Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.12.2018. Последняя правка: 23.12.2018.

Значимость электронного учебно – методического комплекса в образовательном пространстве.

Марущенко Алина Владимировна

студент

Мурманский Арктический Государственный Университет

студент

Марущенко А.В., Степанова А.А., Чикаева А.В., Научный руководитель - Черник В.Э. (кандидат пед.наук,зав. кафедры педагогики)


Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о значимости электронного учебно – методического комплекса в образовательном пространстве для всех участников образовательного процесса. Раскрываются понятия «УМК», «ЭУМК», «Педагогические Инновации».


Abstract:
The article deals with the importance of electronic educational complex in the educational space for all participants of the educational process. Concepts such as "CMD", "EEMC", "Pedagogical Innovation".


Ключевые слова:
УМК; ЭУМК; педагогические инновации; Федеральный государствнный стандарт начального общего образования.

Keywords:
syllabus; EUMK; pedagogical innovations; Federal state standard of primary General education.


УДК 373.3

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время активно происходят изменения во всех сферах общественной жизни, благодаря чему и система образования не стоит на месте благодаря педагогическим инновациям.

Педагогические инновации – это  нововведения, которые разрабатываются и проводятся работниками и организаторами системы образования и науки.

К таким инновациям можно отнести учебно-методический комплекс (УМК).

Учебно – методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно – методических материалов, направленных на повышение эффективности освоения обучающимися учебных предметов.

Учебник или учебное пособие являются системообразующим элементом учебно – методического комплекса с ведущей функцией управления усвоением знаний, однако не могут в полной мере реализовать образовательные потребности преподавателя и обучающегося. Они являются всего лишь усредненным вариантом содержания образования, поскольку именно адаптивное управление обучением дает возможность каждому ученику строить свою образовательную траекторию и реализовывать свои образовательные цели и задачи.

Вопросы, касающиеся УМК,  рассматривали многие авторы, такие как Е.З. Власова, Е.Л. Жукова, А.И. Татаринцев, И.В. Шалыгина, Е.Е. Дурнева, А.С. Калякин, З.А. Мендубаева, В.В. Васюкевич и др.

Современный этап развития системы образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий, поэтому все большее распространение в образовательном процессе получают электронные учебно – методические комплексы.

Электронный учебно-методический комплекс – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины.

Учителю будет очень полезен такой комплекс, ведь с его помощью будет сэкономлено значительное количество времени при подготовке к уроку. ЭУМК должен обеспечить педагогов электронным ресурсом, который может храниться на сервере и находиться в свободном доступе.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы проявляется в том, что образовательная программа должна отвечать требования Министерства Образования и активно внедрять средства ИКТ в образовательный процесс. В ЭУМК собраны теоретические, практические, наглядные материалы, которые дают возможность обеспечить равные условия получения образования с учетом среды.

ЦЕЛЬ
Целью данной работы является выявление значимости электронного учебно - методического комплекса в образовательном пространстве

ЗАДАЧИ
Задачи, которые стоят перед электронным учебно-методическим комплексом:

  • Обеспечение нейротипичным детям равные условия для получения образования;
  • Обеспечение нормально развивающимся детям равные условия для получения образования
  • Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и средств ИКТ в соответствии с ФГОС НОО;
  • Использование ЭУМК непосредственно на уроках и при подготовке к ним;
  • Использование ЭУМК участниками образовательного процесса в самостоятельной работе;
  • Развитие творческого потенциала всех участников образовательного процесса;
МЕТОДЫ
При написании данной статьи был использован теоретические методы исследования (анализ, синтез).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА
Нами разработан  ЭУМК «Мир вокруг» по предмету «окружающий мир» для 1- 4 классов. Данный комплекс разработан в соответствии с ФГОС  НОО по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» и  с опорой на учебно – методический комплекс «Школа России».

ЭУМК «Мир вокруг» является прототипом создания электронной площадки как самостоятельной, так и через другие электронные ресурсы. Общий замысел заключался в создании электронной среды, которая будет открыта для всех участников образовательного процесса.

При разработке ЭУМК были пройдены 5 этапов:

1 этап – изучение литературы, определение учебника, на основе которого разрабатывался ЭУМК;

2 этап - определение тем, согласно учебнику, и разработка структуры и содержания ЭУМК;

3 этап - подбор методических материалов в соответствии с учебной программой;

4 этап -  разработка сайта с помощью конструктора «Wix»;

5 этап - составление пояснительной записки.

В состав электронного учебно – методического комплекса вошли конспекты уроков, аудио- и видеофайлы, стихотворения, загадки, пословицы, виртуальные экскурсии, онлайн – тренажеры, а также фонд оценочных средств по каждой теме и др.

РЕЗУЛЬТАТ
Данный ЭУМК уже был частично апробирован на практике и показал, что применение электронного учебно – методического комплекса улучшает эффективность обучения за счет развития познавательного интереса детей.

ВЫВОД
Применение ЭУМК значительно экономит время учителя  при подготовке к урокам, а также позволяет детям развивать свою познавательную сферу.

Библиографический список:

1. Балакирева, Э.В. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов [Текст] / Э.В. Балакирева, Е.З. Власова // Человек и образование. – 2012. - №4 (33). – С. 75-81.
2. Васюкевич, В. В. Электронный учебно-методический комплекс как основа модульно-рейтинговой технологии обучения [Текст] / В. В. Васюкевич // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — 75–2. — с. 87–91.
3.Дурнева, Е.Е. Учебно-методические комплексы образовательных модулей контекстно-компетентностного формата [Текст] / Е.Е. Дурнева// Педагогика и психология образования. – 2012. – С. 69-75.
4. Калякин, А.С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки [Текст] / А.С. Калякин// Педагогика и психология образования. – 2009. – С.80-86.
5. Калугина, Т. О. Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 235-237. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7356/ (дата обращения: 29.06.2018).




Рецензии:

24.12.2018, 18:53 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи в настоящее время актуальна как в общеобразовательных учреждениях, так и высших учебных заведениях. На мой взгляд, научная новизна не нашла отражение в данной статье. Автор статьи только выиграет, если наполнит свою работу элементами ЭУМК, либо рекомендациями по использованию ЭУМК, либо условиями реализации, либо результатами исследования и т.п., которые позволят судить об эффективности предложенного ЭУМК. Статью необходимо доработать

27.12.2018, 8:44 Давыдова Ольга Викторовна
Рецензия: Тема актуальна. Заявленная цель исследования - выявление значимости электронного учебно - методического комплекса в образовательном пространстве - раскрыта в актуальности исследования. Скорее цель исследования в "создании электронной среды, которая будет открыта для всех участников образовательного процесса". Про это и надо написать. Кого вы считаете "всеми участниками образовательного процесса"? Раскрыть возможности свободного доступа ЭУМК в использовании для мотивации, организации, контроля деятельности "всех участников образовательного процесса". ЭУМК «Мир вокруг» по предмету «окружающий мир» для 1- 4 классов включает деятельность виртуального сознания, а возможности реального окружающего мира учитываются? Ведь "сознание человека (по Черниговской Т.А.) не различает реальный и виртуальный миры" и "знания (по Хуторскому А.В.), продукт деятельности того, кто познает, а не того, кто ему что-то сообщает". Важно какие лично и/или социально значимые проблемы решают обучающиеся на занятиях, и как в этом помогает ЭУМК? Статью рекомендовано доработать. С уважением, Давыдова О.В.(к.п.н., доцент)

29.12.2018, 11:27 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Значимость электронного учебно – методического комплекса в образовательном пространстве. Марущенко Алина Владимировна, в принципе и без "компромисса" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации - в статье отсутствуют признаки научной статьи - ее теоретико-методологическое научное основание, аналитическая база (что сравнивал автор, из статьи не видно) и собственно (как следствие) - собственно научно-педагогический результат. Результат же, который показал автор - просто методический. Поэтому автору рекомендуется: тщательно изучить Правила, методику написания научной статьи и Правила сайта для размещения таковой. Если автор считает, что он провел научное исследование, это рекомендуется показать именно в соответствии с типовым подходом к написанию научных статей. P.S. ЭУМК - это прежде всего структурный элемент системы высшего образования, уже кем-то когда-то научно обоснованным как эффективный (иначе и быть не может в системе образования), значит, научный результат автору по оценке значимости (для обучаемых, для преподавателей, для учебных заведений того или иного уровня и т.д. надо показать, опираясь на свой аналитический результат - научно теоретический или научно прикладной, но именно в сравнении - с научными достижениями, - в списке источников это также показать необходимо).



Комментарии пользователей:

24.12.2018, 15:58 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Отзыв: Отзыв. Тема, выбранная автором, довольно неоднозначна, противоречива и имеет как сподвижников, так и противников. Создать УМК молодому преподавателю необходимо и полезно. Преподавателям с большим опытом этот документ нужен только для отчета перед руководством. Комплекс дисциплины, с одной стороны был задуман для структуризации всех учебных материалов. С другой стороны как набор документов, который может легко проверить руководство. Первая претензия к комплексу: несомненно, он должен быть живым, изменяемым, дополняемым документом. Но у педагогов создание комплекса и внесение изменений в него занимает очень много времени. Вторая претензия: в нем отражаются все методические находки, открытия автора.То есть, наработанным годами багажом почему-то необходимо поделиться со всеми. А еще сверху вишенка- нужно выложить весь УМК в электронном виде в общий доступ. Не всем нравится такой подход к авторским правам и авторской методике преподавания той или иной дисциплины. Педагог не хотел бы, чтобы на его место (по разным причинам) пришел бы другой педагог и воспользовался собранными годами и апробированными тестами, заданиями, лекциями и даже интерактивными занятиями. В статье "Значимость электронного учебно – методического комплекса в образовательном пространстве" даны основные выкладки создания УМК и ничего более. Может стоило бы автору сделать ссылку, кому предназначается эта сатья. Например, "Создание электронного учебно – методического комплекса. Рекомендации начинающим авторам". Или "Значимость электронного учебно – методического комплекса при обучении Окружающему миру". Раскрыв все интересные моменты этого комплекса. Статью нужно доработать. Рукавишникова Е.Л. -кандидат пед.наук


29.12.2018, 22:40 Захаров Гавриил Давидович
Отзыв: К большому сожалению, данная научная статья является очень поверхностной. Аннотацию следует расширить. В работе нет ни одной сноски на Литературные источники, которых в данной статье якобы 5-ть шт. Кроме этих явных недостатков можно отметить тот факт, что автор ограничивается использованием лишь отечественной научной литературы, в то время как зарубежная научная литература почему-то остаётся «за бортом» данной статьи. В тоже время было бы не лишним так же использовать иллюстрационные материалы (Таблицы, Рисунки). Заключение фактически отсутствует. Итог: Статью требуется качественным образом переработать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх