Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
Разделы: Политология
Размещена 03.12.2018. Последняя правка: 03.12.2018.
Просмотров - 1891

Понятие «мягкая сила», смежные термины и механизмы трансляции

Минофьева Ирина Александровна

магистр

Московский Государственный Лингвистический Университет

магистр

Касюк Арсен Яковлевич, доктор исторических наук, декан института международных отношений и социально-политических наук Московского Государственного Лингвистического Университета


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие мягкой силы, его связь с жесткой и умной силой. Также уделяется внимание инструментам, ресурсам и каналам трансляции мягкой силы. Прослеживается связь информационного противоборства с мягкой силой.


Abstract:
This article discusses the term soft power, its connection to hard and smart power. Also, the characteristic of instruments, resources and channels of soft power transmission is given. The term «information warfare» and its connection to the «soft power» are also traced.


Ключевые слова:
мягкая сила; жесткая сила; умная сила; внешняя политика; информационное противоборство

Keywords:
Soft power; hard power; smart power; international politics; information warfare


УДК 3

Издревле государства применяли различные виды политической силы с целью захвата и удержания власти, подавления оппонентов, захвата государств-соперников, распространения влияния. Чтобы стать более могущественными, страны использовали жесткую силу, которая определяется наличием военных и экономических ресурсов. Жесткая сила использует традиционные инструменты – от войны до подкупа и насилия.

В теориях международных отношений понятие «сила» является точкой отсчета большинства политических концепций. Так, Г. Моргентау, будучи сторонником политического реализма,  в своем главном труде "Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир", писал о национальном интересе, который с его точки зрения можно было понимать в терминах силы [1].

Н. Макиавелли в своем главном политическом трактате «Государь» также подчеркивал важность силовых методов во внешней политике. Он считал, что государь не должен иметь никаких других помыслов, кроме войны, и определял войну как важнейшую обязанность государя [2].

XX век изменил систему международных отношений и доказал, что не только военные методы позволяют достигать успеха на мировой арене. Отныне игроки на международной арене приобрели новые зависимости между собой, в связи с появлением новых средств коммуникации, а также международных организаций.

Многие исследователи конца XX века обратили внимание на то, что международные акторы начали соревноваться не в военной сфере, а в экономической и финансовой сферах.

Именно поэтому в последние годы очень часто прибегают к такому понятию, как мягкая сила. Несмотря на то, что «мягкая сила» существовала и в древние времена, впервые это понятие ввел американский политолог Джозеф Най. Он ее определил как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек». Дж. Най считает, что это воздействие на сознание в рамках механизма мягкой силы может осуществляться с помощью культуры, идеологии и внешней политики [3].

Более результативным и корректным средством представляется политика «умной силы», которая сочетает в себе «жесткую силу» для принуждения и возмездия и «мягкую силу» в виде убеждения и притяжения [4].

Одним из авторов концепта «умной власти» является всем хорошо известный Джозеф Най. В целом из его трудов можно сделать вывод, что «smart power» – это объединение ресурсов мягкой и жесткой силы и превращение их в единую стратегию, которое ведет к изменению поведения государств на международной арене, это грамотная комбинация двух видов сил.

Суть умной силы заключается в сложении ресурсов мягкой и жесткой сил и применение их в зависимости от различных обстоятельств.

О.Ф. Русакова и Д. М. Ковалева в статье «Мягкая сила и умная власть»  выделяют основные принципы умной власти. Среди них – диалектическое комбинирование стратегий мягкой и жесткой силы, принцип гибкости, баланса сил, а также синергии – возможности грамотного использования элементов двух сил, чтобы они взаимно дополняли и усиливали друг друга [5].

Мягкая сила осуществляется посредством инструментов. Инструменты мягкой силы – это те механизмы, факторы международных отношений, являющиеся проводниками мягкой силы, делающие внешнеполитические стратегии страны более успешными.

Инструментами могут выступать туризм, крупные спортивные события, грамотно построенные информационные потоки, международный телеобмен, экспорт образования и культуры за рубеж посредством мероприятий, среди которых крупные форумы, годы культуры страны в других странах, политический бренд-менеджмент, ориентированный не только на внутреннюю, но и на зарубежную аудиторию, дипломатия 2.0 или Ediplomacy, осуществляемая через социальные сети, способность вести информационное противоборство и информационные войны через отлаженную систему СМИ.

Ресурсы мягкой силы – имеющиеся у страны возможности реализации мягкой силы.

Мягкая сила является совокупностью внутренних и внешних ресурсов государства. Внешними ресурсами также могут быть геополитический статус, благоприятный международный имидж нации, грамотно построенная модель развития государства, наличие информационных ресурсов, работающих как на внутреннюю, так и на зарубежную аудиторию.

Внутренними же ресурсами могут быть культурное могущество страны, которое реализуется через искусство, кино, шоу-бизнес, развитая наука, привлекательный менталитет нации, качество, продолжительность и уровень жизни.

Стоит подчеркнуть, что в рамках формирования мягкой силы все внутренние ресурсы влияют на внешние. Так, экспорт культуры, науки, образования и традиций влияют на международный имидж страны.

С инструментами я ресурсами мягкой силы непосредственно связаны ее каналы – проводники, через которые осуществляется трансляция привлекательности страны.

Г.Ю. Филимонов выделяет различные каналы, через которые реализуется мягкая сила. Он подчеркивает, что есть два основных канала – официальный и неофициальный. Официальный механизм осуществляется через деятельность государственных органов, таких как Россотрудничество, МИД, Администрация Президента РФ. Неофициальный механизм подразумевает использование неформальных каналов при решении задач внешней политики, такие как социальные сети, кино и другие продукты массовой культуры. Также авторвыделяет множество каналовмягкой силы, среди которых уже есть упомянутые выше инструменты. Среди них публичная и культурная дипломатия, информационная и образовательная политика за рубежом, экономические инструменты (например, привлечение зарубежных инвестиций), экспорт культурных продуктов за рубеж [6].

Упомянутые механизмы позволяют стране заявить о себе, увеличить привлекательность ее политического режима, «завоевать сердца» за рубежом.

Это может сказаться на развитии государства как позитивно, так и негативно. Так, спусковой крючок постоянного воздействия мягкой силы – цветные революции и распад коммунистических режимов в разных странах в 20 веке.

Стоит отметить, что технологии мягкой силы лежат в основе информационного противоборства – воздействие стран друг на друга в информационной сфере в целях достижения политических, дипломатических, военных целей. Таким образом, нарушается информационная безопасность других государств, происходит манипуляция мировым общественным мнением. Информационное противоборство является одним из ключевых элементов внешней политики и в определенных условиях может принимать форму информационной и психологической войны.

Подчеркну, что важнейшим компонентом мягкой силы государств является способность отражать информационные атаки других стран, чтобы улучшить свой образ на международной арене и объяснить особенности своей внешней политики зарубежной аудитории. Здесь стоит отметить, что западные страны имеют огромный потенциал мягкой силы и могут транслировать ее через различные инструменты, в том числе и через информационное противоборство, и через информационно-психологическую войну. Россия же не имеет достаточного опыта в отражении информационных атак, это является одной из причин, почему ее потенциал мягкой силы все еще невелик. Несмотря на богатую культуру, научные достижения, образ России на Западе стал негативным. К тому же, в отношении нашей страны идет постоянная информационная война, поэтому приходится искать разные способы трансляции мягкой силы России, чтобы достучаться до зарубежной общественности, уменьшив негативный фон.

Так, выходит, что основные «мягкие» инструменты информационного противоборства – это глобальная пропаганда посредством глобальных средств массовой информации и широко известных блогов, а также публичная дипломатия, через которую могут транслироваться чуждые образцы культуры, поведения, тем самым влияя на мировое общественное мнение и на ситуацию внутри страны посредством формирования новых установок людей.

Заключение

Можно сделать вывод, что понятие силы в международных отношениях развивалось и приобретало новые черты. Несмотря на то, что основным инструментом захвата и удержания власти была война, истоки мягкой силы наблюдались еще в древнейшей истории. Однако понятие было введено в конце 20 века. Первопроходцами в активном использовании стратегий мягкой силы были Соединенные Штаты Америки. Ресурсы мягкой силы в современном мире многочисленны. Из ресурсов происходят инструменты, являющиеся ее проводниками для зарубежной общественности. Мягкая сила транслируется через официальные и неофициальные каналы донесения информации. Важнейшим компонентом мягкой силы государств является способность вести информационное противоборство, чтобы улучшить свой образ на международной арене и объяснить особенности своей внешней политики зарубежной аудитории.

Библиографический список:

1. Интернет-портал «Геополитика» [электронный ресурс]. - https://www.geopolitica.ru/article/realisticheskaya-teoriya-gansa-morgentau (дата обращения: 15.09.18)
2. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2014, стр. 122.
3. J. Nye .Soft Power. Foreign Policy. – Twentieth Anniversary, 1990, р.167.
4. Михневич С.В. Фактор умной силы в процессах институционализации международных отношений: //Вестник международных организаций. 2015. № 4. [электронный ресурс]. - https://iorj.hse.ru/2015-10-4/170123865.html (дата обращения: 15.09.18).
5. Русакова О.Ф., Ковалева Д.М. Мягкая сила и умная власть: концептуальный анализ : // Социум и власть. 2013. [электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-i-umnaya-vlast-kontseptualnyy-analiz (дата обращения: 21.09.18).
6. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии мягкой силы во внешней политике Российской Федерации :// геополитический журнал. 2013. № 1 . [электронный ресурс] - http://isip.su/ru/journals/download?id=3&type=1 (дата обращения: 21.09.18).




Рецензии:

6.01.2019, 13:16 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Минофьевой И.А. тематически актуальная, если посчитаться с беспокойным характером нынешних отношений между немалым числом стран континентов. Силовому, вооруженному, военному вариантам внешнеполитических действий противопоставляется «мягкий», спокойный, непоспешный вариант, который в состоянии принести ту же выгоду. Показаны исторические начала применения «мягкой силы», позиции оценщиков данного варианта действий. Но насколько охвачен весь мир, настолько воздержание от учета отношений между Россией и США, позиций «Европейского Союза», которые провоцируют оценку «холодной войны» с воздержанием от подхода «третьей мировой войны». Статья публикации достойна. Но она выгадала бы от учета таких предложений. Стоит употребить термин «бархатная революция», достойно этого и «оранжевое» движение. В числе «мягких вариантов» стоит указать эмиграционные направления своих граждан в соседнюю страну, чтобы они там занялись захватом власти, отторжением занятой территории с последующим присоединением ее к родному государству. Начало войн не всегда демонстрировалось вступлением своих вооруженных сил в нужную страну. Была и имитация внешнего нападения на себя с необходимостью ответных мер. Стоит оговорить соображения завоевания власти, подчинения себе соседних государств. В составе захватнических действий интерес к природным богатствам, дополнительному рынку сбыта, сравнительно дешевой рабочей силе, сбору налогов.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх