Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Туризм
Размещена 14.11.2018. Последняя правка: 14.11.2018.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИИ. НЕОЖИДАННЫЕ ИТОГИ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА 2018.

Глаголев Александр Борисович

не имею

"Гоcудаpcтвенное автономное обpазовательное учpеждение выcшего обpазования гоpода Моcквы "Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Cенкевича"

преподаватель

Аннотация:
Статья содержит краткий обзор ситуации на туристическом рынке России и выделяет характерные тенденции за период летнего сезона 2018 г. Автор подводит предварительные итоги предпочтений российских туристов за сезон лета 2018 г. и поднимает связанные с этим актуальные вопросы, которые могут быть полезны при подготовке будущих менеджеров этой отрасли.


Abstract:
The article reviews the new trends of Russian tourist market in summer season 2018 and defines the main tendencies of the period. The author raises actual problems of the hospitality industry and tourism in Russia.


Ключевые слова:
индустрия туризма; менеджмент в туризме; туристический рынок Москвы; туристический рынок России ; потребности туристического рынка ; перспективы туристической отрасли

Keywords:
tourist industry; management in tourism; new trends in Russian tourism; inbound tourism in Russia 2018; outbound tourism in Russia 2018 ; Russia tourist market; needs of Russia tourist market; employment in tourist industry


УДК 338.487-021.338

Согласно ранее сделанным прогнозам, летний туристический сезон обещал быть непростым для российских отельеров и туроператоров , работающих на внутреннем рынке.  Он и оказался таковым, но многие прогнозы и ожидания специалистов и экспертов туррынка пришлось подвергнуть ощутимой коррекции в силу тех или иных обстоятельств. Давайте подробнее рассмотрим ситуацию и определим, какие же прогнозы состоялись, а какие не выдержали проверку временем.

Итоги раннего бронирования  на лето 2018 г. вселяли оптимизм в туроператоров выездного туризма и подтверждали уверенность в том, что российский турист " устал" от отдыха в родной стране. Эта уверенность укреплялась часто негативными отзывами тех из них, кто отдыхал летом 2017 в Крыму  и остался недоволен соотношением  "цена - качество". По итогам летнего сезона 2017 года показатели были неутешительными, а прогнозы пессимистическими : «Мы считаем, что процентов на 20 как минимум в этом году турпоток в Крыму просел», – констатирует Борис Зелинский, президент группы компаний «Кандагар». Кроме того, ожидается, что в преддверии бархатного сезона стоимость отдыха на курортах российского полуострова снизится в среднем на 25–30 %. Так, по прогнозам экспертов, цена пакетного тура в Крым в сентябре составит порядка 30 тысяч рублей на одного.

Чуть менее плачевными, но также не внушающими оптимизма были итоги летнего отдыха в Сочи и Краснодарском крае в 2017 году : «У нас лидер по падению турпотока – Сочи: минус 30 %. Наименьшее снижение наблюдается в Геленджике: минус 10 %», – комментирует Илья Уманский, гендиректор компании АЛЕАН.

Таким образом,  в предверии летнего сезона 2018 года туроператоры выездного туризма отчитывались об активных и глубоких продажах  Турции, Греции, Кипра и других пляжных направлений, а отельеры российских курортов  не могли похвастаться ничем подобным.  Мрачные прогнозы по черноморскому направлению подогревались слухами о возможном скором открытии курортов Египта для российских туристов. Напомним, что недорогой отдых в этой стране всегда составлял конкуренцию бюджетному  пляжному туризму черноморских курортов.

Видимо проанализировав текущую ситуацию, отельеры (а вслед за ними и туроператоры, работающие по данному направлению) пришли к решению о необходимости снизить цены в предстоящем сезоне. К примеру, управляющие многих гостиниц Крыма выставили прайсы на 10–30 % ниже стартового уровня за прошлый год. Аналогичная ситуация была и Сочи: по наблюдениям экспертов, порядка 50 % отельеров снизили тарифы, и в среднем гостиничные услуги на курорте подешевели на 5–10 %.

Однако по ходу сезона ситуация для российских курортов начала меняться в лучшую сторону. Во- первых воодушевленные успешными продажами весны 2018 года турецкие отельеры уже в начале лета повысили цены, а чартерные доплаты на июль и август для туроператоров  турецкими властями были отменены.  В тоже время российское правительство продолжила аналогичную программу субсидирования перевозчиков.  Более того Правительство расширило число маршрутов субсидируемых рейсов в Крым в летнем сезоне 2018 года, доведя их до шестидесяти одного.Как сообщается в Постановлении, опубликованном на сайте правительства, в этом году субсидируемые рейсы в Крым полетят еще из трех городов – Сочи, Орска и Сыктывкара. При этом билеты из Сочи в Симферополь будут стоить 2500 рублей в одну сторону, из Орска – 3375 рублей, из Сыктывкара – 3750 рублей.Во-вторых, весной 2018 года российская валюта резко подешевела : Еще в апреле курс американской валюты взлетел с 58 до 64 руб. за доллар, в августе перевалил за отметку 68.

Эти факторы позволили накануне сезона летних отпусков существенно изменить ситуацию. И прежде всего они вернули на российские курорты их главных отдыхающих - низкобюджетных туристов.  Именно эти туристы, которые, возможно, ранее и собирались отдохнуть в Турции, в силу вышеназванных причин не смогли в канун сезона приобрести туры даже и в дешевые отели этой страны. Именно они обеспечили успешный сезон в черноморских здравницах Крыма и Сочи. Однако, здесь следует подчеркнуть, что те, кто ищет в России более качественный отдых в отелях 4 звезды и выше, работающих по системе " все включено", будут разочарованы. Аналогичные отели в Турции обойдутся такому путешественнику дешевле, чем в Сочи или Ялте.

Были и другие факторы, которые, безусловно, способствовали тому, что пессимистические прогнозы по загрузке отельной базы Крыма и Краснодарского края не сбылись. Среди них немалое значение имеет продолжающаяся политика руководства страны по стимулированию внутреннего туризма (часто сомнительными средствами):  например, запрет отдыха за границей для работников силовых структур, приносит местным объектам отдыха не менее 4 000 000 туристов(включая членов семей) в год.

Огромное влияние на положительную динамику загрузки отелей Крыма внесло открытие моста, соединяющего полуостров с материковой частью России. В этом сезоне наконец-то сдан в эксплуатацию мост, посредством которого Крым оттянул на себя дополнительные потоки клиентов. Тем более что и сам этот объект инфраструктуры – самый длинный мост в Европе – привлекает клиентов как достопримечательность.

Если учесть, что авиаперевозка в Крым была и остается дороже, чем в Сочи, то можно с уверенностью сказать: именно появление новой транспортной артерии позволило полуострову нарастить турпотоки. «Власти говорят о 25 %-ном увеличении количества отдыхающих. Я думаю, так оно и есть. Правда, бо́льшая часть клиентуры достается теневому гостиничному сектору – владельцам мини-отелей и апартаментов, которые не зарегистрированы как средства размещения и не платят налогов. В легальных гостиничных объектах такого бурного роста не отмечается, максимум плюс 10 % к показателям 2017 года», – полагает г-н Зелинский, президент компании "Кандагар" (головной офис в Симферополе).

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенность сказать, что в летнем сезоне 2018 года удалось не только избежать худших сценариев развития событий, но и добиться  роста турпотока на черноморских курортах России : «Объемы продаж увеличились существенно. По ряду курортов рост достигает 20–30 % в сравнении с показателями прошлого года», – говорит Оксана Булах, коммерческий директор компании "Алеан". Впрочем, она добавляет, что доходность туроператорского бизнеса на внутреннем рынке у всех продолжает сокращаться год от года. Основная причина – снижение покупательной способности российских туристов, которым приходится экономить на отдыхе.

Возвращаясь к динамике продаж летом-2018. Гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин дает следующий расклад по направлениям: «Турпоток в Крым увеличился на 20 %, в Краснодарский край – в среднем на 8 %. Общий турпоток на пляжные курорты возрос на 10 %, а выручка – только на 5 %, поскольку отели снизили ценовую планку».

 Насколько данное развитие событий было неожиданным для участников туррынка говорит приведенная ниже таблица, составленная накануне сезона лета 2018.

Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон лето-2018)

Направление

Лето
2018, %

Лето
2017, %

+/-

   Турция

26,6

23,8

▲ 2,8

   Греция

22,9

23,0

▼ 0,1

   Кипр

11,2

14,6

▼ 3,4

   Испания

10,6

11,8

▼ 1,2

   Тунис

8,5

7,3

▲ 1,2

   Италия

4,7

3,7

▲ 1,0

   Россия

3,7

5,4

▼ 1,7

   Болгария

2,2

2,8

▼ 0,6

   Таиланд

2,0

1,8

▲ 0,2

   Доминиканская Республика

1,9

   Черногория

1,4

1,9

▼ 0,5

   ОАЭ

1,2

В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой «БАНКО» в качестве прогноза на сезон лето-2018. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона лето-2017. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 500 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы «БАНКО». За 100 % было принято общее число упоминаний всех направлений.

 Окончательные итоги летнего сезона еще не подведены, однако уже с уверенностью можно сказать, что Россия по популярности среди отечественных туристов уверенно поднялась на второе место, опередив по популярности такие страны как Греция, Испания, Кипр и т.д. Для сравнения предлагаем взглянуть на итоги летнего сезона 2017 года: Самые популярные направления летнего сезона – 2017
на туристическом рынке Московского региона

Направление

Итог сезона лето-2017, %

Итог сезона лето-2016, %

Изменение, +/-

   Турция

26,4

3,5

▲22,9

   Греция

21,2

19,8

▲1,4

   Кипр

13,8

12,7

▲1,1

   Тунис

9,1

11,6

▼2,5

   Испания

8,2

9,7

▼1,5

   Италия

4,3

4,7

▼0,4

   Россия

4,1

9,5

▼5,4

Говоря об увеличении количества отдыхающих на российских курортах летом 2018 года не следует забывать, что мы говорим об официальных цифрах загрузки отелей, отчетах туроператоров и иной официальной статистике. В то же время всем известно, что сегмент самостоятельных туристов, который часто не отражаются или частично отражаются в официальной статистике, особенно велик именно среди отдыхающих в Крыму, Краснодарском крае и других российских местах массового отдыха. С учетом этого второе место России среди отечественных туристов выглядит особенно впечатляющим.

Таковы основные события на рынке выездного туризма.  Некоторые другие события, как например возросший интерес россиян к некоторым экзотическим направлениям (например многократно возросший турпоток российских туристов в Гамбию, что позволило в сезоне 2018 запустить чартерные рейсы из нашей страны в это африканское государство), или достаточно стабильный спрос россиян на путешествия в Израиль несмотря на конфликт со сбитым российским самолетом осенью 2018 года, не оказали существенного влияния на общую картину на этом рынке.

 Итак, рассмотрев ситуацию где проводили свои отпуска этим летом россияне, нам логично будет взглянуть на ситуацию с другой стороны, а именно как часто и в каком количестве нашу страну посещали представители других государств. Здесь все обошлось без заметных сюрпризов. Как и предсказывали специалисты, основной рост турпотока был обеспечен проведением чемпионата мира по футболу  14.06.2018 - 15.07.2018. Зато в количестве зарубежных гостей наблюдается некий консенсус – около 3 млн. Именно такую цифру на итоговом совещании по ЧМ у президента РФ Владимира Путина озвучила вице-премьер Ольга Голодец.

  Однако и здесь ситуация далеко не однозначна. Если в таких городах как Москва и Казань, загруженность гостиниц в сравнении с аналогичным периодом  2017 года однозначно выросла, то, например, в курортных городах - Сочи, Калининград - болельщики чемпионата мира фактически вытеснили традиционных курортников, поэтому говорить о существенном росте загрузки не приходится ( окончательные итоги не подведены, но по предварительным оценкам, заполняемость гостиничных номеров осталась на прежнем уровне).

А вот в Санкт-Петербурге выручка отелей была даже несколько ниже, чем в тот же период прошлого года. Эксперт объясняет это тем, что первые летние месяцы с их белыми ночами – самый «высокий» сезон для Северной столицы. И туристы, которые обычно приезжают туда в это время, как правило, платят не только за проживание, но и за питание (завтрак, обед, ужин), чего нельзя сказать о болельщиках

В целом  статистика посещения иностранными туристами (как болельщики, так и традиционные) городов, где проводились матчи чемпионата мира выглядит следующим образом:

  1. Москва – 2,7 миллионов человек,
  2. Санкт-Петербург – 600 тысяч,
  3. Сочи – 519 тысяч,
  4. Самара – 22 тысячи,
  5. Ростов-на-Дону - 190 тысяч,
  6. Казань - 180 тысяч,
  7. Екатеринбург - 165 тысяч,
  8. Саранск - 160 тысяч,
  9. Калининград - 130 тысяч,
  10. Нижний Новгород - 120 тысяч,
  11. Волгоград - 111 тысяч.

Рекордсменом по росту турпотока стал Саранск – здесь он составил 1678%, в Москве данный показатель равен 19%, а в среднем рост турпотока в города-организаторы ЧМ-2018 составил 74%.

Нельзя сбрасывать со счетов и эффект отложенного спроса, т.е.те туристы, которые отложили поездку в нашу страну из-за проведения чемпионата мира, скорее всего вернутся к своим планам позднее, после его проведения. Вполне возможно, что 2019 даст несколько процентов роста въездного туризма именно из-за этого.

Подводя итоги, хочется сказать, что в целом российский туризм во всех его сегментах отражает ситуацию в экономике Российской Федерации: по оперативным данным Росстата, в 2017 году несмотря на снижение среднегодовой потребительской инфляции до 3,7% (после 7,1% в 2016 году, 15,5% в 2015 году и 7,8% в 2014 году) продолжилось падение реальных располагаемых доходов россиян, но его темпы замедлились до –1,7% после –5,8% в 2016 году, –3,2% в 2015 году и – 0,7% в 2014 году. В целом за 4 года падение реальных располагаемых денежных доходов населения России составило 11% от уровня 2013 года.

Как итог - растет доля низкобюджетного отдыха и значительно теряет позиции отдых для среднего класса, в то время как доля сегмента отдыха класса "люкс" в целом остается неизменным.

Библиографический список:

1. Журнал "Новости Туризма" [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.tourdom.ru. (дата обращения: 29.08.17)
2. Аналитическое агентство "Турстат" (Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://turstat.com (дата обращения: 16.03.18)
3. Журнал "Hot line travel" [Электронный ресурс].Режим доступа https://www.hotline.travel (дата обращения: 25.02.18)
4. Журнал "Hot line travel" [Электронный ресурс].Режим доступа https://www.hotline.travel (дата обращения: 29.08.17)
5. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс].Режим доступа http://www.gks.ru
6. Глаголев А.Б. Анализ туристического рынка Москвы и вопросы преподавания иностранного языка в туристическом вузе. Научный вестник МГИИТ. 2017. № 1 (45). С. 62-66.




Рецензии:

14.11.2018, 20:15 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему (кстати, обратите своё внимание на написание слова в названии статьи "РОССИИИ".) вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. Нужно также расставить ссылки на библиографические сноски в тексте статьи, скорректировать аннотацию (англо-русский перевод). Статью следует доработать. А в общем очень интересно.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх