Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 20.11.2018. Последняя правка: 25.11.2018.

Проектирование и реализация личностно-центрированного подхода в курсе изучения астрономии

Литвинова Жанна Борисовна

кандидат педагогических наук

Восточно-Сибирский филиал "Российского государственного университета правосудия"

Старший преподаватель

Аннотация:
В статье автором рассматриваются особенности проектирования образовательной среды в контексте личностно-центрированного подхода К.Роджерса, к сожалению пока нереализуемого в современной системе образования. Автор статьи придерживается мнения, что благодаря целенаправленному проектированию образовательной среды, возможно реализовать основные концептуальные идеи личностно-центрированного подхода, а также создать единое образовательное пространство, содержащее необходимые условия для развития, личностного роста и самоактуализации личности каждого обучающегося. Проектируя образовательную среду, педагоги и руководители способны повысить результативность образовательного процесса. Основной целью проектирования, по мнению автора статьи, является создание безопасной, творческой, активной образовательной среды на основе гуманистических ценностей, субъективности образования, возможности выбора образовательных альтернатив.


Abstract:
In the article the author considers the features of the educational environment design in the context of the personality-centered approach of K. Rogers, unfortunately, not yet implemented in the modern education system. The author of the article is of the opinion that due to the purposeful design of the educational environment, it is possible to implement the basic conceptual ideas of the personality-centered approach, as well as to create a single educational space containing the necessary conditions for the development, personal growth and self-actualization of the personality of each student. By designing an educational environment, teachers and managers are able to improve the effectiveness of the educational process. The main purpose of the design, according to the author, is to create a safe, creative, active educational environment based on humanistic values, the subjectivity of education, the possibility of choosing educational alternatives.


Ключевые слова:
личностно-центрированный подход; личностно-центрированное образование; образовательная среда

Keywords:
personality-centered approach; personality-centered education; educational environment


Вслед за кризисом традиционной «знаниевой» парадигмы пришла новая образовательная парадигма, предполагающая содержание, подход, отношение, педагогический менталитет в образовании соответствующий «вызовам» со стороны современного общества к молодым гражданам. Современный молодой человек успешен, тогда и только тогда, когда может проявить себя как самостоятельная, активная, ответственная, придерживающаяся демократических ценностей и толерантная личность. Современная образовательная парадигма не может быть направлена только на освоение знаний, приобретение определенных умений, не должна игнорировать внутренние механизмы личностного роста и должна быть направленна на саморазвитие личности обучающегося, а воспитательное и образовательное воздействие на внутренний мир личности молодого человека не может осуществляться извне.

В книге «Свобода учиться», американского психотерапевта Карла Роджерса, мы можем прочитать следующее: обучающихся собирают в образовательные учреждения для того, чтобы они учились, но при этом не позволяют им взаимодействовать. Образовательные учреждения, как инструменты социализации, не поощряют диалог и образовательное взаимодействие. Необходимо учить молодых людей мыслить и самостоятельно принимать решения, т.к. образованным является только тот, кто умеет приспосабливаться и добывать необходимые знания [3].

Реализация идей Карла Роджерса в педагогической практике носит название «личностно-центрированный подход» («person-centeredapproach») и включает следующие идеи: образование необходимо «центрировать» на обучающемся,  а не на личности педагога; взаимодействия педагога и обучающегося носят исключительно гуманистический и демократический характер, личность обучающегося становится целью образования. Основной идей данного подхода является то, что приоритет отдается развитию и самоактуализации личности обучающегося, а не получению знаний, приобретению умений или формированию компетенций. Педагог встает на позицию «фасилитатора» учения, предоставляющего обучающемуся свободу выбора форм и методов образования, отказывающегося от любого давления, но не предполагает вседозволенности и безответственности.

На основе рассмотренных идей, педагогам нужно целенаправленно создавать  процесс образования, содержащий  условия для становления личности обучающегося, начала процесса его самоактуализации. Основной целью является создание безопасного, творческого, активного образовательного пространства на базе гуманистических ценностей,  выбора образовательных альтернатив – гуманистической образовательной среды.

Образовательная среда включает в себя социальный, психо-дидактический, пространственно- предметный компонент и субъекты среды. В контексте идей личностно-центрированного подхода в процессе образования обучающийся занимает центральное место он – субъект образовательной среды.

Для успешного освоения курса астрономии субъект образования должен обладать определенной степенью свободы в осуществлении собственного выбора познавательной деятельности. Обучающийся, например, при изучении темы созвездия и при работе с подвижной картой звездного неба, не просто усваивает информацию предлагаемую педагогом, а преобразовывает ее с целью дальнейшего применения в собственной жизни, учится определять вид звездного неба в нужный момент времени любого дня в году для любой местности проживания. Обучающимся предлагается решить проблемную ситуацию, моделирующую ориентацию по звездам и созвездиям в случае, если ночь во время путешествия по дикой природы застала вас в пути, место для ночлега незнакомое и опасное, компас потерян или разбит.
Совершенно очевидно, что личностно-центрированный подход предъявляет определенные требования к личности обучающегося. Личностно-центрированный образовательный процесс  организуется так, чтобы обучающийся мог проявить активность, инициативность, ответственность и самостоятельность.

При изучении курса астрономии образовательная среда, окружающая обучающегося должна быть насыщенной и предоставлять ему свободу выбора образовательных альтернатив. Так, например, при освоении подвижной карты звездного неба, простого и удобного инструмента для знакомства и совершенствования навыков работы со звездами и созвездиями, можно самостоятельно изготовить и собрать подвижную карту или воспользоваться программой «Карта звездного неба 1.3» или онлайн-приложением на сайте www.kosmoved.ru. Обучающийся получает достаточный и разнообразный выбор источников информации от библиотечных до образовательных интернет-порталов.

Но следует отметить, что большое количество литературы или дидактических материалов не является самым главным в образовании. Педагогу следует создавать благоприятную атмосферу используя следующие принципы: доверять обучающимся, помогать им в выборе целей образования; учитывать собственную мотивацию обучающихся, стать для каждого помощником, «фасилитатором» учения; почувствовать психологический настрой группы; активно участвовать в образовательном  взаимодействии; научиться выражать свои эмоции и чувства; проявлять эмпатию, понимать поступки и эмоции каждого  [3]. Это главные характеристики социального компонента образовательной среды.

Рассмотрим психо-дидактический компонент. Основной организационной формой процесса образования может стать «личностно-ориентированный» урок [7], тренинг [6], «группы встреч» [3], сообучение и многие другие. По мнению  авторов достичь целей образования можно через создание «личностно-центрированных ситуаций, основывающихся на реализации трех основных компонентов: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников» [4].

При проведении занятий необходимо придерживаться следующих правил: использовать разнообразный по содержанию и виду дидактический материал; реализовывать возможности самоуправления обучающихся; не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы; высказывать и обмениваться собственными мнениями и оценками; стимулировать активную работу обучающихся с содержанием образования; создавать ситуацию успеха; направлять поиск альтернативных путей овладения информацией; использовать собственный, личный  опыт; создавать проблемные и трудные ситуации.

Задачи, предъявляемые обучающимся, не должны иметь одного правильного ответа или решения, быть практически направленным и полезными, быть связанным с жизнью, вызывать интерес, максимально соответствовать целям образования. Например, можно предложить обучающимся рассмотреть некоторые актуальные проблемы астрономии как науки, одиночество людей во Вселенной, поиск планет сходных с Землей, когда Земля встретиться с астероидом и другие.

Открытость, творчество, поиск характерно для таких заданий. Практическое и близкое к жизни, обучающегося задание придает смысл образованию, создает мотивацию. Перспектива поиска своего решения, основанного на своем личном опыте и жизненном опыте другого участника создает фундамент для сотрудничества и сообучения, налаживает общение всех обучающихся друг друга и с педагогом тоже [7].

В личностно-центрированном образовательном процессе обучающийся большую часть учебного времени выдвигает гипотезы, нерепродуктивно взаимодействует с педагогом, взаимодействует, обсуждает возможные точки зрения на проблему. Педагогу необходимо создавать такую атмосферу, которая будет стимулировать обучающегося к решению проблемных ситуаций и жизненных задач.

Рассмотрим способы оценивания. Сравнение уровня знаний обучающихся с эталонами, которые представлены в образовательной программе, сравнение успехов обучающихся между собой, афиширование их достижений, создание «экранов успеваемости» может привести к формированию заниженной самооценки и испортить межличностные отношения между обучающимися и снизить учебную мотивацию. Целесообразно перейти к рейтинговой системе оценивания, в которой оценивается активность и самостоятельность, а не только усвоенные знания и приобретенные компетенции.

Все особенности личностно-центрированного образования необходимо учитывать в содержании учебных программ, формах и методах работы и характере образовательного процесса в целом. Каждому обучающемуся оптимально иметь «лист индивидуальных достижений», в котором фиксируются достижения по каждому предмету отдельно. Идеально если, каждый обучающийся будет обучаться по индивидуальной образовательной программе, которая должна учитывать уровень его способностей и личные качества.

Пространственно-предметный компонент образовательной среды не играет важной роли в процессе проектирования образования в контексте идей Карла Рождерса, т.к. большое количество литературы, помещения и оборудование, не способствуют достижению целей образования, которыми являются личностные качества обучающегося.

Это только общие рекомендации, которых следует придерживаться по проектированию и реализации личностно-центрированного подхода в курсе изучения предмета, на примере астрономии. Коллективу педагогов необходимо вдумчиво подходить к вопросу с пониманием того, что чем более образовательный процесс отвечает поставленным задачам, тем успешнее осуществляется все образование и создаются благоприятные условия для развития личности каждого обучающегося.

Личностно-центрированный подход доказал свою результативность во многих эмпирических исследованиях. Личностно-центрированное образование влияет на развитие личности обучающегося: улучшает самооценку, увеличивает коэффициент интеллекта, развивает познавательные способности, приводит к улучшению здоровья, успеваемости и посещаемости [1].

Основная методика оценки результатов реализации данного подхода  в нашем случае – это модифицированная диагностика самоактуализации личности [2, с.65-75]. Результаты были получены следующие. На 4% , 7%, 8%  уменьшилось количество обучающихся с низким, ниже среднего, средним уровнем аутосимпатии (позитивное отношение человека к самому себе), т.е. на 19% больше личностей стали разделять ценности самоактуализации. На 16% и 4% увеличилось количество обучающихся с высоким и выше среднего уровнем аутосимпатии. По итогам реализации модели 39% личностей продемонстрировали позитивную «Я»-концепцию, что на 20% больше чем до экспериментальной работы, говорящую о том, что данные субъекты довольны своими данными и  выстраивают «позитивную» модель поведения.

Как показывает образовательная практика актуальные и востребованные идеи Карла Роджерса не способствовали занятию им достойного места в современной российской системе образования. Причин этому несколько: неоднозначность трактовки и понимание  данного подхода в современной научной литературе, поверхностный подход педагогов к реализации отличных от традиционного подхода идей, но и объективной причиной является его не «технологичность» [5].

Для эффективной реализации основных идей Карла Роджерса в образовательном процессе необходимо предоставить обучающемуся свободу выбора форм и средств образования, дать возможность нести ответственность за результаты собственной познавательной деятельности. Роль педагога заключается в том, чтобы быть помощником учащегося в его личностном росте и развитии, его задача пересмотреть организационные формы и методы образования, создать команду педагогов единомышленников, стремящихся к преобразованиям и совершенствованию образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Исенина М.М. Предисловие к книге К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» [Текст] / М.М. Исенина.- М., 1994. С. 33-44.
2. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности/ Н.Ф. Калина// Журнал практического психолога. -1998.- №1. С.65-75.
3. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. -527 с.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков.-Волгоград, 1994.-152 с.
5. Трошагин М.И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации [Текст] / М.И.Трошагин //Воспитание школьников, № 11, 2008. С.47- 57.
6. Цукерман Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Г.М. Мастеров. – М., 1995.-288 с.
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. –176 с.




Рецензии:

20.11.2018, 18:58 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Тематика Статьи очень актуальная.Личностно-ориентированная технология преподавания как класическая обучающяя парадигма развилась в конструкте Л.Ц.П.Хотя и автор не презентировал методологическую часть статьи я рекомендую ее к опубликования.Основания: 1/Л.Ц.П.имеет интердисциплинарный характер.Его механизмы реализации в обучению астрономии наверное предизвикательство. 2/Л.Ц.П.позволяет учителю конструировать личностное образовательное пространство каждого из учеников(Хуторской на подобную тематику писал). 3/Л.Ц.П.дасть учителю тех дидактических инструментов при помощи которых он сумеет достичь самое важное качество в процессе обучения-систематическое знание.

27.11.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Литвинова Жанна Борисовна:
Уважаемый Георгий Тодоров, спасибо за рецензию. Могу порекомендовать ознакомиться с трудами О.Л.Подлиняева о личностно-центрированном подходе.

21.11.2018, 6:56 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна и автор статьи достаточно корректно подходит к интерпретации ее сущности, имплементации в условия изучения конкретной дисциплины. Имеет место некоторая несогласованность позиций. Например, заявленная цель относится к созданию образовательной среды, а дальше по тексту это понятие «уходит» и речь идет больше об условиях обеспечения личностно-центрированного похода к обучению, хотя, безусловно, он является основой личностно-центрированной образовательной среды. Текст необходимо вычитать (особенно проблемы с пунктуацией). В названии статьи: «… подхода в курсе изучения астрономии» – … в изучении курса астрономии. После некоторых правок статья может быть опубликована в научном журнале.
27.11.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Литвинова Жанна Борисовна:
Уважаемая Татьяна Иосифовна, спасибо за проявленный интерес к статье. С учетом Ваших рекомендаций статью вычитала и доработала.

21.11.2018, 15:23 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: 21.11.2018 Рукавишникова Екатерина Леонидовна- кандидат пед.наук. Очень противоречивое впечатление от статьи Литвиновой Жанны Борисовны. Первое: почему именно этот подход используется и именно при изучении астрономии? Второе: автор трудится в юридическом вузе, где видимо изучают и астрономию? Третье: хорошо описана подвижная карта звездного неба, может быть идет речь об объяснительно-иллюстративном методе обучения? В итоге: а) С помощью Л.Ц.П. можно обучить любой науке, поэтому автору нужно "взлететь" над конкретной дисциплиной; б) если эксперимент заключался в исследовании САМОАКТУАЛИЗАЦИИ учащегося, может быть и тему изменить в этом направлении; в) недостаточно методов исследования личности (источник 2), чтобы доказать работу Л.Ц.П., Хотелось бы подробнее увидеть описание критериев и уровней, применяемых для исследования учащихся. Статью рекомендуется доработать

23.11.2018, 20:26 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья актуальна и интересна, т.к.в статье затронуты важные для исследования аспекты.Интересен вопрос образовательной парадигмы и ее составляющих. Красной нитью проходит личностно-ориентированный подход, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Статья рекомендована для публикации.
27.11.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Литвинова Жанна Борисовна:
Уважаемая Любовь Петровна, спасибо за рецензию статьи.

6.12.2018, 10:32 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнения. На мой взгляд автору необходимо внести уточнения: 1.) автору следует уточнить с помощью каких методик было произведена оценка результатов реализации данного подхода, сколько человек и какого возраста принимали участие в исследовании; 2) а также хотелось бы понять как можно использовать тренинг при изучении астрономии. Статью рекомендую доработать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх