,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 76,1 процента к соответствующему периоду прошлого года.[4]
Всего в 2018 году на повышение инвестиционной привлекательности предусмотрено 10 100 000 рублей из регионального бюджета.[5]
В таблице 2 представлены данные, отражающие объём и долю инвестиций в активы региона по отдельным элементам.
|
Тысяч рублей |
В % к итогу |
Справочно: январь-сентябрь 2017г в % к итогу |
Инвестиции в основной капитал |
25163425 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|||
- жилые здания и помещения |
1209444 |
4,8 |
5,4 |
- здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель |
6332941 |
25,2 |
25,3 |
- машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты |
14469161 |
57,5 |
56,4 |
-объекты интеллектуальной собственности |
115426 |
0,4 |
0,3 |
- прочие инвестиции |
3036453 |
12,1 |
12,6 |
в том числе: - рабочий, продуктивный и племенной скот |
2959967 |
x |
x |
Инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы |
772156 |
x |
x |
Таблица 2 – Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе – сентябре 2018 года
Анализируя приток инвестиций в основной капитал в Брянской области можно сделать вывод, что наиболее востребованными среди инвесторов объектами вложений являются машины и оборудования и нежилые здания и сооружения. Меньшей популярностью пользуются жилые здания и сооружения, а также объекты интеллектуальной собственности.
На территории Брянской реализуются следующие меры поддержки инвестиционной деятельности в виде[6]:
Что касается налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих вложения на территории Брянской области пониженная ставка в отношении доли, зачисляемой в областной бюджет (с 18% до 13,5%), а также они полностью освобождаются от уплаты налога на имущество на период инвестиционной активности.
Инвесторы также имеют право на получение субсидий для реализации инвестиционных проектов. Они предоставляются в пределах средств, установленных на эти цели законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в целях уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Проценты устанавливаются в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проанализировав инвестиционный климат Брянской области можно предложить ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности данного региона.
В первую очередь следует упростить административные процедуры для инвесторов, в частности принять меры по сокращению сроков прохождения процедур разрешения на строительство и подключение к энергоснабжению. Брянской областной Думой уже был принято изменение статьи 13 Закона Брянской области "О градостроительной деятельности в Брянской области", которое значительно упростило выдачу разрешений на строительство. Однако сокращение сроков на подключение к электросетям возложено на департамент ТЭК и ЖКХ. Правительству следует обеспечить четкую координацию взаимодействия компетентных органов, а также целесообразно было бы обеспечить возможность отслеживать стадии данного процесса через Интернет. В регионах, лидирующих по уровню предпринимательской активности, период регистрации прав собственности составляет 15 дней, в Брянской же области это всего 8 дней, что соответствует лучшему значению в российской практике.
Также следует развивать Интернет-ресурс, благодаря которому потенциальные инвесторы смогут ознакомиться со всей интересующей их информацией. В Брянской области создан инвестиционный портал, на котором представлена актуальная информация об отраслях и объектах вложений средств, а также информация о преимуществах инвестирования в Брянскую область. Но в то же время можно отметить отсутствие информации о потенциальных рисках инвестиционной деятельности в регионе.
В декабре 2014 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ, который устанавливает на данных территориях особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Ввиду чего рациональной целью Брянской области является развитие инфраструктуры, кластеров и иных точек роста, что будет поспособствовать ускоренному социально-экономическому развитию и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения. Эти меры помогут добиться статуса территории опережающего развития и сформировать благоприятную среду для привлечения инвестиций.
Кроме того, невозможно обойтись и без смены вектора развития малого и среднего предпринимательства. В России зафиксирован самый низкий вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны по сравнению со странами с развитой экономикой. В полной мере это относится и к Брянской области. Вследствие чего Правительство Брянской области ставит цель повысить вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП до 40% к 2020 году.
В настоящее время создается новая инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности промышленный парк. Его целью является не только поддержка предпринимательской деятельности, но и содействие в привлечении инвестиций в малый и средний наукоёмкий бизнес.
Актуальной задачей по повышению инвестиционной привлекательности региона является реформа управленческого аппарата на всех уровнях. Необходимо не только вести борьбу с коррупцией, но и способствовать раскрытию потенциала инициативных людей в сфере предпринимательства.
Первостепенной задачей в этой связи должно стать повышение качества управленческих кадров на всех уровнях. В процесс обеспечения высококвалифицированными кадрами должны быть включены не только службы занятости населения, но и образовательные центры, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности Брянской области должны стать упрощение административных процедур для инвесторов, развитие Интернет-ресурса, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства и реформа управленческого аппарата на региональном и муниципальном уровнях.
Рецензии:
9.11.2018, 11:59 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья и представленная информация позволяет рекомендовать статью к публикации. Пожелание в дальнейшем обратить внимание на существующие методики оценки привлекательности инвестиционного климата. На пример, труды Гришиной И.В. и др. Можно их отразить в списки литературы
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий