Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 08.12.2018. Последняя правка: 08.12.2018.

Астигматизм у студентов 1-6 курса Южно-Уральского государственного медицинского университета.

Якупова Лейсан Маратовна

нет

Южно-Уральский государственный медицинский университет

студентка 5 курса

Сажина Ангелина Сергеевна, студентка 5 курса Южно-Уральского государственного медицинского университета. Авилов Олег Валентинович, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Южно-Уральского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, доцент


Аннотация:
Астигматизм (в переводе с латыни – отсутствие фокуса) – это врожденная или приобретенная аномалия рефракции, при которой нарушается сферичность роговицы или хрусталика, в следствие чего входящие в глаз лучи фокусируются не в одном, а в нескольких разных фокусах. В данной статье мы подробно изучили распространенность этой патологии среди студентов и предложили методы коррекции.


Abstract:
Astigmatism (translated from Latin - lack of focus) is a congenital or acquired refractive error in which the sphericity of the cornea or lens is disturbed, as a result of which the rays entering the eye are focused not in one but in several different foci. In this article, we studied in detail the prevalence of this pathology among students and proposed correction methods.


Ключевые слова:
астигматизм; студенты; миопия; аномалии рефракции

Keywords:
astigmatism; students; myopia; refractive errors


УДК 617.753

Ведение. Астигматизм, наряду с близорукостью и дальнозоркостью, относится к  так называемым, аметропиям – состояниям, характеризующимся изменением преломляющей способности оптических сред и искажением заднего фокуса глаза.  [2]Среди всех видов аметропий астигматизм встречается в 10% случаев, однако, может утяжелять течение миопии, являясь ее осложнением.  Наиболее часто данная патология дебютируют в школьном возрасте, когда возрастает нагрузка на зрительный аппарат. Симптомы астигматизма малоспецифичны; на ранних стадиях заболевание часто проявляется небольшой расфокусированностью зрения, поэтому часто принимается за усталость глаз. В дальнейшем процесс усугубляется, и во взрослую жизнь люди вступают уже с явно выраженным дефектом зрения.[5]

Актуальность. Актуальность темы изменения зрения неоспорима, так как с каждым годом количество людей, в большей степени студентов, с ослабленным зрением растёт. Но большинство уделяют внимание данной проблеме только после приобретения недуга.[5]

Исходя из этого, оптимальной группой лиц для исследования данной проблемы, являются студенты, в частности медицинских университетов, у которых объективно отмечаются повышенные зрительные нагрузки. Об этом свидетельствует и наличие подобных исследований в других вузах нашей страны: Красноярск, Оренбург, Нижний Новгород, Ижевск и за рубежом: Индия, Румыния, Португалия и Китай. В этих работах отражается, что студенты находятся в группе риска развития аметропий, нарушение зрения является одной из ведущих жалоб на здоровье у обучающихся вузов, доля патологии неуклонно растет. Однако данные статьи были направлены на освещение проблемы миопии, частоту ее распространения, закономерность развития. Наше же исследование предлагает рассмотреть астигматизм как не менее значимую патологию органа зрения среди студентов медицинского вуза, поскольку, большинство людей, имеющих данную аномалию рефракции, не предполагают ее наличие, и заболевание проходит под маской миопии.

Цель. Цель нашего исследования - выявление среди студентов людей с миопией, осложненной астигматизмом, а также субъектов, находящихся в группе риска по данной патологии. Оценка степени их информированности о заболевании и наличии данного осложнения, динамике состояния функции органа зрения и уровень контроля заболевания.

Материалы и методы. Для своей исследовательской работы, мы составили анкету, состоящую из 15 вопросов, с ответами «да» и «нет»,  включающих в себя как общую информацию об опрашиваемом, так и специфические вопросы, позволяющие выявить людей с исследуемой патологией,  осведомленных о своем заболевании, а так же, студентов с недиагностированным астигматизмом. Последние вопросы составлялись на основе скриннинговых тестов проводимых офтальмологами для выявления групп риска больных астигматизмом.

Так же мы не обошли стороной вопросы профилактики аметропий, коррекции остроты зрения, информированности о специфике данной аномалии рефракции, динамике нарушения зрения и частоты диспансеризации. Анкетирование было проведено среди студентов 1-6 курса ЮУГМУ. Анкета распространялась как на бумажном носителе, так и в электронном варианте.

Результаты. Среди всех опрошенных диагноз астигматизм стоит у 67 студентов, что составляет 27,09%. Ряд вопросов направленных на выявление косвенных признаков наличия астигматизма, несколько выше (33,13%), что характеризует недиагностированное заболевание или вероятный его дебют.

По итогам нашего опроса  проблема со зрением была выявлена у 225 студентов (70,59%). На 1 курсе 28 человек, на 2 курсе 34 человека, на 3 курсе – 41 человек, на 4 курсе 60 человек, с 5 курса – 25 человек, с 6 курса – 40 человек. Среди них за помощью к специалистам обращались лишь 188 человек – 70,4%.

Так же мы выяснили, что среди всех опрошенных диагноз астигматизм стоит у 67 студентов – 27,09%.  Из них 16,13% студентов диагноз поставлен в дошкольном возрасте , 58,06% студентов узнали о нем в школьном периоде и 25,81%  диагноз поставлен в студенчестве

Профилактикой нарушения зрения из всех опрошенных занимается 274 человека.  64 студента используют гимнастику, 62- принимают витамины, 87 делают перерывы во время работы, 12 студентов используют очки-тренажеры, 18- правильно питаются, 31 студент занимается физической активность. Большинство студентов выбирали несколько вариантов ответа в данном вопросе, однако 169 человек ничего не делают для поддержания своего зрения  и коррекции имеющихся нарушений. Положительную динамику отмечают лишь 79 человек – 24,45%.

Для коррекции имеющихся нарушений из 225 студентов с патологией зрения 43 человека постоянно носят очки. 98-используют непостоянное ношение очков.  79 человек носят линзы. 129 человек  –  ничего не используют. Данный вопрос также предполагал наличие более чем одного ответа, учет основан на каждом выбранном варианте.

Из методов специфической профилактики о наличии астигматических линз известно 144 студентам из всех опрошенных – 44,58%.

Мы проанализировали частоту обращения студентами врача-офтальмолога. Из всех опрошенных 49 студентов посещаю специалиста раз в пол года – 15,17%  180 человек - раз в год 55,13% . 7,12% - 23 человека-раз в два года. 21,98% - 71 человек - реже чем раз в два года. При этом 223 студента отмечают у себя снижение остроты зрения – 69,04%.

Так же мы включили в свою анкету вопросы, которые косвенно указывают на наличие у студентов астигматизма.  Среди всех опрошенных на вопрос о возникновении жалоб астеноптического характера при чтении, работе за компьютером или просмотре телевизора положительно ответили  220 человек, что составляет  68,11%.  В тесте со звездой Сименса у 151 студента – 46,75%  граница четкой линии видимости лучей не представляет ли собой окружность.  У 28,17% -  91 студента  под определенным углом видимое становится четче. 

Вывод. Проведенное нами анкетирование в первую очередь касается общих аспектов нарушения зрения: во-первых, мы выделили преобладание среди  всех опрошенных доли людей с недетализированной патологией зрения над здоровыми. Это в очередной раз подчеркивает актуальность темы нашего исследования  – зрение большинства студентов уязвлено, патология прочно укоренилась в популяции и требуется принять необходимые меры для исправления ситуации.  Неутешительны также данные о диспансеризации: большая часть студентов не посещает врачей-офтальмологов и не контролирует течение своего заболевания. Для решения данной проблемы необходимо проведение санитарно-просветительской работы среди студентов: например организация семинаров, посвещенных данной теме, а так же сознание наглядных пособий в виде плакатов и постерных сессий. Так же целесообразно введение обязательного ежегодного осмотра офтальмолога: мы советуем обратить внимание на то, что окулист не входит в перечень специалистов, осмотр которых требуется для получения санитарной книжки или медицинского осмотра. Соответственно посещение офтальмолога остается на усмотрение студента, который в силу своей загруженности, разумеется, пренебрегает данным фактом.[6]Так же возможна организация специального однодневного проекта  по аналогии с тестированием на ВИЧ, проводимым на базе университета. Проект заключался бы в бесплатной экспресс-проверке зрения и консультации офтальмолога среди всех желающих. Таким образом студенты бы не затрачивали время на получение талона и ожидание приема, и за короткое время бы получали информацию о состоянии своего зрения.

Опасения вызывает так же тот факт, что большая доля опрошенных студентов не занимается профилактикой аметропий, не выполняет глазной гимнастики и не соблюдает режим работы и отдыха. Профилактика астигматизма состоит в рациональном распределении зрительных нагрузок, их чередовании со специальными упражнениями для глаз и физической активностью, предотвращение травм и воспалений роговицы.[7]Большое число студентов отмечает неэффективность проводимых профилактических мероприятий. Это может быть связано с недостаточной информированностью о том, как именно нужно совершать те или иные действия, направленные на предупреждение развития патологии зрения.

Для решения данных проблем мы предлагаем введение  одно-двухминутной гимнастики для глаз как обязательный элемент завершения лекций или практических занятий. Это не окажет существенного влияния на течение учебного процесса, а возможно даже и возымеет положительный эффект – даже краткая смена деятельности повышает внимание и работоспособность. Данное мероприятие, для лучшей организации, требует участия преподавательского состава или назначение специальной должности ответственного за гимнастику студента, наряду со старостой группы или потока, под руководством которого и будет проводиться данный вид профилактики аметропий. Кроме того, студенты, заинтересованные в состоянии своего здоровья, будут обучены правильным профилактическим мерам и смогут внести их в свою жизнь.[6]

Помимо общих данных, наше исследование касается проблемы астигматизма, что не было отмечено в схожих исследованиях: значительная часть научных статей, обозревающих эту проблему, посвящено именно миопии, поскольку она занимает лидирующую позицию. Вопрос о распространенности астигматизма среди студентов же остается не раскрытым. На основании нашего исследования, проведенного обзорно, без детального выявления заболевания, уже можно сделать вывод о наличии доли от популяции студентов 1-6 курса ЮУГМУ с недиагностированным астигматизмом.  При несвоевременном лечении астигматизма может развиться резкое снижение остроты зрения, амблиопия, косоглазие, о чем не известно многим молодым людям. Процент потенциально больных неоднороден на разных курсах, но можно проследить некоторую динамику ухудшения состояния здоровья популяции от курса к курсу, что прямо доказывает теорию ненормированных зрительных нагрузок. [2]

Проблема нарушения зрения у студентов стоит остро в различных учебных заведениях. Своим исследованием мы бы хотели привлечь внимание к данной проблеме, найти пути ее решения. Зрение даёт людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Каждому из нас должно понимать, как это важно — оберегать и сохранять своё зрение и именно поэтому нельзя оставлять данные вопросы без должного внимания.

Библиографический список:

1. Аветисов С.Э. Оптическая коррекция зрения. / С.Э. Аветисов, Ю.З. Розенблюм - М.: Медицин, 1981. – C.90.
2. Апрелев А.Е. Частота миопии и функциональные показатели органа зрения у студентов медицинского вуза / А.Е Апрелев, Н.П. Сетко, Р.В. Коршунова // Практическая медицина. - 2017. – № 21.- С. 21-24<
3. Безкоровайная И. М. Состояние зрительных функций у студентов медицинского вуза / И.М. Безкоровайная // Вестник проблем биологии и медицины. Том 1. – 2013 – № 104. - С.108-110.
4. Егоров Е.А. Офтальмофармакология. / Е.А. Егоров, Ю.С.Астахов, Т.В. Ставицкая. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА- 2004. – С.464.
5. Журавлева Е.В. Динамика изменения зрения у студентов Нижегородской государственной медицинской академии из различных регионов в течение учебного года/ Е.В. Журавлева. Д.И. Рыжаков, Т.Е. Потемина, В.А. Журавлев // МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ Офтальмология – 2009 – №3 - С.130-132
6. Кайыржанова Н.Б. Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей / Н.Б. Кайыржанова, А.О. Мысаев, К.А. Тлеубаев, А.К Ахметов // Наука и Здравоохранение - 2016. - №2.- С. 129-138.
7. Козина Е. В. Состояние остроты зрения и рефракции глаз у студентов медицинского вуза / Е.В. Козина, В.И Поспелов, В.Т. Гололобов,В.И. Лазаренко,П.М. Балашов, И.А. Кох, Т.Ф. Кочетова, Д.С Каскаева // Сибирское медицинское обозрение - 2015. - №3. - С. 88-92.
8. Копаевой В.Г. Глазные болезни: учебник / В.Г. Копаева. - М: Медицина - 2002. – С.560
9. Мошетова Л.К. Офтальмология: Клинические рекомендации. / Л.К. Мошетова, А.П. Нестерова, Е.А. Егорова. - ГЭОТАР-МЕДИА – 2006. – С.219-223.




Рецензии:

9.12.2018, 19:07 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью Л. М. Якуповой, А. С. Сажиной, О. В. Авилова «Астигматизм у студентов 1-6 курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета» Представленная статья «Астигматизм у студентов 1-6 курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета» посвящена актуальным вопросам: выявлению из числа студентов лиц с миопией, осложненной астигматизмом, а также субъектов, находящихся в группе риска п данной патологии; оценке уровня их информированности о заболевании и наличии данного осложнения; оценке динамики функции органа зрения и степени контроля заболевания. Общеизвестно, что нарушение клинической рефракции глаза, при котором в одном в одном органе зрения сочетаются разные виды или разные степени одного вида клинической рефракции, именуется астигматизмом (Н. В. Корсакова и соавт., 2013). На текущий момент 30% населения планеты страдает астигматизмом от 0,75D и выше, который приводит к ощутимому снижению остроты зрения, аккомодационной астенопии, жалобам на пониженную остроту зрения, быстрое утомление при зрительной нагрузке, диплопии, головные боли, боли в области глаз (Ш. Гутман, 2009; C. S. Kee, 2013). Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: аннотации на русском и английском языках; ключевых слов; УДК; актуальности вопроса; цели работы; раздела, содержащего описание материалов и методов исследования; раздела, посвященного полученным результатам исследования; выводов; библиографического списка, включающего 9 источников специальной литературы на русском языке. Материал, представленный в статье, изложен автором последовательно, логично. В тоже время к представленной публикации имеется ряд замечаний. 1. Поверхностно представлен раздел «Материалы и методы исследования» НЕ представлены вопросы анкеты. Отсутствуют ссылки на источники специальной литературы, которыми авторы пользовались при ее разработке. 2. Вывод весьма громоздкий и фактически содержит обсуждение полученных результатов. Считаю, что обсуждения следует перенести в раздел «Результаты» изменив его название на «Результаты и их обсуждение». 3. Ссылки по тексту на источники информации, приведенные в библиографическом списке, должны быть оформлены в точном соответствии с заявленными правилами электронного журнала «SCI&#61485;ARTICLE.RU». 4. В библиографическом списке отсутствует иностранная литература, в связи с чем нельзя считать, что авторы в полной мере владеют современным уровнем знаний по представляемому вопросу. На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья Л. М. Якуповой, А. С. Сажиной, О. В. Авилова «Астигматизм у студентов 1-6 курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета» соответствует профилю электронного журнала «SCI-ARTICLE.RU», однако нуждается в определенной доработке, после чего может быть рекомендована к публикации. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова 09 декабря 2018 года



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх